Скачать 1.37 Mb.
|
«История Древнего мира» 5 класс. Пояснительная записка В пятом классе историческое образование предусматривает изучение курса «История древнего мира» на основе УМК «История древнего мира»: учебник под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.УМК Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. одобрен Министерством образования и науки Российской Федерации. Предполагается использование программы О.В. Араслановой, которая была принята министерством ПН РФ в 1997 году. Считаю данный УМК наиболее адаптирован для пятиклассников. УМК имеет простой язык, понятный школьникам, учебник насыщен иллюстративным и дополнительным материалами, задания в рабочих тетрадях предполагают повторение изученного материала, развивают воображение, формируют историческое мышление ученика. В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи древнего мира. Общая характеристика учебного предмета Курс истории «древний мир» предполагает проведение пропедевтического курса истории в начальной школе. Курс рассчитан на детей со средней мотивацией и успеваемостью. В пятых классах предполагается проведение занятия два раза в неделю. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Результаты изучения учебной программы Главной целью изучения курса истории древнего мира является – сформировать знания о далеком прошлом, которые служат одной из основ общей образованности. В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой. Ценностные ориентиры:
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Место учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану ГБОУ СОШ с. Рождествено на 2013 – 2014 учебный год на изучение истории в 5 классе отводится 2 учебных часа в неделю и того 68 часов в год. По программе О.В. Араслановой на изучение предмета отводится 2 учебных часа в неделю и того 68 часов в год. В связи с этим, в примерную программу были внесены следующие изменения в 5 классе:
Рабочая программа по предмету «История» рассчитана на 68 учебных часов, в том числе для проведения:
В курс истории древнего мира входят следующие разделы:
Предполагается проведение практических уроков:
По темам:
- религия древней Греции - олимпийские игры. Двенадцать подвигов Геракла. - культура Древней Греции Место учебного предмета в учебном плане Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»). В ходе обучения предполагается использование следующих средств обучения: - Вигасин А.А., Годер Г.И., И.С. Свенцицкая « ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» для 5-го класса. - Н.Н. Трухина « История древней Греции» «История древнего Рима» М.,1996 - О.И. Бахтина «Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира» М., 1988 - Н. Кун « Мифы и легенды древней Греции» - З. А. Камышов, К.А. Камышова « 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира» - Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 кл. Вып.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток.; Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим. - Настенные исторические карты Структура курса «История Древнего мира»* Структурно курс разделен на четыре части: I. Жизнь и открытия первобытных людей. II. Древний Восток. III. Древняя Греция. IV. Древний Рим. Каждая часть состоит из разделов, которые в свою очередь делятся на темы, соответствующие школьным урокам. Для усиления преемственности в изложении материала, последовательного раскрытия концептуальных положений и внутренних логических связей в настоящей программе дается новая последовательность изучения учебного материала по истории Древнего Востока. Существующие программы имеют в основе монографический (или страноведческий) принцип изложения истории Древнего Востока. При этом вначале изучается история Египта, затем история государств Западной Азии, заканчивая Персидской державой, наконец отдельно - история Индии и Китая. Однако при такой последовательности изучения материала остается за кадром общая картина развития древневосточного мира. История Древнего Востока предстает как коллекция монографий по истории отдельных стран. Между тем учащимся важно представить общий ход развития древневосточных цивилизаций. Вместе с тем при изучении в 5 классе истории Древнего Востока как единого целого, в хронологической последовательности, неприемлемы частые переходы от истории одной страны к истории других. Учащиеся этого возраста еще не имеют отчетливых представлений об историческом процессе, к тому же история Древнего мира содержит большей частью незнакомый для них материал. Названия древних стран и городов, личные имена, научная терминология, даже счет лет до нашей эры - все представляет определенную сложность для пятиклассников. Тем более неприемлемым было бы перемешивать историю народов Древнего Востока и историю греков и римлян. Истории Древнего Востока, Греции и Рима должны изучаться по-прежнему раздельно, как части курса. После изучения истории первобытного общества, которое осуществляется в рамках двух разделов, посвященных, соответственно, стадиям присваивающего и производящего хозяйства, в первом разделе части II (Древний Восток) изучаются речные цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая. Эти темы логически продолжают изучение возникновения цивилизации на Земле, начатое уроками по истории первобытного общества. При этом учащиеся сразу получают представление обо всем ареале распространения древневосточных цивилизаций, усваивая понятие «Древний Восток». Такая последовательность изложения и группировка материала отчасти обусловлены тем обстоятельством, что согласно современному учебному плану изучение истории начинается на год раньше изучения географии. Предлагаемая последовательность изучения материала также позволяет сравнивать историческое развитие древних обществ. В разделе «Древний Египет», чье историческое развитие имело достаточно изолированный характер, отрабатывается понятие «культура». Данный раздел является примером традиционного, развернутого, монографического описания истории одной страны. Материал раздела сгруппирован по темам таким образом, чтобы в поле изучения находилось именно историческое развитие Египта в хронологической последовательности. Так, в теме 11 представлен период Древнего царства, в теме 12 - период Среднего царства, в теме 13 - период Нового царства. Наступление железного века показано в следующем разделе на материале стран Западной Азии, а кроме того, дается в темах заключительного раздела II части, посвященных истории Индии и Китая. Тем самым учащиеся получают ясное представление о всемирно-историческом значении начала обработки железа, революционизировавшего мир. Изучение истории Древнего Востока завершается разделом, посвященным образованию великих держав в Индии, Китае и на Ближнем Востоке. Тем самым учащиеся получают представление как об общих тенденциях, так и о специфике исторического развития отдельных стран и регионов, а также прочно закрепляют понятие «Древний Восток». К тому же намного удобнее и логичнее переходить к изучению истории Древней Греции после изучения темы об объединении Ближнего Востока под властью персов, а не после изучения всех цивилизаций Индии и Китая. В III и IV частях курса сохранена традиционная последовательность изложения учебного материала. В то же время в программе наибольшее внимание уделено изучению политической истории, наполненной событиями и действующими лицами, а также вопросам культурного развития античного мира. Программа курса Введение (1 ч) История Древнего мира как часть всеобщей, или всемирной, истории. Письменные и вещественные памятники. Археологические раскопки. Часть I. Жизнь первобытных людей и их открытия (5 ч) Раздел 1. Собиратели и охотники каменного века (3 ч) Материал раздела дает учащимся представление о начальных и самых длительных периодах истории человечества - палеолите и мезолите (в школьном курсе сами термины не употребляются). В трех темах раздела характеризуются: а) процесс антропогенеза; б) орудийная деятельность первобытных людей, использовавших природные материалы (камень, дерево, кость, шкуры); в) основные занятия людей в условиях присваивающего хозяйства (собирательство и охота); г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности. Опорные понятия и термины: человеческое стадо, человек разумный, каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф. Учебное оборудование: карта полушарий. |
Пояснительная записка Введение в пятом классе историческое образование... В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи... | Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» ... | ||
Рабочая программа по истории древнего мира предполагает, что в 5... Свенцицкой «История Древнего мира» М, «Просвещение», 2008., программы курса «История. Введение в историю» А. Н. Майкова М., «Вента-Граф»... | Пояснительная записка Статус документа рабочая программаразработана... «История Древнего мира 5 кл.» под ред. А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. М. Просвещение, 2013 г | ||
Рабочая программа курса «История Древнего мира» Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания, работа с дополнительной литературой. Изучение курса история... | Поурочное планирование тем в 5 классе Всеобщая история Древнего мира ... | ||
Тематическое планирование По Истории Древнего мира 5 класс Учебник: Ф. А. Михайловский Всеобщая история. История древнего мира. М.: «Русское слово», 2010 | Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч... Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004... | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа по истории Древнего... Сборника нормативных документов История ( составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, Москва «Дрофа» 2004г.), Примерной программы... | Рабочая учебная программа по истории древнего мира (базовый уровень)... «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,... | ||
Рабочая программа составлена на основе программ: «История Древнего мира» «История Древнего мира»: Для 5 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд. М.: Ооо «тид «Русское слово- рс»,2012. Автор – Михайловский... | 1 3 История России. Всеобщая история История Древнего мира Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий | ||
Рабочая программа курса «История Древнего мира» Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки рф, авторской программы Д. А. Вигасина, Г. И.... | Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира... Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ... | ||
Программа ориентирована на учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера,... Обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира» Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин,... |