111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31





Скачать 227.76 Kb.
Название111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31
Дата публикации05.09.2014
Размер227.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы


Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 443




111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д.72 E-mail: mskschool443@mail.ru

тел. 8-495-672-26-31





Автор проекта:

Руководитель проекта:


Наумёнок Георгий,
учащийся 8 «А» класса




Тюрина Лидия Олеговна, учитель информатики и экономики




Москва, 2012





Введение 2

Основная часть 4

Выводы 13

Использованные источники 14

ПРИЛОЖЕНИЯ 15


Введение



В нашей школе очень активно проводится туристско-краеведческая деятельность. Только в нашем классе ею активно занимаются около восьми человек. Мы решили к ним присоединиться, приняв участие в исследовательской деятельности, которая проводится в рамках общешкольного дела «И пусть пройдет хоть 1000 лет» и в рамках Общего дела дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» имени А.А. Остапца-Свешникова* (ГБОУ ДДЮТЭ «Родина»), с которым активно сотрудничает наша школа.

Цель нашей работы: исследование истории детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» школы № 443.

Для осуществления цели мы должны были решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с основными направлениями деятельности детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» на современном этапе.

  2. Узнать законы и традиции, существующие в детском объединении.

  3. Собрать воспоминания педагогов и выпускников школы.

Для решения поставленных задач мы использовали такие методы, как:

- изучение школьного архива;

- беседа;

- анкетирование;

- фотографирование;

- обработка статистических результатов исследования с использованием табличного процессора Excel;

- реставрация фотографий в графическом редакторе PhotoShop.

Наша гипотеза: изучение истории детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» поможет сохранить памятные события нашей школы, популяризировать и привлечь новых участников.

Таким образом, объектом нашего исследования является история детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход», а предметом исследования - деятельность объединения «Вездеход» на протяжении 1985- 2012гг.

Мы считаем, что наше исследование является актуальным, так как в этом году объединению «Вездеход» исполнилось 25 лет. Школьному коллективу очень важно вспомнить и сохранить в памяти все важные этапы, связанные с его развитием.

Основная часть




  1. Что такое «Вездеход»



Наша школа - одна из старейших в Москве. Своих первых учеников она приняла
1 сентября 1938 года. В годы Великой Отечественной войны в здании школы находились штаб формирования гвардейских минометных частей «Катюш» и госпиталь. Учащиеся нашей школы Анатолий Чирков и Иван Семенов стали Героями Советского Союза. В феврале 1982 г. в школе был открыт музей Боевой Славы 28 Гвардейской Будапештской миномётной бригады, а в мае на здании школы была установлена мемориальная доска (рисунок 1, Приложение 3). Имея интересную собственную историю, школа не могла стоять в стороне от исторического и культурного наследия нашей многонациональной страны. Поэтому в школе ведется серьезная научно-исследовательская работа в области исторического краеведения.

В 1986 г. в школе было создано детское туристско-краеведческого объединение «Вездеход». Его основными задачами являются:

- воспитание подрастающего поколения средствами туризма и краеведения;

- воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

- приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

- сохранение исторической памяти;

- совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.

Туристско-краеведческое объединение «Вездеход» использует такие активные формы деятельности, как: прогулки, экскурсии, экспедиции, походы (таблица 1, Приложение 2).

Центром патриотического воспитания учеников является уникальный школьный музей «Духовные истоки русского народа». Наш музей является результатом двадцатипятилетней совместной туристско-краеведческой деятельности ребят и учителей, но официально он был открыт только в январе 2006 г. Руководителем музея является кандидат педагогических наук Тымко Наталья Васильевна (рисунок 2, Приложение 3). Большая часть экспонатов для музея собирается во время походов, экскурсий и экспедиций по разным районам России.

Таким образом, можно выделить три основных направления в деятельности объединения «Вездеход»: туристское, краеведческое и музейное.

  1. Основные этапы в истории детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход»



История детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» начинается с 1981 г., когда в школу пришла работать Наталья Васильевна Тымко. Конечно, учащиеся школы совершали походы и до прихода Натальи Васильевны. В советское время пионерская и комсомольская организации заботились о досуге учащихся, их физическом и интеллектуальном развитии. В планы работы школы обязательно входили турпоходы. Наталья Васильевна активно включилась в этот вид деятельности. Каждое лето во время своего отпуска она отправлялась с ребятами в походы. Сначала это были однодневные походы по Подмосковью, а затем, после накопления опыта, и более длительные по всему Советскому Союзу. В результате сложилась группа школьников, положившая начало спортивному туризму.

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и других факторов, походы разделяются на:

  • походы выходного дня;

  • походы 1 — 3 степени сложности (в детско-юношеском туризме);

  • категорийные походы (таблица 2, Приложение 2).

