Скачать 0.81 Mb.
|
Новое образование №6 Новое образование №6 Ежегодный научно-методический журнал школьного ИМЦ Использование ЭОР в деятельности учителя 2013 Муниципальное общеобразовательное учреждение "Каркалайская средняя общеобразовательная школа" 01.03.2013 Журнал издается на основании «Положения о школьном научно-методическом журнале» Журнал основан в 2007 году, является ежегодным изданием. Редакционная коллегия: Л.Я. Подчезерцева Л.А. Минина Л.Н. Погудина МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КАРКАЛАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" ИНН 1821003740/КПП 182101001 Р/с 40204810400000000022 в ГРКЦ НБ УР банка России г. Ижевска ОГРН 1021800918480, БИК 049401001 427230, Удмуртская Республика, Увинский район, с.Каркалай, ул.Азина, дом 4 karalai-school@yandex.ru тел./ факс (34130)5-03-47 с.Каркалай СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ Шестой номер ежегодного школьного научно-методического журнала имеет две основные функции: 1. Трансляция работы Инновационного методического центра по внедрению в образовательный процесс ТРКМ. 2. Теоретическое и практическое освещение процесса использования электронных образовательных ресурсов в режиме деятельности образовательного учреждения по внедрению ТРКМ. Уже стала очевидной мысль о том, что к ТРКМ не относятся как к новинке, сравнимой с деликатесом. Стратегии и приемы ТРКМ стали неотъемлемой частью жизнедеятельности школы не только внутри образовательного процесса, но и во внеклассной работе, в работе с педагогами и родителями обучающихся. Этому материалу были посвящены прошлые выпуски журнала. Деятельность инновационного центра сегодня – это умелое использование Технологии для решения поставленных перед школой современных задач – модернизация УВП в виде внедрения ФГОС. Сегодня на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы общества и личности. Этой задаче отвечают основные постулаты концепции ТРКМ, обработанной сингапурскими педагогами: - критическое мышление, - сотрудничество, -гибкость и приспособляемость, - умение ясно говорить и писать, -инициативность, -расширение любознательности и инициативности, -нахождение и анализ информации. Наш коллектив в текущем году изучил сиграпурский опыт, успешно реализованный в учебных заведениях Татарстана, и применил в практической деятельности в виде проведенных уроков, семинаров, мастер-классов. Непременным условием публикаций является использование электронных образовательных ресурсов. Об этом основной материал журнала. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Общая информация. Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР. Итак, здесь и далее мы рассматриваем электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер. Каковы инновационные качества ЭОР? Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами. К основным инновационным качествам ЭОР относятся: - Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений). - Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д. - Возможность более полноценного обучения вне аудитории. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет- кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге - вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей. Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, о которых говорилось выше. Что нового дают ЭОР учащемуся? Прежде всего - возможность действительно научиться. Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика - тренировки и аттестация - соревнования. Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию? Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объемного голографического изображения. С ЭОР изменяется и первый компонент - получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать. Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь». Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы. Тогда можно не ходить в школу? Ничего подобного! Во-первых, нужно отчетливо понимать, что возможности ЭОР и учителя сегодня и в обозримом будущем несравнимы. Говоря языком информатики, учитель - это «экспертная система»: может ответить (почти) на любой вопрос, в том числе - неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан с учетом подготовленности конкретного ученика. Во-вторых, компьютер даже не претендует на роль педагога - воспитателя, носителя культуры. Можно привести ещё множество аргументов, свидетельствующих о бесценной роли Учителя в образовательном процессе. Другое дело, что в современных условиях, когда приходится учиться всю жизнь, трудно представить, сколько бы понадобилось учителей, если бы не компьютер, резко расширивший возможности самостоятельной учебной работы. В-третьих, только в школе можно «пощупать» реальную лабораторную установку, провести живое коллективное обсуждение проблемы - ценность «мозгового штурма» не зависит от уровня информатизации. Наконец, школа - это социализация учащегося, формирование навыков общения и поведения в коллективе, адаптация в определенной социальной среде. Что дают ЭОР учителю? Здесь стоит привести мнение учителей: - конспекты не писать; - сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок - с компьютером не поспоришь; - экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» - творчества; - решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен; - вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии - это «круто» и престижно. Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать. Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок. Чем отличаются ЭОР от учебников? ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.
В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.
А что такое мультимедиа ЭОР? Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм). То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным. Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности. Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук. Виды ЭОР - электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), обеспечивающий комплексную поддержку всех видов учебных занятий, предусмотренных программой соответствующей дисциплины; - электронный учебный модуль (ЭУМ), поддерживающий все виды занятий по разделу (теме) учебной дисциплины; - электронное учебное пособие. В него необходимо включить средства навигации по учебному материалу, терминологический словарь, средства поиска, вопросы и задачи для самопроверки усвоения учебного материала. ЭОР должен отличаться повышенной наглядностью подачи учебных материалов, включая большое число иллюстраций, анимационные последовательности, информационно- справочные материалы. - электронное методическое пособие; - электронный задачник; - средства поддержки практических занятий; - компьютерные модели изучаемых процессов и объектов, выполненные с помощью системы MathCAD Calculation Server и др.; - лабораторный практикум, обеспечивающий удаленный доступ к реальному оборудованию; - виртуальный лабораторный практикум; - модули проверки знаний по разделам (темам дисциплины); - атласы конструкций и деталей изучаемого оборудования; - средства обработки и визуализации результатов исследований; - компьютерные тренажеры; - базы данных учебного назначения; - программные системы автоматизированного проектирования. Как можно получить электронные учебные модули? Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернет: http://fcior.edu.ru; http://eor.edu.ru ЭОР НП могут распространяться также на перемещаемых носителях: компакт-дисках, Flash-накопителях, внешних жестких дисках (HDD) и др. Хранилище избранных ЭУМ можно организовать на любом компьютере: сервере глобальной или локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет- кафе, дома и т.д. Загрузить ЭУМ можно через Интернет, с локального сервера, с компакт- диска или другого носителя. Важно только помнить, что для использования ЭУМ на данном компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя - клиентскую часть программной среды ОМС. Что будет с книгой? Ничего особенного, книгу никто не отменял. Во-первых, полиграфическое издание обладает массой преимуществ: не требует дополнительных технических средств воспроизведения, удобно в использовании в любом месте и в любое время, имеет, что немаловажно, 500-летнюю традицию применения. Во-вторых, наши знания об окружающем мире можно разделить на три основных множества: объекты, процессы, абстракции. Последнее непосредственно связано с человеческим мышлением. Математика и философия, экономика и политика, науки о материи и Вселенной в значительной части опираются на абстрактное мышление. Носителем абстракций может быть только текст, сам являющийся комбинацией символьных абстракций. Кроме того, текст - универсальное, достаточно простое и оперативное средство описания элементов всех указанных множеств (хотя, за универсальность, как всегда, приходится расплачиваться, в данном случае - большими размерами и сложностью усвоения описаний). Все это в совокупности дает основания рассматривать текст в качестве непреходящей ценности. Другое дело, что носителем его не обязательно будет бумага - уже существуют плоские гибкие жидкокристаллические экраны. Но вопрос о технологической конвергенции книги и компьютера - это уже о другом. Чему должен научиться учитель? Для начала - совсем немногому. Дело в том, что чем сложнее программное обеспечение, тем легче с ним работать. По большому счёту, научиться включать компьютер и управляться с «мышкой» можно за несколько минут. И это очень многие педагоги давно уже умеют. Для них не составит труда выйти в Интернет или скачать ЭУМ ОМС с диска. Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача будет состоять в разумном использовании ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге - для каждого ученика. Учителям, пока ещё не имеющим опыта работы с компьютером, нужно постараться объяснить, что «догнать» своих продвинутых коллег не сложнее, чем научиться обращаться с телевизором. Да, с компьютером много чего можно делать, но нас интересует пока весьма узкая область применения. Есть ещё одна простая возможность старта: предложить своим ученикам выполнить домашнее задание с использованием ЭОР. Стоит только начать разбираться - то ли и так ли они сделали, и Вы окунётесь в совершенно другую среду, которая очень скоро станет понятной и комфортной. Использованы материалы сайта eor.it.ru |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районный конкурс для учителей- предметников использующих эор в образовательной деятельности «Электронно- образовательные ресурсы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование электронных образовательных ресурсов (эор) в педагогической деятельности учителя | ||
Телефонограммы от 04. 10. 2013 Директорам имц, оу, заместителям директоров по вр В октябре 2013 г. Мбу имц «Екатеринбургский Дом Учителя» (ул. Воеводина, 4) проводит консультации для заместителей руководителей... | Моу мц «Раменский Дом учителя» Октябрь 2012 №7 о научно-методический журнал Сегодня учителя активно осваивают технологии развивающего обучения, в которых обучение и развитие предстают как система диалогически... | ||
Современный урок с использованием эор Министерством образования разработано несколько методик и направлений в данной области, одной из которых является активное внедрение... | Научно-методический журнал «Искусство в школе» Журнал «Искусство в школе» Издательский дом «1 сентября». Вся для учителя русского языка: электронная версия газеты «Русский язык» и сайт для учителей «Я иду... | ||
Март 2012 №4 о научно-методический журнал в этом номере читайте Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя) | Научно-методический журнал «Всё для классного руководителя!» Научно-методический журнал «Всё для классного руководителя!» Выходит ежемесячно. Данный номер – спецвыпуск | ||
Моу мц «Раменский Дом учителя» Апрель 2012 №5 о научно-методический журнал Руководящей основой дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учителя меньше бы учили, а учащиеся больше... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правила были созданы на основе анализа и редактирования авторских материалов, поступающих в журналы Издательской Группы "Основа"... | ||
Использование современных образовательных технологий в деятельности... Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики | Моу мц «Раменский Дом учителя» Декабрь 2011 №3 о научно-методический журнал Система образования района в уходящем году сделала очередной положительный шаг вперёд в развитии и реализации задач модернизации... | ||
Модели уроков на основе использования эор В модели обучения с использование эор целесообразно реализовывать различные типы уроков | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эор) и современных информационно-коммуникационных технологий (икт) в работе учителя-предметника, сформировать практические навыки... | ||
Программа практики состоит из Вхождение студента в профессиональную деятельность предполагает практическое знакомство с функциями учителя-предметника – школьного... | Конспект урока альдегиды (Тема урока) фио (полностью) Чивкунова Елена Викторовна Тип урока: изучение нового материала с использование эор и самостоятельной деятельности обучающиеся |