Автор проекта
| Фамилия, имя отчество
| Владимирова Ольга Константиновна
| Регион
| Пензенская область
| Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| с. Бессоновка
| Номер и/или название школы/ОУ
| МОУ СОШ с. Бессоновка
|
| Название темы вашего учебного проекта
| Химия окислительно-восстановительных реакций
| Краткое содержание проекта
| Данный проект рассчитан на учащихся 8-х классов. Умение составлять окислительно-восстановительные реакции и работать с ними является одним из важнейших компонентов курса химии. Так как в настоящее время на этот раздел отведено недостаточное количество учебного времени, а объем информации по данному разделу велик, и включает в себя не только составление самих окислительно-восстановительных реакций, но и затрагивает такие
крупные темы, как химические свойства неорганических веществ всех классов, и тему степени окисления, да и вообще проходит через весь курс химии. В результате выполнения проекта учащиеся отрабатывают: понятия степень окисления, окислитель, восстановитель, закрепляют и расширяют знания по теме «Химические реакции. Окислительно-восстановительные реакции», производят расчеты на основе химических формул и уравнений, решают различные химические задачи стандартными методами и предлагают свои, сравнивают разные методы составления электронного баланса, выбирая наиболее
рациональный. Итогом проекта является создание задачника с ОВР , способного помочь при самоподготовке к ЕГЭ по химии в следующем году. Решение задач формирует логическое мышление, внимательность и аккуратность. Работа в группах и парах научит навыкам общения и взаимопомощи, индивидуальная работа позволит поверить в свои силы.
Приобретенные знания и навыки ученики могут использовать на протяжении всего процесса обучения химии и др. предметов.
| Предмет(ы)
| химия
| Класс(-ы)
| 8
| Приблизительная продолжительность проекта :долгосрочный
| 11недель
| Основа проекта
| Образовательные стандарты
| Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах,
основных законах и теориях;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира;
отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования
веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование1. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ.
Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами, химической
посудой и простейшим оборудованием.
ВЕЩЕСТВО
Атомы и молекулы. Химический элемент как вид атомов. Язык химии. Знаки химических
элементов, химические формулы.
Понятие о валентности и степени окисления. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Группы и периоды периодической системы.
Общее представление о строении молекул. Химическая связь. Типы химических связей:
ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Условия возникновения и признаки протекания химических реакций.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и
полученных веществ; постоянству или изменению степеней окисления атомов химических
элементов; наличию и отсутствию катализатора, поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций.
Электролитическая диссоциация веществ в процессе растворения. Электролиты и
неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация щелочей, солей и кислот.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ
НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
| Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
| После завершения проекта учащиеся смогут:
. оперировать химическими понятиями (степень окисления, окислитель, восстановитель, ОВР, метод электронного баланса, химическая реакция, типы химических связей и т.д.);
провести химический эксперимент, а также расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
применять полученные знания и умения для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве;
успешно работать в коллективе;
принимать обдуманные решения;
брать инициативу на себя;
осуществлять самоконтроль
| Вопросы, направляющие проект
| Основополагающий вопрос
| Как происходят изменения?
| Проблемные вопросы учебной темы
| Когда необходимо составлять окислительно-восстановительные реакции?
Для чего нужны окислительно-восстановительные реакции?
Какие методы решения ОВР?
| Учебные вопросы
| Что такое окислитель? Какими свойствами обладают окислители?
Что такое восстановитель? Какими свойствами обладают
восстановители?
Что такое степень окисления?
Что такое окислительно-восстановительные реакции?
Какие законы природы лежат в основе ОВР?
Каков алгоритм составления и решения ОВР?
Какие вещества проявляют восстановительные свойства?
Какие вещества проявляют окислительные свойства?
| План оценивания
| График оценивания
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
| Стартовая
презентация учителя
Вопросы
План проекта
| Список наблюдений
Групповые и
самооценки
Вопросы
Блог
Встречи и конференции
| Презентация на конференции
Критерии оценивания:
Создание задачника с окислительно-
восстановительными реакциями в
электронном виде и на бумажном носителе
| Описание методов оценивания
| В начале проекта учащиеся знакомятся со стартовой презентацией учителя, что позволяет провести формирующее оценивание за счет рефлексии в блоге. Далее следуют вопросы, которые ставят учащиеся. Результатом совместных действий должен стать план по проекту, который учащиеся делают сами, учитель только направляет и корректирует их действия. В плане обговариваются: цели, задачи, сам процесс, достижения и результаты, график работы и критерии оценивания. Составление плана и его соблюдение помогает работать всем в необходимом режиме. План помогает отображать весь процесс и отслеживать все недочеты,
так что учащиеся в случае необходимости смогут всегда увидеть свои проблемы и вовремя обратиться к учителя за поддержкой и помощью.
Так как критерии работ обговариваются на начальной стадии, то учащиеся всегда могут сами оценивать себя и других коллег в своих мини-группах на протяжении всей работы. Все это они могут отражать в своих блогах, в наблюдениях и в живой беседе друг с другом. Что только поможет формировать у них коммуникативные и толерантные качества.
Встречи и конференции служат индикатором всей деятельности. Они покажут готовность учеников перейти на следующий уровень работы. Позволяет провести контроль за выполнением проекта, распределением обязательств в группах и планированием следующих действий. На этих встречах также можно выявить сложности, возникшие при работе над заданиями и своевременно оказать помощь в виде консультации.
В результате работы над проектом учащиеся должны будут создать презентацию на конференции, в которой они продемонстрируют продукт своей деятельности, а именно задачник с окислительно-восстановительными реакциями в электронном виде, и возможно свои вики-статьи.
В итоге мы можем оценить не только предметные знания, но и развитие коммуникативных навыков, креативность и любознательность, умение четко излагать свою мысль и аргументировать ее, формулировать свое мнение, анализировать работы своих коллег. А все эти навыки очень ценятся в настоящее время, и мы получаем современную, гармоничную личность.
Работа группы будет оценена по конечному продукту (презентация на конференции) и индивидуальной работой каждого участника группы.
Сведения о проекте
| Сведения о проекте
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Первоначальные химические понятия, знать химические формулы веществ неорганической химии, уметь их составлять, а также уметь составлять уравнения химических реакций ,уметь производить простейшие математические расчеты (решать пропорции), навыки работы в интернете, обладать первоначальными навыками проведение химического эксперимента, и как следствие знать технику безопасности при работе в химическом кабинете и с химическими препаратами.
| Учебные мероприятия
| 1 неделя – стартовая презентация учителя, составление плана проекта и выявление вопросов, разделение на мини-группы, определение критериев оценки.
2 неделя – повторение учебного материала для выполнения проекта.
3-4 неделя - поиск и обработка материала по теме проекта (работа с печатными изданиями, интернетом, создание вики-статей, блогов).
5-6 неделя – решение и анализ заданий, данных учителем, составление электронных вариантов (самостоятельная работа учащихся, встречи в группах с обсуждениями, представление результатов работы).
7-9 неделя – изучение окислительно-восстановительных свойств классов соединений, проведение практических работ, поиск материалов по применению веществ (лекция, химический эксперимент, самостоятельный поиск информации во всех возможных источниках).
10 неделя – составление окислительно-восстановительных реакций, их запись в электронном виде, подготовка к конференции
11 неделя – презентация на конференции. Подведение итогов и оценивание проведенной работы.
| Материалы для дифференцированного обучения
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Выполнение более легкой работы в группе, возможно выделение в помощь другого учащегося «консультанта». Использование опорных тем. Выделение дополнительного часа для объяснения непонятных тем. Результат их деятельности оценить по качеству работы всей группы и по инициативе.
|
|
| Одаренный ученик
| Работа с более сложными реакциями (повышенный уровень
сложности). Проведение химического эксперимента. Составление и описание реакций, протекающих с изменением степеней окисления.
Они могут оказывать помощь более слабым ученикам, выступая в роли «консультанта».
Материалы и
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
| Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
| Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц8оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор
| Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
| СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
| Материалы на печатной основе
| Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т.д.
| Другие принадлежности
| Принадлежности, которые необходимо заказать или подготовить для использования в учебном проекте и которые характерны для курса обучения. Не включайте сюда обыденные материалы, которые можно встретить в каждом классе
| Интернет-ресурсы
| http://www.alhimikov.net
http://www.alhimik.ru
http://www.xumuk.ru
информация по теме:
http://lyceum6.tgl.ru/ximiya/didak.html
http://www.hemi.nsu.ru/ucheb158.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D0%B8%D1%81%
D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
страница на википедии по теме проекта
http://forum.xumuk.ru – Химический форум
| Другие ресурсы
| Химический эксперимент (проведение химических реакций,
относящихся к ОВР)
Проведение итоговой конференции подразумевает присутствие гостей: наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители
| |