В разных видах туризма число категорий сложности различно: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелеотуризме — шесть категорий сложности (к. с.); в автомото- и парусном туризме — пять; в конном — три. Первая категория — самая простая, не требующая специальных знаний; шестая категория — самая сложная и требует специальной и физической подготовки, соответствующего снаряжения [1].

Для прохождения похода каждой категории сложности, участники должны иметь опыт участия в походах предыдущей категории сложности, а руководитель иметь опыт участия в данной категории, и опыт руководства походами предыдущих категорий. Для участия в 1 к.с. нужно иметь опыт участия в походах выходного дня (ПВД). Наталья Васильевна Тымко имеет третий спортивный разряд. Некоторые учащиеся по результатам спортивных походов также приобрели третий спортивный разряд.

В 2006 году в нашей школе создается краеведческий музей русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа» (рисунок 9, Приложение 3). Именно с этого времени все участники походов помимо туристских обязанностей выполняют краеведческое исследование по определенной теме. Основные методы их работы – это наблюдение и анкетирование местных жителей.

Учащийся девятого класса Ежов Алексей нарисовал в 2007 г. для музея эмблему (рисунок 18, Приложение 3). На ней он изобразил Берегиню – глиняную каргопольскую игрушку. В славянской мифологии Берегини — это женские персонажи, оберегающие дом и его обитателей от зла и несчастий. Руки, устремленные вверх, к небу — древняя молитвенная поза, обращение к Богу с просьбой о благоденствии и защите от зла.

Условно мы выделили в деятельности музея три этапа. Первый – это подготовительный (2001-2005 гг.), во время которого шло накопление краеведческих материалов за счет походов и выполнения поделок учащимися. Заканчивается он получением сертификата. С этого момента наступает второй период, период активной деятельности, результаты которой отражены в
таблице 3 (Приложение 2). Этот период продолжался до 2010. В феврале 2011 г. музей прошел повторную аттестацию и получил новый сертификат Департамента образования Москвы. И сейчас мы наблюдаем в деятельности музея новый, современный для нас этап.

Музей ведет большую просветительскую работу не только в области краеведения, но и в области исторического наследия нашей страны. Кроме разделов экспозиции, характерных для профиля краеведческого музея («Ткачество и тканные изделия», «Кружева и вышивка», «Сосуды и посуда», «Русская игрушка», «Горные породы и минералы», «Малые народы России: саамы» и др.), есть «Книга Памяти», начатая ученикам и учителями в 2007 г. В «Книге Памяти» (рисунок 10, Приложение 3). собрано более 230 краеведческих работ детей и учителей о родственниках-участниках Великой Отечественной войны. Работы оформлены фотографиями, ксерокопиями документов военных лет и рисунками.

В течение второго этапа школьный музей посетили 2943 человек [2]: учащиеся школы и их родители, учащиеся других школ, представители общественных организаций, жители микрорайона и различные гости школы. К просветительским мероприятиям музея относятся тематические уроки, классные часы, экскурсии, индивидуальный образовательный маршрут школьника, представленный краеведческой исследовательской, проектной или творческой работой; краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады и др.

Особенность деятельности объединения «Вездеход» на современном этапе - это активное подключение к туризму учащихся начальной школы. Ярким примером является однодневный поход в Дмитровском направлении на «Рубеж Славы Москвы» (рисунок 14, Приложение 3), который состоялся 29 сентября этого года. Основные туристы – это учащиеся 4-а и 4-б классов. В качестве экскурсоводов выступили их классные руководители Елена Михайловна Антонова, Анна Васильевна и учащиеся 11-а класса Сай Светлана, Хвальковская Вероника, Чурсина Анна и ученик 10-а класса Ившин Михаил. Младшие школьники имеют возможность «постепенного погружения»: они осваивают азы туристкой деятельности с изучения своего района (окрестности Измайловского парка), затем Подмосковья. После этого перед ними открываются просторы России.

В нашем классе есть учащиеся, причастные к деятельности «Вездехода». Это: Резников Максим, Фролов Андрей, Авершина Юля, Комарова Вероника, Ершова Дарья, Сирко Лера, Австрийский Никита (рисунок 15, Приложение 3). Их ряды в этом году пополнил Бушуев Андрей.
4 ноября с.г. он вместе с активистами объединения «Вездеход» принимал участие в поисково-краеведческой экспедиции в город Волгоград. Экспедиция посвящена 75-летию битвы под Сталинградом.

Таким образом, в истории детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» можно выделить три основных этапа:

- подготовительный: 1981-1985

- этап спортивного туризма: 1986 – 2005

- этап совмещения спортивного туризма с краеведением.


  1. Наши действия



Для работы по данной теме мы сначала составили план действий, в соответствии с которым мы должны были:

    1. Познакомиться с основными направлениями детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход».

    2. Найти первых участников объединения «Вездеход».

    3. Узнать о традициях, существующих в объединении «Вездеход».

    4. Оформить воспоминания первых и нынешних участников «Вездехода» в форме альбома.

Для этого мы взяли интервью у учителей, которые являются выпускниками нашей школы и непосредственно принимали участие в детском туристско-краеведческом объединении «Вездеход» (Приложение 1). Это:

а) учитель начальных классов Елена Михайловна Антонова и учитель физкультуры Сергей Викторович Михайлов;

б) руководитель объединения «Вездеход» Натальи Васильевны Тымко.

Так мы получили первичные сведения об истории объединения и людях, к которым можно обратиться за дополнительной информацией.

О традициях и обязанностях участников объединения «Вездеход» мы узнали не только из бесед с учителями, но и от старшеклассников. Наталья Васильевна и наш классный руководитель Лидия Олеговна Тюрина помогли организовать эту встречу в школьном краеведческом музее (рисунок 16, Приложение 3).

Во время похода обязанности между всеми участниками группы распределялись в зависимости от вида похода, количества и опыта участников. Но всегда были штурман, картограф, эколог, костровой, дежурный, завхоз, начфин и руководитель. Например, в походе 2010 года на Поморский берег обязанности распределялись так:

Тымко Наталья Васильевна - руководитель похода;

Смирнов Дмитрий Витальевич - зам. руководителя;

Бандик Филипп - командир отряда;

Каменская Александра - главный штурман;

Шевельдинов Евгений - помощник штурмана;

Языкевич Андрей - ответственный за оборудование;

Сай Светлана - зав. по питанию;

Хвальковская Вероника – медсестра.

Обязательно во всех походах вёлся дневник, на основе которого составлялся отчёт о походе. Один из таких отчетов представлен на рисунке 17 (Приложение 3).

Начиная с 2004 года, все участники похода стали выполнять краеведческое задание. Поэтому у каждого стало две обязанности: туристская и краеведческая.

Успех похода во многом определялся его организацией, умением правильно разработать маршрут. И здесь никто не сравнится с Натальей Васильевной. Она для незнакомой географической обстановки правильно рассчитывала километраж, места стоянок, привалов и т.п. На рисунке 18 (Приложение 3) приводится схема маршрута для экспедиции 1990 года в Молдавию. Сохранению здоровья всех участников похода способствует правильная экипировка. Зимой все ребята ходили в валенках, а летом у всех должны быть головные уборы. И переубедить Наталью Васильевну в этом было невозможно. Доказательство этому - фотографии 1987 и 2010 гг. (рисунки 19-20, Приложение 3). О том, к чему приводит несоблюдение правил техники безопасности, нам рассказал Михайлов С. В. Во время похода в Карелию 1988 г. одна девушка уснула без москитной сетки, так на утро её так покусали, что началась аллергия. Хорошо, что в соседнем поселке оказался врач, сумевший оказать помощь.

Если на время похода приходился день рождения кого-либо из его участников, то в тайне от него готовились подарки. Для подарков использовался подручный материал: цветы, коряги, ягоды, а так же делали пирожные из варёной сгущёнки и хлеба.

Последняя походная ночь у костра – королевская. В последний вечер между участниками устраиваются различные соревнования. Девушка и юноша, показавшие самые хорошие по ним результаты, становятся королём и королевой похода. Их награждают коронами, которые заранее готовятся из коры деревьев, шишек и других природных ресурсов. Затем разыгрывается сценка, сказка с участием короля и королевы. Другие участники похода также получают роли. На рисунке 21 (Приложение 3) приводится страница из дневниковых записей похода по маршруту Каргополь – Архангельск (1995 г.) На ней в шуточной стихотворной форме как раз и говорится о данной традиции.

В последнее время красная икра перестала быть дефицитом. Это привело к появлению новой традиции – начинать и заканчивать поход бутербродами с красной икрой. Недавно появилась новая традиция – посвящение мальчиков в туристы. Перед отъездом в Москву руководители похода кладут на дно рюкзаков мальчиков небольшие булыжники. Цель этой традиции: ребята должны почувствовать на себе всю тяжесть похода и конечно, повеселиться.

В таблице 4 (Приложение 2) мы собрали сведения о всех значимых маршрутах объединения «Вездеход». Для этого мы воспользовались картой музея, на которой нанесены особо значимые туристско-краеведческие маршруты (рисунок 22, Приложение3). Однако знакомство с Единой всероссийской спортивной классификацией маршрутов [1] позволило нам создать таблицу 5 (Приложение 2). Из таблицы 5 следует, что за 19 лет, которые приходятся на туристский этап объединения «Вездеход» (1996-2005 гг.) нашими учащимися было совершено 13 походов 1 категории сложности, 4 похода – второй и 5 походов – 3 категории сложности. А это означает, что наши ребята для похода первой категории сложности должны были прошагать не менее 100 км, для 2 категории – не менее 120, а для третьего – не менее 140 км.

Работа с материалами, которые вошли в данную таблицу, мы подсчитали, что за 26 лет существования «Вездехода», его деятельностью были охвачены более 1000 учащихся школы № 443. При этом мы учитывали только многодневные степенные туристские походы, краеведческие экспедиции и походы выходного дня.

Таким образом, в истории детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» мы выделили три основных этапа:

1 этап – подготовительный: 1981 – 1985. Характеризуется отдельными туристическими вылазками, во время которых у учащихся 443 школы сформировалась потребность в целенаправленной туристической деятельности.

2 этап – этап спортивного туризма: 1986-2004. Характеризуется самой высокой туристической активностью: по 3-4 похода в год сложной категорийности летом. Документальное оформление объединения «Вездеход», создание эмблемы для него и гимна школы.

3 этап – современный этап, совмещающий туризм с краеведением. Акцентом стала краеведческая деятельность. С 2007г. начинают проводиться общешкольные краеведческие конференции «Звездопад» в рамках федерального туристско-краеведческого движения «Отечество». Привлечение младших школьников к туристской деятельности.

Мы провели анкетирование среди учащихся 8-11-х классов. Результаты представлены на диаграммах 1 и 2 (Приложение 3). На основе проведённого анализа анкет мы узнали основные причины, по которым ребята ходят в поход. Как оказалось, на первом месте среди этих причин стоит изучение новых мест – 20 %, а затем идёт расширение кругозора – 17 %. Очень странно, что общение стоит только на третьей позиции – 15%. Остальные мотивы – это:

общение – 15 %

спорт и здоровье – 14 %

новые знакомства с интересными людьми – 11 %

единение с природой – 10 %

свобода – 10 %

возможность выделиться, обратить на себя внимание – 4 %.

Среди причин, по которым ребята не ходят в походы, на первом месте стоит опасения родителей за жизнь и здоровье своих детей (35%). Очень многие ребята указали свою неприспособленность к нахождению вне городской среды. (23%) и отсутствие физической подготовки. На отсутствие необходимых денежных средств и медицинские отводы пожаловались 9% опрошенных, в одном и другом случае. Среди других причин было указано: загруженность учёбой, желание посидеть в доме, в тишине, лень.

Всего было опрошено 80 человек из 8-11-х классов, что составило 90 % от общего количества учащихся.

Мы беседовали и с учащимися 4-х классов (рисунок 23, Приложение 3). На вопрос, почему они решили принять участие в походе на рубеж Славы, были ответы:

  1. Было очень интересно узнать побольше об этих местах, связанных с обороной Москвы.

  2. Захотелось попасть в новую обстановку.

  3. Получить новые знания, расширить кругозор.

Оказалось, что очень многие из них участвуют в семейных пеших походах, водных с родителями, и с лагерем.

На вопрос; Примут ли они участие в другом походе?

100 % ответили «Да».

Ребята, которые не участвовали в таком походе, были очень этим огорчены. Основная причина, по которой они не смогли принять участие – это семейные обстоятельства: Причины, по которым они не приняли участие: родители не пустили, ходили на день рождения. И двое учащихся сказали, что их не взяли в группу из-за их плохого поведения.

Все учащиеся высказали пожелание провести с ними многодневный поход. Трудности их не пугают, надеются увидеть диких животных.

Выводы


В результате работы над историей детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» мы узнали много нового и интересного.

1. Мы выявили, в каких условиях зародилось туристско-краеведческое объединение «Вездеход», кто и когда сочинил гимн школы.

2. Мы познакомились с его основными видами деятельности: -

Туристская,

Краеведческая,

Музейная.

  1. Мы проанализировали все туристские маршруты по степени сложности и создали таблицу 4.

  2. Мы познакомились с юностью наших замечательных учителей и узнали, как наши сверстники проводили время.

  3. Мы узнали, какими мотивами руководствуется люди, собираясь в поход. Для этого мы провели анкетирование и встречи со старшеклассниками и ребятами 4 класса (диаграммы 1-2, Приложение 2).

  4. Мы познакомились с новыми интересными людьми (Мама Матвея Мигунова (9 «А»)) и старшеклассниками, которые поделились своим туристско-краеведческим опытом.

  5. Мы углубили свои знания в области информатики, т.к. работали с новыми для нас программами: Фотошоп и табличный процессор.

  6. Мы научились координировать свои действия. Лидия Олеговна помогла нам распределить свои обязанности для эффективной работы.

Но у нас были и трудности. Мы узнали, как трудно

- находить нужных информаторов и получать от них необходимые сведения в нужный для нас момент;

- планировать свою работу и своевременно её выполнять.

Мы не всё успели сделать. Продолжим работу по данному направлению:

Оформим воспоминания первых участников и нынешних в альбом, который так и назовём «Вездеходу - 25!».

И конечно, выйдем на новых информаторов.

Надеемся, что наша работа окажется востребованной как для музея школы, так и для классных руководителей. Ведь мы раскрываем не только историю школы, но и историю родителей тех, кто учится в школе № 443, знакомим их с нашими традициями.


Использованные источники





1.

Единая всероссийская спортивная
классификация маршрутов. - http://a-lapin.narod.ru/Evskm.htm (28.09.2012)

2.

Анализ деятельности краеведческого музея русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа» ГБОУ СОШ № 443 ВОУО ДО г.Москвы за 2010-2011 учебный год. – Архив школы.


3.

Анализ деятельности краеведческого музея русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа» ГБОУ СОШ № 443 ВОУО ДО г.Москвы за 2011-2012 учебный год. – Архив школы.




ПРИЛОЖЕНИЯ




Воспоминания руководителя детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» Натальи Васильевны Тымко



Я пришла работать в школу № 443 в 1981 году организатором воспитательной работы. Было мне тогда 26 лет. В это время в школе воспитанием и организацией досуга старшеклассников занималась комсомольская организация школы. Одно из направлений в её деятельности – туризм. Меня эта деятельность увлекла лично, и я каждое лето во время своего отпуска отправлялась в походы по Подмосковью со старшеклассниками.


Тымко Н.В. и комсомольский актив школы № 443.

(Источник; архив школы № 443)
Началась моя активная походная деятельность как её организатора с 1984 г. Это был поход в Волоколамск, связанный с подвигом 28 панфиловцев. Вначале я организовывала походы выходного дня, потом степенные [1] с ночевкой на 2-3 дня в любую погоду, даже зимой. Я сама не ожидала, что у меня всё получится, т.к. на меня ложилась высокая ответственность за детей. Но, благодаря опыту, появилась уверенность, и я стала вывозить школьников в новые сложные географические район.

Первый продолжительный поход состоялся на Селигер. Группа оказалась сплочённой. Её основу составил 9 «А» класс, который активно включился во все виды туристской деятельности. Именно эти дети и подтолкнули меня к мысли создать детское туристское объединение «Вездеход».



Ма

Маршрут первого многодневного похода на Селигер. Лето 1987 г.

Источник: архив музея школы. Автор фото: Науменок Г.
После Селигера был поход в Карелию, посвящённый 50-летию школы (1988 г.) Это был поход первой степени сложности. Когда возвращались домой, пришла идея написать школьный гимн, что я и сделала. Сама я играю на гитаре, поэтому нет проблем с организацией досуга детей в вечернее время на наших стоянках.

Потом был поход в Закарпатье, потом снова в Карелию. У нас в музее имеется карта Советского Союза, на которой обозначены все наши основные маршруты. Когда подросли собственные дети, они вместе со мной стали изучать просторы России.

Возвращаясь из походов, учащиеся привозили с собой разные поделки, сувениры и даже старинные предметы быта. Все это мы хранили в кабинете географии. В 1996/97 г. в нашей школе проводился капитальный ремонт. Только актовый зал не был затронут им. Поэтому все ценные для школы предметы были в нем. Однако, во время ремонта все было расхищено местными жителями, получившими доступ в актовый зал через противопожарный выход. Исчезли и экспонаты дорогого для школы музея Боевой Славы. Мы с детьми решили восстановить утраченное. И начали целенаправленный сбор экспонатов для краеведческого музея. В 2006 году у нас появился краеведческий музей «Духовные истоки русского народа».

Очень часто вместе со мной в походах участвовала учитель русского языка и литературы Панкратьева Нина Николаевна. Принимала участие и Марина Александровна Пыльцина. Галина Евгеньевна Бугровская, Елена Ивановна Титаева, Людмила Викторовна Загорская – в экспедициях.

К сожалению, нынешние ребята отличаются от тех, с кем начиналась история «Вездехода». Раньше только скажешь о походе, и все готовы принять в нем участие в любую погоду: хоть в снег, хоть в дождь. А сейчас отмечается какая-то их тепличность, изолированность от окружающего мира. По-моему, им лучше сидеть в Интернете, не известно с кем общаться, или играть в компьютерные игры. А пойти с ребятами пообщаться на природе, в поездке, у них желания нет. Конечно, участие в сложном походе требует от человека материальных и физических затрат, концентрации силы воли. Это лишение. Надо палатку нести и тяжелый рюкзак. Во время маршрута можно ноги натереть, и может дождь идти, а можно и в болото попасть. К этому психологически не каждый готов. Но тот, кто побывал в походе, помнит только хорошее.
(Воспоминания записал Науменок Г. на основе беседы с Тымко Н.В., проведенной 28 сентября 2012 г.)

Воспоминания Сергея Викторовича Михайлова, учителя физкультуры



Я учился в школе № 443 с 70 по 80 годы. В 1983, после службы в армии, стал работать учителем в школе 443. Когда учился в школе никакого детского туристско - краеведческого объединения «Вездеход» не было. Но я принял участие в одном походе организованным Галиной Ивановной. Это был поход на станцию Подосинки Казанской ж.д. в 1978 году.

Когда я в 1983 г. пришел в школу, в ней уже работала Наталья Васильевна Тымко. Она стала организовывать походы выходного дня по Подмосковью. Я присоединился к ней. Постепенно походы стали удлинятся: вместо походов выходного дня мы стали участвовать в многодневных.

В 80-е годы было очень много походов по Подмосковью. Каждый год весной и осенью мы обязательно делали короткие походы на 2-3 дня, а летом - дальние. Кроме того, проводили туристские слеты.

Из многодневных походов мне запомнились походы в Карелию, Молдавию и на Кавказ.

Поход в Карелию состоялся в 1988 г. Это был поход 1 категории сложности примерно на 20 дней. Жили в палатках, «кормили» комаров, ловили рыбу, собирали грибы. Несколько ночевок провели – в так называемой Венеции. Это место, где река Волоша впадает в озеро Сегозеро, примерно в 8 километрах от древней деревни Шалговаара. Рядом с тем местом, где мы остановились, из воды росло очень много деревьев. Очень много мостков, на них домики маленькие стоят по несколько штук. Видимо, в них живут сплавщики. Но когда мы пришли, там никого не было. Вот мы в них ночевали, и я рыбу ловил прямо из окошка на удочку.

Мы ходили по лесам, надеялись увидеть лесных зверей. Но они нам никак не попадались. И вот мы встретили мужчину. Говорит; осторожно, в лесу медведь-шатун ходит. Мы обрадовались, никто не испугался, стали ждать медведя, а он так и не появился. Сейчас, вспоминая об этом, страх берет: «А что, если бы на самом деле медведь появился?». По молодости об этом не думаешь. А вот кого я по-настоящему боялся, так это комаров. Я не купил сетку от комаров и очень от них страдал. Вот однажды днем во время привала мы решили искупаться в озере. Так нас так облепили комары, что чуть не съели. Надо было полностью находиться в воде. Только высунешь голову, и все лицо в комарах.

Случаи были разные. И смешные, и тяжелые. Спим ночью. Вдруг кто-то жалобно: «Сергей Викторович, Сергей Викторович!!». Открываю глаза. И перепугался. Стоит Света Левашова. Но её так искусали комары, что началась аллергия. Лицо опухло, глазки маленькие. Не узнать совсем девочку! Но в поселке был врач, ей сделали укол от аллергии, и остались только смешные воспоминания.

Потом был Поход в Молдавию (1990 год). Нас там застало землетрясение, когда мы только приехали. Но об этом мы даже не догадывались. Только когда позвонили в Москву, узнали, что родственники все испереживались за нас. Нам же запомнились красивейшие места на Днестре. Очень интересная деревня была, в которой мы остановились на несколько дней. Это деревня располагалась вдоль Днестра на одном и другом берегу. Связь с жителями разных берегов осуществлялась с помощью парома. И мы вместе с учителем труда Василием Владимировичем переправлялись то на одну сторону, то другую, когда надо было что-либо купить. Много было приключений.

В этом же году ходили к истокам Волги. Ночевали в разных заброшенных домах. Расстилали в доме спальники, чтобы палатку не ставить. Еду готовили на костре в котлах.

В 1991 году пошли на Кавказ. Поход был 3 категории сложности. Запомнилось, как переходили перевал, поднимаясь вдоль горной реки. В гору поднимались, поднимались, потом гряда идет такая узкая, с двух сторон пропасть. Когда поднялись в гору, оказались на очень узкой гряде. С одной и с другой стороны – пропасть. Шаг в сторону – и ничего от тебя не останется. Но об этом никто не думал. Все было замечательно, любовались минеральными источниками.

Помнится еще Зимний поход на три дня. Для первой ночевки палатку ставили на снегу. Грелись у костра, потом набивались в палатку. Палатка была такая большая. Вторая ночевка на бывшей базе бобслейной трассы. Ночевали мы в тепле. На базе дали комнату и мы там ночевали.

Да, рюкзаки были очень тяжелые. Попытались как-то в поезде мой рюкзак дети на третью полку положить и не смогли его даже поднять.

Наталья Васильевна Тымко всегда была ответственной за поход. Она разрабатывала маршруты: как идти, где делать привалы. Я же отвечал за техническую сторону: палатки поставить, за порядком следить, чтобы нас никто не обидел.

Кроме походов, участвовал с учениками в районных туристических слетах. Вся школа выходила на туристические соревнования. Ставили палатки, разводили костер, ползали на скорость. Было очень весело.

В походах не ругались. Без обид. Было много веселого. Как правило, в походе трудности не пугают. Конечно, посещали мысли о том, что долго идешь. Думаешь: «Больше никогда в жизни в поход не пойду. Этот рюкзак весит 50 кг, я иду 10 км в день. Хоть бы поскорее банку тушенку ели, чтобы легче было рюкзак нести». А потом приходишь с похода, как начинаешь все вспоминать, и думаешь, куда на следующий год пойдем. Даже после трудного похода в памяти остаются только приятные воспоминания. Брали гитару, пели песни. С удовольствием вспоминаю те времена.
(Воспоминания записал Рустамов Т. на основе беседы с Михайловым С.В.., проведенной 24 сентября 2012 г.)

Воспоминания Антоновой Елены Михайловны, учителя начальной школы, активного участника объединения «Вездеход»


Я училась в школе № 443 и моим классным руководителем была Наталья Васильевна Тымко. Она заразила меня своим энтузиазмом, и никакие родительские запреты не могли меня остановить, когда речь шла об участии в походе. А так как я принимала участие в многодневных, и нередко в сложных для пешего пути, походах, то очень часто приходилось конфликтовать с родителями. Очень многие отчеты, которые хранятся в нашем музее, оформлены мной. Сначала я писала их от руки, а затем освоила пишущую машинку. Моя девичья фамилия – Холина. Вот под этой фамилией вы можете найти сведения обо мне в этих отчетах.

Мой первый многодневный поход – это Карпаты, 1989 год. Тогда с нами ходила не только Наталья Васильевна, но и Сергей Михайлович. Правда, это был не самый лучший для меня поход.


Поход в Карпаты, 1989 год

Источник: личный архив Антоновой Е.М.
Поход в Карты был для меня первым, интересным, но рядом со мной оказались ребята более старшего возраста, с которыми у меня еше не было общих интересов. Кроме того, это был поход первой категории сложности. Нужны были определённые навыки для этой пересечённой местности. А вот походы на Селигер и Молдавию были другого характера. И я с особой теплотой вспоминаю поход в Молдавию.

Кроме того, в Карпатах нам не очень повезло с погодой. Дожди шли достаточно часто, но ходили мы хорошо, быстро. Хотя, страшновато было. А в первый походный день нас очень сильно обожгло. Мы пошли по вершине горы. Было очень жарко, несмотря на ветер. Мы разделись, и обгорели плечи. На склон реки поздно вышли, очень рано стемнело. В темноте было ничего не видно, и мы прямо на камнях ставили палатку.

В 1990 г. я участвовала в двух летних походах: на Селигер и в Молдавию. Это были не просто походы. В Молдавию была организована поисковая экспедиция. Мы прошли по местам боев 28-й гвардейской Будапештской минометной бригады. Встречались с жителями, участниками Великой Отечественной войны и теми, кто находился в оккупации. Узнали очень много потрясающего. Каждый вечер у костра обменивались той краеведческой информации, которую мы собрали и распределяли людей на следующие задания, на группы. Но время свободное было. Мы пели песни, устраивали мини-капустники. Сама я играю на гитаре и пою.



Поисковая группа школы № 443 в селе Слободзея (Молдавия)

(фото из отчета экспедиции по местам боевой славы 28 гвардейской минометной бригады «Катюш». 1 июня 1990 г. Стоят с права налево: Тымко Н.В и Будущий учитель начальной школы Е. Холина)

Утром несколько человек оставались в лагере. Они полностью брали на себя заботу о кострище, приготовлении пищи, мытье посуды. Они даже заготавливали дров. А ночью тоже была дежурная группа, в задачи которой входило следить за костром

Если бы у меня была возможность вернуться обратно в то время, я бы с удовольствием вернулась. В любой бы из этих походов пошла. Даже в Карпаты. Со временем все негативные впечатление сглаживаются.

Став учителем начальных классов, я стараюсь привить у детей любовь к родному краю. Я организовала пару походов. Но очень мало детей приходят. И время сейчас не то, родители не пускают. Сложность не в том, что дети не ходят, а сложность в том, что родители не пускают. А так бы с удовольствием пошли. И очень много сейчас организационных бюрократических препятствий. Сейчас просто так в поход не уйдёшь. Бумаг надо собрать кучу. И родители должны сотню бумажек написать, что они отпускают своих детей. В наше время особо некуда было пойти. За границу нас не возили. В Турцию мы не ездили. И поэтому поход был единственным местом, где мы летом могли время провести. Поэтому с удовольствием ходили в походы. А сейчас дети не ходят в поход. Увы. А я так считаю: походное движение надо сохранить и развивать. Это и развитие кругозора, и оздоровление детей, и просто хороший отдых.
(Воспоминания записал Науменок Г. на основе беседы с Антоновой Е.М., проведенной
9 сентября 2012 г.)

* А.А. Остапец-Свешников - ярчайшая фигура в педагогике детско-юношеского туризма и краеведения. В 1997 г. по его инициативе были учреждены Московская международная Академия детско-юношеского туризма и краеведения и приз "Золотой компас" за достижения в туристско-краеведческой работе с детьми. На базе московской школы № 377 он создал сначала клуб, а потом - Экспериментальный Центр детско-юношеского туризма и краеведения “Родина”, с воспитанниками которого за восемь лет прошел велопоходами чуть ли не всю трассу БАМа. Он разработал концепцию “Школа жизни - окружающий мир”, которая легла в основу педагогической деятельности Центра "Родина", где проводились и проводятся районные, окружные, городские, областные, всероссийские и международные совещания, семинары, конференции по проблемам детско-юношеского туризма, краеведения и экологии.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Москва, Рублёвское шоссе д. 24 корп. 3, тел. (495) 415-48-50, факс (495) 415-76-24 е-mail: school1131@mail ru
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Москва, ул. Шолохова, дом 19, корп. 2 факс, тел. (495)732-71-44, (495)732-26-02 e-mail: dou2060@mail ru
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Москва, факс/тел ( 495) 678 – 03-03 ул. Нижегородская, д. 64 e-mail: mail@schule1222. ru
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconКонкурс «Современная информационная среда дошкольного и начального образования»
Ижевск, Воткинское шоссе, 110. Тел. 45-78-00; 44-41-65, e-mail: tvcsosh19@mail ru
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconФилософские науки
Адрес рабочий – г. Москва, Кочновский проезд д. 3, к. 619. Тел. +7 (495) 152-12-81, факс +7 (495), 152-03-01. E-mail
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconФилософские науки
Адрес рабочий – г. Москва, Кочновский проезд д. 3, к. 620. Тел. +7 (495) 152-12-81, факс +7 (495), 152-03-01. E-mail
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение города москвы
Седова, д. 4, к. 1, Москва, 129323 e-mail: edu1565@mail ru телефон/факс: (495) 656-60-81
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconПрограмма по физике на профильном уровне составлена на основе федерального...
Москва, ул. Кулакова, д. 25, корп. 2 тел/ф. (495)758-36-87, тел: 750-02-52, 758-28-79 е-mail: sch705@szouo ru
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Москва, ул. Покровка, д. 3/7, стр. 1, тел.: (495) 623-35-75, 624-92-86 e-mail
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Москва, ул. Гончарова, дом 15-а тел/факс +7 (495)618-89-01, e-mail: center
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconАгентство экономической информации «прайм» Тел.: +7 (495) 974-76-64,...
Инвестиции в РФ в декабре снизились на 0,8%, негативные тенденции сохраняются мэр 6
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сочи, ул. Батайская, №43 тел 8-918 9146132 тел/факс (8622) 495-123 e-mail: school48@edu sochi ru
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconТел./факс: +7 (812) 719-6352, тел.: +7 (812) 719-7680, тел.: +7 (812)...
Общая информация: Компания 88 Parsec предлагает вам лучшие морские круизы на новейшем парусном корабле высокого океанского класса...
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconПрограмма внеурочной деятельности «Компьютерный пилот»
Амурская обл., г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: school17@mail ru
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconЕ-mail: valya-com. 71@mail ru Формирование тарифов на железнодорожные...
Леонтьев Рудольф Георгиевич – д-р экон наук, профессор кафедры финансов и кредита Дальневосточного государственного университета...
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 E-mail: mskschool443@mail ru тел. 8-495-672-26-31 iconГ. Москва Варшавское шоссе, 25а стр 1 Тел. (495) 660-93-55
Металлокерамика изготовление на золоте без стоимости металла/плечевые массы/гирлянда


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск