Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия





Скачать 212.98 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия
Дата публикации21.01.2015
Размер212.98 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Химия > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ НЕФТЕХИМИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 02.00.13 Нефтехимия

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/ С.А. Паничев /

«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры органической и экологической химии

«______»_____________2011 г., протокол №

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 11 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/ С.А. Паничев /

«______»___________ 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ

«______»_____________2011 г., протокол №
Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/ И.Н. Глухих /

«______»_____________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры______________________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра органической и экологической химии



Паничев С.А.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ НЕФТЕХИМИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 02.00.13 Нефтехимия

очной и заочной форм обучения


Тюменский государственный университет

2011
Паничев С.А. Актуальные проблемы и задачи нефтехимии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 02.00.13 Нефтехимия. Тюмень, 2011, 11 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Актуальные проблемы и задачи нефтехимии. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой органической и экологической химии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой органической и экологической химии, д.п.н., профессор С.А. Паничев



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Паничев С.А., 2011.


  1. Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: изучение истории развития, современного состояния и перспективных направлений теоретической нефтехимии и промышленной практики химической переработки нефтяного сырья, что необходимо для эффективного освоения основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 02.00.13 Нефтехимия и подготовки кандидатской диссертации.

Задачи дисциплины: освоение аспирантами следующих вопросов:

  • история развития нефтехимии и ее современное состояние, роль и значение нефтехимии в современной технической цивилизации;

  • теоретические и методологические проблемы современной нефтехимии;

  • перспективные направления развития нефтехимии и промышленной переработки нефтяного сырья;

  • экологические проблемы нефтепереработки.




    1. Место дисциплины в структуре ОПППО

Дисциплина «Актуальные проблемы и задачи нефтехимии» относится к циклу специальных дисциплин отрасли науки и научной специальности.

Для успешного освоения данной дисциплины обучающиеся должны владеть теоретическими представлениями в области строения и реакционной способности органических веществ и иметь практические навыки в области органического синтеза.

Освоение дисциплины «Актуальные проблемы и задачи нефтехимии» необходимо для выполнения диссертационного исследования.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общие компетенции

  • использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имение навыков работы с компьютером как средством управления информацией.

Профессиональные компетенции

  • понимание сущности и социальной значимости профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности — нефтехимию;

  • владение теоретическими основами нефтехимии;

  • владение навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования нефтяного сырья и нефтепродуктов;

  • представление об основных химических, физических и технических аспектах нефтехимического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат, а также экологических проблем.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать: историю развития нефтехимии, роль и значение нефтехимии в современной технической цивилизации, теоретические основы нефтехимии (строение и реакционная способность органических молекул, механизмы нефтехимических реакций, основы органического анализа), основные принципы организации промышленной переработки нефтяного сырья.

    Уметь: собирать и анализировать научную, технологическую и статистическую информацию; планировать научные исследования в области нефтехимии, обрабатывать экспериментальные данные, подготавливать к публикации статьи и тезисы докладов.

    Владеть: современными методами экспериментальных исследований в области нефтехимии, методами математической статистики и математического моделирования, информационными технологиями, в т.ч. методами работы с компьютером и электронными базами данных.



  1. Трудоемкость дисциплины.

    Дисциплина преподается в 5 семестре (3 г/о). Форма промежуточной аттестации — экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 час.



  2. Тематический план.

    Таблица 1

    Тематический план





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Формы контроля

    лекции

    семинарские занятия

    лабораторные занятия

    самостоятельная работа



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1

    Исторический очерк развития нефтехимии

    16

    4





    12

    Опрос

    2

    Современное состояние нефтехимии и нефтехимической промышленности

    68

    12

    4



    52

    Доклад на семинаре

    Опрос

    3

    Экологические проблемы нефтепереработки

    18

    4

    2



    12

    Опрос

    4

    Перспективы развития нефтехимии

    42

    14

    4



    24

    Контрольная работа

    Опрос



    Итого:

    144

    34

    10



    100




Таблица 2

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

    1

    Исторический очерк развития нефтехимии

Работа с литературой, источниками


Письменный опрос (тест)

    12

    2

    Современное состояние нефтехимии и нефтехимической промышленности

Работа с литературой, источниками

    Доклад на семинаре




Письменный опрос (тест)

    52

    3

    Экологические проблемы нефтепереработки

Работа с литературой, источниками

Письменный опрос (тест)

    12

    4

    Перспективы развития нефтехимии

Работа с литературой, источниками

    Доклад на семинаре

Письменный опрос (тест)

    24




ИТОГО:







    100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1

Подготовка диссертации

+

+

+

+




  1. Содержание дисциплины

Тема 1. Исторический очерк развития нефтехимии

Нефть и ее практическое использование. Первые методы переработки нефти (прямая перегонка, ректификация и др.), основные нефтепродукты.

Начало химической переработки нефтяного сырья. Процессы крекинга и пиролиза, производство моторных топлив. Методы получения основных полупродуктов (ацетилен, этилен и другие олефины, бензол и другие арены).

Развитие современных каталитических технологий алкилирования, окисления, полимеризации, метатезиса и др.). Исследование механизмов нефтехимических реакций.

Развитие экспериментальных методов исследования и анализа в нефтехимии.

Тема 2. Современное состояние нефтехимии и нефтехимической промышленности

Запасы и качество нефтяного сырья. Методы первичной переработки нефти и подготовки нефтяного сырья для химической переработки.

Основные направления химической переработки нефтяных углеводородов: пиролиз и крекинг, окисление, дегидрирование, галогенирование, аминирование, метатезис, карбонилирование и карбоксилирование. Основные типы продуктов и полупродуктов: высокооктановый бензин, другие моторные топлива, масла и смазки, олефины и арены, спирты, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты и их производные (ангидриды, сложные эфиры, нитрилы, амиды), мономеры для синтеза полимерных и композитных материалов.

Новые каталитические процессы в нефтехимии. Гетерогенный катализ, гомогенный металлокомплекный катализ, межфазный катализ.

Основные теоретические проблемы нефтехимии: методы установления детальных механизмов нефтехимических реакций, методы повышения селективности, проведение нефтехимических реакций в экстремальных условиях, повышение эффективности катализаторов и каталитических систем.

Основные проблемы нефтехимической промышленности: качество сырья и методы его подготовки, энергоемкость, отходы производства.

Тема 3. Экологические проблемы нефтепереработки

Нефть и нефтепродукты как загрязнители окружающей среды: основные источники загрязнений, поведение компонентов загрязнений (алканы, арены, ПАУ и др.) в природных условиях, токсичность.

Методы химического анализа нефтяных загрязнений и мониторинга.

Методы охраны окружающей среды в промышленной нефтехимии.

Тема 4. Перспективы развития нефтехимии

Новые методы добычи и очистки нефтяного сырья. Выделение узких фракций углеводородов, в т.ч. нормальных алканов. Тонкая очистка от воды, смол, серо- и азот-содержащих компонентов.

Разработка новых методов исследования механизмов нефтехимических реакций и способов их регулирования (методы ЯМР, ЭПР, изотопных меток, радиоактивных индикаторов и др.).

Разработка новых высокоселективных катализаторов и каталитических систем (цеолиты, полиметаллические гетерогенные нанесенные катализаторы, гетерогенные металлокомплексные катализаторы, межфазные переносчики, мицеллообразователи, ферменты и др.).

Разработка новых технологических вариантов проведения нефтехимических реакций (мембранный катализ, надкритические растворители, плазменные реакторы и др.).

Разработка безотходных комбинированных производств.


  1. Планы семинарских занятий.

Тема 2. Современное состояние нефтехимии и нефтехимической промышленности (4 час.). Основные направления химической переработки нефтяных углеводородов: пиролиз и крекинг, окисление, дегидрирование, галогенирование, аминирование, метатезис, карбонилирование и карбоксилирование. Новые каталитические процессы в нефтехимии: гетерогенный катализ, гомогенный металлокомплекный катализ, межфазный катализ. Основные теоретические проблемы нефтехимии: методы установления детальных механизмов нефтехимических реакций, методы повышения селективности, проведение нефтехимических реакций в экстремальных условиях, повышение эффективности катализаторов и каталитических систем.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислить основные направления химической переработки нефтяного сырья.

2. Перечислить основные продукты современной нефтехимии, области их применения и примерные объемы производства.

3. Привести примеры катализаторов и каталитических систем, широко используемых в нефтехимии, охарактеризовать их с точки зрения активности, селективности, термической стабильности, регенерации.

4. Перечислить способы проведения химических процессов в промышленной нефтехимии (технология, тип реактора, условия).

5. Сформулировать основные теоретические проблемы нефтехимии.

6. Сформулировать основные технологические проблемы нефтехимии.

Тема 3. Экологические проблемы нефтепереработки (2 час.). Нефть и нефтепродукты как загрязнители окружающей среды: основные источники загрязнений, поведение компонентов загрязнений (алканы, арены, ПАУ и др.) в природных условиях, токсичность. Методы химического анализа нефтяных загрязнений и мониторинга.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислить основные компоненты нефти и нефтепродуктов, а также отходов нефтехимических производств, которые являются опасными загрязнителями окружающей среды, охарактеризовать их с точки зрения токсичности.

2. Охарактеризовать основные экспериментальные методы химического анализа нефтяных загрязнений с точки зрения их чувствительности, точности, избирательности.

3. Указать основные методы борьбы с нефтяными загрязнениями природных сред (воздух, вода, почвы).

Тема 4. Перспективы развития нефтехимии (4 час.). Разработка новых методов исследования механизмов нефтехимических реакций и способов их регулирования (методы ЯМР, ЭПР, изотопных меток, радиоактивных индикаторов и др.). Разработка новых высокоселективных катализаторов и каталитических систем (цеолиты, полиметаллические гетерогенные нанесенные катализаторы, гетерогенные металлокомплексные катализаторы, межфазные переносчики, мицеллообразователи, ферменты и др.). Разработка новых технологических вариантов проведения нефтехимических реакций (мембранный катализ, надкритические растворители, плазменные реакторы и др.).

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислить перспективные направления химической переработки нефтяного сырья, охарактеризовать их отличия, по сравнению с существующими.

2. Указать перспективные способы регулирования нефтехимических процессов и повышения их эффективности.

3. Привести примеры перспективных катализаторов и каталитических систем, охарактеризовать их отличия, по сравнению с существующими с точки зрения активности, селективности, термической стабильности, регенерации.

4. Перечислить новые прогрессивные технологии нефтехимии, отличающиеся большей эффективностью и экологической безопасностью, по сравнению с существующими.


  1. Темы лабораторных работ. (Лабораторный практикум)

Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен


  1. Примерная тематика курсовых работ.

Курсовые работы учебным планом не предусмотрены


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Основным принципом организации самостоятельной работы является комплексный подход, направленный на стимулирование у аспирантов следующих видов деятельности по получению компетенций:

  • репродуктивнойвыполнение заданий по образцу с целью закрепления теоретических знаний, формирования умений и навыков (прочтение, просмотр, конспектирование, прослушивание, запоминание; ответы на вопросы для самопроверки; повторение учебного материала, решение типовых задач);

  • реконструктивной – выполнение заданий с обязательным преобразованием информации (подготовка к аудиторным занятиям, тематическим дискуссиям; подготовка сообщений, докладов и выступлений на семинарских занятиях; подбор литературы; выполнение контрольных работ; решение практических задач);

  • творческой – отбор и критический анализ информации (написание рефератов, докладов; участие в научно-исследовательской работе, выполнение специальных творческих заданий; подготовка проектов и слайдовых презентаций).




Виды СРС

Формы контроля СРС

Работа с учебной и методической литературой, электронными источниками данных (списки рекомендованной литературы в разделе 11)

Проверка и анализ конспектов лекций и учебной литературы

Письменные опросы (тесты) и контрольные работы

Доклады в виде презентаций на семинарских занятиях


Подготовка к семинарским занятиям (тематика в разделе 6)

Заслушивание и обсуждение устных, докладов, сообщений, выступлений

Ответы на контрольные вопросы (список в разделе 6)


Перечень контрольных вопросов для экзамена

  1. Основные исторические этапы развития нефтехимии. Их краткая характеристика в аспекте теории и промышленной практики.

  2. Запасы и качество нефтяного сырья.

  3. Методы первичной переработки нефти и подготовки нефтяного сырья для химической переработки.

  4. Основные направления химической переработки нефтяных углеводородов (пиролиз и крекинг, окисление, дегидрирование, галогенирование, аминирование, метатезис, карбонилирование и карбоксилирование).

  5. Основные типы продуктов и полупродуктов: высокооктановый бензин, другие моторные топлива, масла и смазки, олефины и арены, спирты, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты и их производные (ангидриды, сложные эфиры, нитрилы, амиды), мономеры для синтеза полимерных и композитных материалов.

  6. Новые каталитические процессы в нефтехимии. Гетерогенный катализ, гомогенный металлокомплекный катализ, межфазный катализ.

  7. Основные теоретические проблемы нефтехимии: методы установления детальных механизмов нефтехимических реакций, методы повышения селективности, проведение нефтехимических реакций в экстремальных условиях, повышение эффективности катализаторов и каталитических систем.

  8. Основные проблемы нефтехимической промышленности: качество сырья и методы его подготовки, энергоемкость, отходы производства.

  9. Нефть и нефтепродукты как загрязнители окружающей среды: основные источники загрязнений, поведение компонентов загрязнений (алканы, арены, ПАУ и др.) в природных условиях, токсичность.

  10. Методы химического анализа нефтяных загрязнений и мониторинга.

  11. Новые методы добычи и очистки нефтяного сырья. Выделение узких фракций углеводородов, в т.ч. нормальных алканов. Тонкая очистка от воды, смол, серо- и азот-содержащих компонентов.

  12. Разработка новых методов исследования механизмов нефтехимических реакций и способов их регулирования (методы ЯМР, ЭПР, изотопных меток, радиоактивных индикаторов и др.).

  13. Разработка новых высокоселективных катализаторов и каталитических систем (цеолиты, полиметаллические гетерогенные нанесенные катализаторы, гетерогенные металлокомплексные катализаторы, межфазные переносчики, мицеллообразователи, ферменты и др.).

  14. Разработка новых технологических вариантов проведения нефтехимических реакций (мембранный катализ, надкритические растворители, плазменные реакторы и др.).

Примерная тематика контрольных работ и опросов

1. Мировые запасы нефтяного сырья; виды и объемы

2. Проблемы подготовки и очистки нефтяного сырья

3. Контроль качества нефтяного сырья

4. Основные полупродукты: алканы, алкены, ацетилен, арены

5. Каталитические системы для нефтехимических реакций

6. Новое в процессах пиролиза и крекинга

7. Новое в процессах ароматизации

8. Новое в процессах парциального окисления

9. Экологические проблемы промышленной нефтехимии

10. Энергосберегающие технологии в нефтехимии

Критерии оценки СРС:

  1. качество освоения учебного материала (умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач);

  2. проработанность всех аспектов задания, оформление материала в соответствии с требованиями, соблюдение установленных сроков представления работы на проверку;

  3. степень самостоятельности, творческой активности, инициативности студентов, наличие элементов новизны в процессе выполнения заданий.

Итоги СРС подводятся во время контрольных недель, сроки которых определяются графиком учебного процесса.

  1. Образовательные технологии.

    Виды учебной работы

    Образовательные технологии

    Аудиторные

    занятия

    а) Чтение лекций (мультимедийные и видео-демонстрации, письменное тестирование по пройденному материалу (4 теста по 10 вопросов в каждом).

    б) Проведение семинарских занятий (углубленное рассмотрение учебного материала, групповое обсуждение и анализ проблем, мультимедийные демонстрации, заслушивание и обсуждение устных докладов, сообщений, выступлений, встречи с преподавателями других дисциплин).

    в) Интерактивные технологии (групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций).

    г) Модульно-рейтинговая технология контроля успеваемости.

    Самостоятельная работа

    а) Изучение учебной и методической литературы, т.ч. поиск информации в электронных сетях и базах данных, подготовка презентаций.

    б) Подготовка к контрольным работам

    в) Подготовка выступлений на семинарах (с использованием мультимедийных презентаций)

  2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

11.1. Основная литература:

1. Рябов В.В. Химия нефти и газа. М.: Форум, 2009.

2. Ола Д.А., Гепперт А., Пракаш С. Метанол и энергетика будущего: когда закончатся нефть и газ. Пер. с англ. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

3. Беккер Ю. Хроматография: инструментальная аналитика: методы хроматографии и капиллярного электрофореза. М.: Техносфера , 2009.

4. Смит В.А., Дильман А.Д. Основы современного органического синтеза. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
11.2. Дополнительная литература:

1. Паничев С.А., Паничева Л.П. Органический катализ. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 2007.

2. Соромотин А.В. Воздействие добычи нефти на таежные экосистемы Западной Сибири. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 2010.

3. Алымов В.Т., Тарасова Н.П. Техногенный риск: Анализ и оценка. М.: ИКЦ Академкнига, 2004.

4. Тетельмин В.В. Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе: М.: Интеллект, 2009.

11.3. Периодические издания:

1. Вестник Омского университета.

2. Вестник Томского университета.

3. Вестник ТюмГУ.

4. Известия ВУЗов. Химия и химическая технология.

5. Известия РАН. Серия химическая.

6. Экологическая химия.
11.4. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

www.e-library.ru

www.chem.msu.su/rus/program

www.mirnefti.ru

www.neftekhimiya.ips.ac.ru

www.chemindustry.ru


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

50 % лекций и семинарских занятий обеспечены мультимедийными презентациями и видеофильмами. Для чтения лекций и проведения семинарских занятий необходимо наличие аудиторий, оснащенных мультимедийной техникой (компьютер, проектор и др.).

Для самостоятельной работы аспирантов необходим доступ в компьютерный класс, имеющий выход в Интернет.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 13 Нефтехимия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск