Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия





Скачать 114.55 Kb.
НазваниеФ. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия
Дата публикации03.10.2013
Размер114.55 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
Министерство образованияи науки Российской Федерации

Департамент образования Тверской области

ГБОУ СПО «ТОРЖОКСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Ф.В. БАДЮЛИНА»

Конспект урока

на конкурс «Мой лучший урок»


Тема занятия: «Вирусы – неклеточные формы жизни»


Преподаватель: Сваткова Людмила Михайловна

Торжок

2011
План открытого занятия


  1. Дисциплина: Естествознание.

  2. Курс: 1.

  3. Тема: «Вирусы – неклеточные формы жизни».

  4. Тип урока: изучение нового материала.

  5. Цель занятия:

  1. Дидактическая: изучить особенности неклеточных форм жизни – вирусов, их происхождение, строение, размножение.

  2. Развивающая: формировать навыки работы с дополнительными источниками; активизировать познавательную деятельность студентов к изучению естествознания.

  3. Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение друг к другу.

  1. Форма обучения: урок-поиск.

  2. Методы обучения: наглядные, словесные, проблемный, видеометод, практический, частично-поисковый.

  3. Средства обучения: слово преподавателя, ИКТ, компьютерная презентация «Вирусы», дидактический материал.

  4. Межпредметные связи: химия, физика.

10.Список используемой литературы:

  1. Алексашина И.Ю., Галактионов К.В., Орещенко Н.И. Естествознание 11 – Москва: «Просвещение», 2008.

Пояснительная записка

Данный урок относится к разделу естествознания «Генетическая информация». Урок изучения нового материала. Знания полученные на данном уроке необходимы для дальнейшего изучения анатомии.

На уроке применяются информационно-компьютерные технологии, что позволяет сделать урок содержательным, целенаправленным и результативным.

Устанавливаются межпредметные связи с химией и физикой.

11. Структура занятия


Элементы занятия

Время

Продолжительность, мин.

1. Организационный момент (взаимное приветствие, контроль присутствия и т. д.)

3

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (постановка цели и задач, сообщение плана учебного материала, темы занятия)

2

3. Проверка изученного материала


10

4. Этап усвоения новых знаний


25

5. Подведение итогов урока


3

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании


2

Итого 45


12. Технологическая карта занятия

№ этапа

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Методы и формы обучения

1.

Организацион-ный момент (приветствие, настрой на работу)

  • приветствует студентов;

  • фиксирует отсутствующих;

  • организует внимание студентов;

  • приветствуют преподавателя;

  • настраиваются на активную работу

Словесный метод, видео-

метод

2.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (постановка цели и задач)

  • сообщает тему учебного занятия;

  • ставит перед студентами цель;

  • знакомит с планом занятия;

  • обеспечивает мотивацию и принятие студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений

  • слушают преподавателя;

  • уясняют сущность поставленной цели и задач занятия;

  • вникают в смысл учебного занятия;

  • готовятся к активной учебно-исследовательской деятельности на основе опорных знаний

Проблем-ный метод;

словесный(беседа);

видео-метод

3.

Проверка знаний студентов

- организовать внимание;

- корректировать работу студентов;

- ставить эвристические вопросы;


- записывают конспект;

- отвечают на вопросы;



Индивиду-

альная форма работы

4.

Этап изучение нового материала

- создаёт проблемные ситуации для студентов;

- формулировать эвристические вопросы;

- вырабатывать умения оперировать полученными знаниями;

- организовать поиск новых знаний с помощью компьютерной презентации

- слушают преподавателя;

- самостоятельно заполняют таблицу;

- самостоятельно рассуждают;

-анализируют;

- обобщают

- ищут пути разрешения проблемы;

- формируют умения по применению полученных знаний

Словесный,

практиче-ский,

частично-поисковый,

метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятель-ности,

видео-метод

5.

Этап подведения итогов занятия


- анализирует и дает оценку полученным знаниям;

-выслушивает ответы студентов, корректирует их и обобщает;


- самостоятельно выполняют задания с последующим комментированием

Проблем-ный;

практиче-ский;

словесный;

видео-метод


6.

Этап информирова-ния учащихся о домашнем задании


- сообщает и разъясняет методику выполнения домашнего задания

  • слушают инструктаж по выполнению дом.задания;

  • записывают задание в тетрадь

Словесный

наглядный

Конспект урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей занятия.

  3. Вступительное слово учителя:

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что человечеству с самого начала существования угрожали серьёзные враги? Являлись они неожиданно, коварно, не брякая оружием. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцивалита, кори, атипичной пневмании, СПИДа и других болезней. О них мы будем говорить на сегодяшнем уроке. Кто они? (вирусы)

План урока

  1. Гипотезы происхождения вирусов.

  2. История открытия вирусов.

  3. Строение вируса и образ жизни.

  4. Вывод.

  5. Домашнее задание.

Царство вирусов открыто относительно недавно. У науки нет возраста: наука, подобно людям имеет юность, но никогда наука не бывает старой. В 1892 году, русский учёный Д.Н.Ивановский описал необычные свойства возбудителей болезней табака – (табачной мозаика…) проходить через бактериальные фильтры. Ивановский обнаруживает, что столкнулся с непонятным агентом вызывающим болезнь: он не размножается на искусственных средах, проникает сквозь самые тонкие поры, погибает при нагревании. «Фильтрующий яд» - таким был вывод учёного. Но яд это вещество, а возбудитель табака был существом. Так Ивановский открыл новое царство живых организмов, которые по размеру били меньше бактерии.

Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский микробиолог М.Бейерник. правда, он сделал вывод, что мозаику табака вызывает не микроб, а «жидкое заразное начало» или фильтрующий вирус (от лат. viros – яд). Название «вирус», тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп организму, дал Луи Пастер. Оба учёных были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителями мозаики табака оказались не бактерии.

Хотя удалось достичь значительных успехов в получении высокоочищенных проб, и было установлено, что по химической природе это нуклеопротеины (нуклеиновая кислота + белок). Сами частицы всё ещё оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирус удалось лишь в электронный микроскоп спустя 50 лет после их открытия.

Каково же происхождение вируса? (слайд)

Студенты пытаются предположить – ответ на слайде.

В течение урока вы будете заполнять таблицу, чтобы впоследствии ответить на вопрос «Является ли вирус живым организмом?»

Таблица «Характерные особенности вируса»

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

Специфические черты

Работа с учебником § 20 и на слайде

Самостоятельная работа с таблицей (6 минут).

Строение вируса.

Сердцевина (ДНК и РНК) и белковая оболочка (капсид)

Как осуществляется жизненный цикл вирусов?

(слайд)

(вирус способен существовать длительное время. Однако самостоятельно воспроизводить себя вирусы не могут. Поэтому, основная задача вируса попасть в клетку хозяина. Большинство вирусов способны распознавать именно те клетки, в которых они могут воспроизводиться. Оказавшись в клетке хозяина, вирусная ДНК начинает реплицироваться. Иногда вирус ДНК не реплицируется, а встраивается в ДНК (бактерий) или в ДНК хромосом (эукариот).

Такая клетка с вирусом ДНК в геноме способна размножаться. Причём, в каждую дочернюю клетку попадает и ДНК вируса. Затем, при каком-то внешнем воздействии (ультрафиолета или радиации) вирусная ДНК выходит из состава генома клетки хозяина и приступает к производству вирусных частиц по описанной выше схеме. Вирусные ДНК и РНК могут нести онкогены-гены, которые при встраивании в геном клетки преобразуют её в раковую.

Кроме того, встраивание генетического материала вирусов ДНК может провоцировать активизацию её собственных генов (протоонкогенов), что также приводит к перерождению клетки и формированию опухоли.

Лизогения (самостоятельно подготовлено задание)

В 1921 году была описана странная картина. К бактериям добавляли бактериофаги, клетки бактерий должны были погибнуть, но удивительно, что часть их осталась жить и продолжать размножаться. Фаги исчезли внутри клеток.

Процесс исчезновения вирусов назвали лизогенизацией, а клетки, зараженные такими вирусами, лизогенными.

Вирус прикрепляется к структуре клетки и без нее не размножается.

Лизогенные клетки хотя и несут в себе вирус, но до поры до времени вирус не инфекционен. Такой вирус был назван провирусом.

Жизненный цикл бактериофага (студент готовит заранее)

Известны вирусы, которые поселяются в клетках бактерии. Их называют «бактериофагами» (от греч. «фагос» - пожирающий). Бактериофаги полностью разрушают бактериальные клетки и потому могут быть использованы для лечения бактериальных заболеваний.

Например, дизентерии, брюшного тифа, холеры. Строение бактериофага, который поселяется в клетках кишечной палочки (слайд).

Тело бактериофага состоит из головки, хвостика и нескольких хвостовых отростков. Снаружи головка и хвостик покрыты белковой оболочкой. Внутри головки находится ДНК, а внутри хвостика проходит канал. Бактериофаг проходит в клетку кишечной палочки. Сначала он прикрепляется к её поверхности и растворяет в этом месте оболочку бактерии. Затем ДНК бактериофага впрыскивает в клетку бактерии. Дальше у кишечной палочки, заражённой бактериофагом, начинает синтезироваться ДНК бактериофага, а не собственная. В конечном счёте бактерии погибают.

Строение вирусов даёт основание считать их клеточными существами.

Итак, вы познакомились с вирусами и заполнили таблицу. Давайте её проверим.

Таблица «Характерные особенности вирусов»

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

Специфические черты

  1. Способность к размножению

1. Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живых организмов.

1. Очень маленькие размеры.

  1. Наследственность.

2.Не потребляют пищи.

2. Простая организация (нукл. кислота + белок)

  1. Изменчивость

3.Не вырабатывают энергии.

3. Занимает пограничное положение между неживой и живой природой.

  1. Характерна приспосабливаемость к меняющимся условиям окружающей среды.

  1. Не растут.

  2. Нет обмена веществ.

  3. Имеют неклеточное строение.

  1. Носитель наследственной информации либо ДНК, либо РНК



Вывод (слайд)

Рефлексия. Давайте ответим на поставленные в начале урока вопросы.

  1. Вирус – существо или вещество?

  2. Какая особенность вируса вас больше всего удивила?

  3. Что нового вы узнали о вирусах?



  1. Домашнее задание:

§19-21, вопросы.

Приложение

Тест

1. Какие организмы относятся к прокариотам?

  1. Вирусы

  2. Грибы

  3. Растения

  4. Сине-зелёные водоросли

  5. Животные

2. Какие организмы относятся к эукариотам?

  1. Грибы

  2. Эубактерии

  3. Растения

  4. Сине-зелёные водоросли

  5. Животные

3. Какие суждения верны?
1. Гетерохронатин – активная форма хроматина.
2. В ядрышках синтезируются субъединицы рибосон.
3. Ядро – двумембранный органоид.
4. В ядре происходит синтез белков.

№ 4. Какие суждения верны?
1. Высшие растения не имеют центриолей.
2. Основное запасное вещество у растений крахмал.
3. Для клеток растений характерны хролопласты.
4. У растений нет митохондрий.

5. Какие суждения верны?
1. Для клеточных стенок растений характерна целюлоза.
2. Для клеток растений характерны крупные вакуоли.
3. Царство растений входит в царство клеточные.
4. У водорослей в клеточном центре есть вакуоли.

№ 6. Какие суждения верны?
1. Грибы относятся к эукариотам.
2. Грибы относятся к царству растений.
3. В состав клеточной стенки грибов входит хитин.
4. Основное вещество запасное грибов – крахмал.

7. Какие суждения верны?
1. В клетках грибов хролопласты отсутствуют.
2. Для клеток грибов характерны вакуоли.
3. В состав клеточных стенок грибов входят вакуоли вакуоли.
4. Грибы относят к эукариотам.

№ 8. Какие органоиды считаются симбиоктами эукариотической клетки?
1. Рибосомы.
2. Гольджи
3. Митохондрии.
Пластиды.

9. Какие органоиды отсутствуют у прокариот?
1. Митохондрии.
2. Пластиды.
3. Ядро.
4. Рибосоны.

№ 10. Какие суждения верны?
1. Прокариоты имеют кольцевую ДНК.
2. Прокариоты имеют 1 линейную хромосому
3. Бактерии имеют 708 рибосомы.
4. Бактерии имеют 808 рибосомы.

Приложение 2

Заполните таблицу «Характерные особенности вируса»

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

Специфические черты

1.

2.

3.

4.


1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

Приложение 3

«Проверь себя…»



  1. Внимательно слушай учителя, допиши предложение

Вирусы были открыты _______ году.

Вирусы были открыты русским учёным ______________.

Вирус – это ______________________.

Вирусология _________________________.


  1. Чем вирусы отличаются друг от друга?


Рефлексия

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь свою работу на уроке (сообщение, работа у доски, опережающие задания, работа с места и др.) _______________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconВсероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconКонкурс педагогического мастерства "Мой лучший урок"
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconПоложение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов...
«Вестник образования России», «Современный урок», Центр «Педагогический поиск» при поддержке Министерства образования и науки Российской...
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconПоложение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
М. В. Ломоносова, Московский областной государственный университет, редакция журнала «Вестник образования России», при поддержке...
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconI международный конкурс методических разработок учебного занятия
Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий...
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconРиказ
Администрации г. Апатиты №108-1/о от 01. 07. 2011 г. «О проведении муниципального этапа VI всероссийского конкурса профессионального...
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (далее – конкурс) проводится в целях
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" (далее Конкурс) проводится в целях
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" (далее Конкурс) проводится в целях
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconСценарий проведения урока-игры по физике в 7 классе Конкурс педагогического...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconМатериалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов...
Цель урока: создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о плесневых грибах, дрожжах, грибах-паразитах
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconКонспект занятия для старшей группы. Тема: «Мой дом моя крепость»
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconКонкурс методических разработок «Мой открытый урок» Конспект урока...
Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ежемесячный конкурс «Лучший конспект занятия» конспект нод «Наши друзья птицы» maаam. Ru
Ф. В. Бадюлина» Конспект урока на конкурс «Мой лучший урок» Тема занятия iconПояснительная записка Направление работы: естественно-научное
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» на 2011-2012 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск