Скачать 198.01 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. БИОХИМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности (03.01.04 Биохимия) очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Кыров Д.Н./ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных «24»мая 2011 г. Протокол № 11. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 9 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Соловьев В.С./ «26»мая 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Биологического департамента ИМЕНИТ «30»мая 2011 г. Протокол №2 Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В. «30»мая 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________М.Р. Сорокина «______»_____________2011 г. 2011 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийкафедра анатомии и физиологии человека и животныхКыров Д.Н. БИОХИМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.04 Биохимия Тюменский государственный университет 2011 Кыров Д.Н. Биохимическая адаптация Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.04 Биохимия. Тюмень, 2011, 9 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биохимическая адаптация [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев В.С., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных© Тюменский государственный университет, 2011. © Кыров Д.Н., 2011. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
Цель: Изучение основы адаптации метаболических процессов на молекулярном уровне. Задачи: изучить основные понятия, связанные с адаптацией на молекулярном уровне, обсудить пути адаптации организма к различным условиям обитания, изучить методы оценки адаптационных изменений
Специальная дисциплина отрасли науки и научной специальности. Содержание дисциплины: активность ферментов при адаптационном изменении метаболизма, биохимические аспекты адаптации к различным условиям среды, стресс и транспортные системы клетки. Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин - Биохимия, Основы энзимологии, Мембранный транспорт, Регуляция метаболических процессов. В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: Физиология человека, Биохимия и молекулярная биология.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: Базовые представления о стратегии биохимической адаптации и ферментативной изменчивости, основные понятия метаболической адаптации Уметь: Проводить анализ научной литературы, демонстрировать базовые представления о путях изменения метаболизма при адаптации к условиям среды, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований Владеть: Методами, используемыми для оценки адаптационных перестроек организма на уровне метаболизма, выделения ферментов. Навыками научной дискуссии.
Таблица 2 Планирование самостоятельной работы аспирантов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5. Содержание дисциплины. Биохимическая адаптация: механизмы и стратегии. Гомеостаз и адаптация. Адаптация на уровне микроокружении макромолекул. Адаптационные изменения ферментативных систем. Адаптация путей метаболической активности. Компенсаторная и эксплуатационная адаптация. Клеточный метаболизм. Адаптация ферментов к метаболическим изменениям. Функциональные блоки системы метаболизма. Роль аденилатов в запасении и переносе энергии. Роль гликогена. Регуляция ферментов гликолиза и цикла Кребса. Окисление жиров и белков. Энергетический баланс. Уровни регуляции концентрации ферментов. Кинетика ферментативной реакции, изоферменты, аллостерические ферменты. Ключевые ферменты. Адаптация к физической нагрузке. Стресс и транспортные системы клеток. Метаболизм и работа мышц. Высокоинтенсивная физическая работа. Мышечные ферменты – регуляторы. Контроль аэробного расщепления жиров. Адаптация к длительной работе. Адаптация к физической нагрузке у беспозвоночных. Анаэробная и аэробная тренировка мыщц. Системы транспорта через клеточную мембрану в условиях стресса. Адаптация холинэргических систем. Адаптация к кислородному режиму и нырянию. Аноксия. Брожение у микроорганизмов. Детоксикация продуктов распада. Гипоксия при нырянии. Интенсивность метаболизма при нырянии. Энергетические потребности при гипоксии. Проблема конечных продуктов. Гибернация при изменениях факторов среды. Механизмы терморегуляции организма. Ангидробиоз. Гибернация. Выключение активного метаболизма. Диапауза у насекомых. Роль липидов при спячке. Замедление циклов распада веществ при зимней спячке. Спячка мелких и крупных млекопитающих. Адаптация к температуре гомотермных животных. Адаптация к температуре пойкилотермных животных. Система детоксикации организма. Иммунная система и экологические воздействия. Пути выведения продуктов распада из организма. Роль иммунной системы в поддержании активности адаптирующегося организма. Аммонийные животные. Модификация цикла мочевины. Адаптация в процессе онтогенеза. Адаптация к обитанию в водных растворах. Адаптация к морским глубинам. 6. Планы семинарских занятий. Биохимическая адаптация: механизмы и стратегии. 1. Стратегия долговременной биохимической адаптации. 2. Стратегия кратковременной биохимической адаптации. Клеточный метаболизм. Адаптация ферментов к метаболическим изменениям 1. Количественная адаптация фермента. 2. Качественная адаптация фермента. 3. Промежуточные метаболиты и восстановительные эквиваленты. Адаптация к физической нагрузке. Стресс и транспортные системы клеток. 1. Пассивный и активный транспорт при адаптации 2. Холинэргическая система при измени условий окружающей среды Адаптация к кислородному режиму и нырянию 1. Условия гипоксии и энергетический обмен. 2. Адаптация аэробного и анаэробного пути расщепления метаболитов. Система дыхания при изменениях факторов среды. Механизмы терморегуляции организма. 1. Криопротекторные белки. 2. Гибернация у животных 3. Механизмы терморегуляции Система детоксикации организма. Иммунная система и экологические воздействия. 1. Адаптация системы антиген-антитело. 2. Научная дискуссия «Детоксикация организма как защитный механизм» 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Таблица 3 Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением
Примерные темы рефератов и контрольных работ: 1. Аэробное приспособление к физическим нагрузкам. 2. Анаэробное приспособление к физическим нагрузкам. 3. Энергетические субстраты в условиях приспособления. 4. Адаптация пассивных транспортных систем клетки 5. Адаптация систем активного транспорта клетки. 6. Ферментативные изменения путей расщепления энергетических субстратов. 7. Регуляция метаболизма при физической нагрузке. Вопросы к зачету:
8. Образовательные технологии. При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий: - мультимедийные средства обучения: - В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала. В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студенты разрабатывают с помощью ПО - "PowerPoint" слайды для более полного освещения излагаемого материала. - специализированные программы и оборудование: - При подготовке и чтении лекционного курса используется программы пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"), указанное ПО также используют студенты в ходе самостоятельной работы. - интерактивные технологии:
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 9.1 Основная литература:
9.2 Дополнительная литература:
9.3 Периодическая литература
9.4. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. www.pubmed.gov 2. www.medline.ru 3. www.elibrary.ru 4. http://no-stress.ru/ 5. http://window.edu.ru/resource/881/26881 6. http://window.edu.ru/resource/756/76756 7. http://www.e-booksdirectory.com/details.php?ebook=2450 8. http://www.e-booksdirectory.com/details.php?ebook=7343 9. http://www.biblioclub.ru/book/78408/ 10. http://window.edu.ru/resource/515/65515 10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором. На факультете имеется 4 мультимедийные аудитории для проведения лекционных занятий. Лабораторный кабинет оснащен оборудованием и реактивами для проведения практических биохимических исследований. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных «24»мая 2011 г. Протокол №11 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 04 Биохимия Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (24 мая 2011г протокол №11) Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 04 Биохимия Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (24 мая 2011г протокол №11) Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса»... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Кафедры Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05 |