Анализ современных форм ведения профориентационной работы
в системе «вуз-учреждения общего и среднего образования»
Система «ГУЗ – учреждения общего и среднего образования»
Тематические встречи с представителями профессий,
мастер-классы, семинары Презентация профессий, связанных с землеустройством и кадастрами, экологией и охраной окружающей среды Экскурсии, занятия в Музее истории землеустройства (ГУЗ)
Элективные курсы, занятия по профильным дисциплинам Участие в классных часах «Мир профессий», родительских собраниях
ФОРМЫ РАБОТЫ
В ОБЛАСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Тестирование и анкетирование с целью выявления профессиональных предпочтений, личностно-психологических особенностей учащихся Мероприятия по выявлению наиболее способных и одаренных учащихся
(олимпиады, викторины, подготовительные курсы)
Методическая помощь в организации и функционировании школьных кабинетов профориентации Дни открытых дверей университета Ежегодный осенний фестиваль для школьников и учащихся колледжей
г. Москвы «Своя профессия»
Профориентация – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда.
Профориентация как средство регулирования профессиональной направленности личности является социально значимым делом, так как в эпоху модернизации и внедрения инновационных технологий во все сферы экономики и бизнеса российское общество остро нуждается в грамотных специалистах и квалифицированных кадрах. Для принятия мотивированного и взвешенного решения – выбора профессионального пути – молодому человеку необходимы четкие жизненные ориентиры, в том числе знания о специфике разных профессий, возможностях получения высшего профессионального образования по интересующему направлению, конъюнктуре современного рынка труда, перспективах трудоустройства и построения успешной карьеры. Следовательно, разработка научно-информационных материалов по изучению характера и методов ведения профориентационной работы приобретает особую актуальность.
Конечной целью деятельности вузов в области профориентации должно стать создание эффективной модели профориентационной деятельности и формирование особого контингента абитуриентов, имеющих высокий уровень подготовки по профильным дисциплинам и способных мотивированно выбрать подходящую профессию. Совершенствование существующих и внедрение новых форм взаимодействия школ (колледжей) и вузов призваны обеспечить условия для наиболее полного использования интеллектуального и творческого потенциала каждого учащегося в процессе профессионального самоопределения.
Мероприятия в области профориентации помогают учащимся разобраться в сложном мире профессий, соотнести свои интересы и возможности с требованиями к личностным, интеллектуальным и физическим характеристикам, необходимым будущему специалисту в данной области профессиональной деятельности. Для этого школьные педагоги выявляют индивидуальные способности каждого ребёнка, обеспечивают информацией о разных видах труда, привлекают для работы со старшеклассниками представителей профессий, преподавателей и сотрудников вузов. В целом, профориентация осуществляется посредством профессионального информирования, консультирования, диагностики профессиональной направленности личности, процедур профессионального подбора, психологической поддержки и профессиональной адаптации.
Среди многочисленных форм профориентации, которые активно используют сотрудники вузов в работе с учащимися школ и колледжей, следует отметить такие как:
- информирование учащихся о профессиях и вузе путем распространения печатной продукции: рекламно-информационных листовок, буклетов, бюллетеней, спецгазет; создание электронных ресурсов по профориентации – сайтов, электронных библиотек и т.д.;
- организация Дней открытых дверей и фестивалей профессий в вузе;
- организация экскурсий учащихся школ (колледжей) в музеи и лаборатории вуза;
- организация мастер-классов, семинаров, тренингов (в том числе выездных), позволяющих учащимся школ (колледжей) приобрести базовые профессиональные навыки и расширить представления о профессии; организация тематических встреч с приглашением представителей профессий – сотрудников и успешных выпускников вуза: ученых, преподавателей, государственных служащих и предпринимателей;
- проведение психолого-педагогических занятий по выявлению профессиональных наклонностей учащихся (с применением различных методик профтестирования);
- проведения анкетирования с целью выявления мотивации учащихся при выборе профессии и вуза;
- методическая помощь сотрудников вуза в организации и функционировании школьного кабинета профориентации;
- участие в классных часах и мероприятиях по профориентации с презентацией профессий в школах (колледжах) (с использованием различных форм: беседа, электронная презентация, консультация и т.д.);
- участие в родительских собраниях;
- развитие олимпиадного движения с целью выявления одаренных детей;
- создание в школах лицейских классов;
- разработка и внедрение в учебные планы школ программ элективных курсов.
При выборе форм профориентационной работы в системе «вуз – учреждения общего и среднего образования» следует учитывать в первую очередь тот факт, что трудности профессионального самоопределения учащихся в значительной степени обусловлены низким уровнем информированности о специфике разных профессий, характере профессионального труда и возможностях получения высшего профессионального образования в конкретном вузе.
Самоопределение личности представляет собой сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Профессиональное самоопределение личности – сознательное выявление и утверждение собственной позиции в решении проблемы профессионального выбора. Сознание человеком себя, окружающего мира и своего места в мире не остается постоянным, а изменяется со временем, поэтому и проблема профессионального выбора может решаться по-разному с течением времени.
В целом, под профессиональным самоопределением принято понимать:
процесс формирования готовности самостоятельно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего образовательно-профессионального маршрута,
обнаруживать внутренние и внешние проблемы саморазвития в рамках определенного времени, пространства и смысла,
пользоваться ресурсами помощи и защиты в обнаружении и преодолении препятствия в процессе осуществления профессионального выбора. Профессиональное информирование предполагает предоставление учащемуся сведений о специфике различных профессий, о потребностях рынка труда города, региона, динамике его развития, возможностях профессиональной самореализации в современных социально-экономических условиях.
Профессиональное консультирование направлено на активизацию профессионального самоопределения учащегося на основе согласования его профессиональных намерений и актуальных потребностей рынка труда в рабочих кадрах и специалистах. На основе подбора адекватных способов решения проблемы (выявление запроса, диагностика, обсуждение вариантов поиска работы, трудоустройства, перспектив рабочего места) профессиональная консультация должна способствовать выработке учащимся личного профессионального плана и определению путей его реализации.
Профессиональный подбор предполагает определение профессии, которая наиболее соответствует психофизиологическим особенностям конкретного индивида, учитывает его склонности и возможности. В профориентационной работе принято различать профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор). При проведении профподбора педагог-профконсультант идёт «от человека к профессии», подбирая соответствующую данной личности профессию, а при профотборе – наоборот: «от профессии к человеку», подбирая наиболее соответствующую данной профессии личность.
Психологическая поддержка представляет совокупность мер по оценке и формированию пригодности человека к труду на этапах профессионального пути, обеспечению благополучия, эффективности и безопасности жизни и деятельности индивида, его здоровья и преодоление социальных, трудовых, личностных и других конфликтов и расстройств. Психологическая поддержка предусматривает оценку психологического состояния учащегося с целью оптимизации условий консультирования, повышения уровня адаптации индивида к современным рыночным условиям, активизации реализации собственной профессиональной карьеры.
Таким образом, политика в области профессиональной ориентации направлена на повышение эффективности использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества; создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для свободного социально-профессионального самоопределения человека; развитие профориентационных услуг для различных групп населения.
Психолого-педагогическое управление профессиональным становлением учащихся способствует решению многих проблем социализации, обучения и по направленности воздействия может иметь следующие формы: информационная, активизирующая, диагностическая, консультативная, корректировочная, формирующая и развивающая.
Руководит профориентационной работой в образовательном учреждении педагог-психолог, психолог, профконсультант, завуч, заместитель директора по воспитательной работе или другое ответственное лицо, назначаемое директором. Реализуя взаимосвязанные цели и задачи, в профориентационной работе участвуют также сотрудники Центра профориентации, деканы факультетов, медработник, кураторы групп, преподаватели-предметники, социальные педагоги, социальные работники и другие субъекты учебно-воспитательного процесса. Интегрирующую роль в проведении профориентационной работы в учебном заведении выполняет специально оборудованный кабинет профориентации.
Планирование и организация профориентационной работы зависит от ступени обучения ребёнка и делится на ряд этапов:
Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов.
I-IV классы – пропедевтический (от греч. «предварительно обучаю») этап – сокращённое, систематическое изложение материала (информации) о мире профессий в элементарной форме, приготовительный, вводный курс. У младших школьников с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно-полезный труд, индивидуальные собеседование и др.) необходимо сформировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, создать установку на выбор профессии. Таким образом, I-IV классы – это этап получения информации о различных компонентах трудовой деятельности, формирование первоначальных трудовых умений и навыков.
V-VII классы – поисково-зондирующий этап. У подростков важно сформировать осознание собственных интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с профессией. Они должны определить свое место в обществе, развить интерес к трудовой деятельности. К VIII классу должна быть сформирована потребность в выборе профессии. VIII-IX классы – профильная ориентация. На этом этапе школьников необходимо информировать о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства; научить оценивать личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии; оказывать им индивидуальную психологическую помощь. Таким образом, V-IX классы – это этап получения информации о классификации профессий, профессионально важных качествах, формирования умения объективно оценивать свои возможности, анализировать характер труда представителей конкретных профессий, составлять свой профессиональный план, выполнять отдельные операции, действия, характерные для конкретной профессии.
X-XI классы – период проектирования послешкольного образовательно-профессионального маршрута. С учащимися X-XI классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств; контроле и коррекции профессиональных планов; познакомить учащихся со способами оценки результатов, достижений в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии, саморазвитии в ней. Таким образом, X-XI классы – это этап получения информации о современном рынке труда, динамике его развития, умение адекватно оценивать собственные профессионально важные качества, обосновать свой профессиональный опыт, составлять программу самоподготовки к избираемой профессии.
Знание социально-психологических особенностей возрастного развития позволяет смягчить возрастные кризисы в развитии человека; оптимально использовать соответствующие периоды его жизни для формирования тех или иных способностей, качеств. Это знание дает понимание того, чему и как надо учить человека, какой стиль общения будет лучше восприниматься в том или ином возрасте.
Можно выделить как минимум три важные характеристики:
1) психические функции (познавательные процессы), которые направленно формируются обучением и воспитанием в семье и обществе;
2) общение – процесс продолжающийся в течение всей жизни, это взаимосвязь человека с окружающими людьми; новые контакты порождают новые способы общения и нередко ведут к изменению иерархии личных ценностей человека в процессе общения.
3) направленность – индивидуальное психологическое свойство человека, которое представляет систему выработанных человеком собственных взглядов на жизнь, на окружающий мир, людей.
Итак, психическое (функции) – социальное (общение) – психологическое (направленность) это три звена одной цепи, определяющие своеобразие поведения человека.
Характер организации профориентации учащихся учреждений общего и среднего образования обусловлен возрастными особенностями учащихся. Следовательно, целесообразно дифференцировать процесс получения знаний о профессиях на разных ступенях обучения. Жизнь человека складывается из определенных периодов, этапов. В основе смены этапов, периодов жизни человека лежит смена (изменение) ведущих типов его жизнедеятельности и ведущих мотивов его поведения на определенном возрастном отрезке жизни. Ведущими типами деятельности человека являются: общение, игра, учеба, труд. Ведущие мотивы деятельности человека: стремление утвердить свое положение (социальный статус) в формальной и неформальной группах (школа, учебное заведение, предприятие, команда, группа и т.д.).
Периодизация профориентационной работы в школе осуществляется поэтапно на каждой возрастной ступени, на основе преемственности возрастных и психологических особенностей личности школьника. При этом формы и методы должны быть рассчитаны на конкретного ученика, направлены на активизацию личности, выработку самостоятельной позиции в выборе профессии, должны способствовать выявлению общих и специальных способностей.
К началу Х класса у школьников формируется профессиональное самоопределение. Для эффективного управления профессиональным самоопределением учащейся молодежи психологи выделяют показатели, характеризующие его как процесс, предполагающий развитие личности – субъекта своей будущей профессиональной деятельности, включающей в себя:
1. Информированность учащегося: знание отраслей экономики и видов профессионального образования, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность).
2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда).
3. Выраженность профессиональных интересов к определенной области деятельности и конкретной профессии.
4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности.
5. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занятия в кружке, факультативе, секции, музыкальной школе и т.д.).
6. Сформированность профессиональных намерений.
7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой).
8. Состояние здоровья позволяет избрать данный вид деятельности (профессию) по заключению врача.
В зависимости от количества участников различаются индивидуальные формы профориентационной работы – с конкретным учащимся, например, беседа, консультация, индивидуальная диагностика; групповые – работа с группой, например, урок, игра, беседа, групповая диагностика, семинар, тренинг; массовые – работа с большим количеством учащихся, например, межшкольные профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест.
Профессиональное информирование является составной частью системы профессиональной ориентации и представляет собой групповое и индивидуальное информирование учащихся о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, требованиях, предъявляемых будущей профессией к личности, условиях и режиме труда, возможностях трудоустройства и получения специальности. Цель профессионального информирования – просвещение молодежи по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. Профессиональное информирование может выступать в качестве самостоятельной профориентационной задачи (справочно-информационная консультация) или проводиться в рамках работы по профессиональному консультированию.
Профессиональное информирование должно быть достоверным, полным, убедительным, своевременным, доступным для учащихся по форме, содержанию и проводиться как через средства массовой информации, печатные издания (буклеты, справочники, и т.д.), информационные стенды, так и посредством информационного консультирования.
Ключевое значение в профессиональном информировании имеют три вида информации:
о профессии (специальности) - её содержании, условиях, организации труда, обучении конкретной профессии, оплате труда, требованиях к личности человека, возможностях квалифицированного и должностного роста;
о человеке – его возможностях и способностях, интересах и склонностях;
о текущем и перспективном кадровом спросе - состоянии спроса и возможности развития рынка труда.
Выбор профессии, места обучения или работы происходит на основе сопоставления информации по этим трём позициям. От того, насколько будет достоверной и подробной полученная информация, зависит правильность выбора профессии, успешность профессионального обучения и деятельности, закрепление человека на рабочем месте.
В основе информационной деятельности педагога (психолога)-профконсультанта лежит владение информацией о характере конкретных видов профессиональной деятельности, особенностях местного рынка труда, спросе и предложениях на специалистов, возможностях получения профессии.
Результатом профессионального информирования является овладение учащимися информацией такого объема и содержания, которые необходимы для сознательного профессионального самоопределения, а также овладения способами самостоятельного поиска информации и знакомство с необходимыми для этого средствами (справочниками, бюллетенями и т.п.)
Учащихся можно разделить на две группы по степени готовности к самостоятельному выбору профессии:
первая группа – учащиеся знают, что им нужно, какую информацию они хотят получить. Таких учащихся следует направлять по линии «самообслуживания», указав, где можно найти соответствующую информацию. Возможной проблемой в работе с такими учащимися может быть неадекватное представление о своих способностях, профессиях, спросе на рынке труда;
вторая группа – учащиеся не достаточно готовы к самостоятельному поиску информации, отсутствует более или менее четкое представление о своих возможностях, не сформированы ярко выраженные профессиональные предпочтения. С такими учащимися необходимо вести индивидуальное профессиональное консультирование. |