Скачать 205.14 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный торгово-экономический университет Уфимский институт (филиал) Кафедра Информационных технологий Одобрено УМС института _____________ Протокол №__от «___»___________20__г. Председатель _____________Муфтиев Г.Г. Рабочая программа Наименование дисциплины (модуля) Дискретная математика Для направления подготовки 230700 Прикладная информатика Квалификации (степени) выпускника ______Бакалавр_______ Форма обучения _____Очная____
Уфа 2011 Содержание
а) основная литература; б) дополнительная литература; в) учебно-методическое обеспечение; г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 8. Образовательные технологии. 9. Оценочные средства. (ОС). 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Целью изучения дисциплины является освоение базовых понятий, методов и принципов основного аппарата теории множеств, математической логики, теории графов, теории игр, теории вероятностей и математической статистики и формирование у них соответствующих компетенций, необходимых ля решения профессиональных задач. Задачи дисциплины: сформировать у студентов научное мировоззрение; развить логическое мышление и умение решить математические и профессиональные задачи; обучить количественному анализу и обработке статистических данных, отражающихся в числах, убывание и стабильность различных элементов языка; научить изложить математические модели, которые позволяют делать прогнозы на будущее и «заглядывать» в прошлое (о котором нет достоверных данных). Эти принципы и методы лежат в основе математической обработки экономических данных и расчета экономических показателей, входят в число основных инструментов специалиста по прикладной информатике, которые необходимы ему для моделирования процессов и систем, оценки надежности и качества функционирования объекта проектирования, расчета экономической эффективности объектов, организационно-управленческой деятельности, разработки средств реализации информационных технологий, том числе математических, проверки используемых математических моделей. Таким образом, владение аппаратом дискретной математики является необходимым для проектно-конструкторской, проектно-технологической, производственно-технологической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности - направлений, входящих в число основных для бакалавра по направлению подготовки 230700 , согласно пунктам 4.1 и 4.3 ФГОС. 2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина “Дискретная математика” относится к базовой части математического и естественно-научного цикла (Б.2) ООП бакалавриата. Рекомендуется изучать её в 1 семестре. Освоение дисциплины “Дискретная математика” необходимо, как предшествующее для дисциплин: 1) базовой части профессионального цикла (Б.3):Прикладная информатика; 2) вариативной (профильной) части профессионального цикла (Б.3): Системы моделирования и принятия управленческих решений, Основы сетевой экономики, Интеллектуальные информационные системы, Технико-экономическое обоснование проектных решений в профессиональной деятельности, 3) базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2): Теория систем и системный анализ, Теория вероятностей и математическая статистика; 4) вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б.2): Моделирование бизнес-процессов, Прикладная математика, Информационно-аналитическое моделирование микроэкономики, Математические методы и моделирование в маркетинговой деятельности, Элементы математической лингвистики и теория формальных языков в профессиональной деятельности/Теория алгоритмов. 3. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 1. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); 2. Готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); 3. Способность проводить моделирование процессов и систем (ПК-5); 4. Способность оценивать надежность и качество функционирования объекта проектирования (ПК-6); 5. Способность проводить расчет экономической эффективности (ПК-9); 6. Способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные) (ПК-12); 7. Способность обосновывать правильность выбранной модели, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений (ПК-25); 8. Готовность использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований (ПК-26). В результате изучения дисциплины студент должен знать: - основы теории множеств; - основные законы логики; - основы булевой алгебры; - основные понятия теории графов; - основные понятия теории вероятностей и элементов статистики; - основы теории игр. Уметь: - логически мыслить; - разбираться в профессиональных вопросах, сформулированных на математическом языке; - применять математические понятия при описании прикладных задач; - использовать математические методы при решении профессиональных задач. Владеть: методами математического описания типовых профессиональных задач и интерпретации полученных результатов. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 5.1. Содержание разделов дисциплины Тема1. Введение. Роль математики в развитии интеллекта, формировании мышления и личностных качеств человека. Изучение математики реальных процессов и явлений, описываемых математическим языком. Тема2. Основные понятия теории множеств: множество; задание множеств; пустые, конечные, бесконечные множества; подмножества. Примеры множеств. Операции над множествами: объединение, пересечение, разность, симметрическая разность, дополнение множеств. формула включений исключений. Эквивалентность множеств. Тема3. Математическая логика. Высказывание. логические операции и их таблицы истинности. Формулы логики высказываний. Равносильность формул. Законы логики высказываний. Аксиоматический метод ИВ. Нормальные формы формул логики высказываний. Решение логических задач Тема 4. Определение булевой алгебры. Примеры булевых алгебр: теория множеств, исчисление высказываний. Понятие булевой функции. Равенство функций. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма. Совершенная конъюнктивная нормальная форма. Тема 5. Основные понятия теории графов Определение графа. Ориентированные и неориентированные графы. Мультиграфы. Степени и полустепени вершин. Понятие пути, цепи, контура, цикла. Типы графов: связные графы, сети, полные графы, деревья. Изоморфизм графов. Подграфы. Определение эйлерова цикла и графа. Теорема Эйлера четности вершин эйлерова графа. Гамильтоновы циклы и графы. Достаточные условия гамильтоновости графа. Определение планарного (плоского) графа. Графы, расположенные на сфере и их связь с планарными. Приложение теории графов. Элементы сетевого планирования и управления. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
6. Лабораторный практикум В дисциплине выполнение лабораторных практикумов не предусматривается. 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) В дисциплине выполнение курсовых проектов (работ) не предусматривается. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 8.1. Основная литература. 1. Шипачев В.С. Высшая математика.—М., Высшая школа, 2002. 2. Шипачев В.С. Сборник задач по высшей математике.—М., Высшая школа, 2006. 3. Минорский В. П. Сборник задач по высшей математике. — М.: Наука, 2002 4. Гмурман В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. — М., Высшая школа, 2002. 5. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. — М., Высшая школа, 2001. 6. Крупин В.Г., Туганбаев А.А. Теория вероятностей. — М., Факториал, 2006. 8.2. Дополнительная литература. 7. Ефимов А.В. , Демидович Б.П. (ред.) Сборник задач по математике для ВТУЗов. Части 1-2. - М., Наука, 1986. 8. Пискунов Н. С. Дифференциальное и интегральное исчисление для ВТУЗов. Т. 1-2. — М., Наука, 1985. 9. Кудрявцев В. А., Демидович Б. П. Краткий курс высшей математики. — М., Наука, 2005. 10. Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей. - М., Наука, 1988. 11. Ю.И. Галушкина А.Н. Марьямов Конспект лекций по дискретной математике-«Айрис пресс»,2007 12. В.А.Успенский, Н.К.Верещагин, В.Е.Плиско Вводный курс математической логики –М.,ФИЗМАТЛИТ,2007 8.3. Методическое обеспечение. 1. Зайцев М.В., Лавриненко Т.А. Высшая математика. Сборник задач. Ч. 1. — М., РГТЭУ, 2007. 2. Зайцев М.В., Лавриненко Т.А., Туганбаев А.А. Высшая математика. Сборник задач. Ч. 2. — М., РГТЭУ, 2007. 3. Мушруб В.А., Чубарова Е.И. Контрольные задания по высшей математике для студентов заочной формы обучения (первый семестр) – М, РГТЭУ, 2007. 8.4. Информационное обеспечение дисциплины При изучении курса Математика могут быть использованы интернет – ресурсы: www.Math-Net.ru – имеется свободный доступ (по истечении 3-х лет со дня публикации) к математическим журналам Отделения Математики РАН, http://en.wikipedia.ru – созданная пользователями интернет-энциклопедия, http://mathworld.wolfram.com – краткие энциклопедические статьи по математике, http://eqworld.ipmnet.ru – решение различных типов уравнений, в том числе, дифференциальных, http://www-history.mcs.st-andrews.ac.uk – статьи по истории математики. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе используются компьютерные классы со стандартным программным обеспечением:
На лекциях и практических занятиях могут быть использованы технические средства обучения (средства ИКТ): 1. Экран (на штативе или настенный). Минимальный размер 1,25 х 1,25 м. 2. Мультимедиа-проектор. В комплекте: кабель питания, кабели для подключения к компьютеру, видео- и аудиоисточникам. 3. Персональный компьютер — рабочее место преподавателя. Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 10.1. Темы практических и семинарских занятий. На практических и семинарских занятиях рассматриваются задачи по следующим темам: 1. Для следующего рассуждения постройте его буквенную форму и проверьте с помощью диаграмм Венна, правильна ли эта форма: «Все языковеды – поэты. Некоторые языковеды имеют высшее образование. Значит, все поэты имеют высшее образование» (ОК-7, ОК-8, ПК-24, ПК-40, ПК-41) 2. Проверить правильность следующего рассуждения: «Если А не является лингвистом, то либо В является лингвистом, либо С, причем не оба одновременно; если В не является лингвистом, то А лингвист, а С - нет; если А лингвист, то и В лингвист» (ОК-7, ПК-22, ПК-24, ПК-40, ПК-41, ПК-42) 3. Посыльный от доктора Уотсона принес Шерлоку Холмсу карту района с указанием схемы дорог, их протяженности (в км.) и направления движения с просьбой незамедлительно приехать к нему. Местонахождение Холмса и Уотсона обозначены на карте буквами Х и Y соответственно. Как вы думаете: какой маршрут выбрал знаменитый сыщик Пуаро? Какова его длина? Постройте матрицу смежностей и инцидентности данного графа Монте-Кристо? (ОК-7, ПК-2, ПК-22, ПК-24, ПК-40, ПК-41, ПК-42) 10.2. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению По каждой теме проводится тестирование с помощью тестирующих программ, разработанных кафедрой. 10.3. Вопросы для подготовки к экзамену/зачету.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению 230700 Прикладная информатика Разработчики: РГТЭУ, зам. зав. кафедрой высшей и прикладной математики, проф. Беляев А.А. РГТЭУ, доцент кафедры высшей и прикладной математики Лавриненко Т.А. Эксперты: ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) |
Департамент научно-технологической политики и образования Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета... | Протокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш | ||
Протокол № от 2011 г Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол № | Согласовано утверждено и введено Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | ||
Протокол от «28» 08. 2012г. №1 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Протокол №1 от «25» августа 2011 г Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
Протокол заседания от «30» августа 2011г. №01 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | Приказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос | Протокол№1 Протокол №1 Приказом школы № Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол» Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | Протокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего... До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали... | ||
Программа по дпи, разработана на основе базисного учебного плана... Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | Протокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | ||
Протокол №1 от 31. 08. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Протокол №3 от 01. 03. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) |