Скачать 0.5 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав. кафедрой Жиряков И.Г. Решение заседания кафедры Протокол №_1___ «_02_»___сентября___2013_г. Учебно-методический комплекс ДКВ (ДПП) «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века». Факультет: исторический Наименование: история – 050401 Кафедра: Зарубежной истории Составитель: В.И.Овсянников – д. ист. н., профессор, профессор кафедры зарубежной истории Москва – 2013 Выписка из ГОС:
Пояснительная записка.Направление 050401 – ИСТОРИЯ обладает следующими характеристиками: подготовка выпускника – учителя истории, предусматривает выделение определенного количества учебного времени для освоения дисциплин и курсов по выбору студента (ДКВ), в частности, специального курса «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX в», в объеме, достаточном для решения специфических задач в этих областях методами исторического познания прошлого. Настоящий ДКВ (ДПП) имеет теоретическую и практическую направленность. Он призван углубить знания, студентов, полученные на лекциях, в исследовании источников и современной литературы. Наряду с этим они получают возможность развить свои квалификационные и компетентные характеристики (поисковая деятельность в т. ч. в интернете, сравнительный анализ источников, навыки учебных выступлений и письменных работ и т.д.). Концептуально студентам предстоит выяснить генезис идеологии и практики освободительного движения, приведшего в конце 50 – перв. пол.60-х гг. к освобождению большинства стран Африки и, вместе с ним, краху колониальной системы империализма. Исходя из этого были сформулированы цели и задачи ДВК (ДПП).Основные цели и задачи Цели Развить профессиональные и социокультурные компетенции студентов в процессе изучения основных тенденций и ключевых проблем исторического развития Африки в 20-30-е гг. XX в. Помочь студентам изучить процесс формирования принципиально нового явления в общественно-политической жизни Африки - идеологии освободительного движения, пришедшему в 20-30 гг. XX в. на смену неорганизованным бунтам народных масс, которые со всей очевидностью показали в начале XX в. неспособность этими средствами достигнуть положительных результатом в условиях зависимости их стран от колонизаторов. Задачи
стран Африки;
Требования к уровню освоения содержания дисциплины: знаний, умений, навыков. Студент, изучивший дисциплину должен: Знать:
Уметь:
Владеть (иметь навыки):
Взаимосвязь с другими модулями:
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ. Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий. Модуль направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (не более трех):
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Формы освоения ОМ (в соответствии с группой и кластерной принадлежностью модуля)
Виды учебной работы
Краткое содержание дисциплины по очно–заочной форме обучения Основные разделы, их краткое описание Раздел I Колониальный раздел тропической и южной Африки к началу XX в. и его передел на Парижской мирной конференции. Краткий конспект лекции. Колониальный раздел мира в конце XIX в. Суверенные государства: ЮАР, Эфиопия, Либерия. Колониальная империя Великобритании в южной и центральной части континента: Капская колония, Натал, Бечуаналенд (ныне – Ботсвана), Басутоленд (Лесото), Свазиленд, Южная Родезия (Зимбабве), Северная Родезия (Замбия); на востоке: Кения, Уганда, Занзибар, Братанское Сомали; на северо-востоке: Англо-Египетский Судан (формально считался совладением Англии и Египта); на западе: Нигерия, Сьерра-Леоне, Гамбия и Золотой берег; в Индийском океане – остров Маврикий и Сейшельские острова. Колониальная империя Франции: в Западной и Экваториальной Африке, в Сахаре, полупустынная область Сахель. Тропические леса: Французская Гвинея (ныне – Гвинейская Республика), Берег Слоновой Кости (Кот-д`Ивуар), Верхняя Вольта (Буркина Фасо), Дагомея (Бенин), Мавритания, Нигер, Сенегал, Французский Судан (Мали), Габон, Чад, Среднее Конго (Республика Конго), Убанги-Шари (Центрально-африканская Республика), Французский берег Сомали (Джибути), Мадагаскар, Коморские острова, Реюньон. Португальские владения: Ангола, Мозамбик, Португальская Гвинея (Гвинея-Бисау), включавшей острова Зеленого Мыса (Республика Кабо-Верде), Сан-Томе и Пинсипии. Бельгия владела Бенгальским Конго (Демократическая Республика Конго, а в 1971-1997 гг. – Заир), Италия – Эритреей и Итальянским Сомали. Испания – Испанской Сахарой (Западная Сахара). Германия – Германской Восточной Африкой (ныне – континентальная часть Танзании, Руанда и Бурунди), Камеруном, Того и Германской Юго-западной Африкой (Намибия). Мотивы соперничества европейских держав за Африку. Аргументы идеологов колониализма: приобретение колоний откроет в самих метрополиях множество рабочих мест и устранит безработицу, поскольку Африка станет емким рынком для европейской продукции и там развернется громадное строительство железных дорог, портов, промышленных предприятий и в Африку переместится избыточное население Европы. Раздел II. Образ Африки в сознании европейцев. Краткий конспект лекции. Утверждение колонизаторов в расовой неполноценности людей с черным цветом кожи; у Тропической и Южной Африки нет истории, общества, существовавшие там, статичны, абсолютно неспособны к развитию, если нет вмешательства извне; негры из-за характера своего мышления не могут совершать сложную созидательную работу. Взгляд европейцев на африканцев, как на малопонятливых детей и политические выводы из оценки африканцев и его противоречие. «Африканцы - это дети, и поэтому европейцы должны выполнять по отношению к ним роль родителей… Им нельзя предоставить власть, которой пользуются взрослые, знающие, как ею пользоваться». Романтизация Африки в путевых воспоминаниях Ливингстона и Стенли. Африка угрюма и загадочна, как сфинкс в египетской пустыне. Африка таинственна и загадочна: фантастическая природа, непроходимые дебри, невиданные звери, необозримые алмазные россыпи, неисчерпаемые богатства золота. Роль книг Луи Жаколио, Луи Буссенара, Райдера Хаггарда, Жюля Верна, Майн Рида, Пьера Лоти, Пьера Милля, Августа Нимана; колониально-приключенческих романов; бульварной литературы. К.Г.Паустовский о тех временах, о годах своего детства. – «Мне, как и другим мальчишкам» Африка, «где мы бродили в мечтах», представлялась охотой на львов «с рассветами в песках Сахары, плотами на Нигере, свистом стрел, неистовым гамом обезьян и мраком непроходимых лесов», и с мечтами о том, чтобы «таинственную Африку пройти от Алжира до мыса Доброй Надежды и от Конго до Занзибара». Живучесть романтизации и предрассудков в образе Африки. Раздел III. Колониальное освоение Африки. Краткий конспект лекций. Важнейшие черты африканских обществ возникших как синтез с традиционного с колониальным. Колониальное освоение Африки, как аграрно-сырьевого придатка метрополий. Ориентированность сельского хозяйства на экспорт, резкий рост производства, часть монокультур. Производство экспортной сельскохозяйственной продукции на фермах, принадлежащих европейцам. Искусственное создание земельного голода и ограничение районов проживания отдельных этнических групп резервами, как средства роста отходничества. Производство в Западной Африке, а также в большинстве районов Восточной и Центральной Африки экспортная продукция производилась в основном в хозяйствах самих африканцев. Не приживаемость европейского плантационного производства из-за климатических условий, трудных для европейцев. Экспортность промышленности – главным образом горнорудной. Привлечение представителей африканского населения к управлению. Использование колониальными властями элементов существовавшего в доколониальную эпоху аппарата управления. Раздел IV. Трансформация социального облика Африки. Краткий конспект лекций. Колониализм и развитие товарно-денежных, распад основ жизни доколониальных обществ, основой которых была община. Характер процессов классообразования, изменения этнических и политических связей. Торможение колониальными режимами естественных процессов этнической и политической консолидации; несовпадение с этническими границами. Формирование новых этносоциальных групп и провозглашение в административном порядке создания новых «племен». Социальная трансформация в территориях интенсивной эксплуатации природных и людских ресурсов. Особенности и глубина перемен в жизни тех народов, которые оказались в наиболее длительном и тесном соприкосновении с колониализмом (Юг Африки и другие поселенческие колонии). Отходничество – наиболее распространенная форма работы по найму. Золотые рудники Трансвааля - главные центры притяжения отходников. Отходничество, как новое социальное явление в африканских обществах, фактор социальной трансформации и расширения традиционных устоев в деревне. Роль отходников в привнесении в деревню новых ценностей и понятий; удар по традиционным нормам и методам ведения хозяйства. Отходничество и начало формирование рабочего класса. Оседание отходников в городах на шахтах, плантациях, приобретение квалификации, обзаведение семьями. Утрачивание связи с родными местами. Появление широких слоев «европеизированных» африканцев. Раздел V. Основные идеологические концепции освободительного движения в Африке. Конспект лекций. Колониальный раздел Африки и попытки силового сопротивления африканцев («колониальные войны»). Примитивизм сопротивления африканских народов в традиционных формах: с копьями, щитами, стрелами и невозможность противостоять европейским винтовкам, пушкам и пулеметам. Ранняя форма протеста – религиозно-политическая. Создание афро-христианских церквей. Заимствование идеологического обоснования антиколониализма из христианства, навязанного завоевателями. Христианство и идея всеобщего равенства перед Богом. Осознание себя африканцами посредством христианства. Отход афро-христиан от старых форм объединения и их объединения на основе новой веры. Новая религия и реалии колониального общества. Связь антифоринизма с разочарованием в европейцах как подлинных христианах. Отказ кимбангистов в Конго платить налоги бельгийским властям и организация массовых выступлений против администрации и официальной церкви. Матсуанизм. Возникновение мусульманских движений и их неприятие власти «неверных», защита чистоты веры. Формы пассивного неорганизованного протеста - неуплата налогов, стремление избежать набора в колониальные войска, переход значительного числа крестьян из одной колонии в другую в поисках лучших условий существования. Сплочение интеллигенции вокруг газет и журналов, создававшихся миссионерами. Превращение их в первые органы пропаганды африканского общественного мнения. Первые политические организации, их аморфность. Позиция образованной элиты. Национальный конгресс Британской Западной Африки, его выступление за смягчение колониальных порядков, против наиболее одиозных проявлений колониального гнета, за распространение прав широкому кругу лиц. Первая политическая партия африканского населения - Африканский национальный конгресс Южной Африки. Его выступления за единство африканцев в борьбе против расовой дискриминации. Панафриканизм. Выступление участники движения от имени от имени всей негроидной расы и стремилось вовлечь в свои ряды, как африканцев, так и афро-американское население Американского континента. Первая Панафриканская конференция (Лондоне 1900 г.). Гарвизм и подъем политической активности афро-американцев: лозунг "Назад, в Африку!". Толчок к росту панафриканских настроений и закат гарвизма. Панафриканские конгрессы и Уильям Дюбуа. Обращение Дюбуа к президенту Вильсону и участникам Парижской мирной конференции с предложением о пересмотре правового статуса негро-африканских народов. Его проект создания африканского государства под международным контролем на территории бельгийских, португальских и бывших немецких колоний. Развернутая политическая программа от имени афро-американцев и африканцев. Призыв к Парижской мирной конференции разработать кодекс законов в защиту интересов африканцев, утвердить принципы управления коренным населением, использовать землю и природные богатства в интересах африканцев, регулировать инвестирование иностранного капитала таким образом, чтобы предотвратить эксплуатацию африканцев и истощение природных богатств, покончить с рабством, запретить принудительный труд и телесные наказания, предоставить всем детям в колониях право за общественный счет учиться читать и писать на родных языках и на языках метрополи. Подтверждение решений I конгресса на следующих трех панафриканских конгрессов в 1921 г. (Лондон, Брюссель и Париж). Попытка в 1929 г. созвать следующий конгресс в Тунисе и причина неудачи этой попытки. V панафриканский конгресс и его значение. Концепция «негритюда». Идеологи негритюда: Э. Сэзер и будущий первый президент Сенегала, тоже поэт, Л. Сенгор. Деление человечества по расовому признаку. Панафриканисты о социальном неравенстве. Последователи негритюда о духовных и физиологических особенностях «негритянской расы». Оценка негра, как человека от природы обладающего такими чертами, которых лишены представители других рас. Требования предоставления негритянской культуре особого места в ряду прочих культур. Начало проникновения идей коммунизма в ЮАС. Африканские студенты, обучающиеся в Европе и США – социальная среда идей колониализма. Первые марксистские группы и кружки в Йоханнесбурге, Кейптауне, Дурбане. Образование Интернациональной социалистической лиги, ее объединение с другими группами и преобразование в коммунистическую партию Южной Африки (1921 г.). Создание Антиимпериалистической лиги, (1927 г.). Обучение африканцев в политических учебных заведениях Коминтерна: в Международной Ленинской школе и в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Африка и эмиссары Коминтерна. Влияние Коминтерна на сектантские позиции в первой половине 30-х годов КП ЮАС в борьбе с «троцкизмом», «оппортунизмом», с социально-демократическими настроениями. Ее отказ от сотрудничества с массовыми организациями. Основные понятия Освободительное движение, идеология, колониализм, трансформация, раздел Африки, образ Африки, синтез традиционного и колониального, отходничество, «колониальные войны», афро-христианские церкви, антифоринизм, кинбангизм, пассивная форма протеста, панафриканизм, гарнвизм, «негритюд», расовая дискриминация, колониальная система, колониализм, освободительное движение. |
Решение заседания Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей | Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |