Скачать 338.03 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «История России и Мира » для учащихся 11 класса разработана на основе и соответствует требованиям:
Основной задачей курса становится формирование целостной картины мирового опыта человечества с начала ХХ века до начала XXI века, создание условий для осмысления основных событий; для продолжения работы над понятиями и категориями, начатой в основной школе; для освоения основных исторических источников. Сложившаяся практика изучения всеобщей истории предполагает выделение менее третьей части учебного времени на этот курс, поэтому, в определенном смысле, курс всеобщей истории является фундаментом и опорой для изучения отечественной истории этого же периода, в рамках которого «наращивается» ученический потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников. Стандарты среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне предусматривают достижение следующих целей:
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной - осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
Базовый уровень изучения истории предполагает не только усвоение основ исторических знаний, но и значительную практическую ориентированность этих знаний, формирование различных умений работать с информацией, социальной и коммуникативной компетентностей. Одним из способов повышения эффективности процесса обучения на базовом уровне и одновременно средством мотивации старшекласников будет использование деятельностного подхода в преподавании предмета. Сопоставление целей обучения истории и требований к уровню подготовки выпускников наглядно представляет особенности обучения истории: более высокий уровень оценочной деятельности, освоение элементов философии истории и методологии истории как науки, овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач. Перед учителем встают сложные задачи: «оснастить» процесс обучения необходимыми средствами, которые «подчиняют» усвоение фактов, явлений, процессов, понятий творческой исследовательской деятельности учащихся; добиться баланса в изучении теоретического и «прикладного» материала; сформировать необходимые навыки представления результатов групповой или индивидуальной деятельности; развивать самостоятельность учеников. Особое место в системе исторического образования отводится изучению истории России. Оно формирует у учащихся знания и умения, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентированность (включая исследовательские умения); ценности, среди которых важнейшими являются патриотизм, гуманизм, уважение прав человека, толерантность; способы мыслительной деятельности, обеспечивающие присвоение исторического материала (включая проведение исторического исследования, проектирование моделей различных общественно - политических; самоидентификацию (культурную, этнонациональную, государственную) и самоопределение по отношению к ключевым событиям отечественной истории. В процессе усвоения исторических знаний курс истории России и мира ХХ века занимает особое место. Он должен быть органично связан с аналогичным курсом, изучаемым в первом концентре, и, вместе с тем, качественно отличаться от него, раскрывая причинно-следственные связи, внутреннюю логику исторического процесса, мотивы деятельности субъектов истории – исторических личностей и рядовых людей, различных социальных групп, то есть природу и движущие силы исторического развития Отечества и мировой цивилизации в ХХ веке. Реализуя цели учебного курса и учебника Н.В.Загладина «История России и мира в XX- начале XXI вв. » , автор программы стремился решить следующие задачи:
Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии, в частности ИКТ. В ходе осуществления контроля ЗУН обучающихся предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе тестирования, семинарских занятий, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, исторического (терминологического) диктанта, собеседований и др. Обучающиеся уже владеют опытом составления уроков-презентаций в электронной форме, умеют составлять и защищать проекты. Задача учителя развивать данные способности старшеклассников. Применение информационных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса. Использование их на уроках истории повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов. Основные виды работы с персональным компьютером на уроке можно подразделить на 2 группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ (или их компонентов), различных приложений и электронных версий урока самим учителем с дальнейшим применением при объяснении материала или при его отработке и проверке. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, росту их познавательной активности, что очень важно при компетентностном подходе к обучению. Формы работы: лекции, практикум, выступления с докладами, дополняющими лекционные выступления учителя; семинар, дискуссия. Вид контроля:
ПРОГРАММА КУРСА «История России и мира в XX – начале XXI века» Раздел I. Тенденции мирового развития на рубеже веков. (10 часов) Введение в историю XX в. Новейшая эпоха. Проблемы периодизации новейшей истории. Россия в XX в. Мир в начале века. Государства и народы на карте мира. Научно-технический прогресс. Индустриализация. Империи и империализм. Проблемы модернизации. Страны Европы и США в 1900—1914 гг. Достижения и проблемы индустриального развития. Демографические процессы. Социальные движения. Политические течения и организации. Социальные реформы. Национальный вопрос. Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия. Противоречия российской индустриализации. Особенности развития сельского хозяйства. Ограничения свободной купли-продажи земли. Российское законодательство в сфере предпринимательской деятельности. Город и деревня России в процессе модернизации. Особенности российской социальной модернизации. Влияние урбанизации и грамотности на социальную модернизацию. Причины слабости буржуазного менталитета в российском обществе. Особенности менталитета русского крестьянства. Влияние города на деревню. Окрестьянивание города. Особенности менталитета российской буржуазии. «Размывание» дворянства. Право и традиции в российской политической системе начала XX в. Этапы формирования правового государства. «Правовое самодержавие». Ограниченность гражданских прав населения. Патернализм. Закон и традиция. Противоречия формирования гражданского общества в России. Гражданское общество и российская политическая традиция. Общественные организации. Организации промышленников. Женское движение. Периодическая печать. Панорама российского оппозиционного движения начала XX в. Рост оппозиционных настроений. Социал-демократы. Социалисты-революционеры. Анархисты. Либералы. Национальный фактор российской модернизации. Новые тенденции в национальной политике. Польский вопрос. Национальный вопрос в Финляндии и Прибалтике. Традиционные и новые подходы в политике властей в отношении народов Юга и Востока. Еврейский вопрос. Классификация национальных движений и ее особенности в Российской империи. Национальные движения в России и их организации. Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации. Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации. Кровавое воскресенье и его последствия. Становление конституционной монархии в России. Особенности российской многопартийности. Советы рабочих депутатов. Политическая активность крестьянства. Крестьянский союз. Крестьянский вопрос в Думе. Армия в революции. Социальные итоги революции. Национальные движения и национальная политика правительства в годы революции 1905—1907 гг. Столыпинская программа модернизации России. Аграрная реформа. Административная реформа. Школьная реформа. Перемены в национальной политике. Страны Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории. Подъем освободительных движений. Страны Ближнего Востока. Революция 1911—1913 гг. в Китае. Проблемы трансформации в Индии. Мексиканская революция 1910—1917 гг. Раздел П. Первая мировая война и ее последствия. Общенациональный кризис в России (1914 г. - начало 1920-х гг.) (11 ч) Предпосылки Первой мировой войны. Характер военных действий и основные военные операции. Роль Западного и Восточного фронтов. Война и общество. Россия в войне. Роль Восточного фронта. Экономическая система России в годы войны. Война и российское общество. Повседневный быт населения. Национальный вопрос в годы войны. Февральская революция 1917 г. в России и возможные альтернативы развития страны. Октябрь 1917 г. в России. Причины победы большевиков. Дискуссии о характере октябрьских событий. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Национальный вопрос и образование национальных государств. Российское общество между красными и белыми. Социальный состав и политическая ориентация противоборствующих сил. Создание Красной Армии. Крестьянство, рабочие, интеллигенция в Гражданской войне. Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны. Конституция РСФСР 1918 г. Военный коммунизм и его социальные последствия. Окончание мировой войны и образование новых государств в Европе. Революционные процессы 1918—1923 гг. в Европе. Версаль-ско-Вашингтонская система и ее противоречия. Советская Россия в международных отношениях начала 20-х гг. Раздел III. Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20—30-е гг. XX в. (8 ч) Европа межвоенного времени в поисках перспектив развития. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Фашизм и нацизм. Тоталитарные режимы в Европе. Западные демократии в условиях нарастания кризисных явлений в экономике и политическом развитии. Россия нэповская: поиск оптимальной модели строительства социализма. Концепция нэпа. Противоречия нэповской модели развития. Борьба за власть в большевистском руководстве. СССР на путях форсированной модернизации. Необходимость индустриальной модернизации. Технология сталинской модернизации. Результаты и последствия форсированной модернизации. Дискуссии о сущности социально-экономической и политической системы СССР в 30-е гг. Национальная политика СССР в 20—30-е гг. XX в. Политика «коренизации». Развитие национальных языков и культуры. Советизация национальных культур. Борьба с религией и церковью. Выравнивание экономического уровня национальных окраин. Страны Азии. Турецкая модернизация. Революция в Монголии. Гражданская война в Китае. Освободительное движение в Индии. Особенности развития культуры. Модернизм. Культура в массовом обществе. Тоталитаризм и культура. Международные отношения. «Эра пацифизма». Формирование очагов военной опасности. Раздел IV. Вторая мировая война (1939—1945 гг.). Великая Отечественная война советского народа (1941-1945 гг.) (8 ч) Истоки Второй мировой войны. Кризис Версальской системы. Идеологическая подготовка к войне. Усиление роли государства в экономике европейских стран. Военно-политические планы агрессоров. Крупнейшие военные операции Второй мировой войны. «Европейский» фронт в 1939—1941 гг. Советский фронт в войне. Азиатско-Тихоокеанский регион в войне. Африканский фронт. Второй фронт в Европе. Экономические системы в годы войны. Германская экономическая модель. Эволюция английской экономики. Американская экономика в 1939—1945 гг. Перестройка советской экономики на военный лад. Ленд-лиз. Труд принудительных рабочих. Людские и материальные потери в войне. Власть и общество в годы войны. Немецкий оккупационный режим. Холокост. Германский «фронт на родине». Власть и общество в СССР в годы войны. Антагонизмы в воюющем обществе. Западные демократии в годы войны. Человек на войне. Герои фронта. Герои тыла. Участники Сопротивления. Партизанское движение в СССР. Военнопленные. Коллаборационисты. Массовый героизм. Особенности развития науки и культуры в годы Второй мировой войны. Наука. Образование. Художественная культура. Мастера культуры — фронту. Раздел V. Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине XX века. (3 часа) Развитие науки и общественной мысли. Новые течения в философии. Революция в естествознании. Художественная культура. Изобразительное искусство, поэзия, архитектура. Течения в искусстве: авангардизм, реализм, социалистический реализм. Музыкальное, театральное искусство, кино. Раздел VI .Мир во второй половине XX в. От индустриального общества — к информационному (21 ч) Послевоенный мир. Изменения на карте мира. Двухполюсный мир. «Холодная война». Крушение колониальной системы. Особенности экономического, политического, социального развития ведущих мировых держав. Научно-технический прогресс. США в 1945—2000 гг.: становление сверхдержавы. Страны Западной Европы: тенденция к формированию единой Европы. Кризис моделей развития. Послевоенный СССР: альтернативы развития. Советская экономика в 1953—1991 гг. Советская политическая система в 1953—1991 гг. Советская федерация в 1953—1991 гг. Духовный мир и повседневный быт советского человека. Страны Восточной Европы в 1945—1990 гг. Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации. Страны Латинской Америки: между дикттурой и демократией. Международные отношения во второй половине XX в. «Холодная война». Военно-стратегический паритет Запада и Востока. Эвоволюция советской внешней политики в 1953—1991 гг. Период партнерства и соперничества между СССР и США. Перемены 80-90-х гг. Социально-экономические и политические реформы 80 - 90-х гг. в России Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса. Основные тенденции развития культуры России и мира в 90-е гг. Россия и глобальные проблемы современного мира. Резерв —7 ч. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «История» 11 класс рассчитан на 68 часов / 2часа в неделю
|
Рабочая программа по курсу «История. История России и мира» 10 класс (базовый уровень) Учебник: Загладин Н. В., Симония Н. А. История. История России и мира. 10 класс. М.: Русское слово,2007 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Загладина, С. И. Козленко, Х. Т. Загладиной «История. История России и мира», 2010 г., в соответствии с учебником: «Всемирная... | ||
Рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила «История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса... | Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004... | ||
Пояснительная записка в пятом классе историческое образование предусматривает... В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи... | Пояснительная записка Введение в пятом классе историческое образование... В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи... | ||
Рабочая программа курса «История Древнего мира» Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания, работа с дополнительной литературой. Изучение курса история... | Сборник мл териалов для проведения практических работ Программа «История. История России и мира 10-11 класс», Москва, «Русское слово» 2007 год. 2 С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторской программы курса «Всемирная история. История России и мира» Н. В. Загладина | Рабочая программа по предмету «История» 10 класс Разработчик: Сошникова... Программа курса и тематическое планирование «История. История России и мира с древнейших времён до наших дней».// Н. В. Загладин,... | ||
Загладин Н. В. История. История России и мира. 10-11 кл Государственному образовательному стандарту по истории. Планирование адаптировано к учебному плану мбоу всош №5, предназначено для... | Шиварама Свами. Святые места Вриндавана Программа курса и тематическое планирование «История. История России и мира с древнейших времён до наших дней».// Н. В. Загладин,... | ||
1 3 История России. Всеобщая история История Древнего мира Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий | Рабочая программа по истории в 10 классе составлена на основе программы... «История. История России и мира» авторов Н. В. Загладина, С. И. Козленко, Х. Т. Загладиной. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2007,... | ||
Протокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по... Программа «История. История России и мира 10-11 класс», Москва, «Русское слово» 2007 год. 2 С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т.... | Рабочая программа по истории древнего мира предполагает, что в 5... Свенцицкой «История Древнего мира» М, «Просвещение», 2008., программы курса «История. Введение в историю» А. Н. Майкова М., «Вента-Граф»... |