Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке».





Скачать 56.98 Kb.
НазваниеТема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке».
Дата публикации26.08.2014
Размер56.98 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке».

Цель: анализ сказки, выразительное чтение.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, электронный учебник, интернет-ресурсы, сканер, цифровой фотоаппарат.

Теория литературы: аллегория, гипербола, фантастика, ирония, гротеск.

Словарная работа: народ, тунеядец, тунеядство.
Ход урока.


  1. Краткое введение учителя.

- На прошлом уроке мы обратились к сатирической сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мы уже знаем, что она предназначена для детей «изрядного возраста» (т.е. порядочного, старшего возраста, т.е. для всего народа).

Уже в этой «Повести…» проявляется противоречивое отношение Щедрина к народу. Позднее в письме в редакцию «Вестника Европы», комментируя «Историю одного города », писатель скажет о двух значениях слова народ.

1). Народ исторический (т.е. «действующий на поприще истории»).

2). Народ как воплотитель идей демократизма.

И если второй заслуживает уважения, то первый, безропотно обслуживающий генералов, недостоин даже симпатии. Именно поэтому ирония автора, описывающего поведение мужика, становится горькой.
На доске: «Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя».

М. Е. Салтыков-Щедрин

- Ребята, как вы понимаете слова писателя?

Примерные ответы учащихся.

1). В 1860 году было отменено крепостное право. Крестьянин свободен. Но он не может победить своей психологии раба и даже гордится тем, что умело услуживает генералам. Он до того вжился в свое положение раба, что даже гордиться этим стал. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

2). Мужик уже полностью утратил чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти ничтожества, чуть не съевшие друг друга среди изобилия съестного, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать. Генералы же убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуатацию чужого труда и гордятся этим.
II. Проверка домашнего задания.

  1. Инсценировка эпизодов из сказки.

  2. Беседа.

- Какие слова « Повести…»напоминают народные сказки и в то же время как переосмысливаются в ней? Например, где стоят и что значат в тексте слова «мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»?

- Подберите синонимы к словам «служили», «примите уверение», «упразднили». Подумайте, с какой целью эти слова используются писателем, что достигается благодаря введению их в текст сказки.

- Найдите в тексте слова «тунеядец», «тунеядство» и подумайте, какое значение имеют они в каждом случае. Что подчеркивается автором с помощью этих слов?

III. Творческая работа.

- В сказке писатель использует приемы иронии, гротеска, гиперболы, аллегории, что помогает ему остроумно раскрыть характерные черты своих героев. Давайте сейчас вспомним эти литературные термины.

1. Работа в парах (рассказывают друг другу определения).

2. Работа в группах (4 группы: аллегория, гипербола, ирония, гротеск).

- Посмотрите в справочнике значения слов: аллегория, гипербола, ирония, гротеск. Прочитайте отрывки из сказки, определите, к какому из понятий они относятся.

3. Использование электронного тренажера.

- В тренажере надо распределить отрывки из сказки Салтыкова-Щедрина в колонке с понятиями: аллегория, гипербола, фантастика, гротеск и ирония.

IV. Итоговый мини-тест на компьютере.

  1. На страницах какого журнала в 1869 году появились первые три сказки Салтыкова Щедрина?

1). «Современник». 2). «Отечественные записки». 3). «Московский современник».

2. Один из генералов в сказке был поумнее, «так как кроме регистратуры служил…»

1). Учителем словесности. 2). Учителем каллиграфии. 3). Учителем математики.

3. На какой улице жили генералы в Петербурге?

1). На Подьяческой. 2). На Садовой. 3). На Миллионной.

4. Что откусил один генерал у другого в порыве голода?

1). Орден. 2). Ухо. 3). Нос.

V. Подведение итогов.

- Автор показывает и осмеивает с одной стороны, полную неприспособленность генералов к жизни, а с другой – рабскую покорность и угодливость мужика. Смекалка и находчивость мужика не радуют Салтыкова Щедрина. Писатель понимает бесплодность усилий народа, покорно принимающую «рюмку водки да пятак серебра» от тех, кого он кормит.

Именно поэтому ирония автора, описывающего поведение мужика, становится горькой: «мужичина» вьёт себе веревку, думает, «как бы ему порадовать своих генералов», строит ладью, чтобы доставить их в Петербург.

