Решение заседания





Скачать 404.49 Kb.
НазваниеРешение заседания
страница1/4
Дата публикации17.01.2015
Размер404.49 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2   3   4
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав. кафедрой

Жиряков И.Г.

Решение заседания

кафедры Протокол №_1___

«_02_»___сентября___2013_г.

Учебно-методический комплекс ДКВ (ДПП)

«Становление и идеология освободительного движения в Африке

в первой половине XX века».

Факультет: исторический

Наименование: история – 050401

Кафедра: Зарубежной истории

Составитель: В.И.Овсянников – д. ист. н., профессор,

профессор кафедры зарубежной истории

Москва – 2013

Выписка из ГОС:

ДКВ

(ДПП)

100

Пояснительная записка.

Направление 050401 – ИСТОРИЯ обладает следующими характеристиками: подготовка выпускника – учителя истории, предусматривает выделение определенного количества учебного времени для освоения дисциплин и курсов по выбору студента (ДКВ), в частности, специального курса «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX в», в объеме, достаточном для решения специфических задач в этих областях методами исторического познания прошлого. Настоящий ДКВ (ДПП) имеет теоретическую и практическую направленность. Он призван углубить знания, студентов, полученные на лекциях, в исследовании источников и современной литературы. Наряду с этим они получают возможность развить свои квалификационные и компетентные характеристики (поисковая деятельность в т. ч. в интернете, сравнительный анализ источников, навыки учебных выступлений и письменных работ и т.д.). Концептуально студентам предстоит выяснить генезис идеологии и практики освободительного движения, приведшего в конце 50 – перв. пол.

60-х гг. к освобождению большинства стран Африки и, вместе с ним, краху колониальной системы империализма. Исходя из этого были сформулированы цели и задачи ДВК (ДПП).

Основные цели и задачи

Цели

Развить профессиональные и социокультурные компетенции студентов в процессе изучения основных тенденций и ключевых проблем исторического развития Африки в 20-30-е гг. XX в.

Помочь студентам изучить процесс формирования принципиально нового явления в общественно-политической жизни Африки - идеологии освободительного движения, пришедшему в 20-30 гг. XX в. на смену неорганизованным бунтам народных масс, которые со всей очевидностью показали в начале XX в. неспособность этими средствами достигнуть положительных результатом в условиях зависимости их стран от колонизаторов.

Задачи

• раскрыть содержание эволюции исторического развития

стран Африки;

• показать региональные особенности этого процесса и его связь с общими тенденциями всемирной истории;

• сформировать знания о моделях экономической, социальной, политико-правовой трансформации африканских обществ, исторической эволюции мировоззренческих установок и картины мира;

• познакомить с основными методологическими подходами к изучению традиционного общества в условиях колониальной зависимости характерным для них понятийным аппаратом;

• обеспечить с помощью продуктивных методов обучения возможность для активного развития исследовательской, информационной, коммуникативной культуры студентов, их критического мышления, функциональной грамотности;

• способствовать формированию гражданской и мировоззренческой позиции студентов, их ценностного отношения к наследию всемирно-исторического процесса;

• сформировать умения, необходимые для выполнения научно-методической работы и повышения профессиональной квалификации.

• рассмотреть политическую карту Тропической и Южной Африки после Парижской мирной конференции 1919 г.

• установить взаимосвязь антинародного пути развития европейского сектора с рождением идеологии освободительного движения, как протеста против господства в Африке европейцев.

• выявить основные черты трансформации африканских обществ.

• проанализировать основные направления идеологии освободительного движения:

 Ранняя форма идеологического обоснования необходимости поиска новых форм общественного протеста: религиозно-политическая.

 Рассмотреть лозунг «Назад в Африку!» и развитие идей от паннегритянского движения к панафриканизму.

 Оценить концепцию «Негритюда» в контексте исторического развития.

 Особенности проникновения идей коммунизма в Африку.

• Ознакомиться с политическими портретами основателей идеологии освободительного движения в Африке и выявить «постулаты» их концепций.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

знаний, умений, навыков.

Студент, изучивший дисциплину должен:

Знать:

 основы учебной дисциплины в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;

 основные явления и факты, характеризующие историческое развитие стран Африки;

 основы учебной дисциплины в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;

 историческую природу моделей и ценностных ориентаций, сложившихся в обществах стран Африки на протяжении их исторического развития;

 особенности современных методов научного познания, специфику их использования при изучении стран Африки, в том числе для периодизации исторических процессов, определения их характера, направленности и значимости;

 причины противоречий развития стран и обществ в Африке в колониальный период;

 основные мотивы держав в применении к африканскому миру, аргументы «за» и «против».

