N
| Этап урока, время (мин.), задачи
| Методы и приемы работы, формы
| Содержание
| Ход презентации
| Текст учителя
| Деятельность
учителя
| Деятельность учащихся
|
1
| Организационный
(2 мин.)
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе
| Устное сообщение учителя,
фронтальная
| Объявление темы и плана урока
| Слайды 1,2,3,4.
| С чего начинается Африка, не киплинговская, не даррелловская, не хэмингуэевская даже, а твоя собственная? Наверное, с неожиданного открытия, сделанного на закате у подножия Килиманджаро. Привычные цвета Африки - зеленый, бурый, желтый, кирпичный, доминируют только днем, вечер же, будто художник, полностью сменивший палитру, окрашивает саванну в лиловый, сиреневый, розовый, багряный.
| Приветствует учащихся, озвучивает тему и цель урока, знакомит учащихся с планом урока.
| Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока.
|
2
| Актуализация знаний (8 мин)
Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации учащихся
| Беседа, эксперимент, метод иллюстраций, фронтальная
| ЦОР 1
Вопросы: 1.определите численность населения и его размещение. Почему в Африке высокие темпы роста численности населения, неравномерность расселения?
2.вспомните расы и народы Африки.
| Слайд 5. 6
| Или, может, твоя Африка начинается с осознания словосочетания "африканские страсти". И вам захочется раскрыть всю многогранную палитру человеческих взаимоотношений, рассмотреть пестрый национальный состав и окунуться в водоворот событий, связанных с уникальными жителями МНОГОЛИКОЙ АФРИКИ!
| Организует диалог с учениками на основе плана, формулирует вопросы, корректирует ответы учащихся
| Работая с ЦОР 1,
отвечают на вопросы
|
3
| Введение нового материала (20 мин)
| Объяснение, методы иллюстраций и демонстраций, упражнения, фронтальная и индивидуальная формы работы
| ЦОР 4
Рассмотрите снимки NASA. О чем они свидетельствуют?
ЦОР 1
Задание: заполнение таблицы «Народы и плотность населения Африки» Выяснить причины различий в плотности населения. ЦОР 1
Задание: Определение стран-лидеров по темпам рождаемости, смертности, естественного прироста. К какому типу воспроизводства относятся страны Африки?
ЦОР 1
Задание: Какой вывод можно сделать из анализа карт?
ЦОР 1
Задание: определить этнолингвистический состав Африки.
Составить классификацию народов.
выявить крупнейшие языковые семьи.
Подтвердить проблему межнациональных отношений собственными примерами
| Слайд7.
| Как художник или писатель создает свое произведение из образов, мы создадим образ населения Африки.
- Посмотрите на образную карту Африки. Какие государства условно размещены на ее территории?
По количеству и разнообразию природных ресурсов Африка превосходит данные государства вместе взятые.
- Почему же Африка является мировым аутсайдером по основным экономическим и социальным показателям при большом и разнообразном природно-ресурсном потенциале?
|
Эвристическая беседа, на основе анализа снимков NASA и карты «Народы и плотность населения Африки»
| Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в тетради, наблюдают, отвечают на вопросы, рисуют, приводят свои примеры
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в тетради, наблюдают, отвечают на вопросы, приводят свои примеры, комментируют свою работу
|
4
| Первичное закрепление материала (8 мин)
Первичное закрепление знаний учащихся по теме урока
| Упражнения, самостоятельная работа, самоконтроль,
работа в парах
| ЦОР 3
Задание: выполнить тестовые задания, проверить себя
| Слайд 8
| -Почему Африку ассоциируют с «голодом», «нищетой», «смертью»?
Всвязи с этим, Корней Чуковский был прав - ходить в Африку детям не следует. Взрослым же надлежит трижды подумать, прежде чем предпринять прогулки в этом направлении. Дело не в гориллах и злых крокодилах. Эти персонажи там присутствуют, но опасности и неприятности ждут путешественника гораздо раньше, чем он встретится с нашими братьями меньшими. Которые, кстати сказать, нас своими братьями вовсе не считают. Первое, что поражает россиянина, прибывшего в край жарких саванн и сырых джунглей - это нищета. Степень бедности такова, что становится ясно: даже худшие свои годы, начало 90-х, Россия провела в изобилии. Большая часть африканцев живет не то что без коммунальных удобств или электричества, а вне понятия о том, что эти блага существуют.
| Организует работу в парах за компьютерами, инструктирует по работе с ЦОР, контролирует выполнение задания, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты выполнения учащимися задания
| Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию, выполняют интерактивные задания в парах, проверяют себя
|
5
| Выполнение учащимися контрольного задания
(3 мин)
Проверка усвоения нового материла
|
| ЦОР 2
Задание: Выполнить контрольные вопросы по теме: «Население Африки»
| Слайд 9
| Но, как говорят, сами африканцы: «Не иметь денег – беда. Но не иметь детей – быть бедняком вдвойне». Объясните смысл пословицы.
| Корректирует ответы учеников
| Высказывают идеи по данной теме составляют письменный ответ
|
|
|
|
| Слайд 10
| -Как зависит рождаемость от уровня развития экономики? Аргументируйте свой ответ примерами.
|
|
|
|
|
|
| Слайд11
| -Какие еще показатели населения определяются уровнем развития экономики?
Тип воспроизводства
Р, С, ЕП
Возрастной состав
Продолжительность жизни
Численность городского и сельского населения
ИЧР
Предположите уровень данных показателей населения.
|
|
|
6
| Подведение итогов(2 мин)
Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся на уроке
| Беседа
| Рефлексия по уроку:
Что нового узнали?
Что понравилось на уроке?
Что было самым трудным?
Выводы по уроку
| Слайд 24-26
| Вот такая она Африка! Пугающая, яркая, пронзительная, завораживающая…
Художник из Мадрида, Испания, Фернандо Висенте умеет видеть в самых обычных вещах совершенно невероятные образы и сюжеты. Его карты мира преобразуются в лица, животных, образы, которые невероятно точно передают континент, страну или остров. Он может ухватывать самую суть объекта.
Надеюсь, у вас сложился образ Африки от А до Я. Придумайте эпитеты характеризующие население материка.
| Анализирует ответы, задает вопросы, формулирует выводы
| Высказывают свое мнение
|
7
| Постановка домашнего задания (2 мин)
Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию
| Устное сообщение учителя
| ЦОР 5
Выполнить интерактивные задания.
|
|
| Инструктирует по работе с ЦОР 5
формулирует задание, комментирует его
| Воспринимают информацию, фиксируют задание
|