Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования





Скачать 50.87 Kb.
НазваниеТехнология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования
Дата публикации28.06.2014
Размер50.87 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.А. Подкопаева
Московский областной музыкально-педагогический колледж

(г. Егорьевск)
В современном обществе понятие «непрерывное образование» с каждым годом приобретает различную трактовку. Если раньше оно рассматривалось как ликвидация неграмотности взрослых, механизм повышения квалификации и т.д., то в настоящее время непрерывное образование чаще означает преемственность в работе образовательных учреждений разного уровня, а также самообразование.

В эпоху всеобщей компьютеризации и информатизации можно предложить и более узкий подход в педагогическом образовании – это «преемственность музыкальных инструментов». Будущие учителя музыки, приходя сегодня обучаться в музыкально-педагогические колледжи, имеют возможность продолжить свою музыкальную подготовку не на фортепиано, в классе которого они обучались в музыкальных школах и студиях, а в классе современного цифрового инструмента – клавишного синтезатора. Таким образом, студенты могут совмещать обучение игре на фортепиано как основном музыкальном инструменте с обучением игре на клавишном синтезаторе в рамках дополнительного инструмента или инструмента по выбору. Также у будущего учителя есть право выбора: при поступлении в колледж ему могут предложить цифровой музыкальный инструмент в качестве основного (вместо фортепиано) независимо от того, был ли опыт игры на нём до поступления.

Преемственность таких музыкальных инструментов как синтезатор и фортепиано наиболее возможна, т.к. они по внешнему виду очень похожи за счёт наличия клавиатуры и её расположения. Но огромный выбор на современном рынке различных моделей цифровых инструментов заставляет музыкантов овладевать техникой игры именно на синтезаторе.

В чём преимущество клавишного синтезатора перед фортепиано?

Возьмём для сравнения некоторые виды профессиональной деятельности, связанные с игрой на инструменте, которыми должен овладеть учитель музыки.

ФОРТЕПИАНО

КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР

Аккомпанирование

Необходимо решать исполнительс-кие задачи путём точного прочтения текста, преодолевая технические трудности.

Достаточно включить функцию автоаккомпанемента и исполнить произведение в заданном стиле по буквенному обозначению аккордов. Наличие секвенсера даёт возможность заранее записать фонограмму.

Транспонирование

Необходимо знание основных аппликатурных принципов гамм, аккордов, арпеджио и быстро переносить фактурные и гармонические особенности в другую тональность, упрощать музыкальный материал.

Достаточно включить функцию Transpose и задать нужную тональность путем нажатия на одну кнопку, а затем исполнить музыкальное произведение в той тональности, в которой произведение написано изначально.

Игра в ансамбле

Возможность игры только с использованием имеющихся в кабинете музыки инструментов (а их количество и качественные характеристики зачастую ограни-чены и не соответствуют требова-ниям учителя музыки).

Синтезатор – многотембровый инструмент (не менее 100 тембров), разностилевой (не менее 100 стилей), многофункцио-нальный.


Творческое музицирование

Необходимо не только подбирать на слух знакомые мелодии, но и гармонизовать их, создавать аккомпанемент, изменяя фактуру, ритмическую основу сопровож-дения.

Подобрать желаемую мелодию, гармонизовать и исполнить с использованием готового автоак-компанемента в заданном стиле или в режиме Split (разделение клавиатуры) с использованием двух, трёх тембров. Возможность импровизации в режиме «минус один» и т.д.

Попадая в класс клавишного синтезатора на первом курсе колледжа, студент получает знания по теории музыки, сведения об устройстве клавишного синтезатора, способах игры на электронном инструменте и многое другое. Поэтому преподавателю, обучающего игре на этом инструменте, приходится быть, по словам Г.Г.Нейгауза, «и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта …» [2, 149].

Постепенно включаясь в активную работу по восприятию, осмыслению, запоминанию новой музыкальной информации, студент из урока в урок переходит на новый этап своего развития. Во время изучения нового материала, знакомства с новым музыкальным репертуаром он начинает анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать свои результаты с предыдущими и настоящими. Таким образом, основные операции мышления, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение, выступают в процессе обучения игре на инструменте обязательным условием для развития музыкального мышления студента. Но в данном случае эти мыслительные операции рассматриваются не так, как в понятийном мышлении, «поскольку в основе интонирования лежит иная, невербальная, наглядно-образная форма мышления» [1, 55]. Следовательно, «основным методом интонационного мышления, в отличие от понятийного, является не логическое умозаключение, а построение, смена, трансформация и обновление наглядных образов» [там же].

В процессе создания электронных аранжировок у каждого обучающегося складывается свой «стиль» музыкального мышления. Перенесение своих знаний на практику является важным моментом в работе мышления человека. Уместно упомянуть известную формулу Г.М. Цыпина: «мышление суть знания в действии» [3, 134]. Поэтому результатом музыкального мышления можно считать «продукт», рождаемый в процессе творческого поиска. «Продуктом» может быть как оригинальная аранжировка музыки с ясной и выстроенной формой, тембрально оформленными частями произведения, ритмически завершёнными фразами, так и грамотная работа над звуком (корректировка на предмет балансировки звучания между голосами, нахождение звука в пространстве и т.д.). Чем ярче и выразительнее с помощью применения возможностей наличного электронного инструмента представлен художественный образ в произведении, тем с большей уверенностью можно говорить об уровне развития музыкального мышления студента.

На уроке используются такие формы работы как анализ нотного текста студентом с последующим составлением «проекта аранжировки», исполнительство студентом на синтезаторе, чтение с листа музыкальных произведений, игра в ансамбле с преподавателем, запись в память инструмента (секвенсер), работа со звуком и др. А такие методы педагогического исследования, как наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование должны использоваться постоянно в работе с будущими учителями музыки. Это поможет преподавателю, обучающего игре на клавишном синтезаторе, корректировать работу студента, направлять его творческую инициативу на достижение определённых результатов, как в классе, так и концертной деятельности.

П. Ван Хауве писал: «…дети, которые ныне приходят в первый класс школы мыслят, воспринимают, рассуждают совершенно иначе, чем дети их возраста пятьдесят, сто и более лет назад». Поэтому педагог, работающий в общеообразовательной школе должен постигать новые технологии и идти «в ногу со временем».

Библиографический список

  1. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. – Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с.

  2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. – М.: Музыка, 1988. – 240 с., портр., ил., нот.

  3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconМетодический бюллетень технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп) разработана в конце XX века в США. Известна в России с 1997...
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconТехнология развития критического мышления как эффективное средство...
Бходимым звеном для осваивания медицинских профессий. Перед учителем ставится задача преодоления такого непростого периода как подготовка...
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: Информационно – коммуникативная технология, технология развития критического мышления, технология коммуникативно – диалоговой...
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconУрок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие...
Показать на практике методы работы с начинающей маленькой ученицей на занятиях по классу фортепиано, способствующие развитию музыкального...
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования icon1. Нормативно-правовое обеспечение развития системы
Санкт-Петербурге, направленная на апробацию различных подходов к развитию непрерывного экологического образования в городе. Ее первым...
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconУрок по теме «Многообразие насекомых. Отряд Перепончатокрылые.»
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные...
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология модульного обучения, технология развития критического мышления, эвристический метод, прогнозирование, проблемный метод,...
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные...
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconРабочая программа дисциплины «Политические партии в политическом процессе»
...
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconДостижение
Краевой семинар «Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» (12. 10. 2012)
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconКласс 5 Тема
План – конспект урока технологии (использована педагогическая технология «Теория развития критического мышления»)
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной...
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самигуллин г. Х., к биол н., доцент,ректор Института непрерывного педагогического образования (инпо)
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования icon­­­Технология развития критического мышления учащихся
Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия (по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconИнновационные процессы в системе непрерывного педагогического образования
...
Технология развития музыкального мышления в процессе непрерывного педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока разработан в рамках работы дистанционной методической лаборатории «Современные образовательные технологии: технология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск