Опыт работы.
| Тема: «Ознакомление младших дошкольников с животным миром».
| План работы:
Теоретическая часть:
Актуальность.
Практическая часть.
Цель, задачи.
Входная диагностика.
Формы и методы работы.
Работа с семьёй.
Итоговая диагностика.
Сравнительный результат входящей и итоговой диагностик.
Выводы.
Список используемой литературы. Приложение:
Перспективный план.
Конспекты занятий:
«В гостях у бабушки в деревне»; «Знакомимся с кошкой и её котятами»; «Знакомимся с обитателями леса».
Фотоматериалы.
Презентация.
Я буду, так вводит малышей
в окружающий мир, чтобы они
каждый день открывали в нём
что – то новое, чтобы каждый
шаг был путешествием к истокам
мышления и речи, чтобы каждый
шаг познания облагораживал
сердце и закалял волю.
В. А. Сухомлинский.
1. На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является обесценивание таких нравственных качеств, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.
Причина этого – серьёзные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведшие к социальному расслоению, снижению качества жизни достаточно большой части населения, что и повлияло на учащение вспышек негативизма, агрессии, жестокости. Негативные тенденции, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребёнка, в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т. е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения. Я считаю, что формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.
Психолого – педагогическими исследованиями доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого являются природа.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это роль их в биосфере огромна. «Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других лекарственных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно – просветительных и эстетических целях». От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественно – научных знаний.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта реализуется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой – одна из составных частей этого процесса – предлагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой.
Я не только знакомлю ребят с животными, но и учу относиться к ним бережно и внимательно. Побуждаю у детей с младшего возраста интерес и любовь к животным. Это необходимо для формирования правильного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).
Я считаю, что тема моей педагогической работы актуальна для детей младшего возраста, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. По моему мнению, живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
2. 2.1.Целью моей работы является – ознакомление младших дошкольников с животным миром. Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы: а) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения); б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
в) приносимая польза.
При ознакомлении младших дошкольников с животным миром в соответствии с программой я ставлю перед собой три воспитательные задачи:
1) формирование представлений о животных,
2) развитие эмоционально – положительного отношения к ним,
3)воспитание нравственного поведения в природе.
2.2. Приступая, к работе по ознакомлению младших дошкольников с животным миром я решила выяснить, что ребята уже знают.
Для этого я использовала задания, направленные на выявление уровня сформированности знаний о мире природы Т. А. Серебряковой. Я провела диагностическую работу в первой младшей группе. Возраст детей от двух до трех лет. Диагностическая работа состояла из следующих заданий:
Задание «Путаница».
Цель: выяснить знания детей о строении животных (собаки).
Материал: разрезная картинка с изображением собаки; состоящая из двух частей – голова, туловище – хвост.
Игровая задача: сложить картинку и назвать части тела собаки.
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно называет части тела собаки.
1 балл – средний уровень – ребёнок с помощью взрослого составляет картинку, и называет части тела собаки.
0 баллов – низкий уровень – ребёнок не справляется с заданием (ему не помогают советы взрослого).
Задание «Дикие и домашние животные».
Цель: выявить уровень знаний детей о домашних и диких животных.
Материал: мешочек; картинки с изображением диких животных - заяц, медведь; домашних - кошка, собака.
Игровая задача: достать из мешочка картинку, назвать, кто изображён.
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребёнок самостоятельно называет изображенное на картинке животное.
1 балл – средний уровень – ребенок с помощью взрослого называет изображённое животное.
0 баллов – низкий уровень – ребёнок затрудняется в названии животного.
Сводная карта входной диагностики детей (первая младшая группа). Ноябрь 2008 год.
№
| Фамилия имя ребёнка
| Задание «Пута -ница»
| Задание «Дикие и домашние живот -ные»
| Средний
балл
| 1.
| Барцев А.
| 0
| 0
| 0
| 2.
| Баскаков Д.
| о
| 0
| 0
| 3.
| Галкина В.
| 1
| 1
| 1
| 4.
| Груздев Н.
| 2
| 2
| 2
| 5.
| Долинина К.
| 1
| 1
| 1
| 6.
| Иголкин В.
| 0
| 0
| 0
| 7.
| Крепышева А.
| 1
| 1
| 1
| 8.
| Курочкин Р.
| 2
| 2
| 2
| 9.
| Лелина Д.
| 0
| 1
| 0,5
| 10
| Макаров В.
| 1
| 1
| 1
| 11.
| Михальчук Д.
| 1
| 2
| 1,5
| 12.
| Москвичев М.
| 1
| 0
| 0,5
| 13.
| Новиков К.
| 1
| 1
| 1
| 14
| Подмазов Я.
| 0
| 1
| 0,5
| 15.
| Смирнова Т.
| 1
| 1
| 1
| 16
| Соколовский Д.
| 1
| 1
| 1
| 17
| Спирина Ю.
| 2
| 2
| 2
| 18
| Тощёва Л.
| 0
| 1
| 0,5
| 19
| Хухрянский Ж.
| 1
| 2
| 1,5
| 20
| Чистякова Ж.
| 0
| 1
| 0,5
| 21
| Шапкина Д.
| 1
| 1
| 1
|
Диаграмма входной диагностики детей в первой младшей группе – ноябрь 2008 год.
По итогам входной диагностики
(ноябрь 2008года):
с высоким уровнем – 15 % детей;
со средним уровнем – 47% детей;
с низким уровнем – 38% детей.
2.3. Знакомство с животным миром проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время – все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы.
В своей педагогической работе для решения задач по ознакомлению с животным миром я использую следующие методы и формы работы:
Наглядные методы:
1)наблюдения;
2)рассматривание картин.
2. Словесные методы:
1) рассказ воспитателя;
2) беседа;
3) чтение художественной литературы;
4) использование потешек, загадок.
3. Практический метод.
1) дидактические игры.
1. 1) Правильно организованные наблюдения учат ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Я считаю, что именно на основе наблюдений рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения.
Наблюдение – важнейший метод познания животного мира, характеризуется следующими особенностями:
а) его можно организовать в обстановке, естественной для животного, где оно ведёт себя свободно;
б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного;
в) оно способствует непосредственному общению с животным (покормить, погладить, поиграть).
Особый интерес для дошкольников представляет жизнь млекопитающих. Различные представители этого класса (кошка, собака и др.) довольно легко идут на общение: разрешают себя гладить, берут из рук пищу – тем самым вызывают интерес и эмоциональный отклик у ребёнка. В моей педагогической работе наблюдения за домашними животными происходят во время прогулок, а также в обстановке, естественной для животного (наблюдения за котёнком, кошкой, собакой, коровой). Во время наблюдений я вижу, как проявляются эмоциональные реакции детей. Я даю детям возможность высказаться, а затем интересным вопросом привлекаю их к наблюдению. Наблюдения в младшем возрасте вызывают эмоционально – положительную реакцию ребёнка, его интерес к животному, желание общаться с ним. На это я нацеливаю свои высказывания: «Посмотрите, какой симпатичный котёнок, пушистый…», или «Кто это такой пушистый, мохнатый, словно меховой шарик? Щенок!»
Во время наблюдения я задаю детям вопросы, уточняющие и обогащающие представления детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки).
Учитывая особенности возраста, я иногда задаю детям наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Ушки у кошки большие или маленькие?», «Вот здесь, в миске, я приготовила всё, что любит кошка. Скажите, что она ест?»
Я стараюсь связать новое с тем, что дети уже знают: «Расскажите о своей кошке», «Как мы позовём кошку?», «Как зовут твою собаку?», «Любишь ли ты её?», «Как ты ухаживаешь за ней?» и др.
Малыши очень быстро утомляются, поэтому стараюсь не затягивать наблюдения длинными объяснениями. Я обобщаю высказывания детей короткой образной фразой: «Кошка белая, пушистая, любит молоко, ловит мышей» и др.
Представления, накопленные, в результате наблюдений обогащают знания детей о животном мире.
2)Знакомя детей с животным миром, я использую разнообразный иллюстративно – наглядный материал: дидактические картины, сюжетные, репродукции с художественных картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть животных, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений. Например, с дикими зверями детей младшего возраста можно познакомить лишь через картины. Так, для знакомства детей с зайцем я использую картину «Зайцы в зимнем лесу», лисой – картину «Лиса» и др.
Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. Мною сделана следующая подборка картин: «Дикие звери», «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой».
Предметные картины я использую для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления.
Так, после наблюдения за кошкой с котятами я провожу рассматривание соответствующей картины. Я учу детей узнавать кошку с котятами на картине. Видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т. д.). Организуя рассматривание сюжетной картины, я использую детский опыт, близкий содержанию картины. Например, задаю такие вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шёрстка у кошки? У котят? Какого цвета шёрстка у кошки, которая живёт в вашем доме? Чем заняты котята? Слышали ли вы, как ходят котята? Почему они ходят тихо, неслышно?».
С помощью иллюстративно – наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей. Большое значение имеет иллюстративно – наглядный материал в формировании эстетического восприятия животного мира, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.
2.При ознакомлении детей с животным миром я использую рассказ, беседу, чтение художественной литературы, загадки, потешки. 1)Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя. Я считаю, что правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений детей. Рассказы можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки, во время рассматривания иллюстративного материала. К рассказу я предъявляю следующие требования:
а) содержание должно быть достоверно, соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном;
б) материал необходимо излагать доступно для детей младшего возраста;
в) в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособлении к условиям жизни.
2)В своей педагогической работе я использую два вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительную беседу я использую перед наблюдением. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Я считаю, что эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей. Беседа – это итог проведённой с ними работы. Поэтому я ставлю перед собой задачу – накопления у детей представлений через наблюдения, игры, чтение художественной литературы, рассказы. Беседовать можно только о том, о чём есть у ребят конкретные представления. К своей беседе я предъявляю следующие требования:
а) вопросы в беседе предлагаются всей группе, так как в них заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми;
б) вопросы должны быть ясными по содержанию, точными и краткими;
в) в каждом вопросе должна содержаться одна мысль;
г) во время беседы нужно заботиться о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, а не повторяли готовые;
д) во время беседы необходимо использовать наглядный материал, который помогает детям восстановить знания.
Так, во время беседы о диких животных я использую серии картин «Дикие животные».
3) Художественная литература при ознакомлении детей с животным миром используется мной, прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребёнка, но и на его чувства. Чтение художественной литературы помогает мне обогащать детей знаниями, искать ответы на многие вопросы.
Для слушания книги детей первой младшей группы я разбиваю на подгруппы, а во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед началом чтения я готовлю необходимый иллюстративно – наглядный материал. Я считаю, что малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала. Я использую неоднократное повторение чтения художественного произведения. Во время чтения я слежу за восприятием детей. В случае ослабления внимания сразу же привлекаю детей вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации.
В своей педагогической работе я использую рассказы Евгения Чарушина «Курочка», «Утка», «Кошка», «Собака», «Корова», «Коза», «Петушок с семьёй», а так же рассказы Э. Шим «Петух и наседка», «Я домой пришла», Г. Балл « Желтячок» и другие. Для ознакомления детей с дикими животными использую рассказы Т. Александрова «Медвежонок Бурик», В. Бианки
« Купание медвежат», «Мишка – башка»,
А. Н. Толстой «Ёж», «Лиса» и т. д.
4) Ещё я использую загадки, потешки, небольшие стихи. Образный язык их помогает выделить особенности животного, усилить эстетическое восприятие. Так, во время наблюдения с помощью загадок, потешек, стишков возникают эмоциональные реакции детей. Загадки я использую перед началом непосредственного наблюдения. Например: « Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт» или «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» и др. Дети очень любят такие потешки, как «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – рябушечка…», «Кисонька – мурысенька» и др.
3. Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. В своей работе по ознакомлению младших дошкольников с животным миром я использую настольно – печатные игры. Настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно – действенного мышления детей младшего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания о животном мире в практических действиях с их изображением на картинках. Мною изготовлены следующие настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Дикие животные», «Найди маму», «Кто живёт в лесу?», «домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие. Цель этих игр – закрепление знаний о диких животных, домашних животных и птицах, их детёнышах.
В своей работе я использую куб. Я прошу ребёнка найти и показать собаку, кошку, корову, изображенных на разных сторонах куба. Ребёнок поворачивает кубик, рассматривает, находит то, что нужно, радуется, когда узнает.
2.4.Именно в детском саду я имею возможность целенаправленно формировать такое нравственное качество, как заботливость, отслеживать динамику изменений в нравственной сфере дошкольников. И помимо этого взаимодействовать с их родителями, что позволяет выявить особенности проявления ребёнком заботы к объектам природы в семье. Осуществляя, работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными: во многих домах держат собак, кошек, рыб и др.
Для этого я даю родителям рекомендации по использованию в условиях семьи художественной литературы природоведческого содержания, по организации совместно с взрослыми совместных наблюдений, игр. Давались практические советы по уходу за животными, их содержанию дома, организации живого уголка.
Кроме того, я советовала родителям не забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным. В целях педагогического просвещения родителей в уголок для родителей были помещена следующая информация: «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка», « Правила поведения по отношению к животным», «Если дома есть животное». Была создана папка – передвижка «Животные – наши друзья», организована выставка книг природоведческого содержания. Для родителей был оформлен стенд «Наши четвероногие друзья». Для его оформления использовались фотоматериалы наблюдения детей за животными в детском саду.
2.5. В конце проделанной педагогической работы я решила провести итоговую диагностику.
Сводная карта итоговой диагностики детей (вторая младшая группа). Ноябрь 2009 год.
№
| Фамилия имя ребёнка
| Задание «Пута -ница»
| Задание «Дикие и домашние живот -ные»
| Средний
балл
| 1.
| Барцев А.
| 1
| 1
| 1
| 2.
| Баскаков Д.
| о
| 0
| 0
| 3.
| Галкина В.
| 1
| 1
| 1
| 4.
| Груздев Н.
| 2
| 2
| 2
| 5.
| Долинина К.
| 1
| 1
| 1
| 6.
| Иголкин В.
| 1
| 1
| 1
| 7.
| Крепышева А.
| 1
| 1
| 1
| 8.
| Курочкин Р.
| 2
| 2
| 2
| 9.
| Лелина Д.
| 1
| 1
| 1
| 10
| Макаров В.
| 2
| 2
| 2
| 11.
| Михальчук Д.
| 2
| 2
| 2
| 12.
| Москвичев М.
| 1
| 1
| 1
| 13.
| Новиков К.
| 2
| 2
| 2
| 14
| Подмазов Я.
| 1
| 1
| 1
| 15.
| Смирнова Т.
| 1
| 1
| 1
| 16
| Соколовский Д.
| 1
| 1
| 1
| 17
| Спирина Ю.
| 2
| 2
| 2
| 18
| Тощёва Л.
| 1
| 1
| 1
| 19
| Хухрянский Ж.
| 2
| 2
| 2
| 20
| Чистякова Ж.
| 1
| 1
| 1
| 21
| Шапкина Д.
| 2
| 2
| 2
| Диаграмма итоговой диагностики детей во второй младшей группе – ноябрь 2009 год.
По результатам итоговой диагностики
(ноябрь 2009 года):
с высоким уровнем – 38 % детей;
со средним уровнем – 58% детей;
с низким уровнем – 4% детей.
Сравнительные результаты входящей и итоговой диагностик.
2.7. Моя работа по ознакомлению младших дошкольников с животным миром дала неплохие результаты. Количество детей с высоким уровнем развития выросло на 23%, со средним – на 11%. Количество детей с низким уровнем развития уменьшилось на 34%.
В результате проделанной работы у детей существенно изменилось отношение к животным. Дети начали понимать, что такое нравственное поведение в природе, что такое заботливость, по отношению к кому они могут её проявить и как это следует сделать. У детей сформировались следующие качества:
интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни и повадках;
осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;
желание ухаживать за живым существом;
эмоциональность восприятия и общения с животным. Рассматривая, перспективы развития данной темы я определила на будущее следующие задачи: - формирование эмоционального отношения детей к животному миру;
- формирование представления детей о заботливости;
- проявления заботливого отношения к окружающему.
3.Список используемой литературы:
Е.И.Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», - М.: Просвещение, 1988.
2. Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева,
Е.Ф. Терентьева «Методика ознакомления детей с природой в детском саду», - М.: Просвещение, 1991.
3. Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцева «Как знакомить дошкольников с природой», - М.: Просвещение, 1983.
4. Р.С. Буре, Г.Н. Година, А. Д. Шатова «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», - М.: Просвещение, 1989.
5. М. В. Лучич «Прогулки с детьми в природу», - М.: Просвещение, 1991.
6. Т.А. Серебрякова «Методические рекомендации к изучению уровня сформированности основ экологической культуры детей дошкольного возраста», - Н.Новгород, 2006.
7. В.Е. Гирусов .Система «общество – природа», - М., 1994.
8. И.В. Корганова «Воспитание субъективно – этического отношения к природе у детей», - М., 2002.
9. А. Прокопова. Статья: «Формирование заботливого отношения к природе», - Дошкольное воспитание № 8 2009.
10. Д. С. Лихачёв «экология – проблема нравственная», - Наше наследие, 1991. |