Семинар-практикум "Особенности личностно-ориентированного урока"
"Менять педагогические ориентиры - это самое трудное и самое необходимое, что приходиться делать сегодня". В.А.Караковский
Организаторы семинара: заместитель директора по учебной работе МКОУ «Антроповская ООШ» Цехош Ирина Николаевна
Регламент: 40 минут
Цель семинара: знакомство с особенностями личностно-ориентированного урока, повышение профессионального уровня и педагогической грамотности педагогов.
Форма проведения: обучающий семинар семинар с элементами групповой работы.
Обеспечение: информационно-раздаточный материал по теме
План семинара.
1. Практическое задание для педагогов "Салфетка".
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть:
а) работа в группах.
б) выступление представителя от рабочей группы.
4. Рефлексия.
Ход семинара
1. Практическое задание для педагогов "Салфетка".
Всем участникам семинара раздаются листы бумаги - "салфетки". Задание: сложить лист пополам и оторвать правый угол (кто-то будет сгибать салфетку пополам вдоль, кто-то - по диагонали; кто-то будет отрывать правый нижний угол, а кто-то - верхний), так делают 4 раза. Затем развернуть салфетку, показать ее всем участникам. Ни одной одинаковой салфетки не будет, как нет двух одинаковых личности.
2. Теоретическая часть.
Организуя личностно-ориентированное обучение, учитель должен прежде всего:
Признать ученика основным субъектом обучения, обладающим своим неповторим субъектным опытом;
Признать основной целью обучения развитие личности ученика;
Определить средства достижения этой цели, позволяющие раскрыть субъектный опыт ученика и включить его процесс в познания.
Основные этапы личностно-ориентированного урока
1.Организационное начало урока, целеполагание, мотивация, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями
2. Реализация основных этапов урока
3. Организация рефлексии и обратной связи, коррекция промежуточных результатов
4. Завершение урока, подведение итогов
1 этап Организационное начало урока, целеполагание, мотивация, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями
Определение места данного урока в последующей системе уроков;
Использование всех логических уровней для мотивации содержания занятия;
Учет личностных предпочтений учеников, их личных ожиданий и целей;
Четкое определение результатов на сенсорном уровне (каждый может представить, сформулировать и прочувствовать результат),на уровне развития способностей
2. Реализация основных этапов урока
Организация изучения материала самими учащимися с учетом индивидуальных особенностей и личностных предпочтений, обеспечение баланса между самостоятельным поиском новых знаний учащимися и презентацией новых знаний учителем;
Обеспечение (по возможности) ученика выбора содержания и форм различных видов деятельности;
Организация обучения на основе эффективных познавательных стратегий
3.Организация рефлексии и обратной связи, коррекция промежуточных результатов
Организация индивидуальной и групповой рефлексии в форме диалога, обсуждения, письменного изложения (достигнуты ли личностные и общеучебные цели);
Выявление личностных стратегий, которым следовали учащиеся в процессе различных видов познавательной деятельности, их анализ и обсуждение;
4.Завершение урока, подведение итогов
Обобщение всех полученных результатов и определение дальнейшего «маршрута следования»;
Рассмотрение вопроса о применение знаний для последующего обучения, реализации более далеких личностных и профессиональных перспектив;
Использование учителем позитивных оценок.
Конечно, в процессе подготовки и реализации личностно-ориентированного урока не все средства удастся реализовать на уроке, это зависит и от типа урока и то многих других факторов.
При реализации личностно-ориентированного подхода на первый план должен выступать вопрос о том, как организовать процесс обучения, чтобы научная информация, даваемая через содержание учебного материала, превращалась в индивидуальное знание, становилось частью субъектного опыта ученика.
3. Практическая часть.
а) работа в группах.
Проанализировать представленный план урока с точки зрения личностно-ориентированного обучения.(5-10 минут)
б) выступление представителя от рабочей группы.
в) знакомство педагогов с литературой по теме семинара.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1999;
Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. - М., 1999, №1;
Косюк Л.П. Центральная фигура - ученик как личность // Директор школы. 1995, №5;
Кэмбелл Р. Как на самом деле любить ребенка. - М., 1997;
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития. - М., 1998;
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2007. - 91с;
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998;
Якиманская И.С. личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996; изд.2-е 2000;
Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. 1999, №3;
Якиманская И.С., Якунина О.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология.
4. Рефлексия.
Каждому педагогическому работнику - участнику семинара - выдаются оценочный лист и анкета для заполнения
Уважаемый участник семинара!
Просим Вас оценить нашу работу по 5-балльной шкале. 1
| практичность
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 2
| доступность
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 3
| актуальность
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 4
| отметка организаторам
семинара
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Анкета для участников семинара.
Оправдались ли Ваши ожидания от семинара, если «да», то в чем, если «нет», то почему? ________________________________________________________________________________
Какие знания Вы получили в результате участия в семинаре? ______________________________________________________________________
Ваши пожелания коллегам, которые подготовили и провели данный семинар? _____________________________________________________________________________________________________________________
Так как Вы считаете, для чего необходимо использовать личностно-ориентированный подход в образовании? __________________________________________________________________________________
Уважаемый участник семинара!
Просим Вас оценить нашу работу по 5-балльной шкале. 1
| практичность
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 2
| доступность
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 3
| актуальность
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 4
| отметка организаторам
семинара
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Анкета для участников семинара.
Оправдались ли Ваши ожидания от семинара, если «да», то в чем, если «нет», то почему? ________________________________________________________________________________
Какие знания Вы получили в результате участия в семинаре? ______________________________________________________________________
Ваши пожелания коллегам, которые подготовили и провели данный семинар? _____________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы считаете, для чего необходимо использовать личностно-ориентированный подход в образовании? __________________________________________________________________________________
|