Скачать 404.49 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав. кафедрой Жиряков И.Г. Решение заседания кафедры Протокол №_1___ «_02_»___сентября___2013_г. Учебно-методический комплекс ДКВ (ДПП) «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века». Факультет: исторический Наименование: история – 050401 Кафедра: Зарубежной истории Составитель: В.И.Овсянников – д. ист. н., профессор, профессор кафедры зарубежной истории Москва – 2013 Выписка из ГОС: ДКВ (ДПП) 100 Пояснительная записка. Направление 050401 – ИСТОРИЯ обладает следующими характеристиками: подготовка выпускника – учителя истории, предусматривает выделение определенного количества учебного времени для освоения дисциплин и курсов по выбору студента (ДКВ), в частности, специального курса «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX в», в объеме, достаточном для решения специфических задач в этих областях методами исторического познания прошлого. Настоящий ДКВ (ДПП) имеет теоретическую и практическую направленность. Он призван углубить знания, студентов, полученные на лекциях, в исследовании источников и современной литературы. Наряду с этим они получают возможность развить свои квалификационные и компетентные характеристики (поисковая деятельность в т. ч. в интернете, сравнительный анализ источников, навыки учебных выступлений и письменных работ и т.д.). Концептуально студентам предстоит выяснить генезис идеологии и практики освободительного движения, приведшего в конце 50 – перв. пол. 60-х гг. к освобождению большинства стран Африки и, вместе с ним, краху колониальной системы империализма. Исходя из этого были сформулированы цели и задачи ДВК (ДПП). Основные цели и задачи Цели Развить профессиональные и социокультурные компетенции студентов в процессе изучения основных тенденций и ключевых проблем исторического развития Африки в 20-30-е гг. XX в. Помочь студентам изучить процесс формирования принципиально нового явления в общественно-политической жизни Африки - идеологии освободительного движения, пришедшему в 20-30 гг. XX в. на смену неорганизованным бунтам народных масс, которые со всей очевидностью показали в начале XX в. неспособность этими средствами достигнуть положительных результатом в условиях зависимости их стран от колонизаторов. Задачи • раскрыть содержание эволюции исторического развития стран Африки; • показать региональные особенности этого процесса и его связь с общими тенденциями всемирной истории; • сформировать знания о моделях экономической, социальной, политико-правовой трансформации африканских обществ, исторической эволюции мировоззренческих установок и картины мира; • познакомить с основными методологическими подходами к изучению традиционного общества в условиях колониальной зависимости характерным для них понятийным аппаратом; • обеспечить с помощью продуктивных методов обучения возможность для активного развития исследовательской, информационной, коммуникативной культуры студентов, их критического мышления, функциональной грамотности; • способствовать формированию гражданской и мировоззренческой позиции студентов, их ценностного отношения к наследию всемирно-исторического процесса; • сформировать умения, необходимые для выполнения научно-методической работы и повышения профессиональной квалификации. • рассмотреть политическую карту Тропической и Южной Африки после Парижской мирной конференции 1919 г. • установить взаимосвязь антинародного пути развития европейского сектора с рождением идеологии освободительного движения, как протеста против господства в Африке европейцев. • выявить основные черты трансформации африканских обществ. • проанализировать основные направления идеологии освободительного движения: Ранняя форма идеологического обоснования необходимости поиска новых форм общественного протеста: религиозно-политическая. Рассмотреть лозунг «Назад в Африку!» и развитие идей от паннегритянского движения к панафриканизму. Оценить концепцию «Негритюда» в контексте исторического развития. Особенности проникновения идей коммунизма в Африку. • Ознакомиться с политическими портретами основателей идеологии освободительного движения в Африке и выявить «постулаты» их концепций. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: знаний, умений, навыков. Студент, изучивший дисциплину должен: Знать: основы учебной дисциплины в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные явления и факты, характеризующие историческое развитие стран Африки; основы учебной дисциплины в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; историческую природу моделей и ценностных ориентаций, сложившихся в обществах стран Африки на протяжении их исторического развития; особенности современных методов научного познания, специфику их использования при изучении стран Африки, в том числе для периодизации исторических процессов, определения их характера, направленности и значимости; причины противоречий развития стран и обществ в Африке в колониальный период; основные мотивы держав в применении к африканскому миру, аргументы «за» и «против». Уметь: применять полученные знания в комплексном анализе важнейших процессов, явлений и событий истории стран Африки; сравнивать динамику и институционные особенности социокультурного, экономического и политико-правового развития ведущих регионов и стран Африки; различать и классифицировать основные идейно-политические доктрины и течения общественной мысли, основываясь на знании их исторической эволюции; определять ключевые явления и факторы, основные этапы развития международных отношений в странах Африки; объяснять (интерпретировать) политические, экономические, социальные, правовые и духовные явления и процессы в контексте исторического развития общественных отношений в странах Африки; анализировать и классифицировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую, использовать для хранения и обработки информации современные компьютерные технологии; аргументировано выражать свою позицию (знания, уровень подготовки) в устной и письменной формах, в том числе в ходе собеседования, дискуссии, ролевой игры, научного доклада, при выполнении проблемных и творческих заданий, при прохождении тестирования, подготовки эссе, аннотации, рецензии, презентации. Владеть (иметь навыки): современным понятийно-категориальным аппаратом исторической науки, навыками и приемами историографической и источниковедческой критики на уровне достаточном для творческого системного освоения основного содержания дисциплины, а также дальнейшего повышения профессиональной квалифицированности; умениями комплексного поиска, анализа и систематизации информации по изучаемым проблемам истории стран Африки, использовать для получения информации исторические источники, учебную, научную и справочную литературу, материалы периодической печати и сети Интернет; умениями проектировать свою деятельность при решении учебно-познавательных и практических профессиональных задач (применять основные алгоритмы учебной и учебно-исследовательской деятельности, формировать и обновлять информационно-ресурсную базу, необходимую для изучения дисциплины); культурой публичного выступления, конструктивно участвовать в дискуссиях и групповой учебно-исследовательской работе по проблематике дисциплины. Взаимосвязь с другими модулями: • Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: социально-экономическое развитие стран Тропической и Южной Африки; традиционные африканские общества и колониализм. отражение идеологии освободительного движения и ее отражение в отдельных странах; роль Коминтерна в международном коммунистическом движении: критический взгляд. послевоенное устройство мира в 1919-1921 гг. • Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: кризис колониальной системы империализма; характерные черты «вторичного» капитализма; проблема «отставания» афро-азиатского мира от европейской цивилизации; «антифоринизм» африканцев и истоки «африканского социализма»; крах колониальной системы империализма. Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ. Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий. Модуль направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (не более трех): • идеологические основы общественно-политической жизни; • движущие силы исторического развития народов и социумов; • характерные черты и особенности развития народов и стран в условиях зависимости; • Умения: Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: детализированный анализ источников и литературы сравнительный анализ источников и историографии; планирование и подготовка письменных работ; работа с политическими картами; поиск источников в архивах, библиотеках, интернете; их практических анализ; ораторское мастерство; и др. Формы освоения ОМ (в соответствии с группой и кластерной принадлежностью модуля) • лекционный курс; • самостоятельная работа студентов, в т.ч. их творческий поиск и детализированный анализ источников и других материалов; составление личного «портфолио» по теме; • презентация достигнутых результатов на п/з и семинарах, в электронном виде. Виды учебной работы № Тематический план Лекции Практические занятия 1 2 3 4 5 Колониальный раздел Тропической и Южной Африки к началу ХХ в. и его передел на Парижской мирной конференции. Образ Африки в сознании европейцев Колониальное освоение Африки Трансформация социального облика Африки Основные идеологические концепции освободительного движения 4ч. 4ч. 4ч. 2ч. 4ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 4ч. Итого: 18ч. 14ч. Краткое содержание дисциплины по очно–заочной форме обучения Основные разделы, их краткое описание Раздел I Колониальный раздел тропической и южной Африки к началу XX в. и его передел на Парижской мирной конференции. Краткий конспект лекции. Колониальный раздел мира в конце XIX в. Суверенные государства: ЮАР, Эфиопия, Либерия. Колониальная империя Великобритании в южной и центральной части континента: Капская колония, Натал, Бечуаналенд (ныне – Ботсвана), Басутоленд (Лесото), Свазиленд, Южная Родезия (Зимбабве), Северная Родезия (Замбия); на востоке: Кения, Уганда, Занзибар, Братанское Сомали; на северо-востоке: Англо-Египетский Судан (формально считался совладением Англии и Египта); на западе: Нигерия, Сьерра-Леоне, Гамбия и Золотой берег; в Индийском океане – остров Маврикий и Сейшельские острова. Колониальная империя Франции: в Западной и Экваториальной Африке, в Сахаре, полупустынная область Сахель. Тропические леса: Французская Гвинея (ныне – Гвинейская Республика), Берег Слоновой Кости (Кот-д`Ивуар), Верхняя Вольта (Буркина Фасо), Дагомея (Бенин), Мавритания, Нигер, Сенегал, Французский Судан (Мали), Габон, Чад, Среднее Конго (Республика Конго), Убанги-Шари (Центрально-африканская Республика), Французский берег Сомали (Джибути), Мадагаскар, Коморские острова, Реюньон. Португальские владения: Ангола, Мозамбик, Португальская Гвинея (Гвинея-Бисау), включавшей острова Зеленого Мыса (Республика Кабо-Верде), Сан-Томе и Пинсипии. Бельгия владела Бенгальским Конго (Демократическая Республика Конго, а в 1971-1997 гг. – Заир), Италия – Эритреей и Итальянским Сомали. Испания – Испанской Сахарой (Западная Сахара). Германия – Германской Восточной Африкой (ныне – континентальная часть Танзании, Руанда и Бурунди), Камеруном, Того и Германской Юго-западной Африкой (Намибия). Мотивы соперничества европейских держав за Африку. Аргументы идеологов колониализма: приобретение колоний откроет в самих метрополиях множество рабочих мест и устранит безработицу, поскольку Африка станет емким рынком для европейской продукции и там развернется громадное строительство железных дорог, портов, промышленных предприятий и в Африку переместится избыточное население Европы. Раздел II. Образ Африки в сознании европейцев. Краткий конспект лекции. Утверждение колонизаторов в расовой неполноценности людей с черным цветом кожи; у Тропической и Южной Африки нет истории, общества, существовавшие там, статичны, абсолютно неспособны к развитию, если нет вмешательства извне; негры из-за характера своего мышления не могут совершать сложную созидательную работу. Взгляд европейцев на африканцев, как на малопонятливых детей и политические выводы из оценки африканцев и его противоречие. «Африканцы - это дети, и поэтому европейцы должны выполнять по отношению к ним роль родителей… Им нельзя предоставить власть, которой пользуются взрослые, знающие, как ею пользоваться». Романтизация Африки в путевых воспоминаниях Ливингстона и Стенли. Африка угрюма и загадочна, как сфинкс в египетской пустыне. Африка таинственна и загадочна: фантастическая природа, непроходимые дебри, невиданные звери, необозримые алмазные россыпи, неисчерпаемые богатства золота. Роль книг Луи Жаколио, Луи Буссенара, Райдера Хаггарда, Жюля Верна, Майн Рида, Пьера Лоти, Пьера Милля, Августа Нимана; колониально-приключенческих романов; бульварной литературы. К.Г.Паустовский о тех временах, о годах своего детства. – «Мне, как и другим мальчишкам» Африка, «где мы бродили в мечтах», представлялась охотой на львов «с рассветами в песках Сахары, плотами на Нигере, свистом стрел, неистовым гамом обезьян и мраком непроходимых лесов», и с мечтами о том, чтобы «таинственную Африку пройти от Алжира до мыса Доброй Надежды и от Конго до Занзибара». Живучесть романтизации и предрассудков в образе Африки. Раздел III. Колониальное освоение Африки. Краткий конспект лекций. Важнейшие черты африканских обществ возникших как синтез с традиционного с колониальным. Колониальное освоение Африки, как аграрно-сырьевого придатка метрополий. Ориентированность сельского хозяйства на экспорт, резкий рост производства, часть монокультур. Производство экспортной сельскохозяйственной продукции на фермах, принадлежащих европейцам. Искусственное создание земельного голода и ограничение районов проживания отдельных этнических групп резервами, как средства роста отходничества. Производство в Западной Африке, а также в большинстве районов Восточной и Центральной Африки экспортная продукция производилась в основном в хозяйствах самих африканцев. Не приживаемость европейского плантационного производства из-за климатических условий, трудных для европейцев. Экспортность промышленности – главным образом горнорудной. Привлечение представителей африканского населения к управлению. Использование колониальными властями элементов существовавшего в доколониальную эпоху аппарата управления. |
Решение заседания Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей | Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |