|
| Раздел I. Средневековый мир в V–XI вв. (14 часов)
|
|
| Рождение средневековой Европы (2 часа)
|
|
| Урок 2. Древние германцы.
1. Хозяйство древних германцев.
2. Устройство древнегерманского общества.
3. Древнегерманские верования
| § 1
Карта «Римская империя и германские племена».
Иллюстрации из учебника
| Раскрывать связь между природными условиями, хозяйственной жизнью и общественным устройством древних германцев. Выявлять причины изменений в хозяйственной и общественной жизни германцев. Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта
|
|
| Урок 3. Варварские королевства.
1. Падение Западной Римской империи.
2. Остготское королевство.
3. Вестготское королевство.
4. Варварские королевства в Британии.
5. Франкское королевство
| § 2
Карты из учебника: «Великое переселение народов», «Европа в конце IV — начале V в.».
Иллюстрации из учебника
| Устанавливать причины падения Западной Римской империи. Выявлять особенности политического и социального устройства варварских королевств. Высказывать своё отношение к личности короля остготов Теодориха и короля франков Хлодвига. Показывать по карте основные направления движения варварских племён в эпоху Великого переселения народов и границы варварских королевств
|
|
| Западная Европа в V–XI вв. (7 часов)
|
|
| Урок 4. Труд средневекового человека.
1. Природа.
2. Земледелие и скотоводство.
3. Развитие ремесла и техники
| § 3
Карта из атласа «Лесной покров Западной Европы в начале Средневековья».
Иллюстрации из учебника
| Различать типы земледелия: мотыжное, подсечно-огневое, пашенное
|
|
| Урок 5. Распространение христианства.
1. Христианская религия.
2. Христианизация Европы.
3. Формирование церковной организации.
4. Возникновение монашества.
5. Разделение церквей
| § 4
Карта из атласа «Распространение христианства».
Словарь в конце учебника.
Иллюстрации из учебника
| Различать три основных значения понятия «церковь». Раскрывать значение церкви в жизни средневековых людей. Составлять схему церковной иерархии
|
|
| Урок 6. Империя Карла Великого.
1. Королевство франков при Меровингах.
2. Карл Великий и его войны.
3. Создание империи Карла Великого.
4. «Каролингское возрождение»
| § 6
Карта из учебника «Империя Карла Великого».
Иллюстрации из учебника
| Характеризовать государственное устройство Франкского королевства. Раскрывать причины превращения Франкского королевства в империю. Давать, опираясь на памятку, характеристику Карла Великого. Оценивать историческое значение «Каролингского возрождения». Показывать по карте процесс создания империи Карла Великого
|
|
| Урок 7. Крестьяне и феодалы.
1. Феод.
2. Феодальные отношения.
3. Вассальная присяга.
4. Феодальная иерархия.
5. Сословия: духовенство, рыцарство, крестьянство
| § 7
Словарь в конце учебника.
Схемы: «Феодальная лестница», «Сословия».
Иллюстрации из учебника
| Различать признаки феодального строя. Давать характеристику сословия, опираясь на памятку. Воспроизводить схему, данную в учебнике. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера
|
|
| Урок 8. Феодальная раздробленность. Франция и Германия.
1. Распад империи Карла Великого.
2. Западно-Франкское королевство. Франция.
3. Восточно-Франкское королевство. Германия.
4. «Римская империя» Оттонов
| § 8
Карты из учебника «Раздел Франкской империи», «Феодальная Франция в начале XI в.».
Иллюстрации из учебника
| Выявлять причины распада империи Карла Великого. Показывать по карте процесс распада империи Карла Великого
|
|
| Урок 9. Викинги. Образование новых европейских государств.
1. Люди с Севера.
2. Скальды.
3. Эпоха викингов.
4. Англия: волны нашествия.
5. Образование скандинавских государств
| § 9
Карта из учебника «Походы викингов в IX–XI вв.».
Иллюстрации из учебника
| Раскрывать историческое значение эпохи викингов в Европе
|
|
| Урок 10. Культура Западной Европы.
1. Наследие варваров в средневековой Европе.
2. Влияние античного наследия.
3. Чему и как учили в средневековой школе.
4. Рождение средневековой литературы.
5. Архитектура.
6. Живопись
| § 10
Иллюстрации из учебника
| Осуществлять анализ иллюстративного материала учебника по теме «Культура Западной Европы». Находить в современности следы средневекового западноевропейского культурного наследия
|
|
| Византия и славяне (3 часа)
|
|
| Урок 11. Византийская империя.
1. Образование Восточной Римской империи.
2. Население и хозяйство Византийской империи.
3. Власть императоров-василевсов.
4. Эпоха императора Юстиниана и «золотой век» Византии.
5. Византия в VII–XI вв.
| § 11
Карта из учебника «Византийская империя в VI–XI вв.».
Иллюстрации из учебника
| Сравнивать системы управления Византийской империей и империей Карла Великого. Оценивать историческое значение Византийской империи. Показывать по карте территорию Византийской империи в различные периоды её существования. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера
|
|
| Урок 12. Образование славянских государств.
1. Славяне.
2. Первое Болгарское царство.
3. Великоморавская держава.
4. Чехия.
5. Польша
| § 12
Карты из учебника: «Образование славянских государств», «Польша в XI — начале XIII в.».
Иллюстрации из учебника
| Раскрывать характер влияния Византийской империи на политическое развитие славянских государств. Рассказывать, используя карты учебника, о процессе образования славянских государств
|
|
| Урок 13. Культура Византии и славянских государств.
1. Истоки и своеобразие византийской культуры.
2. Византийская культура.
3. Развитие славянской культуры
| § 13
Схемы: «Базилика», «Крестово-купольный тип храма». Изображение букв глаголицы и кириллицы.
Иллюстрации из учебника
| Выявлять характерные особенности византийской культуры путём анализа иллюстративного ряда учебника. Различать архитектурные особенности базилики и крестово-купольного храма
|
|
| Арабы в IV–XI вв. (2 часа)
|
|
| Урок 14. Зарождение и распространение ислама.
1. Пророк Мухаммад.
2. Мир ислама.
3. Арабский халифат.
4. Завоевательные походы арабов.
5. Управление халифатом.
6. Распад арабского халифата
| § 15
Карты из учебника: «Создание Арабского халифата», «Распад Арабского халифата».
Схема «Система управления халифатом».
Иллюстрации из учебника
| Раскрывать причины зарождения и распространения ислама. Сравнивать системы управления халифатом и империей Карла Великого. Устанавливать причины распада халифата. Показывать по карте направления завоевательных походов арабов. Воспроизводить схему «Система управления халифатом»
|
|
| Урок 15. Культура исламских стран.
1. Развитие искусств.
2. Мусульманские города.
3. Развитие наук.
4. Арабская литература
| § 16
Иллюстративный материал параграфа
| Выявлять характерные особенности культуры исламских государств. Составлять устный рассказ об арабском городе. Сравнивать особенности исламской и христианской культур. Извлекать информацию из фрагмента литературного сочинения
|
|
| Раздел II. Средневековый мир XII–XV вв. (14 часов)
|
|
| Средневековое общество Европы (3 часа)
|
|
| Урок 16. Европа XII–XV вв.: природа и человек.
1. Природа, население и деятельность человека.
2. Труд крестьянина.
3. Труд ремесленника
| § 17
Схема «Периоды всеобщей истории».
Иллюстративный материал параграфа
| Устанавливать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств. Отмечать на ленте времени периоды всеобщей истории
|
|
| Урок 17. Рыцарство.
1. Возникновение рыцарства.
2. Обряд посвящения.
3. Замок.
4. Рыцарские турниры
| § 18
Иллюстративный материал параграфа
| Выявлять специфику и оригинальность средневековой рыцарской культуры. Составлять под руководством учителя сложный план по теме «Рыцарство»
|
|
| Урок 18. Город и горожане.
1. Возникновение городов.
2. Развитие средневековых городов.
3. Цеха ремесленников.
4. Развитие торговли и банков.
5. Городской театр и представления.
6. Изменения в средневековой картине мира
| § 19
Карта из атласа «Ремесло и торговля в Европе и на Ближнем Востоке в XI — первой половине XIV в.».
Иллюстративный материал параграфа
| Раскрывать причины возникновения средневековых городов. Составлять рассказ об облике средневекового города. Находить отрицательные и положительные стороны цеховой организации ремесленников. Выявлять причины изменений в ценностях и взглядах средневекового человека. Показывать по карте важнейшие торговые пути, сферы влияния Венеции, Генуи и Ганзы, крупнейшие ярмарки
|
|
| Развитие европейских государств в XII–XV вв. (5 часов)
|
|
| Урок 19. Католическая церковь в борьбе за власть. Крестовые походы.
1. Соперничество пап и императоров.
2. Монашеские ордена.
3. Ереси и возникновение инквизиции.
4. Крестовые походы (1096–1270)
| § 20
Карты из учебника: «Крестовые походы XI–XII вв.», «Четвёртый крестовый поход».
Иллюстративный материал параграфа
| Выявлять предпосылки и последствия крестовых походов. Определять роль монашеских орденов в жизни средневекового европейского общества. Прослеживать по карте направления крестовых походов
|
|
| Урок 20. Англия.
1. Англия при нормандских королях.
2. Англия при Плантагенетах.
3. Рождение английского парламента.
4. Восстание Уота Тайлера.
5. От сословно-представительной монархии к неограниченной королевской власти
| § 21
Карты из учебника: «Англия в XI — начале XIV в.», «Англия в 1381 г.».
Иллюстративный материал параграфа
| Выявлять особенности процесса образования централизованного государства в Англии. Определять историческое значение появления английского парламента. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Уот Тайлер. Различать сословно-представительную и абсолютную монархию
|
|
| Урок 21. Франция. Столетняя война.
1. Начало объединения Франции.
2. Укрепление королевской власти при Капетингах.
3. Генеральные штаты и складывание сословной монархии.
4. Столетняя война.
5. Жакерия.
6. Завершение объединения Франции
| § 22
Карты из учебника: «Франция в XI — начале XIV в.», «Столетняя война (1337–1453)».
Иллюстративный материал параграфа
| Выявлять особенности процесса образования централизованного государства во Франции. Определять историческое значение появления Генеральных штатов. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Филипп IV, Жанна д’Арк. Составлять сравнительную таблицу «Народные движения в Средние века». Рассказывать по карте о ходе Столетней войны
|
|
| Урок 22. Государства Пиренейского полуострова.
1. Реконкиста.
2. Мусульманская Испания.
3. Складывание сословной монархии и укрепление королевской власти.
4. Образование Испанского королевства.
5. Укрепление власти католической церкви
| § 24
Карта из учебника «Завершение Реконкисты».
Иллюстративный материал параграфа
| Выявлять причины объединения Испании. Раскрывать особую роль католической церкви в жизни Испанского королевства. Рассказывать по карте о ходе Реконкисты и процессе объединения Испании
|
|
| Урок 23. Государства Юго-Восточной и Центральной Европы в XII–XV вв.
1. Второе Болгарское царство.
2. Сербия.
3. Уния Польши и Великого княжества Литовского.
4. Чехия и гуситское движение.
5. Венгрия
| § 25 (разделы), § 26
Карты из учебника: «Польша и Чехия в XIV–XV вв.», «Польша и Великое княжество Литовское и Венгрия в XV в.», «Гуситское движение».
Иллюстративный материал параграфа
| Устанавливать особенности политического развития государств Центральной и Восточной Европы в XI–XV вв. Оценивать значение героической борьбы балканских стран за свою независимость. Извлекать информацию из документа литературного характера
|
|
| Культура средневекового мира (3 часа)
|
|
| Урок 24. Наука, образование, литература.
1. Схоластика и теология.
2. Зарождение новых знаний.
3. Школы и университеты.
4. Литература и книгопечатание
| § 27
Иллюстративный материал параграфа
| Уметь давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки
|
|
| Урок 25. Расцвет средневекового искусства.
Искусство стиля готики
| § 28
Иллюстративный материал параграфа
| Уметь различать романский и готический стили
|
|
| Урок 26. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии в XIV–XV вв.
1. Интерес к античности.
2. Гуманизм и гуманисты.
3. Литература.
4. Архитектура.
5. Изобразительное искусство.
6. Развитие наук
| § 29
Иллюстративный материал параграфа
| Раскрывать причины появления гуманизма в Италии в XIV–XV вв. Выявлять особенности гуманистического миросозерцания на основе анализа художественных произведений представителей гуманизма. Составлять под руководством учителя сложный план раздела параграфа
|
|
| Государства Азии в эпоху Средневековья (3 часа)
|
|
| Урок 27. Византия и Османская империя.
1. Крестовый поход в центр православия.
2. Восстановление Византийской империи.
3. Держава сельджуков.
4. Образование Османской империи.
5. Падение Византийской империи
| § 25 (разделы), § 30
Карта из учебника «Византийская и Османская империя XIV–XV вв.».
Иллюстративный материал параграфа
| Раскрывать причины политического и экономического кризиса Византийской империи в XIII–XV вв. Выявлять причины возвышения Османской империи в XIV–XV вв. Рассказывать с опорой на карту о территориальном росте Османской империи
|
|
| Урок 28. Империя Чингисхана
и держава Тимура.
1. Сердце Центральной Азии — Монголия.
2. Образование, расцвет и распад империи Чингисхана.
3. Держава Тимура
| § 31
Карты из учебника: «Империя Чингисхана», «Держава Тимура».
Иллюстративный материал параграфа
| Выявлять причины распада империи Чингисхана и державы Тимура. Прослеживать по карте направления завоевательных походов Чингисхана и Тимура
|
|
| Урок 29. Китай, Япония, Индия.
1. Поднебесная империя.
2. Культура Китая.
3. Япония — Страна восходящего солнца.
4. Культура Японии.
5. Индия.
6. Природа и люди.
7. Завоевание мусульманами Северной Индии
| § 32
Карты из учебника: «Индия
в X–XV вв.», «Китай в XI–XV вв.».
Иллюстративный материал параграфа
| Раскрывать систему государственного управления в Китае и Японии в Средние века. Определять значение конфуцианства в жизни средневекового Китая. Давать сравнительную характеристику культуры Китая, Японии и Индии
|