Скачать 56.98 Kb.
|
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». Цель: анализ сказки, выразительное чтение. Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, электронный учебник, интернет-ресурсы, сканер, цифровой фотоаппарат. Теория литературы: аллегория, гипербола, фантастика, ирония, гротеск. Словарная работа: народ, тунеядец, тунеядство. Ход урока.
- На прошлом уроке мы обратились к сатирической сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мы уже знаем, что она предназначена для детей «изрядного возраста» (т.е. порядочного, старшего возраста, т.е. для всего народа). Уже в этой «Повести…» проявляется противоречивое отношение Щедрина к народу. Позднее в письме в редакцию «Вестника Европы», комментируя «Историю одного города », писатель скажет о двух значениях слова народ. 1). Народ исторический (т.е. «действующий на поприще истории»). 2). Народ как воплотитель идей демократизма. И если второй заслуживает уважения, то первый, безропотно обслуживающий генералов, недостоин даже симпатии. Именно поэтому ирония автора, описывающего поведение мужика, становится горькой. На доске: «Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя». М. Е. Салтыков-Щедрин - Ребята, как вы понимаете слова писателя? Примерные ответы учащихся. 1). В 1860 году было отменено крепостное право. Крестьянин свободен. Но он не может победить своей психологии раба и даже гордится тем, что умело услуживает генералам. Он до того вжился в свое положение раба, что даже гордиться этим стал. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» 2). Мужик уже полностью утратил чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти ничтожества, чуть не съевшие друг друга среди изобилия съестного, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать. Генералы же убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуатацию чужого труда и гордятся этим. II. Проверка домашнего задания.
- Какие слова « Повести…»напоминают народные сказки и в то же время как переосмысливаются в ней? Например, где стоят и что значат в тексте слова «мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»? - Подберите синонимы к словам «служили», «примите уверение», «упразднили». Подумайте, с какой целью эти слова используются писателем, что достигается благодаря введению их в текст сказки. - Найдите в тексте слова «тунеядец», «тунеядство» и подумайте, какое значение имеют они в каждом случае. Что подчеркивается автором с помощью этих слов? III. Творческая работа. - В сказке писатель использует приемы иронии, гротеска, гиперболы, аллегории, что помогает ему остроумно раскрыть характерные черты своих героев. Давайте сейчас вспомним эти литературные термины. 1. Работа в парах (рассказывают друг другу определения). 2. Работа в группах (4 группы: аллегория, гипербола, ирония, гротеск). - Посмотрите в справочнике значения слов: аллегория, гипербола, ирония, гротеск. Прочитайте отрывки из сказки, определите, к какому из понятий они относятся. 3. Использование электронного тренажера. - В тренажере надо распределить отрывки из сказки Салтыкова-Щедрина в колонке с понятиями: аллегория, гипербола, фантастика, гротеск и ирония. IV. Итоговый мини-тест на компьютере.
1). «Современник». 2). «Отечественные записки». 3). «Московский современник». 2. Один из генералов в сказке был поумнее, «так как кроме регистратуры служил…» 1). Учителем словесности. 2). Учителем каллиграфии. 3). Учителем математики. 3. На какой улице жили генералы в Петербурге? 1). На Подьяческой. 2). На Садовой. 3). На Миллионной. 4. Что откусил один генерал у другого в порыве голода? 1). Орден. 2). Ухо. 3). Нос. V. Подведение итогов. - Автор показывает и осмеивает с одной стороны, полную неприспособленность генералов к жизни, а с другой – рабскую покорность и угодливость мужика. Смекалка и находчивость мужика не радуют Салтыкова Щедрина. Писатель понимает бесплодность усилий народа, покорно принимающую «рюмку водки да пятак серебра» от тех, кого он кормит. Именно поэтому ирония автора, описывающего поведение мужика, становится горькой: «мужичина» вьёт себе веревку, думает, «как бы ему порадовать своих генералов», строит ладью, чтобы доставить их в Петербург. «… Сколько генералы ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребёт да гребёт, да кормит их селёдками». VI. Выставление оценок. VII. Домашнее задание. - Напишите сатирическую сказку «в духе Щедрина». - Сделайте иллюстрацию к одному из эпизодов. Приложение. Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного при помощи конкретного, жизненного образа. Генерал не может сам сорвать яблока с дерева – настолько он беспомощен. Гипербола – непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. Генералы были уверены, что «булки так прямо на дереве растут». Гротеск – изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо- комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Сцена остервенения генералов. Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!. Фантастика – литературное произведение, описывающее что-нибудь невообразимое, невозможное. Генералы попадают на необитаемый остров, заснув.
Мини-тест
1). Учителем словесности.2).Учителем каллиграфии. 3).Учителем математики. 3. На какой улице жили генералы в Петербурге? 1). На Подьяческой. 2)На Садовой. 3). На Миллионной. 4. Что откусил один генерал у другого в порыве голода? 1). Орден. 2).Ухо. 3).Нос. Ответы: 1 - 2 - 3 - 4 - Литература
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович.
В 2 ч./ Авт.-сост. В. Я. Коровина. - 9-е изд. – М.: Просвещение, 2002. 3. Поурочные разработки по литературе И. В. Золотаревой, С.М. Аникиной. – М. . «Вако», 2004. 4. Словарь-справочник лингвистических терминов Д. Э. Розенталя, М. А. Теленковой.- М.: Просвещение, 1985. 5. Электронный учебник. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 класс. 2004. |
Урок внеклассного чтения по сказке Сельмы Лагерлеф «Подменыш» Цели урока На уроках литературы мы с вами знакомились со сказками как русскими, так и зарубежными. А сегодня мы с вами поговорим об удивительной... | И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт | ||
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» Сегодня мы посмотрим, как эти слова соотносятся с рассказом Чехова «Палата №6». Один из исследователей творчества А. П. Чехова, Долженков,... | Урок игра «Счастливый случай» Тема: «Край мой гордость моя!» Слово «Родина» слово святое, дорогое и близкое сердцу каждого человека, так как Родина вмещает в себя много понятий и значений. Очень... | ||
Литература в 5 классе Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в... Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» | Урок по физике. Тема: «Термодинамика. Решение задач» Открытый урок по литературе. Тема: Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб», 5 в класс | ||
Литература, тема «Самые настоящие чудеса С. Я маршака «Ландыш» Литература, тема «своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира в сказке Салтыкова – Щедрина» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хором, по слогам читаем 1 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 2 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие звери?"; раздел "Как, откуда и куда?", тема "Как живут... | Мкоу «Любинская сош №1» Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт | ||
Учебник А. А. Плешаков Школа России Тема: «Как путешествует письмо» Сегодня, он тоже пришел к нам на урок, но он очень расстроен. Оказывается в далекой, далекой стране у Муравьишки живет друг. Наш... | Внеклассное мероприятие «Информашка» 5 класс Цель Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт | ||
Конспект тематической беседы по пдд в старшей группе. Тема: Как у... План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | Викторина по истории экономики Шуточные именные задачи Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт | ||
Сценарий областной игры «город мастеров» среди учащихся специальных (коррекционных) Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт | Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования №2006 Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт |