Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия)





Скачать 198.01 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия)
Дата публикации25.03.2015
Размер198.01 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Химия > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

БИОХИМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности (03.01.04 Биохимия)

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Кыров Д.Н./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных «24»мая 2011 г. Протокол № 11.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 9 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Соловьев В.С./

«26»мая 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Биологического департамента ИМЕНИТ

«30»мая 2011 г. Протокол №2

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В.

«30»мая 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.

2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

кафедра анатомии и физиологии человека и животных



Кыров Д.Н.

БИОХИМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.01.04 Биохимия

Тюменский государственный университет

2011

Кыров Д.Н. Биохимическая адаптация Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.04 Биохимия. Тюмень, 2011, 9 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биохимическая адаптация [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев В.С., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Кыров Д.Н., 2011.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:


  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель: Изучение основы адаптации метаболических процессов на молекулярном уровне.

Задачи: изучить основные понятия, связанные с адаптацией на молекулярном уровне, обсудить пути адаптации организма к различным условиям обитания, изучить методы оценки адаптационных изменений


    1. Место дисциплины в структуре ООП.

Специальная дисциплина отрасли науки и научной специальности.

Содержание дисциплины: активность ферментов при адаптационном изменении метаболизма, биохимические аспекты адаптации к различным условиям среды, стресс и транспортные системы клетки.

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин -

Биохимия, Основы энзимологии, Мембранный транспорт, Регуляция метаболических процессов.

В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: Физиология человека, Биохимия и молекулярная биология.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

    Базовые представления о стратегии биохимической адаптации и ферментативной изменчивости, основные понятия метаболической адаптации

    Уметь:

    Проводить анализ научной литературы, демонстрировать базовые представления о путях изменения метаболизма при адаптации к условиям среды, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований

    Владеть:

    Методами, используемыми для оценки адаптационных перестроек организма на уровне метаболизма, выделения ферментов. Навыками научной дискуссии.



  1. Трудоемкость дисциплины.

    Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.



  2. Тематический план.

    Таблица 1

    Тематический план





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    лекции

    семинарские (практические) занятия

    самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1

Биохимическая адаптация: механизмы и стратегии.



    4

    2

    14

    10



    2

Клеточный метаболизм. Адаптация ферментов к метаболическим изменениям



    6

    4

    16

    14



    3

Адаптация к физической нагрузке. Стресс и транспортные системы клетки.



    6

    2

    22

    20

    реферат

    4

Адаптация к кислородному режиму и нырянию



    4

    2

    22

    20



    5

Гибернация при изменениях факторов среды. Механизмы терморегуляции организма.



    6

    2

    22

    22



    6

Система детоксикации организма. Иммунная система и экологические воздействия.



    4

    2

    4

    4





    Итого:

    144

    30

    14

    100



    зачет



    из них часов в интерактивной форме



    2

    8

    80

    90




Таблица 2

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Биохимическая адаптация: механизмы и стратегии.

подготовка к семинару Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

    14

2

Клеточный метаболизм. Адаптация ферментов к метаболическим изменениям

подготовка к семинару Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

    16

3

Адаптация к физической нагрузке. Стресс и транспортные системы клеток.

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме). Подготовка рефератов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

    22

4

Адаптация к кислородному режиму и нырянию

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры.

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

    22

5

Гибернация при изменениях факторов среды. Механизмы терморегуляции организма.

Подготовка к семинару по теме. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы. Подготовка доклада и презентации по теме

    22

6

Система детоксикации организма. Иммунная система и экологические воздействия.

подготовка к семинару по теме. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Научная дискуссия «Детоксикация организма как защитный механизм»

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

    4




ИТОГО:







    100


4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Биохимия

+

+







+

+

2.

Основы энзимологии







+

+

+




3.

Мембранный транспорт







+







+

4.

Регуляция метаболических процессов

+

+




+

+





5. Содержание дисциплины.

Биохимическая адаптация: механизмы и стратегии. Гомеостаз и адаптация. Адаптация на уровне микроокружении макромолекул. Адаптационные изменения ферментативных систем. Адаптация путей метаболической активности. Компенсаторная и эксплуатационная адаптация.

Клеточный метаболизм. Адаптация ферментов к метаболическим изменениям. Функциональные блоки системы метаболизма. Роль аденилатов в запасении и переносе энергии. Роль гликогена. Регуляция ферментов гликолиза и цикла Кребса. Окисление жиров и белков. Энергетический баланс. Уровни регуляции концентрации ферментов. Кинетика ферментативной реакции, изоферменты, аллостерические ферменты. Ключевые ферменты.

Адаптация к физической нагрузке. Стресс и транспортные системы клеток. Метаболизм и работа мышц. Высокоинтенсивная физическая работа. Мышечные ферменты – регуляторы. Контроль аэробного расщепления жиров. Адаптация к длительной работе. Адаптация к физической нагрузке у беспозвоночных. Анаэробная и аэробная тренировка мыщц. Системы транспорта через клеточную мембрану в условиях стресса. Адаптация холинэргических систем.
Адаптация к кислородному режиму и нырянию. Аноксия. Брожение у микроорганизмов. Детоксикация продуктов распада. Гипоксия при нырянии. Интенсивность метаболизма при нырянии. Энергетические потребности при гипоксии. Проблема конечных продуктов.

Гибернация при изменениях факторов среды. Механизмы терморегуляции организма. Ангидробиоз. Гибернация. Выключение активного метаболизма. Диапауза у насекомых. Роль липидов при спячке. Замедление циклов распада веществ при зимней спячке. Спячка мелких и крупных млекопитающих. Адаптация к температуре гомотермных животных. Адаптация к температуре пойкилотермных животных.

Система детоксикации организма. Иммунная система и экологические воздействия.

Пути выведения продуктов распада из организма. Роль иммунной системы в поддержании активности адаптирующегося организма. Аммонийные животные. Модификация цикла мочевины. Адаптация в процессе онтогенеза. Адаптация к обитанию в водных растворах. Адаптация к морским глубинам.
6. Планы семинарских занятий.

Биохимическая адаптация: механизмы и стратегии.

1. Стратегия долговременной биохимической адаптации.

2. Стратегия кратковременной биохимической адаптации.

Клеточный метаболизм. Адаптация ферментов к метаболическим изменениям

1. Количественная адаптация фермента.

2. Качественная адаптация фермента.

3. Промежуточные метаболиты и восстановительные эквиваленты.

Адаптация к физической нагрузке. Стресс и транспортные системы клеток.

1. Пассивный и активный транспорт при адаптации

2. Холинэргическая система при измени условий окружающей среды

Адаптация к кислородному режиму и нырянию

1. Условия гипоксии и энергетический обмен.

2. Адаптация аэробного и анаэробного пути расщепления метаболитов.

Система дыхания при изменениях факторов среды. Механизмы терморегуляции организма.

1. Криопротекторные белки.

2. Гибернация у животных

3. Механизмы терморегуляции

Система детоксикации организма. Иммунная система и экологические воздействия.

1. Адаптация системы антиген-антитело.

2. Научная дискуссия «Детоксикация организма как защитный механизм»
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Таблица 3

Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением


№ п/п

Вид самостоятельной работы

Деятельность студентов в ходе выполнения данного вида самостоятельной работы

Способ оценки

1

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

Предполагается, что по мере освоения материала студенты дополнительно самостоятельно прорабатывают конспекты лекций, а также рекомендованные разделы основной и дополнительной литературы.

ответ на семинаре

2

Подготовка к семинару по теме

По мере освоения лекционного материала проводится контроль теоретических знаний студентов по определенным темам дисциплины представленным в разделе тематическое планирование. Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы.

ответ на семинаре

3

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов электронных источников.

ответ на семинаре

4

Подготовка презентаций

Студенты самостоятельно в ходе подготовки к семинару готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения вопросов семинара.

ответ на семинаре

5

Подготовка рефератов

Тема включает самостоятельную подготовку студентами рефератов, затрагивающих различные аспекты предмета.

Реферат

6

Подготовка к научной дискуссии «Детоксикация организма как защитный механизм»

В рамках темы проводиться дискуссия об оценке механизмов детоксикации.

ответ на семинаре


Примерные темы рефератов и контрольных работ:

1. Аэробное приспособление к физическим нагрузкам.

2. Анаэробное приспособление к физическим нагрузкам.

3. Энергетические субстраты в условиях приспособления.

4. Адаптация пассивных транспортных систем клетки

5. Адаптация систем активного транспорта клетки.

6. Ферментативные изменения путей расщепления энергетических субстратов.

7. Регуляция метаболизма при физической нагрузке.
Вопросы к зачету:

  1. Основные механизмы и стратегии биохимической адаптации.

  2. Адаптация ферментов к метаболическим нагрузкам.

  3. Адаптация к короткой высокоинтенсивной физической нагрузке.

  4. Адаптация к длительной физической нагрузке.

  5. Адаптация в условиях аноксии.

  6. Адаптация к температуре гомотермных животных.

  7. Адаптация к температуре пойкилотермных животных.

  8. Адаптация холинэргических систем.

  9. Стресс. Срыв механизмов адаптации.

  10. Влияние аэробных и анаэробных тренировок к физической нагрузке.

  11. Адаптация к нырянию.

  12. Выключение активного метаболизма. Роль спячки.

  13. Адаптация в процессе онтогенеза.

  14. Адаптация к обитанию в водных растворах.

  15. Адаптация к морским глубинам.

  16. Криопротекция.

  17. Детоксикация организма.

  18. Адаптация транспортных систем клетки


8. Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий:

- мультимедийные средства обучения:

- В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала. В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студенты разрабатывают с помощью ПО - "PowerPoint" слайды для более полного освещения излагаемого материала.

- специализированные программы и оборудование:

- При подготовке и чтении лекционного курса используется программы пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"), указанное ПО также используют студенты в ходе самостоятельной работы.

- интерактивные технологии:

  • Дискуссии в рамках семинарских занятий

  • Научная дискуссия на тему «Детоксикация организма как защитный механизм»



9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9.1 Основная литература:

  1. Коваленко, Л. В. Биохимические основы химии биологически активных веществ/ Л. В. Коваленко. - Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 229 с.

  2. Нельсон, Д. Основы биохимии Ленинджера = Pinciples of Biochemistry : [учеб. пособие] : в 3 т. : пер. с англ. / Д. Нельсон, М. Кокс. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний. Т. 1 : Основы биохимии, строение и катализ. - 2011. - 694 с.

  3. Биохимические основы жизнедеятельности человека : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Б. Филиппович, А. С. Коничев, Г. А. Севастьянова и др. - Москва : Владос, 2005. - 407 с.

  4. Фролова, О.В. Основы биологической химии (структурная биохимия) : [учеб. пособие] / О. В. Фролова. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2003. - 128 с.

  5. Клиническая биохимия : учеб. пособие для студ. мед. вузов / ред. В. А. Ткачук. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 512 с.

9.2 Дополнительная литература:

  1. Биохимические основы патологических процессов : учеб. пособие для студ. мед. вузов / ред. Е. С. Северин. - Москва : Медицина, 2000. - 304 с.

  2. Комов, В. П. Биохимия : учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. 655500 "Биотехнология" / В. П. Комов, В. Н. Шведова. - Москва : Дрофа, 2004. - 640 с.

  3. Хочачка, П. Биохимическая адаптация = Biochemical adaptation / Питер Хочачка, Дж. Н. Сомеро. - Москва : Мир, 1988. - 567 с.

  4. Биохимия мембран / под ред. А. А. Болдырева. - Москва : Высшая школа Кн. 4 : Рецепторы клеточных мембран : [Учеб. пособие для биол. и мед. спец. вузов]/ А. Я. Кульберг. - 1987. - 101 с.

  5. Шалабодов, А.Д.Основы мембранного транспорта: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Биология", "Биофизика", "Биохимия", "Биоэкология" / А. Д. Шалабодов, Н. В. Гусева. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2001. - 168 с.

9.3 Периодическая литература

  1. Публикации в журнале «Биологические мембраны» 2005-н.в.

  2. Публикации в журнале «Биохимия» 2005 – н.в.

  3. Публикации в журнале «Эволюционная физиология и биохимия» 2005-н.в.

9.4. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. www.pubmed.gov

2. www.medline.ru

3. www.elibrary.ru

4. http://no-stress.ru/

5. http://window.edu.ru/resource/881/26881

6. http://window.edu.ru/resource/756/76756

7. http://www.e-booksdirectory.com/details.php?ebook=2450

8. http://www.e-booksdirectory.com/details.php?ebook=7343

9. http://www.biblioclub.ru/book/78408/

10. http://window.edu.ru/resource/515/65515
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором. На факультете имеется 4 мультимедийные аудитории для проведения лекционных занятий. Лабораторный кабинет оснащен оборудованием и реактивами для проведения практических биохимических исследований.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных «24»мая 2011 г. Протокол №11
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 04 Биохимия
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (24 мая 2011г протокол №11) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 04 Биохимия
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (24 мая 2011г протокол №11) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconКафедры
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск