Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгорода»
«Рассмотрено» Руководитель МО
_______ И.С.Меркулова
Протокол № 1
от «29» августа 2013г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 г.Белгорода»
_________ И.Н. Борщева
«29» августа 2013г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 г.Белгорода»
_________ Л.И. Бугаева
Приказ № 301 от
«30» августа 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету
«История»
9 класс
Базовый уровень
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторских программ основного общего образования по истории: История России XX – начало ХХI века, А. А.Данилов, Л. Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2006г. и Новейшая история зарубежных стран/ Под общей редакцией А. О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова – М, Просвещение, 2006г. Изучение истории в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории ХХ –начала ХХ1 вв. в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
В процессе составления программы были внесены следующие изменения:
На протяжении ряда лет педагоги школы работали в рамках эксперимента по краеведению, поэтому в календарно-тематический план рабочей программы внесены вопросы краеведческой направленности.
В соответствие с тем, что уроки выпадают на праздничные дни, количество часов для прохождения программы сократилось до 32 часов за счет резервного времени.
В случае введения карантинных мероприятий прохождение программы будет обеспечиваться за счет уплотнения программного материала.
Программа История России XX – начало ХХI века, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина рассчитана на 68 часов. Программа Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI века А. О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова рассчитана на 35 часов.
-
Класс
| Объем учебного материала
| История России
| Всеобщая история
| Резерв учебного времени
| 9 класс
| 103 ч.
| 68 ч.
| 35 ч.
| -
|
Продолжительность учебного года в 9 классе составляет 34 недели (2 ч. в неделю). Рабочая программа предполагает интегрированное изучение курсов истории России и всеобщей истории при их синхронно-параллельном прохождении и рассчитана на 68 часов. На основании методического письма, с учетом требований межпредметной интеграции в авторскую учебную программу внесены изменения. Программа История России XX – начало ХХI века, А. А.Данилов, Л. Г.Косулина сокращена на 24 часа. Программа Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI века А. О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова сокращена на 11 часов. и составляют следующую пропорцию 44ч и 24ч.
В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:
-
Класс
| Объем учебного материала
| История России
| Всеобщая история
| Резерв учебного времени
| 9 класс
| 68 ч.
| 44 ч.
| 24 ч.
| -
|
Изменение распределения учебного материала по истории России предусматривается следующим образом, в том числе по разделам:
Название темы
| Количество часов по авторской программе
| Количество часов по рабочей программе
| Тема 1. Россия в начале XX в. (1900-1916г.)
| 13 ч.
| 8 ч.
| Тема 2. Россия в 1917-1927 гг.
| 14 ч.
| 8 ч.
| Тема 3. СССР в 1928-1938 гг.
| 7 ч.
| 5 ч.
| Тема 4. Великая Отечественная война
| 6 ч.
| 6 ч.
| Тема 5. СССР в 1945 - 1952 гг.
| 4 ч.
| 2 ч.
| Тема 6. СССР в 1953 - середине 60-х гг.
| 4 ч.
| 3 ч.
| Тема 7. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.
| 4 ч.
| 3 ч.
| Тема 8. Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.
| 4 ч.
| 2 ч.
| Тема 9. Новая Россия. 1991-2009 гг.
| 6 ч.
| 6 ч.
| Итоговое повторение и обобщение
| 4 ч.
| 1 ч.
| Итого
| 68
| 44
| Изменение распределения учебного материала по Всеобщей истории предусматривается следующим образом, в том числе по разделам:
Название темы
| Количество часов по авторской программе
| Количество часов по рабочей программе
| Тема 1. Страны Европы и США в 1900—1918 гг. Первая мировая война
| 6 ч.
| 4 ч.
| Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии
| 10 ч.
| 4 ч.
| Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в.
| 3 ч.
| 1 ч.
| Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки
| 3 ч.
| 4 ч.
| Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития
| 5 ч.
| 3 ч.
| Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XXв.: единство и многообразие.
| 4 ч.
| 6 ч.
| Тема 8. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира.
| 1 ч.
| 1 ч.
| Тема 7. Культура XX века
| 2 ч.
| 1 ч.
| Итого
| 34
| 24
|
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
История России
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Авторская программа по истории России 6-9 классы/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М. Просвещение, 2011.
2. История России XX – начало ХХI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А.Данилов, Г. Г.Косулина, М. Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2011г
3. Данилов А. А., Косулина В. Г, «Рабочая тетрадь по Истории России XX – начала XXI века». - М.:«Просвещение», 2012.
4. Атлас по истории Отечества ХХ век
Всеобщая история
1. Сороко-Цюпа О. С., Стрелова О. Ю. Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI века. Рабочая программа./ А. О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова – М. Просвещение, 2011
2. Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб. для 9кл. общеобразов. Учреждений /О. С.Сороко-Цюпа, А. О.Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение. 2011.
3. Сороко-Цюпа О. С., Рабочая тетрадь по новейшей истории. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2012. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). В том числе запланированы 3 тестовые работы.
Формы организации учебного процесса: коллективная; групповая; индивидуальная.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, лабораторная работа, игры-обсуждения, проектная деятельность. Домашние задания альтернативны и сориентированы на различный уровень подготовки учащихся.
Формы и средства контроля включают устные ответы учащихся по теме урока, текущий и промежуточный контроль знаний, тестовые и письменные работы по окончанию изучения раздела, темы в формате ГИА.
Требования к уровню подготовки ученика, освоившего курс истории 9 класса
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с начала ХХ в. до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
№ урока
|
Тема раздела, урока
| Кол-во
часов
| Календарныее сроки
| Раздел
| Задания для учащихся
| Краеведение
| По плану
| Фактически
| 1
| Введение. Новейшая история как историческая эпоха
| 1
| 3.09.
|
| История России (далее – Р) Всеобщая история
(далее –В)
| Заполнение, таблицы (В)
|
|
| Россия в начале XX в. (1900-1916г.). (8ч.) Страны Европы и США в 1900—1918 гг. Первая мировая война 4ч.)
| 2
| Мир в начале ХХ в. – предпосылки глобальных конфликтов
| 1
| 4.09.
|
| В
| §1. Зад. стр.22
|
| 3
| Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале ХХ века.
| 1
| 10.09.
|
| В
| §2. Зад. стр.28
|
| 4
| Российская империя на рубеже веков и ее место в мире.
| 1
| 11.09.
|
| Р
| §1-2. Зад. стр.12,зад.1 стр.19
|
| 5
| Политическое развитие России в начале ХХ века.
| 1
| 17.09.
|
| Р
| §3, заполнить таблицу, зад.1
| Общественно-политическое развитие Белгодчины
| 6
| Внешняя политика Николая II.
| 1
| 18.09.
|
| Р
| §4, характеристика войны по памятке
|
| 7
| Первая русская революция.
| 1
| 24.09.
|
| Р
| §5, дать характеристику новым партиям
| Влияние первой российской
Революции на жизнь Белгородчины
| 8
| Реформы П.А.Столыпина
| 1
| 25.09.
|
| Р
| §6-7зад.1 стр.51
|
| 9
| Серебряный век русской культуры
| 1
| 1.10.
|
| Р
| §8, сообщения
|
| 10
| Главные причины и суть «нового империализма»
| 1
| 2.10.
|
| В
| §3, вопросы стр. 35-36
|
| 11
| Первая мировая война.
| 1
| 8.10.
|
| В
| §4, составить таблицу военных действий
|
| 12
| Россия в Первой мировой войне
| 1
| 9.10.
|
| Р
| §9 зад.2 стр 73
| Влияние Первой мировой войны на жизнь нашего края.
| Версальско-Вашингктонская система в действии (5ч.) Россия и мир в 1917-1927 гг (8ч.)
| 13
| Социальные последствия. Первой мировой войны.
| 1
| 15.10.
|
| В
| §5-6 работа с документом
|
| 14
| От Февраля к Октябрю
| 1
| 16.10.
|
| Р
| §10-11, характеристика события по памятке
|
| 15
| Становление Советской власти
| 1
| 22.10.
|
| Р
| §12-13. Зад.3,4 стр.105
| §10-11
Становление Советской власти в нашем крае.
| 16-17
| Гражданская война
| 2
| 23.10.
|
| Р
| §14-15зад.1 стр.128
| Белгородчина в Гражданской войне
| 18
| Обобщение по теме «Россия в
1917-1921г.г.» Тестирование
| 1
| 5.11.
|
| Р
| §1-17, понятия и термины
|
| 19
| Новая экономическая политика
| 1
| 6.11.
|
| Р
| §18, вопросы после§
|
| 20
| Образование СССР, его внешняя политика.
| 1
| 12.11.
|
| Р
| §19-20, работа с источником, тетрадь
|
| 21
| Политическая система СССР в 20- 30-е гг.
| 1
| 13.11.
|
| Р
| §21, 25зад.1. стр.162
|
|
| СССР в 1928-1938 гг. (5ч.)
| 22
| Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы
| 1
| 19.11.
|
| В
| §7, работа с документом
|
| 23
| Особенности экономического кризиса США и демократических стран Европы.
| 1
| 20.11.
|
| В
| §8-9, анализ статистических таблиц
|
| 24-25
| Экономическое развитие.
| 2
| 26.11.
|
| Р
| §23-24, печатная тетрадь.
| Экономическая политика 20-30-е годы на Белгородчине
| 26
| Духовная жизнь: достижения и потери
| 1
| 27.11.
|
| Р
| §22,26, сообщения
|
| 27
| Внешняя политика СССР в 30-е годы.
| 1
| 3.12.
|
| Р
| §27, работа в тетради на печатной основе
|
| 28
| Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы
| 1
| 4.12.
|
| В
| §10-11, сообщение, работа с документом.
|
| 29
| Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века.
| 1
| 10.12.
|
| В
| §12-13
Сообщения, работа с документом
|
| 30
| Международные отношения в 30-е годы.
| 1
| 11.12.
|
| В
| §15, работа с документом
|
| 31
| Обобщение по теме: «СССР в 20-30 е гг.» Тестирование
|
| 17.12.
|
| Р
| §18-27, понятия и термины
|
|
| 32
| Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.)
| 1
| 18.12.
|
| В
| §16, документы
| §5 , сравнить I и II мировые войны
| 33
| СССР накануне войны. Советско-германские отношения.
| 1
| 24.12.
|
| Р
| §28, документы
|
| 34
| Начало Великой Отечественной войны
| 1
| 25.12.
|
| Р
| §29-30, работа в тетради
|
| 35
| Тыл. Морально-психологическое состояние советских людей.
| 1
| 14.01.
|
| Р
| §31, работа с документом
|
| 36
| Коренной перелом в ходе войны.
| 1
| 15.01.
|
| Р
| §32-33, сообщения
| Освобождение Белгорода
| 37
| Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма.
| 1
| 21.01.
|
| В
| §16, документы
|
| 38
| Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945 гг.)
| 1
| 22.01.
| 06.02
| В
| §16, документы
|
| 39
| Завершающий период Великой Отечественной войны
| 1
| 28.01.
|
| Р
| §34, работа в тетради.
| Белгородцы во Второй мировой войне
| 40
| Обобщение по теме «Итоги Второй мировой войны. Мир в первой половине 20-го в.» Тестовая работа.
| 1
| 29.01.
|
| В
| §1-16,
|
|
| 41
| Послевоенное восстановление хозяйства
| 1
| 4.02.
|
| Р
| §35-37, работа с документом
| Послевоенное развитие Белгородчины
| 42
| Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война»
| 1
| 5.02.
|
| В
| §17
|
| 43
| Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений
| 1
| 11.02.
|
| Р
| §38, работа с документом
|
| 44
| Послевоенное экономическое развитие.
| 1
| 12.02.
|
| В
| §18-19, работа с документом
|
| 45
| Послевоенное политическое развитие.
| 1
| 18.02.
|
| В
| §20-21, таблица
|
| СССР в 1953- середине 60-х гг (3ч.)
| 46
| Экономическое и социальное развитие.
| 1
| 19.02.
|
| Р
| §39-40, зад 1 стр 287
|
| 47
| Политика мирного сосуществования
| 1
| 25.02.
|
| Р
| §42 зад 1 стр 296
|
| 48
| Духовная жизнь. Тестирование
| 1
| 26.02.
|
| Р
| §41
|
| СССР в 1965-1985 гг. (3ч.)
| 49
| Политическое развитие. Экономика «развитого социализма»
| 1
| 4.03.
|
| Р
| §43-44, зад. 2 стр.301, зад.1 стр.307
|
| 50
| Общественная жизнь
| 1
| 5.03.
|
| Р
| §45, тетрадь
| Развитие нашего края в 60-80 годы.
| 51
| Внешняя политика.
| 1
| 11.03.
|
| Р
| §46, зад.1 стр. 318
|
| Перестройка в СССР. 1985-1991 (2ч.)
| 52
| Реформа экономики и ее итоги
| 1
| 12.03.
|
| Р
| §48, работа с документом
|
| 53
| Реформа политической системы. Общественная жизнь
| 1
| 18.03.
|
| Р
| §47, 49, работа в тетради
|
| Страны и регионы мира во второй половине XX в.: единство и многообразие. (6ч.)
| 54
| США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики
| 1
| 19.03.
|
| В
| §22, составить таблицу
|
| 55
| Великобритания и Франция. Социально-экономическое и политическое развитие
| 1
| 1.04.
|
| В
| §23-24, составить таблицу
|
| 56
| Италия и Германия. Социально-экономическое и политическое развитие
| 1
| 2.04.
|
| В
| §25-26, составить таблицу
|
| 57
| Восточноевропейские страны.
| 1
| 8.04.
|
| В
| §27, составить таблицу
|
| 58
| Страны Азии, Африки и Латинской Америки в современном мире
| 1
| 9.04.
|
| В
| §28-29, составить таблицу
|
| 59
| Международные отношения в условиях биполярного мира.
| 1
| 15.04.
|
| В
| §30
|
|
| 60
| Российская экономика на пути к рынку.
| 1
| 16.04.
|
| Р
| §51, работа в тетради
|
| 61
| Политическая система современной России
| 1
| 22.04.
|
| Р
| §52-53, работа с документом
|
| 62
| Культура XX - го века.
| 1
| 23.04.
|
| В
| §14§31 Сообщения
|
| 63
| Духовная жизнь современной России
| 1
| 29.04.
|
| Р
| §53 Сообщения
|
| 64
| Россия в начале нового тысячелетия
| 1
| 30.04.
|
| Р
| §51-56
| Белгородчина в
конце ХХ- начале ХХ1 века.
| 65
| Обобщение по теме «Россия в конце ХХ -начале ХХ1 в.» Тестирование
| 1
| 6.05.
|
| Р
| §51-56
|
| Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1ч.)
| 66
| Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты
| 1
| 7.05.
|
| В
| §37 (НИ)§39
|
| 67
| Обобщение по теме «Мир в XX XXІв.»
| 1
| 13.05.
|
| В
|
|
| 68
| Урок итогового повторения
| 1
| 14.05.
|
| Р
|
|
|
Содержание учебного предмета ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (24 часа) ВВЕДЕНИЕ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
Понятие «Новейшая и современная история».Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в. определяющие историю человечества в новом тысячелетии.Место России в новейшей истории.
|