Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Простинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено
Руководитель МО
________ /Ф.И.Чефранова/
Протокол №____от «__» __________2013г
| «Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
_______/ Л.А.Градусова/
«___»_________2013г.
| «Утверждаю»
Директор школы
_______/Ф.Н.Мустафин/
Приказ № ______
от «___» ______2013г.
| .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Комиссаровой Фании Искандеровны История
8 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
«___» ____________20__г.
2013- 2014 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по истории Класс: 8
Учитель: Комиссарова Ф.И.
Количество часов: 70
Всего часов: 70; в неделю: 2 часа
Плановых контрольных уроков ____, зачетов__1__, тестов__20___ ч.
Административных контрольных уроков
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Учебники:
Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждения / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 12-е изд., - М.: Просвещение, 2008
Данилов А.А. Косулина В. Г. история России XX - начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовател. учреждений. М., Просвещение, 2011
В.И. Пискарёв. История Татарстана. XIX век: Учебное пособие для 8 класса основной школы. – Казань: ТаРИХ, 2012.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА О МЕСТЕ И ЗАДАЧАХ
КУРСА НОВОЙ ИСТОРИИ
(1800—1913) Настоящая рабочая программа соответствует требованиям федерального базисного учебного плана, обязательного минимума содержания государственного образовательного стандарта для основной и средней (полной) школы.
Настоящая программа обеспечивает реализацию авторского варианта курса новой истории XIX — начала XX в. для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. ЦЕЛИ КУРСА 1. В результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX — начала XX в.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека. 2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой. 3. В процессе изучения новой истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры. 4. Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Основная функция курса — формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСА История XIX в. изучается в 8 классе. Программа курса позволяет увидеть общие черты и различия в развитии модернизации в индустриальном и традиционном обществах: в отношении к техническому прогрессу, в организации власти, в положении человека в обществе, в отношении к собственности, в отношении к природе и т. д. Эти задачи обусловливают отбор единиц содержания и структуру курса.
Программа курса состоит из шести разделов. Первый раздел «Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху» построен проблемно и является ключом для усвоения всего содержания курса. Проблемы, раскрываемые в нем, дают возможность представить сложную и многокрасочную панораму XIX в. Восьмиклассники видят, как развивается процесс модернизации и становления индустриального общества в первой половине XIX в., узнают об основных чертах индустриального общества периода классического капитализма, об особенностях развития индустриального общества во второй половине XIX в. Учащиеся изучают процесс перехода от свободного капитализма к монополистическому, узнают о создании корпораций и монополий, углубляют знания о неравномерности социально-экономического и технического развития различных стран, об особенностях индустриальной революции на рубеже веков, подготовившей развитие «большого бизнеса», получают необходимые знания об империализме, знакомясь с разными концепциями по этому вопросу.
В этом разделе рассказывается о техническом прогрессе и о тех изменениях, которые произошли в социальной структуре индустриального общества, о появлении новой аристократии и новой буржуазии, об укреплении среднего класса, о рабочем классе. Сведения о женском и детском труде, о женском движении за уравнивание в правах позволяют восьмиклассникам понять те коренные изменения, которые произвели процессы модернизации и индустриализации в европейском обществе и в Северной Америке.
Первый раздел курса предоставляет возможность учащимся проследить дальнейшее развитие общественно-политических учений на протяжении всего XIX в., понять, что изменения в общественно-политических взглядах выражаются в движении к реформам, увидеть, как изменяются отношения между человеком и государством.
Наряду с вопросами, посвященными развитию рыночной экономики и изменениям в социальной структуре общества, восьмиклассники знакомятся с развитием материальной культуры и повседневной жизнью людей.
В конце раздела дается характеристика художественной культуры XIX в., новых художественных форм и методов, приемов, способных наиболее полно и выразительно запечатлеть изменившуюся картину мира. При изучении этого материала школьники приходят к пониманию того, что современная художественная картина мира берет свое начало в поисках творцов искусства XIX в. Второй раздел «Строительство новой Европы» начинается с истории консульства и империи Наполеона Бонапарта и охватывает развитие европейского общества до 70-х гг. XIX в. Здесь раскрываются сложные и неоднозначные стороны внутренней и внешней политики Наполеона Бонапарта. Содействие развитию промышленности, закрепление собственности на земли, полученные крестьянами в результате революции, создание Гражданского кодекса, меры, направленные на устранение старых порядков в европейских странах, — все это позволяет учащимся понять сущность тех изменений в обществе, которые происходили в Европе в начале XIX в.
Третий раздел «Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Путем модернизации и социальных реформ» дает возможность узнать о процессе модернизации в последней трети XIX — начале XX в., знакомит учащихся с острой политической борьбой в европейских странах, со сложностями конкурентной борьбы между европейскими государствами за выход на мировой рынок.
Четвертый раздел курса «Две Америки» раскрывает особенности развития американских континентов. Учащиеся убеждаются в том, что Северная и Южная Америка начали развитие в XIX в. в неравных условиях и пошли разными путями.
Латинская Америка в этот период переживала время жестоких гражданских войн и пограничных конфликтов. Процесс модернизации в латиноамериканских государствах не получил необходимого развития. Ростки демократии в этих государствах долго и с трудом пытались пробить себе дорогу через господствующие старые традиционные отношения. Авторитарные режимы, каудильизм душили все свободы.
Содержание этого раздела поможет учащимся понять влияние религии, ценностных установок и культуры на формирование общества.
Пятый раздел «Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма» знакомит учащихся с кардинальными переменами, происходившими в этот период в странах Азии и Африки.
Шестой раздел «Международные отношения в конце XIX — начале XX в.» включает характеристику международных отношений. Учащиеся получают необходимые представления о международной обстановке, сложившейся к концу XIX в. Вместе с тем они могут убедиться в том, что фатальной неизбежности Первой мировой войны не существовало, так как в начале XX в. уже начали складываться политико-юридические гарантии от возникновения войн, формировалось международное сотрудничество во всех областях жизни: экономике, политике, культуре. Война началась прежде всего потому, что имеющимися механизмами для разрешения противоречий не пожелали воспользоваться сами державы, отказавшиеся от достижения компромисса. Программа курса позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и традиционного обществ в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В ПРОГРАММЕ Они должны дать понятие о таких явлениях, как: — уровень развития индустриального и традиционного обществ (условия гармоничного развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие ценности на материале стран Европы, Америки, Азии и Африки);
— прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении, роль террора в историческом развитии;
— личность в истории, соотношение объективного и субъективного факторов в историческом процессе;
— принцип неравномерного развития стран в эпоху индустриальной революции;
— модернизация как ответ на вызов времени, неоднозначные последствия модернизации и индустриальной революции для человека (экологические проблемы, грозящие существованию человечества, зависимость человека от источников энергии и т. д.);
— роль революций и реформ в развитии общества, движение общества к реформам, необходимость разумного компромисса в политической жизни;
— демократизация общественного и государственного устройства;
— формирование правового государства и гражданского общества (на примере истории стран Европы и США);
— прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении;
— человек в истории, его ответственность за выбор решений, соотношение субъективного и объективного факторов в историческом процессе.
В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах. Гуманизация при изучении данного курса Она прослеживается:—
в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);
— в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний и ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);
— в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; обращение к диалоговому обучению; создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);
— в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;
— в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории — то, что развивает способность понимания исторических эпох;
— в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «Новая история. 1800—1913» (М.: Просвещение, любой год издания).
В целях активизации мыслительной деятельности учащихся некоторые главы учебника начинаются введением, где коротко формулируется основная проблема, которую им предстоит проанализировать. В заголовки параграфов и их частей вынесены ключевые слова («Люди в движении», «Бунт или подвиг?», «Торговля следует за флагом» и др.), что позволяет привлечь внимание учащихся, создать у них дополнительную мотивацию обучения.
Каждая глава завершается заключением («Подведем итоги») и вопросами для итогового повторения.
Кроме авторского текста, в учебник включены документы, извлечения из трудов ученых, философов, публицистических произведений, в которых раскрываются поставленные проблемы. Использование таких разнообразных источников делает учебники интереснее по содержанию и позволяет использовать при изучении курса разнообразные методы.
Учебник снабжен аппаратом ориентировки — предисловием, оглавлением, рубрикацией, указателями, символами ориентировки.
Внутреннее образовательное пространство учебника значительно расширено за счет большого числа рисунков, цветных иллюстраций, схем, таблиц и карт. Часть рисунков — это жанровые сцены, позволяющие учащимся получить образные представления о людях, социальной структуре и быте разных слоев социума в изучаемую эпоху. Аппарат организации усвоения текста учебника — вопросы и задания, выделение текста, подписи под иллюстрациями — нацелен на формирование предметных и обобщенных комплексных умений. Формирование разного вида умений происходит в процессе выполнения заданий, ответов на вопросы, заполнения таблиц и т. д. Аппарат организации усвоения текста учебника обеспечивает ориентацию на развитие ученика как активной личности, вырабатывающей свою позицию в системе взаимодействия с учителем и одноклассниками. Методическое сопровождение позволяет ученику доминировать в учебном процессе, а учителю обеспечивает возможность реализации принципа дифференцированного обучения.
Содержание учебника и методическое сопровождение позволяют разнообразить формы занятий и приемы деятельности учителя, проводить фронтальную, групповую и индивидуальную организацию познавательной деятельности, конструировать учебные занятия по нарастающей: последовательно погружать школьников в суть учебной проблемы, актуализировать ранее полученные знания, вводить новые источники информации, постепенно усложнять приемы познавательной деятельности, подводить учащихся к самостоятельным выводам и оценкам прошлого. Учебник позволяет проводить различные типы уроков: комбинированные, проблемные, с постановкой познавательных заданий, уроки-конференции малых групп, лабораторные работы, ролевые игры, персонификации исторического явления, дискуссии и т. п.
В методический комплект входит «Рабочая тетрадь по новой истории. 1800—1913» (авторы А. Я. Юдовская и др.). Рабочая тетрадь по структуре соответствует учебнику. Представленные в ней разнообразные вопросы и задания предназначены для учащихся разного уровня подготовки.
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:— определять и объяснять понятия;
— выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
— рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
— раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
— анализировать исторические явления, процессы, факты;
— обобщать и систематизировать полученную информацию;
— давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
— осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
— определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
— обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
— участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
—определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
—выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
— осуществлять самоконтроль и самооценку.
№
ур
| Учебно-тематическое планирование
| К.ч.
| Форма
урока
| Базисные
понятия
| Межпредмет-ные связи
| Домашнее
задание
| Дата урока
|
|
|
|
|
| НОВАЯ ИСТОРИЯ.
XIX – начало XX в.
| 24
|
| 1
| Индустриальная революция:
достижения и проблемы
| 1
| объяснение
| Индустриальное общество, монополия, империализм
| география физика
| Проч. п. 1-2, отв. на ?? 1, 3, 4, 5;
*№ 6, стр. 28
|
|
| 2
| Индустриальное общество:
новые проблемы и новые ценности
| 1
| комбиниро-ванный
| Эмансипация,
технический прогресс
| география
обществоз-е
| Проч. п. 3-4, отв. на ?? 2, 3, 4,;
*№ 1, 4, стр.37 , №3, стр.46
|
|
| 3
| Наука в XIX веке.
| 1
| симпозиум
| Переворот в естественно-науч. представлениях человечества
| физика
биология
| Проч. п. 5-6, сообщения;
* книжная выставка, реклама
|
|
| 4
| Искусство в XIX веке.
| 1
| панорама
| Импрессионизм, постимпрессионизм
| Изо, музыка
| Проч. п. 7-8, отв. на ?? 2, 6, 7;
* сообщения стр. 66-69
|
|
| 5
| Либералы, консерваторы и социалисты.
| 1
| комбиниро-ванный
| Либерализм, анархизм, консерватизм, социализм
| обществозн-е
| Проч. п. 9-10, отв. на ?? 1, 2, 3;
*№ 10, стр. 79
|
|
| 6
| Образование наполеоновской империи
| 1
| лабораторная работа
| Консульство
| география
| Проч. п. 11, отв. на ?? 1, 2;
* № 6, с. 88, сообщ-я
|
|
| 7
| Падение империи Наполеона
| 1
| комбиниро-ванный
| Европейское равновесие, Венский конгресс
| география
| Проч. п. 12, отв. на ?? 1, 2;
№ 3, с. 94, сообщ-я
|
|
| 8
| Англия в первой половине XIX века.
| 1
| комбиниро-ванный
| Чартизм, Британский конгресс тред-юниоров
| география
| Проч. п. 13, отв. на ?? 3, 4;
* № 6, 7, стр. 103
|
|
| 9
| Франция в первой половине XIX века.
| 1
| анализ
| Хартия 1814 г. , конституци-онно-монархический режим
| литература
| Проч. п. 14, отв. на ?? 1, 2, 3;
* № 4, 5, 6, с. 112, сообщение
|
|
| 10
| Франция в 1848 – 1870 годах.
| 1
| комбиниро-ванный
| Вторая республика,
Вторая империя
| география
| Проч. п. 15, отв. на ?? 1, 4;
* № 5, с. 121, сообщение
|
|
| 11
| Германия в первой половине XIX века.
| 1
| объяснение
| Юнкер, радикал, ландтаг, кронпринц, канцлер
| география
| Проч. п. 16, отв. на ?? 2, 3, 4, 8;
* № 1, 5, с. 127, сообщения
|
|
| 12
| Италия в первой половине XIX века.
| 1
| конференция
| -
| география
| Проч. п. 17, отв. на ?? 2, 3, 7;
* № 5, 6, с. 135
|
|
| 13
| Франко-прусская война. Парижская коммуна.
| 1
| лабораторная работа
| Мобилизация, реванш, Парижская коммуна
| география
| Проч. п. 18, отв. на ?? 3, 5, 6, 8;
* № 1, 4, с. 144
|
|
| 14
| Урок-обобщение по теме
«Строительство новой Европы»
| 1
| контроль
| -
| -
| Проч. с. 146-147, отв. на ??;
* № 5, стр. 147, сообщение
|
|
| 15
| Германия во второй половине XIX века.
| 1
| объяснение
| Милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм
| география
| Проч. п. 19, отв. на ?? 1, 3, 6, 7;
* № 4, с. 155, сообщения
|
|
| 16
| Великобритания конца XIX века.
| 1
| комбиниро-ванный
| Гомруль, Антанта
| география
| Проч. п. 20, отв. на ?? 1, 3, 7;
* № 5, 6, с. 163, сообщения
|
|
| 17
| Третья республика во Франции.
| 1
| лабораторная работа
| Радикал, атташе
| география
| Проч. п. 21, отв. на ?? 3, 4, 7;
* № 2, с. 172, сообщения
|
|
| 18
| Италия во второй половине XIX века.
| 1
| объяснение
| Государственный сектор экономики
| география
| Проч. п. 22, отв. на ?? 1, 4, 7;
* № 2, 6, с. 179, сообщение
|
|
| №
ур
|
| |