Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/11
Дата публикации06.03.2014
Размер1.01 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Министерство образования и науки Самарской области
Департамент образования администрации городского округа Самара

Железнодорожный район

Публичный доклад
директора муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения лицея «Классический»


городского округа Самара



2012 год

Публичный доклад

директора МБОУ лицея «Классический»

г. о. Самара


Общая характеристика учреждения и условий его функционирования
Адрес: 443030 Самарская область, город Самара, улица Владимирская, 37\5

Директор: Титов Александр Ефимович

Телефон: 8(846) 241-35-32

Факс: 241-82-22

E-mail: klassiclicey@yandex.ru
Краткая информация об истории лицея

В 2011 году лицею исполняется 21 год.

1991 - 1999 гг. – Медицинский коллеж (руководитель Мурашов Сергей Борисович)

1999 - 2003 гг. – Медицинский лицей (с 1999г. и по настоящее время руководитель Титов Александр Ефимович)

С 2004г. – лицей «Классический».

О лицее

Лицей располагается в здании, расположенном на улице Владимирская. С 2004 года Медицинский лицей был реорганизован в лицей «Классический» в связи с объединением с МОУ СОШ № 75. Биография школы тесно связана с Железнодорожным районом: многие ее воспитанники до сих пор живут здесь, приводят сюда своих внуков, правнуков. Вот и сегодня - воспитанники лицея и школы обучаются вместе. И это нас очень радует: лицей знают, ему доверяют.

Здесь обучаются учащиеся 5-7 общеобразовательных классов и 8-11 профильных классов. Созданы предметные кабинеты. Работает психолого-педагогическая служба, штаб совета старшеклассников. Функционирует буфет, библиотека, спортивный зал.


О наших воспитанниках



Ступени обучения

Кол-во классов

кол-во профильных классов

2011-2012 уч.год

Начало

2012-2013

5- 9 классы

5

2

123

122

10- 11 классы

3

3

84

69

Всего по лицею

8

5

207

299





В 2011- 2012 учебном году закончили лицей:

- с золотой медалью – 2 выпускника

- с серебряной медалью – 2 выпускника
На 13.09.12 г. в лицее обучаются _____ учащийся 5-11 классов, из них:

113 девочек, 86 мальчиков;

Общее количество работников - 31 человек, из них педагогических работников - 17 человек
Кадровый потенциал


  • укомплектованность кадров – 100%;

  • имеют квалификационные категории – 60 % педагогов;

  • реализуют современные образовательные технологии - 80 % педагогов.

Педагогические работники:

Всего

Высшая квалификационная категория

I квалификационная категория

II квалификационная категория

19

10

1

3

Итого: % от общего числа педагогических работников

40%

10%

10%


Руководящие работники:

Всего

Высшая квалификационная категория

I квалификационная категория

4

1

3

Итого: % от общего числа руководящих работников

50%

50%


Отличительной стороной коллектива является активное участие в школьных, муниципальных мероприятиях (в творческих и профессиональных конкурсах; ежегодные публикации материалов учебно - методического содержания. Второй год лицей является площадкой для подготовки учащихся города к участию в олимпиаде по биологии.
Повышение квалификации педагогических работников

Количество штатных педагогов (88% от общего числа), прошедших повышение квалификации за последние 5 лет - 16 человек (95%).
Преподаватели ежегодно посещают курсы повышения квалификации работников образования, являются слушателями и участниками семинаров, конференций разных уровней.

Итоги повышения квалификации педагогическими работниками за 2011-2012 уч.год:

№ п/п

ФИО

предмет, должность

место прохождения

дата прохождения

кол-во часов



Кирсанова Татьяна Афанасьевна

Учитель математики

ЦРО

18.10.11 – 13.03.12

72 часа



Кржичковская Ольга Александровна

Учитель музыки

СИПКРО

23.01-27.01.2012

36 часов

СИПКРО

13.02-17.02.2012

36 часов



Кузьменко Николай Сергеевич

Учитель ОБЖ

СИПКРО

03-07.10.2011

36 часов



Савватеева Елена Валентиновна

Учитель английского языка

ФГБОУ ВПО ПГСГА

7.11-12.11.2011

36 часов

СИПКРО

16.04-20.04.2012

36 часов



Богданова Галина Викторовна

Учитель английского языка

СИПКРО

16.04-20.04.2012

36 часов



Басаргина Ольга Борисовна

Учитель русского языка и литературы

СИПКРО

17.10-21.10.2011

36 часов

СИПКРО

10.01-14.01. 2012

36 часов

СИПКРО

23.01 – 27.02.2012

36 часов



Севастьянова Светлана Владимировна

Учитель химии

МГУ им. М.В.Ломоносова

РХТУ им. Д.И.Менделеева

МГОУ

01-08.2011

70 часов



Чалова Елена Ивановна

Учитель географии

СИПКРО

7.11.-8.11.2011

36 часов



Зубова Анна Анатольевна

Заместитель директора по УВР

ЦРО

1.10.2011-31.05.2012

140

часов


Информация по уровню образования (основной состав):


Всего

Высшее

Незаконченное высшее

Среднее специальное

Среднее

Общее кол-во

В том числе кандидаты и доктора наук

19

18

-

-

1

-


Информация по стажу работы:


1-3 года

4-5 лет

6-10 лет

11-15 лет

16-20 лет

21-25 лет

26 и более

2

-

3

2

2

3

7


По состоянию на 1 сентября 2012 г. в лицее: 40 % педагогов имеют высшую категорию,

3 учителя является победителем ПНПО: Марникова Т.В. в 2007г., Панарина Г.В., Севастьянова С.В. в 2009г.

8 преподавателей имеют государственные и отраслевые награды МОиН РФ, а именно:

3 - награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ»: Титов А.Е., Марникова Т.В.,Севастьянова С.В.;

5 - Почетными грамотами МОиН РФ: Костромская Т.Т., Марникова Т.В., Севастьянова С.В., Хмарова Т.И., Панарина Г.В.;

2 - имеют медаль «Ветеран труда»: Усенко В.И., Костромская Т.Т.,

Кузьменко Н.С. имеет Орден Красной Звезды, Медаль «Ветеран вооруженных сил СССР»,

Усенко В.И. является заслуженным врачом РФ.

Многие учителя имеют грамоты, благодарности письма районного, городского, областного уровней.


Образовательная политика

Миссия образовательного учреждения
Создание условий для оказания образовательных услуг с приоритетом естественнонаучного профиля для формирования у учащихся лицея ключевых компетенций, ориентированных на:

  • овладение приемами самооценки и форм самообразования при освоении профессиональных образовательных программ,

  • гражданско - патриотическое самоопределение личности и адаптацию ее к жизни в обществе,

  • формирование физического, психического и духовно-нравственного здоровья,

  • интеграцию личности в мировую культуру.


Основные приоритеты
- обеспечение оптимального функционирования образовательного учреждения для качественного освоения учащимися базового и профильного стандартов содержания образования

- обновление качества образования в соответствии с требованиями современного общества, создание условий социального самоопределения школьников в здоровьесберегающем пространстве

- реализация принципа государственно-общественного управления лицеем.
Цель учебно-воспитательной работы на 2011 -2012 учебный год:

Создание условий для оказания образовательных услуг с приоритетом естественно-научного профиля для формирования у учащихся лицея ключевых компетенций, ориентированных на:

  • овладение приемами самооценки и форм самообразования при освоении профессиональных образовательных программ,

  • гражданско - патриотическое самоопределение личности и адаптацию ее к жизни в обществе,

  • формирование физического, психического и духовно-нравственного здоровья,

  • интеграцию личности в мировую культуру.


Основные направления деятельности


    1. Совершенствование образовательного процесса


- участие в региональном эксперименте по организации профильного обучения, а именно формирование и внедрение в практику индивидуальных учебных планов в 10-11 классах

- внедрение информационно-коммуникационной технологии в образовательный процесс

(информационные, образовательные ресурсы Интернет, коммуникационные и поисковые

услуги; использование мультимедийных средств обучения);

- подготовка учителей к широкому применению ИКТ в образовательно- воспитательном

процессе и формированию функциональной информационной грамотности обучающихся;

- совершенствование педагогических технологий (самостоятельной, познавательной

деятельности учащихся, дискуссий, круглых столов, обзорных лекций;

творческие работы учащихся; проектная деятельность) с целью дальнейшего развития

предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;

- совершенствование методической работы и ее психологическое сопровождение

- участие учителей в семинарах и круглых столах, курсовой подготовке;

- кадровая обеспеченность образовательного npoцесса;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения.


    1. Совершенствование воспитательного процесса


- формирование внешней воспитанности учащихся;

- совершенствование лицейского самоуправления

- развитие системы дополнительного образования, как фактора, формирующего
общую культуру воспитанника.
Система оценки качества
Состав администрации
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Зубова Анна Анатольевна

Заместитель директора по воспитательной работе – Потапенков Евгений Михайлович

Заместитель директора по хозяйственной части – Афанасьева Лидия Андреевна

Заместитель директора по охране труда и безопасности – Усенко Валентин Иосифович
           Органы самоуправления
Управление Лицеем строится на принципах единоначалия и самоуправления. Основными формами самоуправления являются Попечительский Совет Лицея, Общее собрание трудового коллектива и Педагогический совет. Главная задача, которая стоит перед Попечительским советом - оказать реальное влияние на решение проблем улучшения жизнедеятельности лицея. Непосредственное общение руководства лицея с родителями по проблемам обучения и воспитания детей стало традиционным и позволяет своевременно скорректировать планы и начинания, сверить позиции и выбрать дальнейшую стратегию развития.


Система управления
Лицей «Классический» – это:

эффективность управления, совершенствование его организационной структуры, представляющей совокупность управленческих институтов, связанных друг с другом отношениями, координацией и взаимодействием:

  • директор и его заместители,

  • члены педагогического совета,

  • руководители лицейских методических кафедр,

  • совет старшеклассников

позитивная роль общественной составляющей управления:

  • попечительского совета, в состав которого входят представители родителей (законных представителей), которая предполагает следующие функции:

    • участие в определении приоритетных направлений основного и дополнительного образования;

    • моральное и материальное стимулирование участников образовательного процесса;

    • укрепление материально-технической базы лицея.


В целях усиления материальной заинтересованности учителей общеобразовательных учреждений в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей создано Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических сотрудников от 03.10.2008г., которое обеспечивает реализацию постановления Правительства Самарской области от 27.07.2007г. № 118 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 01.06.2006г. № 60 «О проведении в 2006г. эксперимента по апробации новых механизмов оплаты труда работников ГОУ Самарской области и МОУ» согласно Регламенту распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ГОУ Самарской области и МОУ, утвержденному приказом Министерства образования и науки Самарской области от 14.07.2008г. № 113-од.

Основные критерии,

используемые для оценки результативности деятельности

учителей для распределения стимулирующей части


Основание

для выплат

Критерии

Кол-во баллов


1. Достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения


  1. Средний балл оценки уровня учебных достижений по предмету выше среднего по лицею

  2. Средний балл оценки уровня учебных достижений по предмету имеет позитивную динамику

  3. Отсутствие неуспевающих выпускников ступени основного общего образования по результатам независимой итоговой аттестации

  4. Отсутствие неуспевающих выпускников ступени среднего (полного) общего образования по результатам ЕГЭ

  5. Средний балл по предмету по результатам независимой итоговой аттестации выпускников ступени основного общего образования выше среднего балла по региону

  6. Средний балл по предмету по результатам независимой итоговой аттестации выпускников ступени среднего (полного) общего образования выше среднего балла по региону

  7. Доля выпускников, выбирающих форму сдачи экзамена в виде ЕГЭ, в классах, в которых преподаёт учитель составляет:

- не менее 50 % -70 % (биология, химия)

- не менее 10 % (история, обществознание, иностранный язык, физика, информатика)

  1. Наличие выпускников, получивших по предмету на итоговой аттестации в форме ЕГЭ, в классах, в которых преподаёт учитель (за каждого ученика)

80 баллов

90 и более баллов



0,5

1


1

2


1

2
1

2
3

4



2. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам


1. Участие учителей в научных конференциях, фестивалях, открытых уроках, в национальных проектах, конкурсах разных уровней:

- на уровне образовательного учреждения;

- на уровне муниципального образования;

- на региональном уровне;

- на российском, международном уровне;

2. Наличие публикации, разработок и авторских методик учителей – предметников на уровнях:

- образовательного учреждения;

- муниципального образования;

- региональном;

- российском и международном.

3. Участие учащихся в олимпиадах по предмету, в чтениях и конференциях по предмету разных уровней
Лицейско-гимназический

Участие (факт участия в одном виде)

призер

победитель
Муниципальный

Участие (факт участия в одном виде)

призер

победитель
Региональный

Участие (факт участия в одном виде)

призер

победитель

Всероссийский

Участие (факт участия в одном виде)

призер

победитель
Международный

Участие (факт участия в одном виде)

призер

победитель
4. Участие учащихся в соревнованиях, конкурсах, фестивалях разных уровней

Районный

Участие (факт участия в одном виде)

призер

победитель
Муниципальный

Участие (факт участия в одном виде)

призер

победитель
Региональный

Участие (факт участия в одном виде)

призер

победитель
Всероссийский

Участие (факт участия в одном виде)

призер

победитель
Международный

Участие (факт участия в одном виде)

призер

победитель
5. Наличие социально значимых проектов

6. Наличие публикации работ обучающихся в периодических изданиях, сборниках не зависимо от уровня за каждую работу



1

2

3

4


1

2

3

4
1

2

3

2

3

4

3

4

5


4

5

6

5

6

7

0,5

1

2

1

2

3

2

3

4

3

4

5

4

5

6

3


2

3. Позитивные результаты организационно- воспитательной деятельности классного руководителя

  1. Пропуски учащимися уроков без уважительной причины

снижение пропусков

отсутствие пропусков

  1. Создание нового ученического коллектива;

  2. Работа классного руководителя в выпускных классах

  3. Реализация программы ЗОЖ

  4. Патриотическое воспитание учащихся

  5. Участие в общелицейских мероприятиях

  6. Проведение открытых внеклассных мероприятий

  7. Самостоятельная подготовка и проведение общелицейского мероприятия (за каждое мероприятие)

  8. Участие во внеклассных мероприятиях

- районных

- городских

- Всероссийских

  1. Проведение экскурсий в пределах области

  2. Проведение экскурсий за пределами области

  3. Посещение театра с учащимися

  4. Профилактическая работа с учащимися

  5. Участие в субботнике

  6. Другие формы работы





0,5

1

1
2
1-3

1-3

1-3

1-3
1-3

2

1

2

3
1-3
1-3

1-3
1-3

1-3

1-3


4. Позитивные результаты внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий

  1. Использование информационных технологий и ТСО в учебном процессе составляет более 10% учебного времени

  2. Использование внешних ресурсов в учебно-воспитательном процессе





3

3


5. Участие педагогических работников в общественной жизни ОУ

1. Постоянные поручения:

-председатель профкома;

-члены комиссии по распределению стимулирующего фонда;

-члены профкома;

-другое.


3

1

1

1

1

Финансово-экономическая деятельность
2011- 2012 учебный год - 21-й учебный год в истории нашего учебного заведения.

1. Участие лицея в реализации программ модернизации образования. Это:

* введение новой системы оплаты труда работников системы общего образования

* развитие региональной системы оценки качества образования

* обеспечение условий для получения качественного общего образования

* расширение общественного участия в управлении образованием

2. Предпрофильная и профильная подготовка в условиях нового базисного учебного плана: 2004 г.

3. Выборы и деятельность Попечительского совета

Основные направления административно хозяйственной деятельности лицея:

  1. Организация физической охраны лицея;

  2. Организация инженерно-технического оборудования лицея;

  3. Профилактическая деятельность.

Цель административно-хозяйственной деятельности на 2011-2012 уч. год: Обеспечение безопасного функционирования образовательного учреждения в течение всего года.

Задачи административно-хозяйственной деятельности на 2011-2012 уч. год:

  1. Контроль и обеспечение объекта и его территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;

  2. осуществлений пожарного надзора и принятия своевременных мер по недопущению пожара и его ликвидации;

  3. осуществление пропускного, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;

  4. защита персонала и обучающихся от насильственных действий в лицее и на его территории;


Охрана образовательного учреждения в 2011-2012 учебном году осуществлялась путем привлечения сил частного охранного предприятия «Славяне» и сторожей лицея.

Руководствуясь предписаниями государственной « ОГПН » граждан РФ на 2006/2010 годы», в лицее составлен план профилактических мероприятий по устранению нарушений в МОУ лицее «Классическом», предписанными различными организациями. Постоянно действующая работа со сторонними организациями (Водоканал, Гор. электрические сети, Теплосети, коммунальные службы и другими организации) имели положительные результаты.

В 2011-2012 учебном году были проведены ремонтные работы в лицее:

Холл 1 и 2 этажа

Кабинет № 12, 13, 20, 7, административные кабинеты, спортивный зал

Приобретено: 2 интерактивных доски, 2 мультимедийных проектора, школьные доски в кабинеты № 13, 23, 5, 7; доски белые ученические – 12 шт. Мебель в кабинет № 20, 7.

Помощь в улучшении материально-технического состояния для поддержания процесса обучения на современном уровне оказывают родители воспитанников лицея.

В 2011-2011 учебном году удовлетворительно работали и функционировали службы ГБР, охрана труда выполнение всех норм обеспечение контроль - пропускного режима.

В этом учебном году постоянно осуществлялась связь с правоохранительными органами УВД Железнодорожного района.

В целом поставленные задачи можно считать решенными, цели достигнутыми.
Финансирование лицея в 2011 – 2012 году складывалось из бюджетных и внебюджетных средств.

Бюджетное финансирование составило: 8950 тыс.руб

Нормативы на одного ученика:

2 ступень общеобразовательные классы – 15603 руб

2ст. лицейские классы – 19819 руб

3 ст. лицейские классы – 23783 руб

Надомное обучение – 60089 руб.

Платные образовательные услуги в 2011-2012 уч.году не оказывались.

Направления расходования бюджетных средств: заработная плата, начисления на заработную плату, коммунальные платежи, ремонтные работы, услуги на содержание имущества, приобретение основных средств и материальных запасов.

Доля ФОТ учителей – 54,8%.

ОТЧЕТ
о финансово-хозяйственной деятельности
за 2011 год

Организационная структура МБОУ лицея «Классический» г.о. Самара.
По организационно-правовой форме Лицей является муниципальным учреждением, юридическим лицом, некоммерческой организацией, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, типовым положением об общеобразовательном учреждении, иными федеральными, региональными, местными и локальными нормативными актами. Лицей имеет обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде. Лицей имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в Управлении Федерального казначейства, печать, бланки и штампы установленного образца.

Учредителем Лицея является Департамент образования администрации городского округа Самары.

Финансирование деятельности Лицея осуществляется за счет:

  • средств бюджетов различного уровня;

  • добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.

Основные данные по получаемому бюджетному финансированию и основных направлениям использования этих средств отражены в сведениях о кассовом исполнении бюджета.
Сведения об источниках получения средств учреждением

за 2011 год.

Тыс. руб.

Наименование показателей


строки

Фактически про-финансировано

1

2

3

Объем финансирования – всего (сумма строк 02, 03)

01

9 355

Текущее бюджетное финансирование

02

8 950

Внебюджетные источники финансирования – всего (сумма строк 04 - 08)

03

405

в том числе:
остаток средств на начало отчетного периода

04

1

доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг

05

 

доходы от производственной деятельности

06

 

благотворительные средства

07

 

другие внебюджетные источники

08

405

Остаток внебюджетных средств на конец отчетного периода

09

0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск