Скачать 92.59 Kb.
|
Конспект урока математики в 6 классе на тему «Пропорции в природе и искусстве» Цели и задачи урока:
Оборудование и наглядность к уроку:
ХОД УРОКА
Что такое пропорция? Дети: Равенство двух отношений называют пропорцией. Как записывают пропорцию с помощью букв? a : b = c : d или a/b = c/d, все члены не равны 0. Современная запись с помощью двоеточия и знака равенства, введена в 1693 г. Немецким математиком Лейбницем. (На слайде портрет). С помощью пропорции и его основного свойства вы умеете по трем известным членам находить четвертый. С такими задачами вы встретитесь в дальнейшем на уроках физики, геометрии, биологии, химии и др.предметах. Но давайте рассмотрим это понятие шире. Что означает слово «пропорция»? Ученики: Слово «пропорция» происходит от латинского слова, означающего соразмерность, определенное соотношение частей между собой. Пропорция в таком смысле часто встречается в природе, применяется в искусстве, в частности, в живописи, архитектуре и музыке и отождествляется с понятиями красивого, правильного и гармоничного изображения. Итак, запишите тему урока: «Пропорция в природе и искусстве». Девиз урока: «Красота – это высшая целесообразность».
Какой участок выберете? Почему? Ответ: Красивее, соразмернее. А экономически вы не проиграли выбрав участок 2? Подсчитаем, какой длины нужна будет изгородь для каждого из этих участков? У доски 3 ученика. Р1 = (60 + 10) х 2 = 140 м Р2 = (30 + 20) х 2 = 100 м Р3 = (40 + 15) х 2 = 110 м Вывод: Участок №2 имеет меньший периметр, требует меньших материальных затарат, значит, экономически выигрышный. А давайте подсчитаем отношение ширины к длине у выбранного нами участка. 20 : 30 = 0,66 Вывод: Выбранный прямоугольный участок с отношением сторон, равным 0,66 не только красив, но и целесообразен с точки зрения экономичности. Вот таков и девиз нашего урока.
Опять число, близкое к 0,6… Случайно ли это? Такое отношение имеют переплеты большинства книг и многие другие предметы, окружающие нас в жизни., имеющие форму прямоугольника, потому что такой прямоугольник красив и целесообразен. А давайте посмотрим на репродукции картин известных русских художников. В каждой из этих картин художник главный образ помещает не в центр, а чуть-чуть смещает от центра. Точно также фотограф главный образ не ставит в середину. И образ делит композиционный отрезок на две части, которые не равны по величине, а одна часть чуть больше другой. Случайно? Нет. Художники во всех случаях пользовались так называемым «золотым» сечением отрезка.
Геометрическое построение «З.С» осуществляется так, как показано на слайде. Х – точка золотого сечения. Пусть АВ=8. Чему получились равными отношения длин отрезков? 0,6 Число G=0,617 – «gold» (золото) Итак, золотым сечением называют деление отрезка, при котором g=0,6
Во как описано действие пентаграммы в трагедии И.В.Гете, немецкого писателя, на сатану в произведении «Фауст».
Учитель: Мефистофель – сатана в образе пуделя входит в кабинет к доктору Фаусту. 1 ученик (Фауст): Прощай, располагай собой Ступай. В твоем распоряжении Окно, и дверь, и дымоход. 2 ученик (Мефистофель): Я в некотором затрудненье. Мне выйти в сени не дает Фигура под дверною рамой. 1 ученик (Фауст): Ты испугался пентограммы? Каким же образом тогда Вошел ты через порог сюда? 2 ученик (Мефистофель): Всмотритесь. Этот знак начертан плохо. Наружный угол вытянут в длину. И оставляет ход, загнувшись с краю. Учитель: Почему не может выйти сатана? Потому что видит охранный знак, который отпугивает злого, недоброго сатану.
Оказывается диагонали выпуклого пятиугольника, образующие звезду делят друг друга в отношении «Золотого» сечения. Точное построение пентаграммы – дело тонкое и сложное. Чем характерна эта фигура? Ее можно изобразить, не отрывая карандаша от бумаги. (Учитель на интерактивной доске рисует пентаграмму)
Дети рисуют в тетради.
Сядьте прямо, спина прямая, ноги опираются на пол, плечи распрямите. 16.Релаксация. Сейчас на несколько минут мы отправимся в древний мир, средние века и посмотрим как использовали художники и скульпторы пропорции при создании своих шедевров. (На экране - виртуальная экскурсия в Интернете). Сопровождать вас будет великолепная музыкальная композиция.
17. Итак, почему нашему глазу приятнее один прямоугольник, предмет более, чем другой? Больше привлекают те, в которых присутствует золотое сечение? Оказывается наш глаз устроен так, что поле зрения 1 глаза 60°/90° = 2/3 = 0,6 – по горизонтали обеих глаз, по вертикали (см.слайд) 125/180. А у птиц по-другому. (Слайд) Опять красота – это высшая целесообразность. Физкульминутка. Закройте глаза на миг – и кругом чернота, никаких красок. Это очень тяжело и страшно. Поэтому зрение надо беречь. Сегодня много работали, глаза кустали, давайте отдохнем. Поле зрения проверим. Влево, вправо, вверх, вниз. Мысленно опишем окружность, звезду (по рисунку на слайде) 18.Итоги урока. Что вы сегодня узнали на уроке? Ответ: что такое золотое сечение, пентаграмма. Я думаю, что эти знания о золотой пропорции вам пригодятся в жизни, например, при разбивке цветочных клумб, окраске стен, построении цветочной клумбы в виде звезды. (Слайд) Но самое главное – на уроке вы поняли, что нужно научиться наблюдать. Тогда в решениях современных дизайнеров, в созданиях художников и композиторов всегда сможете найти какую-нибудь математическую закономерность. Предмет исследования математики нереален. «Сущность математики не в формулах и числах, а в тех процессах мышления, при помощи которых получаются формулы»,- говорил академик Ермаков. Благодарю за работу, на память подарю звездочки, пусть они берегут вас от всего плохого, как в древние века, дают вам силу и здоровье, душевное спокойствие, как древним грекам, светят и украшают вашу жизнь, как звезды на елках, Кремле. Вы сегодня настоящие герои – обладатели звезды, как награды. |
Конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих... План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | Конспект урока. Организационная информация План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | ||
Конспект урока математики на тему: «Число и цифра 8» Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека | Конспект урока математики на тему: «Состав числа 8» Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека | ||
Разработка урока математики по теме "Пропорция" Образовательная: выработка у обучающихся умения составлять новые пропорции, решать уравнения, имеющие вид пропорции | Конспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | ||
Тема нашего урока: Огношения. Пропорции. На этом уроке мы закрепим... Цель занятия: Продолжить формирование умений составлять пропорции и вычислять неизвестный член пропорции | Тема урока «Нахождение дроби от числа» План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | ||
Конспект по математике. Класс 4 «В». Тема: устные и письменные действия... План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | Конспект урока по изо в 8 классе на тему: «Ландшафтный дизайн» Хохломы; формировать умение выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета; развивать воображение,... | ||
Конспект открытого урока математики во 2 классе ... | Конспект урока по математике в 6 классе «Пропорции, отношения. Золотое сечение» Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование | ||
Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Реферат по геометрии Тема: «Золотое сечение пропорции» Вопрос о математических предпосылках прекрасного, о роли математики в искусстве волновал еще древних греков, причем свой интерес... | ||
Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!" План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | Конспект занятия по теме: «Питание в походе» План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... |