Летова Галина Львовна г. Лысьва Пермский край МБОУ «начальная школа – детский сад»
Программа «Гармония»
Конспект урока « Обучение грамоте»
Урок 14 ( букварь часть 2)
Тема: Буквы Зз – Сс. Письмо букв з З ( 2 часа) Цели: – формирование умения овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений;
– формирование умения списывать с печатного образца;
– формирование умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные, выполнять звуковой анализ слова;
– формирование умения анализировать текст;
– формирование умения наблюдать над значением слова. Оборудование: карточки с изученными буквами, карточки с буквами Сс, Зз, лента букв
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД
|
Ι. Актуализация знаний. Повторение
II. Открытие нового знания
III. Применение новых знаний
| 1, 2, 3,4
Внимание на доску.
- Прочитайте буквы. ( написаны все гласные, л,м,н,р,й,п, в, к, т, ш, с, ь)
- На какие группы можно разделить эти буквы? ( У детей карточки с этими буквами. Дети работают в паре.)
Проверка
1 группа - гласные буквы.
- На какие группы можно разделить эти буквы?
( буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного и буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного).
2 группа – согласные буквы ( 5 букв – это буквы согласных звуков, у которых нет пары).
- Какая особенность есть у этих букв? ( звучные)
3 группа – остальные буквы
- А эти буквы живут парами? ( Работа идёт по ленте букв. Дети могут предположить, что это «квартиры» для парных согласных)
- А как нам обозначить, что согласный звук является парным по признаку: звонкий или глухой? ( дети предлагают свои обозначения). Учитель предлагает обозначение
- Постепенно вы восстановите в памяти все пары глухих-звонких согласных звуков, повторите все известные и узнаете новые. 3, 2
- Давайте составим план урока. ( Дети совместно с учителем составляют примерный план урока)
1. Составление звуковых схем. Сравнение звуков.
2. Чтение слов.
3. Письмо букв з З, слов и предложений с новыми буквами.
4. Работа с текстом.
1.Подготовительная работа 5 - Послушайте пары слов стучать – звонить, синий - зелёный и назовите первые звуки. Дайте звукам характеристику( в первой паре оба звука твёрдые, но один глухой, а другой звонкий; во второй – оба мягкие, но один глухой, а другой звонкий)
- Можно ли сказать, что звуки [ с-з] и [ с’- з’] составляют пары глухой-звонкий согласный?
- Можно ли о каждом из этих звуков сказать, что он парный по признаку «глухой – звонкий»?
- Произнесите громко «зайка» и скажите шёпотом (получится сайка)
- Для каких звуков буква уже известна?
На доску вывешивается карточка с буквой Сс
- Но именинницей у нас будет новая буква (на доску вывешивается карточка с буквой з) 2.Работа в букваре ( часть 2 страница 34-35) 7, 3
- Внимательно посмотрите на картинку и назовите время года.
- Кого изобразил на рисунке художник?
- Расшифруйте звуковые схемы, дополните звуками ( дети в тетрадях для печатания восстанавливают схемы слов зайка, зимой.
Два ученика работают у доски).
Проверка схем
- Каким может быть первый звук ?( твёрдым и мягким)
- Убедимся в этом (играем в игру «Друзья Тима и Тома». Дети подбирают слова со звуками [ з] и [ з’]) - Составьте предложение со словами из схем. ( Зайка зимой белый.)
- Начертите в тетради для печатания схему предложения.
3. Работа со словами 4
Букварь
- Прочитайте первую пару слов ( роса, роза)
- Чем различны слова?
( такая работа идёт со всеми парами)
- Значение, какого слова вам не понятно?
- Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.
- Почему слова написаны с заглавной буквы?
- Назовите имена девочек, когда они станут взрослыми (Елизавета, Зинаида, Серафима)
- А какое имя может быть одновременно мужским и женским? (Сима)
4. Составление предложений
Работа по правилам дорожного движения
- Почему полосатую дорожку перехода часто называют «зеброй»?
- Дайте девочкам имена и придумайте предложение к рисунку, используя предлоги и схемы предложений.
1. Работа в прописи ( Пропись №3 с.30-31) 4 2
1) выделение первого звука из слов зайка, зимой
2) постановка учебной задачи: научиться писать буквы зЗ.
3) работа по картинке ( придумывание предложений)
4) анализ прописной буквы (вычленение элементов, из которых состоит буква; сравнение выделенных элементов и обведение по серому цвету)
5) Прописывание буквы з, слогов с этой буквой, слов: зайка, морозы, зимний.
6) Обсуждение картинки
- О чем хотел рассказать художник?
(Учитель рассказывает: «Холодно животным зимой. Люди сделали для кормушки. К кормушкам пришли зубры. А вот и зайчик прискакал».)
Прописывание буквы З, слогов с этой буквой. 2.Работа над нормой ударения (букварь с.35) 2
- Как правильно?
(разыгрывание диалога по ролям) 3. Работа с текстом 1 1 2 7
- Рассмотрите картинку. Какое время года изобразил художник?
- Чем заняты дети?
- Предположите, о чём будет этот текст?
Самостоятельное чтение текста
- Какое название можно придумать к тексту? ( «На горке», более сложное передающее смысл текста и рисунка «Весело зимой!»
Чтение текста по цепочке
- Куда отправились девочки?
- Как звали собаку?
- Предположите, почему собака пошла с девочками?
- Как повела себя собака на горке?
- Какое настроение было у всех на горке?
Выделение «опасных мест»
- Найдите опасные места в словах: везёт, весело, пошли, зимой, скатилась, Тузик и т.д. 4. Написание предложений ( пропись №3 страница 31) 2
- Какие имена могут быть у девочек?
- Какой слог вы впишите в первое слово, второе слово?
Анализ предложения Тузик возит санки.
Списывание предложения с печатного текста. Проверка написанного.
- Сделайте вывод по схеме.
- С каким настроением вы заканчиваете урок? ( работа по схеме настроения)
|
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
| ΙV. Итог
| – Какая буква была именинницей на уроке?
– Что вы можете о ней рассказать?
– Какие новые слова узнали на уроке?
– Какие задания вам больше всего понравилось выполнять? 4
– Чему ещё учились на уроке? (Планировать свою работу, определять, что нового узнали, запоминать важные сведения, учились читать текст и понимать его смысл, учились слушать одноклассников, давали ответы на вопросы.
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Какой совет вы бы дали своим одноклассникам:……….
|
Рефлексия развиваемых на уроке УУД
| Оценивание достижений учащихся Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо читали слова.
* Отметить учеников, которые правильно составили звуковые схемы.
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые правильно записали буквы.
* Отметить учеников, которые правильно записали слова.
* Отметить учеников, которые правильно записали предложение.
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо анализировали текст.
* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы по тексту. |