С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет





НазваниеС. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет
страница1/8
Дата публикации28.04.2015
Размер0.92 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

ОДАРЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ //http://sciyouth.ru/iconf/archive/%CF%E8%FF%E2%F1%EA%E8%E9.doc



С.А. Пиявский
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Стремительное вхождение человечества в информационную эру, когда «экономика, основанная на знаниях» резко ускоряет развитие построивших ее стран, ставит перед Россией ряд сложных проблем. Главная из них заключается в том, что, даже мобилизовав необходимые ресурсы и политическую волю, сегодня уже невозможно догнать ушедшие далеко вперед наиболее развитые страны, попросту повторяя их путь. Ведь чем дальше страна продвинулась по этому пути, тем больше скорость ее движения. Для нашего великого государства вывод может быть только один – использовать органические особенности страны и найти такие нетривиальные решения, которые необходимы для рывка вперед. По мнению автора, такие решения лежат в сфере образования. Здесь недостаточно важных, но частных преобразований, таких как оснащение учебных заведений компьютерами и средствами доступа в Интернет, переподготовка преподавательского состава, разработка электронных учебных материалов, расширение дистанционного и открытого образования, e-learning и т.п. Необходимо за счет эффективного государственного управления максимально ускорить наиболее глубинные закономерные процессы становления новой системы электронного образования на базе информационно-коммуникационных технологий. К первоочередным задачам в этом направлении мы относим:

  • реализованное на государственном уровне в виде комплекса политических и организационно-методических мер понимание электронного образования не узко как средства передачи знания, а как системы формирования личности и ее менталитета в процессе всей ее жизнедеятельности в информационном обществе,

  • государственную сертификацию образовательного уровня каждого жителя страны в течение всей жизни и мониторинг целевых показателей образованности общества при активном и эффективном воздействии, по результатам анализа, на образовательные, трудовые, культурные и социальные процессы.

  • Обеспечение, в первую очередь, всем студентам, преподавателям и научным сотрудникам лимитированного, но бесплатного доступа к высокоскоростному Интернету,

  • создание общедоступного бесплатного русскоязычного Единого знания на базе Интернет,

  • формирование государственной информационно-коммуникационной системы поиска, развития, поддержки и закрепления в стране одаренной молодежи в сфере науки и техники.

Главное же - необходимо определить переход к электронному образованию как государственную задачу первостепенной важности, а формирование самого образованного в мире общества и достижение на этой основе экономического преуспевания, социальной гармонии, всеобщего благополучия и ведущих позиций в мире в сферах культуры, экономики и политики - как национальную идею.

В рамках данной статьи более подробно остановимся на последней из перечисленных задач, рассматриваемой в контексте перехода к информационному обществу.
1 Некоторые черты информационного общества
1.1 Экономика, основанная на знаниях
Развитые страны, а за ними стремительно и весь мир, превращаются в информационное общество [36]. Это означает, что информация начинает играть определяющую роль как в социально-культурной (средства массовой информации, демократические процедуры, порождаемые концепцией «электронного правительства»), так и в экономической («экономика, основанная на знаниях») сферах. Наиболее выпукло это проявляется в сфере экономики, которая все более основывается на производстве наукоемкой продукции, а также самих знаний и их носителей, которые тоже становятся товаром. По приводимым в [12] данным, сейчас в развитых странах около 60% работающих занято умственным трудом в сфере информации и услуг и только 15-25% - в производственной. От 20 до 40% роста национального дохода США дает совершенствование научных знаний и их применение, дополнительно к этому 15-20% роста дает сам сектор образования. Измерить вклад интеллектуального капитала в производство позволяет коэффициент Тобина – отношение рыночной цены компании к цене замещения ее материальных активов: зданий, сооружений, оборудования и запасов. При этом рыночная цена компании может быть определена на основе данных о капитализации фирмы, которые основываются на оценках фондового рынка или при реальной покупке ее другой компанией или экспертным путем. Как указывается в [26], стр. 119, в 1960-70 годах его значение в развитых странах изменялось медленно, оставаясь в пределах 1-2. С начала же 1980-х годов наблюдается резкий рост этого коэффициента, который в среднем к 2000 году достиг значений 6-7. Для наиболее высокотехнологичных компаний он еще больше - порядка 10. Так, при приобретении в 1995 году фирмой IBM компании Lotus коэффициент Тобина достиг величины 15,2. По оценкам, для отдельных компаний, действующих в сфере программного обеспечения и интернет-технилогий, он может достигать нескольких сотен.

Эффективность «экономики, построенной на знаниях» находит прямое отражение в величине валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения страны. На рисунке 1 показана динамика изменения этого показателя для двух стран: Республики Корея и Ганы, из которых первая пошла по пути построения экономики, основанной на знаниях [28], стр.11.


Рисунок 1. Знания как фактор развития
1.2 Повышение образовательного уровня общества

Другой характерной особенностью информационного общества является резкое расширение востребованности образования как непременного условия успеха на рынке труда и продукции. Она проявляется в расширении числа рабочих мест, требующих от работника высшего образования и высокой квалификации и стремлении все большей части населения получить высшее образование.

Так, сектор образования является вторым в экономике США (после здравоохранения) и оценивается в 2000 г. в 815 млрд. долл. Он составляет примерно 9% ВВП. В 2003 году 85% рабочих мест требовали работников с высшим образованием, в то время как в 1950 году их было лишь 20%, а в 1991 году – 65% [6].

За последние 40 лет количество студентов высших учебных заведений в мире выросло в 12 раз и превысило 80 млн. чел. Доля лиц с высшим образованием среди трудоспособного населения составляет сейчас в Швеции и Финляндии – 60%, Японии – 50%, США – 40% и продолжает устойчиво расти. В России она составляет 18,5% и уже в течение 10 лет не растет [14]. Правда, отмечается резкий рост числа студентов, вызванный, однако, многими неэкономическими причинами. В 2002/03 году численность приема в вузах России выросла в 2,4 раза по сравнению с 1980/81 годом. Количество студентов по сравнению с 1994/95 годом выросло более чем в 2,5 раза [15].

В то же время неравномерное удовлетворение потребности в образовании углубляет неравномерность в уровне развития и жизни различных стран и различных слоев населения, создает базовые предпосылки для межгосударственных, классовых, религиозных и иных конфликтов, порождает люмпенизированные и маргинальные структуры разрушительного характера. Эти процессы наблюдаются уже в течение нескольких десятилетий, однако в условиях информационного общества, в котором темп и уровень образования неизмеримо увеличиваются, подобная неравномерность приобретаем еще более опасный характер. Поэтому развитые страны принимают особые меры для ее сглаживания как внутри страны так и на международном уровне.
1.3 Образование в течение всей жизни
Информационное общество создает чрезвычайно важную в демографическом и социальном плане ситуацию. Поскольку способность к переработке информации сохраняется в здоровых людях значительно дольше, чем физическая выносливость, появляется возможность существенно продлить период их активной трудовой деятельности, что важно как для них самих, так и для общества в целом. Работа на дому, с нефиксированным рабочим днем, не требующая физических усилий, сегодня характерна для многих профессий (программисты, диспетчеры, аналитики, ученые и пр.). Учитывая тенденцию к «постарению» общества (рисунок 2), вернуть к активной трудовой деятельности сотни миллионов людей «старше 50» чрезвычайно важно.


Рисунок 2 - «Старение» населения России
Однако в этом есть и вторая сторона. В информационном обществе темп получения и применения обществом новых знаний стремительно нарастает. Если в середине 19 века объем используемой обществом информации удваивался каждые 50 лет, то теперь – каждые 20 месяцев [13]. Как писал в 70-х годах ХХ века Э.Тоффлер, все технологически развитые общества «ощущают сверхнормальную скорость перемен» [29], стр. 32. Если не принимать специальных масштабных мер, это приводит к более раннему выбытию человека из активной производственной деятельности, уменьшению авторитета старшего поколения в глазах молодого и соответствующим перекосам в трансляции культуры и организации жизни общества.

Решение проблемы состоит в переходе от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни» и соответственному росту объема и спектра необходимых образовательных услуг. Дополнительное образование, переподготовка, повышение квалификации, второе и третье образования становятся значительным сегментом образовательного рынка.
1.4 Глобализация и мобильность образования и населения
Еще одна характерная черта информационного общества – глобализация, связанная, в частности, с легкостью переноса информации через любые границы. Информационный характер общества способствует глобализации экономических процессов. В сочетании с возрастающими коммуникационными возможностями это приводит к повышению мобильности населения, что порождает качественно новые возможности и проблемы в сфере образования.

Наряду с прочими видами, резко возрастает академическая мобильность, т.е получение образования в зарубежных странах, предлагающих образовательные услуги более высокого качества, чем страна проживания. В 2000 г. доход от обучения иностранных студентов составлял в США – 10 млрд. долл. (что составляет около 20% всего американского экспорта услуг) [10], Великобритании - 3,76 млрд. долл., Италии – 1,17 млрд. долл., Греции – 80 млн. долл., России – 281 млн. долл. [9]. В 2004 г. в США училось 582996 иностранных студентов, более четверти всех иностранных студентов в мире. Образование рассматривается как отрасль экономики и занимает 5-е место среди других; еще в 1998 году оно принесло доход в 265 млрд. долл. и обеспечило работой 4 млн. человек [11].

Потери России от «утечки мозгов» оцениваются ежегодно в 25 млрд. долл. ([26], стр. 121).

Осознание этого процесса на международном уровне привело к масштабным решениям. В частности, Европейское сообщество все более стимулирует установление тесных связей между европейскими странами в развитии и укреплении их интеллектуального, культурного, социального, научного и технологического потенциала. Европа знаний – важнейший фактор социального развития, который может обеспечить всем ее гражданам необходимый уровень компетентности для ответа вызовам нового тысячелетия.

С учетом первостепенной роли образования в этой сфере, 25 мая 1998 г. министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании была подписана Сорбонская декларация, а в июне 1999 года 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. В ней страны-участницы приняли на себя обязательства к 2010 году обеспечить достижение целей, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и его поддержкой на мировой арене.

Как известно, в числе основных из этих целей:

- создание системы четких сопоставимых степеней (взаимное признание дипломов), чтобы содействовать росту занятости европейских граждан и международной конкурентоспособности европейского высшего образования,

- переход в сфере высшего образования на двухуровневую систему подготовки: бакалавр (с продолжительностью не менее трех лет) и магистр (дипломированный специалист),

- введение системы европейских зачетных единиц - «кредитов», измеряющих уровень освоения отдельных дисциплин, что позволяет расширить формирование индивидуальных образовательных траекторий с изучением отдельных дисциплин в различных учебных заведениях по различным технологиям, причем организации, которые выдают «кредиты» учащимся, должны быть признаны соответствующими университетами, выдающими диплом об образовании,

- создание условий для успешной мобильности студентов, преподавателей, научных работников и административного персонала,

- меры по обеспечению гарантий качества высшего образования,

- развитие непрерывного образования.

В сентябре 2003 г. Россия была принята в число стран-участниц Болонской декларации. Общее число стран-участниц сегодня увеличилось до 40 [17],[18].
1.5 Возрастание культурологической и духовной роли образования
В информационном обществе информационные технологии (включая электронные средства массовой информации и Интернет) превратились в мощное средство формирования мировоззрения, культуры и политических взглядов всего общества, позволяя в то же время манипулировать ими в узкогрупповых интересах, что ставит под угрозу стабильность развития человечества в целом. Противостоять этому в условиях демократии может лишь общество высокой культуры. Поэтому существенно возрастают требования к воспитательной роли образования. С другой стороны, сложная организация функционирования общества делает его весьма уязвимым от информационных атак. Как сказал президент США после атаки 11 сентября, « в прошлом, чтобы угрожать Америке, враги должны были иметь большие армии и значительный промышленный потенциал. Сегодня даже небольшие группы людей могут сеять хаос и страдания, не имея даже тех средств, которые нужны для покупки одного-единственного танка» [30].

По социологическим данным ([31]) в США 90% детей от 6 до 18 лет общаются с медиа 5,5 часов в день вне школы (телевидение – 2 часа 46 минут – в России 2 часа 20 минут, музыка и радио 1 час 27 минут, компьютер – 49 минут, чтение 44 минуты). В результате к окончанию школы американский ребенок посмотрел 8 тыс. убийств, 100 тыс. актов насилия, а к 18 годам – 40 тыс. убийств и 200 тыс. актов насилия. В неделю несовершеннолетние проводят за экраном телевизора с США, и в России примерно по 28 часов.

Соответственно за последние 40 лет число преступлений с применением насилия возросло в США примерно в 3 раза, причем в 1999 году 17% из них совершали подростки до 18 лет, еще 28% - молодежь от 18 до 24 лет [32].

В развитых информационных обществах эта опасность хорошо осознается. Так, с США с января 200 года все продающиеся телевизоры снабжены электронными V-чипами, которые, основываясь на данных возрастных рейтингов, позволяют блокировать нежелательные передачи. В большинстве учебных заведений введены курсы медиаобразования. Эта дисциплина имеет целью воспитание медиаграмотной аудитории, которая (по П. Киппингу):

- понимает, что телевидение транслирует идеи, информацию, новости с точки зрения каких-то людей,

- осознает, что для эмоционального воздействия на публику используются специальные технологии,

- учитывает, что все медиатексты выгодны одним людям и невыгодны другим,

- ищет альтернативные источники информации и развлечения,

- использует медиасредства с пользой и для собственного удовольствия,

- не служит объектом манипуляции в чьих-либо интересах, знает, как себя вести, и никто не решает за них, они –более сознательные граждане своего общества ([31], стр. 90).

Отчасти благодаря этим усилиям в конце 90-х годов прошлого века преступность в США несколько снизилась.

Возможности электронных СМИ все больше используются в политических целях. В 1998 г. Дж. Вентура обратился к избирателя через Интернет и стал губернатором штата Миннесота. В 200 году соперник Дж. Буша Дж. Маккейн после презентации своей программы в Интернет собрал через сеть за 48 часов примерно один миллион долларов в свою поддержку, а вскоре – до 6 млн. долл. В 2000 году демократы добились возможности онлайнового голосования в штате Аризона, что повысило рейтинг их кандидатов. В 200 году в Австрии крайне правый Й. Хайдер вошел в правительство после успешной Интернет-компании. В Бразилии выборы на национальном и местном уровнях идут в электронном виде [33].
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconКазанский государственный архитектурно-строительный университет утвержда ю
Казанский государственный архитектурно-строительный университет”/ Разработано начальником учебно-методического управления И. И. Мустафиным....
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет
Примерный перечень курсовых работ по основам менеджмента (для направления «Менеджмент» по теории менеджмента) 6
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Иас – совокупности взаимоувязанных автоматизированных систем, объединенных общей целью функционирования
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет центр...
Керамзитобетон крупнопористый, коэффициент теплопроводности, паропроницаемость, сопротивление теплопередаче, фрагмент стены
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Проектирование информационных систем и программных комплесов: методические указания / Сост. В. П. Дерябкин, З. Ф. Камальдинова. –...
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconКазанский государственный архитектурно-строительный университет Кафедра...
Ия для выполнения расчетно-графической работы для студентов 1 курса по направлению «Строительство». Методические указания соответствуют...
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет
Справочник студента, дабы уберечь неразумных от подводных камней реки знаний, расставленных злобными преподами. Сам автор имел обширную...
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет icon«Управление проектами в туризме»
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconГоу впо «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»
Себряковский филиал гоу впо «Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета»
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет icon«Информатика и программирование» для студентов специальности
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Информационные системы” являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы...
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconПрограмма дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах»
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Системный анализ – новая, находящаяся в стадии формирования наука о закономерностях развития сложных естественных и искусственных...
С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
«Информационные системы», по специальности 23201 «Информационные системы и технологии», ут­вер­ж­ден­ным Министерством образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск