Скачать 178.79 Kb.
|
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет Международных Отношений Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрантка кафедры мировой экономики Якимович Виктория Александровна Руководители: ст. преподаватель Громко Николай Иванович доцент, кандидат экономических наук Ярошевич Вячеслав Иванович Минск – 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3 РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ» 4 ВВЕДЕНИЕ 4 Обзор литературы 5 Основные методологические подходы 6 ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 7 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ 9 Архитектура системы 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ 17 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ 18 ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 19 ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ 21 ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 22 ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 26 ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙВТО – Всемирная торговая организация ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество ИТ – Информационный технологии ИИС – интегрированная информационная система ТС – Таможенный союз SOA – сервисно-ориентированная архитектура РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ»ВВЕДЕНИЕБурное развитие компьютерных и информационных технологий стимулирует развитие общества, построенного на использовании информации и знаний, и получившего название информационного общества. С таким скачкообразным повышением роли информации и информационных технологий в современном обществе связано интенсивное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области наук, объединяемых интегрирующим понятием информация-информатика, кибернетика, теория информации и другие. Эта роль непосредственно влияет на деятельность и развитие любой организации. И недавно созданный Таможенный союз не является исключением. В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС. Работы по развитию национальных систем проводятся государствами –членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов. В этой связи эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов. Обзор литературыПри написании данной работы был проведен анализ различных информационных источников. Особое внимание было уделено изучению внутренних документов Таможенного союза, таких как Таможенный кодекс, Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза от 21 сентября 2010 года, Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 21 сентября 2010 года, Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 года №472 "О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации". Обобщая полученную информацию стоит отметить, что применению информационных технологий в Таможенном союзе уделяется должное внимание. Об этом можно судить по созданию ответственного Координационного совета по информационным технологиям при Таможенном союзе. И хотя первое заседание Координационного совета состоится лишь в январе 2011 года, уже проделана огромная работа в области внедрения информационных технологий в деятельность Таможенного союза. Основные методологические подходыВ ходе исследования данной темы применялись методы:
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗАЦелью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Указанная цель может быть достигнута решением следующих задач:
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫВ настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС. Работы по развитию национальных систем проводятся государствами –членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов. В этой связи эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов. Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами. Основные характеристики Системы: • Система не должна подменять национальные системы государств-членов; • Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю; • в Системе должен поддерживаться регламентированный доступ участников к общим информационным ресурсам, необходимым для межгосударственного взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю в рамках Системы; • архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами; • Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле; • Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General; • Система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые); • Система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842 (Информационные технологии – Методы защиты – Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны). Архитектура системыСоздаваемая Система состоит из центрального узла Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия) и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис. 1). Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы. Интеграционный шлюз – программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данных. Интеграция услуг и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов, организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием различных технологий, в том числе: • удаленного web-доступа пользователей к централизованным инфомационным ресурсам; • web-служб и маршрутизации сообщений для взаимодействия прикладных процессов. Рисунок 1 Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей. В рамках иерархической модели поддерживается формирование и использование следующих централизованных информационных ресурсов: • нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе; • нормативно-правовая информация Таможенного союза; • хранилище данных, предназначенное для обеспечения деятельности Комиссии. Хранилище данных – интегрированный информационный ресурс Системы, обеспечивающий сбор и обработку информации, организацию эффективного хранения и быстрого доступа к ней. В рамках сетевой модели поддерживается реализация «общих процессов Таможенного союза» по следующим направлениям: • таможенный контроль; • налоговый контроль; • фито-санитарный контроль; • ветеринарный контроль; • санитарно-карантинный контроль; • транспортный контроль; • другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли. Под термином «общие процессы Таможенного союза» понимаются операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством Таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена. Перечень поддерживаемых Системой общих процессов Таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов Таможенного союза, формируется на базе используемых в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли. Для обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений при создании и развитии Системы и ее компонент, обеспечения надлежащего уровня защиты информации Секретариат Комиссии организует разработку необходимых технических нормативных правовых актов. Для поддержки функционирования и эксплуатации интеграционного сегмента Системы в каждом государстве-члене назначается уполномоченный орган. ЗАКЛЮЧЕНИЕПредставляется, что рассмотренная ранее Система позволит достичь следующих положительных результаты: • восстановление нарушенных экономических связей и развитие экономической интеграции на таможенной территории Таможенного союза; • сокращение экономических и административных барьеров во взаимной торговле; • ускорение и рост товарооборота между государствами-членами и транзита по их территории; • улучшение экономических показателей внешней и взаимной торговли в результате использования интегрированных информационных ресурсов. Создание Системы позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза. Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов и обеспечит: • устойчивый и постоянный обмен информацией между таможенными и другими контролирующими органами; • оптимизацию применения форм государственного контроля без снижения его качества при осуществлении внешней и взаимной торговли; • повышение оперативности предоставления и уровня непротиворечивости информации о процессах внешней и взаимной торговли; • сокращение времени на выполнение контрольных операций; • повышение уровня информационной безопасности; • прозрачность условий транзита товаров из третьих стран в третьи страны через таможенную территорию, создающую высокие конкурентные условия для государств-членов в этой сфере; • единообразие методологии организации и осуществления таможенного контроля и применение при этом единого состава документов; • функционирование единой системы статистической отчетности внешней и взаимной торговли; • повышение эффективности борьбы с контрабандой на таможенной территории Таможенного союза. Основной ожидаемый эффект от создания Системы: • единообразное применение мер тарифного и нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на таможенной территории Таможенного союза; • обеспечение единого торгового режима в отношении третьих стран; • своевременное и обоснованное взыскание и уплата налогов и таможенных пошлин; • централизованный учет и контроль применения льгот, лицензий, квот, санитарных и ветеринарных сертификатов и т.п.; • обеспечение Комиссии и руководства государств–членов всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и взаимной торговли Таможенного союза. Создание Системы будет содействовать реализации политики внешней торговли Таможенного союза. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУвнешней и взаимной торговли 4, 5, 7, 8, 9, 13, 15, 16 ЕврАзЭС 4, 9 Информационные технологии 11 информационных технологий 1, 4, 5 Комиссия 11 Система 10, 11, 15 Системы 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 Союзного государства 4, 9 Таможенного союза 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16 таможенной территории 5, 7, 8, 15, 16 таможенный контроль 13 экономических 1, 15 ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ.www.wto.org - официальный сайт Всемирной торговой организации. Содержит полную и современную информацию по проблематике международной торговли, протоколы присоединения членов ВТО (с 1995 года), включая Перечни уступок по доступу на рынки товаров и услуг. В секции “Quotes” содержатся результаты самых последних исследований, комментарии со стороны общественных организаций и заявления политиков относительно международной торговли. Секция “Publications” предлагает доступ к академическим работам и отчетам международных и межправительственных организаций. Секция “Statistics” содержит статистические данные из источников Всемирной торговой организации, а также других региональных и международных источников. Секция “History” содержит исторические факты и цифры, касающиеся развития многосторонней торговой системы с 1948 года до наших дней. www.tsouz.ru – официальный сайт Комиссии Таможенного союза. Здесь можно найти всю необходимую информацию по Таможенному союзу, нормативно-правовые акты, последние новости. https://elibrary2.eosintl.com/W10300FRStaff/OPAC/index.asp - сайт электроннной библиотеки ВТО. http://www.inservice.ru/documents/wto – сайт представляющий основополагающие документы и соглашения ВТО на русском языке. http://bankzakonov.com – нормативно-законодательная база Республики Беларусь, База включает более 8о тысяч нормативно-правовых актов, в том числе в области прав и свобод человека, принятых республиканскими и местными органами управления, данные акты отсортированы по дате и органы их принявших. www.president.gov.by – официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. Освещается деятельность главы государства и его Администрации, как в области национально-правовой политике, так и международной. www.minjust.by – сайт Министерства юстиции Республики Беларусь. Содержит информацию о международных договорах и соглашениях Республики Беларусь, в области прав человека, содержится информация о ратифицированных конвенциях и пактах в данной области. http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека. Один из самых удобных и полезных источников научной информации. http://wolframalpha.com/ - Первый и единственный в мире интеллектуальный поисковый механизм, способный адекватно воспринимать структуру сложного запроса на естественном языке и производить осмысленный поиск ответа на него, в сущности, по «базе знаний». В первую очередь система нацелена именно на вопросы и сведения в области естественных и точных наук. ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТhttp://V-yakimovich.narod.ru ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВМагистрантки Якимович В.А. Факультета международных отношений Специальность мировая экономика Смежные специальности Сопутствующие специальности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ
|
Применение информационных технологий в системе образования Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10 | Применение информационных технологий в исследованиях поэтических... Применение информационных технологий в исследованиях поэтических особенностей стиля Ю. Левитанского 12 | ||
Применение информационных технологий в изучении истории древнего... Применение информационных технологий в изучении истории древнего мира в 5-ых классах | Применение информационных технологий на уроках английского языка... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17 | ||
Программа профессионального модуля пм. 07 «Применение информационных... ПМ. 07 "Применение информационных технологий в профессиональной деятельности" разработана на основе Федерального государственного... | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Реферат: «Применение информационных технологий в исследовании и описании безэквивалентной лексики» 6 | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» «Применение информационных технологий в географии на примере оценки недвижимости» 5 | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Реферат по ит в предметной области: «Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку» 4 | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» на тему «Применение... Реферат «Применение информационных технологий в решении нелинейных уравнений методом последовательных приближений.» 3 | Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17 | ||
Курсовая работа на тему: Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя Тема курсовой работы: «Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя» | Применение информационных технологий для эконометрического анализа... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | ||
Применение информационных технологий в производственной деятельности Реферат на тему «применение информационных технологий в производственной деятельности» Введение 4 | Применение информационных технологий в педагогической деятельности Для подготовки к урокам и классным часам с использованием информационных технологий приходилось затрачивать много времени и, одновременно... | ||
Применение информационных технологий в банковской сфере Банки стараются извлекать информацию о своих клиентах, предоставлять им банковские услуги наиболее приемлемым способом, в связи с... | Применение информационных технологий в переводоведении (японский... ... |