Уметь:

 применять полученные знания в комплексном анализе важнейших процессов, явлений и событий истории стран Африки;

 сравнивать динамику и институционные особенности социокультурного, экономического и политико-правового развития ведущих регионов и стран Африки;

 различать и классифицировать основные идейно-политические доктрины и течения общественной мысли, основываясь на знании их исторической эволюции;

 определять ключевые явления и факторы, основные этапы развития международных отношений в странах Африки;

 объяснять (интерпретировать) политические, экономические, социальные, правовые и духовные явления и процессы в контексте исторического развития общественных отношений в странах Африки;

 анализировать и классифицировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую, использовать для хранения и обработки информации современные компьютерные технологии;

 аргументировано выражать свою позицию (знания, уровень подготовки) в устной и письменной формах, в том числе в ходе собеседования, дискуссии, ролевой игры, научного доклада, при выполнении проблемных и творческих заданий, при прохождении тестирования, подготовки эссе, аннотации, рецензии, презентации.

Владеть (иметь навыки):

 современным понятийно-категориальным аппаратом исторической науки, навыками и приемами историографической и источниковедческой критики на уровне достаточном для творческого системного освоения основного содержания дисциплины, а также дальнейшего повышения профессиональной квалифицированности;

 умениями комплексного поиска, анализа и систематизации информации по изучаемым проблемам истории стран Африки, использовать для получения информации исторические источники, учебную, научную и справочную литературу, материалы периодической печати и сети Интернет;

 умениями проектировать свою деятельность при решении учебно-познавательных и практических профессиональных задач (применять основные алгоритмы учебной и учебно-исследовательской деятельности, формировать и обновлять информационно-ресурсную базу, необходимую для изучения дисциплины);

 культурой публичного выступления, конструктивно участвовать в дискуссиях и групповой учебно-исследовательской работе по проблематике дисциплины.

Взаимосвязь с другими модулями:

• Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

 социально-экономическое развитие стран Тропической и Южной Африки;

 традиционные африканские общества и колониализм.

 отражение идеологии освободительного движения и ее отражение в отдельных странах;

 роль Коминтерна в международном коммунистическом движении: критический взгляд.

 послевоенное устройство мира в 1919-1921 гг.

• Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

 кризис колониальной системы империализма;

 характерные черты «вторичного» капитализма;

 проблема «отставания» афро-азиатского мира от европейской цивилизации;

 «антифоринизм» африканцев и истоки «африканского социализма»;

 крах колониальной системы империализма.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий.

Модуль направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (не более трех):

• идеологические основы общественно-политической жизни;

• движущие силы исторического развития народов и социумов;

• характерные черты и особенности развития народов и стран в условиях зависимости;

• Умения:

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

 детализированный анализ источников и литературы

 сравнительный анализ источников и историографии;

 планирование и подготовка письменных работ;

 работа с политическими картами;

 поиск источников в архивах, библиотеках, интернете; их практических анализ;

 ораторское мастерство;

 и др.

Формы освоения ОМ

(в соответствии с группой и кластерной принадлежностью модуля)

• лекционный курс;

• самостоятельная работа студентов, в т.ч. их творческий поиск и детализированный анализ источников и других материалов; составление личного «портфолио» по теме;

• презентация достигнутых результатов на п/з и семинарах, в электронном виде.

Виды учебной работы



Тематический план Лекции Практические занятия

1

2

3

4

5 Колониальный раздел Тропической и Южной Африки к началу ХХ в. и его передел на Парижской мирной конференции.

Образ Африки в сознании европейцев

Колониальное освоение Африки

Трансформация социального облика Африки

Основные идеологические концепции освободительного движения

4ч.

4ч.

4ч.

2ч.

4ч.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

4ч.

Итого:

18ч.

14ч.

Краткое содержание дисциплины по очно–заочной форме обучения

Основные разделы, их краткое описание

Раздел I

Колониальный раздел тропической и южной Африки к началу XX в. и его передел на Парижской мирной конференции.

Краткий конспект лекции.

Колониальный раздел мира в конце XIX в. Суверенные государства: ЮАР, Эфиопия, Либерия.

Колониальная империя Великобритании в южной и центральной части континента: Капская колония, Натал, Бечуаналенд (ныне – Ботсвана), Басутоленд (Лесото), Свазиленд, Южная Родезия (Зимбабве), Северная Родезия (Замбия); на востоке: Кения, Уганда, Занзибар, Братанское Сомали; на северо-востоке: Англо-Египетский Судан (формально считался совладением Англии и Египта); на западе: Нигерия, Сьерра-Леоне, Гамбия и Золотой берег; в Индийском океане – остров Маврикий и Сейшельские острова.

Колониальная империя Франции: в Западной и Экваториальной Африке, в Сахаре, полупустынная область Сахель. Тропические леса: Французская Гвинея (ныне – Гвинейская Республика), Берег Слоновой Кости (Кот-д`Ивуар), Верхняя Вольта (Буркина Фасо), Дагомея (Бенин), Мавритания, Нигер, Сенегал, Французский Судан (Мали), Габон, Чад, Среднее Конго (Республика Конго), Убанги-Шари (Центрально-африканская Республика), Французский берег Сомали (Джибути), Мадагаскар, Коморские острова, Реюньон.

Португальские владения: Ангола, Мозамбик, Португальская Гвинея (Гвинея-Бисау), включавшей острова Зеленого Мыса (Республика Кабо-Верде), Сан-Томе и Пинсипии.

Бельгия владела Бенгальским Конго (Демократическая Республика Конго, а в 1971-1997 гг. – Заир), Италия – Эритреей и Итальянским Сомали.

Испания – Испанской Сахарой (Западная Сахара). Германия – Германской Восточной Африкой (ныне – континентальная часть Танзании, Руанда и Бурунди), Камеруном, Того и Германской Юго-западной Африкой (Намибия).

Мотивы соперничества европейских держав за Африку. Аргументы идеологов колониализма: приобретение колоний откроет в самих метрополиях множество рабочих мест и устранит безработицу, поскольку Африка станет емким рынком для европейской продукции и там развернется громадное строительство железных дорог, портов, промышленных предприятий и в Африку переместится избыточное население Европы.

Раздел II.

Образ Африки в сознании европейцев.

Краткий конспект лекции.

Утверждение колонизаторов в расовой неполноценности людей с черным цветом кожи; у Тропической и Южной Африки нет истории, общества, существовавшие там, статичны, абсолютно неспособны к развитию, если нет вмешательства извне; негры из-за характера своего мышления не могут совершать сложную созидательную работу.

Взгляд европейцев на африканцев, как на малопонятливых детей и политические выводы из оценки африканцев и его противоречие. «Африканцы - это дети, и поэтому европейцы должны выполнять по отношению к ним роль родителей… Им нельзя предоставить власть, которой пользуются взрослые, знающие, как ею пользоваться».

Романтизация Африки в путевых воспоминаниях Ливингстона и Стенли.

Африка угрюма и загадочна, как сфинкс в египетской пустыне. Африка таинственна и загадочна: фантастическая природа, непроходимые дебри, невиданные звери, необозримые алмазные россыпи, неисчерпаемые богатства золота. Роль книг Луи Жаколио, Луи Буссенара, Райдера Хаггарда, Жюля Верна, Майн Рида, Пьера Лоти, Пьера Милля, Августа Нимана; колониально-приключенческих романов; бульварной литературы.

К.Г.Паустовский о тех временах, о годах своего детства. – «Мне, как и другим мальчишкам» Африка, «где мы бродили в мечтах», представлялась охотой на львов «с рассветами в песках Сахары, плотами на Нигере, свистом стрел, неистовым гамом обезьян и мраком непроходимых лесов», и с мечтами о том, чтобы «таинственную Африку пройти от Алжира до мыса Доброй Надежды и от Конго до Занзибара». Живучесть романтизации и предрассудков в образе Африки.

Раздел III.

Колониальное освоение Африки.

Краткий конспект лекций.

Важнейшие черты африканских обществ возникших как синтез с традиционного с колониальным. Колониальное освоение Африки, как аграрно-сырьевого придатка метрополий. Ориентированность сельского хозяйства на экспорт, резкий рост производства, часть монокультур. Производство экспортной сельскохозяйственной продукции на фермах, принадлежащих европейцам. Искусственное создание земельного голода и ограничение районов проживания отдельных этнических групп резервами, как средства роста отходничества. Производство в Западной Африке, а также в большинстве районов Восточной и Центральной Африки экспортная продукция производилась в основном в хозяйствах самих африканцев.

Не приживаемость европейского плантационного производства из-за климатических условий, трудных для европейцев. Экспортность промышленности – главным образом горнорудной. Привлечение представителей африканского населения к управлению. Использование колониальными властями элементов существовавшего в доколониальную эпоху аппарата управления.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания iconРешение заседания
Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
...
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск