Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2009 ; закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в последней редакции от 23.07.2013 № 203-ФЗ; Примерной программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. - М: Просвещение, 2010; Программы для общеобразовательных учреждений. Технология. Технический труд. 5-8класс. Москва. Дрофа 2011; учебника А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко «Технология. 5 класс» Москва, «Вентана-Граф» 2013 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Программа раскрывает содержание стандарта образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания, развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом. Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические линии курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, периодов их развития.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. Общая характеристика предмета Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Предмет «Технология. Технический труд» предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• творческая, проектная деятельность;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Целями обучения являются
• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов ; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. В соответствии с календарным учебным графиком Учреждения и учебным планом на изучения данного предмета отводится 2 часа в неделю (34 учебные недели)
Универсальные учебные действия.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств представления информации знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование дл решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание учебного предмета. Введение(1час)
Основные теоретические сведения
Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской.
Технология обработки древесины. Элементы машиноведения. (27 часов)
Основные теоретические сведения
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие об изделии: детали типографических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Практические работы
Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.
Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).
Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала;
определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру, сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративные и прикладные изделия.
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения.(20 часов)
Основные теоретические сведения
Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.
Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.
Практические работы
Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.
Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).
Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной
шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Варианты объектов труда
Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.
Культура дома (10 часов)
Основные теоретические сведения
Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения . Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт.
Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы ухода за книгами. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели.
Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уборка жилого помещения. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Режим дня. Основы рационального питания. Личная гигиена. Этикет. Культура общения. Семейные праздники. приемы гостей. Правила поведения. Переписка.
Практические работы
Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.
Варианты объектов труда
Мебель, верхняя одежда, обувь.
Информационные технологии(6часов)
Основные теоретические сведения
Информация. Информационная технология. Виды редакторов. Графический редактор. Правила создания рисунка, эскиза. Способы передачи информации. Назначение текстового редактора. Форматирование текстового документа. Назначение калькулятора. Виды калькуляторов. Компьютерная программа «Калькулятор».
Практические работы Выполнение рисунка или эскиза с помощью компьютера. Набор текста. Оформление титульного листа реферата. Выполнение расчётов с использованием компьютерной программы «Калькулятор».
Варианты объектов труда: титульные листы, расчеты разных видов, тексты.
Повторение(4часа)
Основные теоретические сведения
Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческих проектов. Составление технологической последовательности
Практические работы
Работа над проектом и его защита.
Варианты объектов труда: см приложение 1.
Тематическое планирование.
№ урока по порядку
| Разделы и темы урока
| Основные виды учебной деятельности
| Дата
| По плану
| По факту
| 1
| Вводное занятие.
| Сообщение учителя о содержании курса «Технология», о задачах и программных требованиях по предмету. Конспектирование правил безопасной работы в мастерской. Ответы на вопросы.
| Сентябрь
4
|
| 2
| Технология обработки древесины. Элементы машиноведения (27ч.)
Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины
| Рассказ учителя об устройстве верстака. Практическое занятие по организации рабочего места, рациональному размещению инструментов и заготовок, установке и закреплению заготовок в зажимах верстака, проверке соответствия верстака своему росту.
| 11
|
| 3-4
| .Древесина как природный конструкционный материал
| Сообщения учащихся по темам: «Древесина и её применение», «Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства», «Природные пороки древесины». Ответы на вопросы. Практическое занятие по распознаванию лиственных и хвойных пород древесины по внешним признакам: цвету и текстуре.
| 18
|
| 5-6
| Древесные материалы. Пиломатериалы.
| Сообщение учителя по теме: «Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование». Ответы на вопросы. Лабораторная работа «Распознавание видов древесных материалов по внешним признакам».
| 25
|
| 7-8
| Понятие об изделии и детали. Графическая документация.
| Сообщение учителя по теме: «Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа». Ответы на вопросы. Зарисовка эскиза детали. Чтение чертежей детали.
| Октябрь
2
|
| 9-10
| Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта.
| Сообщение учителя по теме: «Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта её назначение. Основные технологические операции». Практическое занятие: определить последовательность изготовления детали по технологической карте.
| 9
|
| 11-12
| Разметка заготовок из древесины.
| Показ учителем разметки заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Выполнение учащимися разметки заготовок из древесины по чертежу. Изготовление шаблона для разметки детали с криволинейным контуром некоторыми учащимися.
| 16
|
| 13-14
| Пиление
столярной
ножовкой.
| Сообщение учителя по теме: «Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции». Выпиливание учащимися заготовки столярной ножовкой; контролирование качества выполненной операции.
| 23
|
| 15-16
| Строгание древесины.
| Сообщение учителя по теме: «Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Правила безопасной работы при строгании». Практическое занятие: выполнение сборки, разборки и регулировки рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Словарный диктант.
| 30
|
| 17-18
| Сверление отверстий.
| Сообщение учителя по теме: «Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении». Ответы на вопросы. Практическое задание для учащихся: «Сверление отверстий в заготовках».
| Ноябрь
13
|
| 19-20
| Соединение деталей гвоздями и шурупами.
| Сообщение учителя по теме: «Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей и шурупов. Инструменты для соединения деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасной работы». Практическое задание для учащихся: выбрать гвозди и шурупы для соединения. Ответы на вопросы.
| 20
|
| 21-22
| Соединение деталей изделия на клей. Зачистка изделий из древесины.
| Сообщение учителя по теме: «Соединение деталей изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок». Практическое задание для учащихся: выполнить операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединить детали изделия клеем.
| 27
|
| 23-24
| Защитная и декоративная отделка изделия.
| Сообщение учителя и учащихся по теме: «Защитная и декоративная отделка изделия. Выжигание. Выпиливание лобзиком. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины». Практическое задание для учащихся: выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы.
| Декабрь
4
|
| 25-26
| Работа
над творческим проектом.
| Сообщение учителя по теме: «Этапы выполнения творческого проекта. Тематика творческих проектов». Изготовление учащимися изделия декоративно-прикладного назначения.
| 11
|
| 27-28
| Понятие о механизме и машинах.
| Сообщение учителя по теме: «Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах».
Ответы на вопросы. Построение учащимися кинематических схем и чтение кинематических схем.
| 18
|
| 29-30
| Технология обработки металлов. Элементы машиноведения(20ч.)
Рабочее место для ручной обработки металла.
| Сообщение учителя по теме: «Слесарный верстак; его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла». Практическое задание для учащихся: регулировка высоты верстака в соответствии с ростом учащихся, рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке, закрепление заготовки в тисках.
| 25
|
| 31-32
| Тонколистовой металл и проволока.
| Сообщение учащихся по темам: «Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов». Ответы на вопросы. Практическое задание для учащихся: распознавание видов металла.
| Январь
8
|
| 33-34
| Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки.
| Сообщение учителя по теме: «Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Правила чтения чертежей. Технологическая карта». Ответы на вопросы. Терминологический диктант. Практическое задание для учащихся: прочитать чертеж детали из тонколистового металла и проволоки; определить последовательность изготовления детали по технологической карте.
| 15
|
| 35-36
| Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
| Сообщение учителя по теме: «Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы». Практическое задание для учащихся: править тонколистовой металл и проволоку.
| 22
|
| 37-38
| Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
| Сообщение учителя по теме: «Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Ручные инструменты для разметки. Шаблон». Практическое задание для учащихся: выполнить разметку заготовки из тонколистового металла и проволоки. Ответы на вопросы.
| 29
|
| 39-40
| Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки.
| Сообщение учителя по теме: «Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Правила безопасной работы». Практическое задание для учащихся: выполнения операций резания и зачистки, контроль качества.
| Февраль
5
|
| 41-42
| Сгибание тонколистового металла и проволоки.
| Сообщение учителя по теме: «Сгибание как технологическая операция. Приёмы её выполнения. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операции сгибания. Правила безопасной работы». Практическое задание для учащихся: выполнение операции
сгибания, контроль качества.
| 12
|
| 43-44
| Пробивание и сверление отверстий.
| Сообщение учителя по теме: «Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы». Практическое задание для учащихся: пробить и просверлить отверстия в тонколистовом металле, проконтролировать качество выполнения данных операций.
| 19
|
| 45-46
| Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём.
| Сообщение учителя по теме: «Назначение и устройство сверлильного станка. Приёмы работы на станке. Правила безопасной работы». Практическое задание для учащихся: выполнить операцию сверления на сверлильном станке.
| 26
|
| 47-48
| Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла.
| Сообщение учителя по теме: «Способы соединения деталей из тонколистового металла. Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда». Практическое задание для учащихся: соединить детали фальцевым швом и заклёпочным соединением; выполнить отделку изделия.
| Март
5
|
| 49-50
| Культура дома (10ч.)
Интерьер дома.
| Сообщение учителя и учащихся по теме: «Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения». Ответы на вопросы. Творческие задания: создание интерьера с учётом запросов и потребностей семьи, выполнение эскиза интерьера жилого помещения.
| 12
|
| 51-52
| Уход за одеждой и книгами.
| Сообщение учителя и учащихся по теме: «Выбор и использование современных средств ухода за одеждой, обувью и мебелью. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Способы ухода за книгами. Уборка жилого помещения. Современная бытовая техника для выполнения домашних работ». Ответы на вопросы. Разработка предмета интерьера.
| 19
|
| 53-54
| Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена.
| Беседа с учащимися по теме: «Режим дня - основа здорового образа жизни. Основы рационального питания. Личная гигиена». Ответы на вопросы.
| Апрель
9
|
| 55-56
| Культура поведения в семье.
| Сообщение учителя по теме: «Этикет. Культура общения. Взаимоотношения в семье, школе». Ответы на вопросы. Тестирование. Ролевая игра.
| 16
|
| 57-58
| Семейные праздники. Подарки. Переписка.
| Сообщение учителя и учащихся по теме: «Семейные праздники. Правила приёма гостей. Правила поведения в гостях, в театре, кино. Правила выбора подарка. Правила переписки». Разбор ситуативных задач.
| 23
|
| 59-60
| Информационные технологии(6ч.).
Информационные технологии. Графический редактор.
| Сообщение учителя по теме: «Информация. Информационная технология. Виды редакторов. Графический редактор. Правила создания рисунка, эскиза». Выполнение учащимися рисунка или эскиза с помощью компьютера.
| 30
|
| 61-62
| Текстовый редактор.
| Сообщение учителя по теме: «Способы передачи информации. Назначение текстового редактора. Форматирование текстового документа». Практическое задание для учащихся: набор текста и оформление титульного листа реферата.
| Май
7
|
| 63-64
| Калькулятор.
| Сообщение учителя по теме: «Назначение калькулятора. Виды калькуляторов. Компьютерная программа «Калькулятор». Использование программы для решения различных задач». Ответы на вопросы. Выполнение расчёта.
| 14
|
| 65-66
| Творческий проект(4ч.). Этапы выполнения творческого проекта
| Повторение с учащимися темы: «Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческих проектов. Составление технологической последовательности». Выполнение творческого проекта.
| 121
|
| 67-68
| Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта
| Выполнение творческого проекта. Защита творческого проекта.
| 28
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: Учебник «Технология» 5 классе под ред. И.А. Сасовой Москва, «Вентана-Граф» 2009г.
«Технология. Поурочные планы» 5-8 кл. под ред. В.Д, Симоненко Волгоград «Учитель» 2008,2009,2010 гг.
«Технология. Поурочные планы по разделу «Технология обработки металлов.» 5-7 кл.» под ред. В,Д, Симоненко Волгоград «Учитель» 2008г.
В.И.Коваленко, В.В.Кулененок «Объекты труда. 5-7 кл.» Москва «Просвещение» 2010г.
Учебник «Технология» для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под редакцией В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2007;
-станок токарный по дереву(2), станок сверлильный (1),станок заточной (1), станок циркулярно-фуговальный(1),
-набор инструментов, приборов, оборудования по изучаемым темам.
Наглядные пособия: таблицы, модели, образцы изделий по изучаемым темам, плакаты, объекты труда,
Планируемые результаты. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)
Учащиеся должны
знать:
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
что такое текстовая и графическая информация;
какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
виды пиломатериалов;
возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
принципы ухода за одеждой и обувью.
уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
набирать и редактировать текст;
создавать простые рисунки;
работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Приложение 1. Направления проектных работ учащихся: Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов.
Предметы обихода и интерьера, шахматы, головоломки, куклы, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажеры, модели автомобилей, судов и т.п., макеты памятников архитектуры, макеты детских площадок.
Технология создания изделий из металлов, пластмасс и поделочных материалов.
Весы, ручки для дверей, головоломки, блесны, инвентарь для мангала, наборы для барбекю, коптильни, украшения, спортивные тренажеры, багажники для велосипедов, подставки для цветов, при-
боры для проведения физических экспериментов, макеты структур химических элементов, модели машин и механизмов.
Технологии ведения дома.
Уход за вещами, занятие спортом в квартире, оформление помещений квартиры, произведения искусства в интерьере, декоративная отделка дверей.
|