«… Сколько генералы ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребёт да гребёт, да кормит их селёдками».
VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

- Напишите сатирическую сказку «в духе Щедрина».

- Сделайте иллюстрацию к одному из эпизодов.

Приложение.

Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного при помощи конкретного, жизненного образа. Генерал не может сам сорвать яблока с дерева – настолько он беспомощен.

Гипербола – непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. Генералы были уверены, что «булки так прямо на дереве растут».

Гротеск – изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо- комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Сцена остервенения генералов.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!.

Фантастика – литературное произведение, описывающее что-нибудь невообразимое, невозможное. Генералы попадают на необитаемый остров, заснув.


  1. «…Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру».

  2. « Однако об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

  3. «…спал…самым нахальным образом уклонялся от работы…».

  4. « Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени…очутились на необитаемом острове… ».

  5. «…выстроил он корабль – не корабль, а такую посудину, что можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой».

  6. «…из собственных волос сделал силок и поймал рябчика…».

  7. «…стал даже в пригоршне суп варить…».

  8. « Набрал сейчас мужичина конопли…- и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».

  9. « Нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а сам себе взял одно, кислое…».

  10. « Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились…Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности…».

  11. «…оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу…».

  12. «…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил…».

  13. «…и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену…».



Мини-тест

  1. На страницах какого журнала в 1869 году появились первые три сказки Салтыкова-Щедрина? 1). «Современник». 2). «Отечественные записки». 3). «Московский современник».

  2. Один из генералов в сказке был поумнее, «так как кроме регистратуры служил..»

1). Учителем словесности.2).Учителем каллиграфии. 3).Учителем математики.

3. На какой улице жили генералы в Петербурге?

1). На Подьяческой. 2)На Садовой. 3). На Миллионной.

4. Что откусил один генерал у другого в порыве голода?

1). Орден. 2).Ухо. 3).Нос.
Ответы: 1 - 2 - 3 - 4 -
Литература

  1. Интернет-ресурсы: http: // www. Saltykov. net. ru

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович.

  1. Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч./ Авт.-сост. В. Я. Коровина. - 9-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

3. Поурочные разработки по литературе И. В. Золотаревой, С.М. Аникиной. – М. . «Вако», 2004.

4. Словарь-справочник лингвистических терминов Д. Э. Розенталя, М. А. Теленковой.-

М.: Просвещение, 1985.

5. Электронный учебник. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 класс. 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconУрок внеклассного чтения по сказке Сельмы Лагерлеф «Подменыш» Цели урока
На уроках литературы мы с вами знакомились со сказками как русскими, так и зарубежными. А сегодня мы с вами поговорим об удивительной...
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconИ. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение
Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconТема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6»
Сегодня мы посмотрим, как эти слова соотносятся с рассказом Чехова «Палата №6». Один из исследователей творчества А. П. Чехова, Долженков,...
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconУрок игра «Счастливый случай» Тема: «Край мой гордость моя!»
Слово «Родина» слово святое, дорогое и близкое сердцу каждого человека, так как Родина вмещает в себя много понятий и значений. Очень...
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconЛитература в 5 классе Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в...
Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconУрок по физике. Тема: «Термодинамика. Решение задач»
Открытый урок по литературе. Тема: Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб», 5 в класс
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconЛитература, тема «Самые настоящие чудеса С. Я маршака «Ландыш»
Литература, тема «своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира в сказке Салтыкова – Щедрина»
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хором, по слогам читаем 1 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 2 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем...
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие звери?"; раздел "Как, откуда и куда?", тема "Как живут...
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconМкоу «Любинская сош №1»
Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconУчебник А. А. Плешаков Школа России Тема: «Как путешествует письмо»
Сегодня, он тоже пришел к нам на урок, но он очень расстроен. Оказывается в далекой, далекой стране у Муравьишки живет друг. Наш...
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconВнеклассное мероприятие «Информашка» 5 класс Цель
Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconКонспект тематической беседы по пдд в старшей группе. Тема: Как у...
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие»
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconВикторина по истории экономики Шуточные именные задачи
Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconСценарий областной игры «город мастеров» среди учащихся специальных (коррекционных)
Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт
Тема: «Как «живет» слово в щедринскокой сказке». iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования №2006
Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск