Утверждаю зав.кафедрой
_____Юрьев А.И.________
___________(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № _1_
«_28__» _августа__2013 г.
Программа модуля
«Образ России в современном мире» Направление: 050100 Педагогическое образование
Профиль: История
Квалификация: бакалавр Составитель: ст. преп. Е.М. Копоть
Москва-2013 1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса
Цель: формирование у студентов гражданской позиции, основанной на объективном научном знании и понимании роли и места России в современном мире. Задачи:
- выявление механизмов складывания устойчивых стереотипов, сложившихся в массовом сознании в отношении России;
- определение степени влияния мировых научных, политических и культурных сообществ на формирование образа России в мире;
- определение роли мировых СМИ в формировании образа России;
- различение объективной и предвзятой оценки российской истории, политики и культуры в мировых сообществах.
Объем в ЗЕ: ____2____________________________________
Время изучения: курс_____4_______семестр___8______________
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
«История России», «Всеобщая история», «Политология», «Экономика», «Культурология»
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
«Политология»
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): 1. Разделяет социальные ценности, способствующие развитию гражданского общества (Шифр 2.2.3.)
2. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского. (Шифр 1.4.1.)
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: 1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологии, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.
2. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии.
3. Участие во внеаудиторной и воспитательной работе с учащимися.
4. Формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
Инновационные формы учебной работы:
Метод анализа ситуаций (case-study).
Проектный метод.
Метод мозгового штурма.
Активные методы обучения:
Решение ситуационных задач.
Дебаты.
Тематическая дискуссия.
Проблемный семинар.
Ролевая игра.
Формы контекстного обучения:
Лекция как форма контекстного обучения.
Деловая игра как форма контекстного обучения.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: __ Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего.
2 уровень сложности: __Дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции._
3 уровень сложности: _Социальное проектирование, ролевая игра. эссе, case-study _ Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - мировоззренческий кластер
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Разделяет социальные ценности, способствующие развитию гражданского общества (Шифр 2.2.3.) Компетенция 1
| Тема 1
Основания интерпретации образов своего, иного, чужого, врага
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы).
|
Задания 2 и 3 уровня сложности:
дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы); эссе, моделирование, кейс.
|
Рабочая тетрадь
|
Формы контроля:
Устный опрос, проверка рабочей тетради
|
Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского. (Шифр 1.4.1.)
Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; Дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы).
| Задания 2 и 3 уровня сложности:
дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы); эссе, моделирование, кейс.
| Рабочая тетрадь
| Формы контроля:
Устный опрос, проверка рабочей тетради
|
Разделяет социальные ценности, способствующие развитию гражданского общества (Шифр 2.2.3.) Компетенция 1
| Тема 2
Историческое формирование образов России
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы).
| Задания 2 и 3 уровня сложности:
дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы); эссе, моделирование, кейс.
|
Рабочая тетрадь
| Формы контроля:
Устный опрос, проверка рабочей тетради
|
Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского. (Шифр 1.4.1.)
Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы).
| Задания 2 и 3 уровня сложности:
дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы); эссе, моделирование, кейс.
|
Рабочая тетрадь
| Формы контроля:
Устный опрос, проверка рабочей тетради
|
Разделяет социальные ценности, способствующие развитию гражданского общества (Шифр 2.2.3.) Компетенция 1
| Тема 3
Факторы и границы конструирования образа страны
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы).
| Задания 2 и 3 уровня сложности:
дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы); эссе, моделирование, кейс.
|
Рабочая тетрадь
| Формы контроля:
Устный опрос, проверка рабочей тетради
|
Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского. (Шифр 1.4.1.)
Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы).
| Задания 2 и 3 уровня сложности:
дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы); эссе, моделирование, кейс.
|
Рабочая тетрадь
| Формы контроля:
Устный опрос, проверка рабочей тетради
|
Разделяет социальные ценности, способствующие развитию гражданского общества (Шифр 2.2.3.) Компетенция 1
| Тема 4
Механизмы создания позитивного и негативного образов России
|
| Задания 1 и 2 уровня сложности (Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы).
| Задания 2 и 3 уровня сложности:
дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы); эссе, моделирование, кейс.
|
Рабочая тетрадь
| Формы контроля:
Устный опрос, проверка рабочей тетради
|
Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского. (Шифр 1.4.1.)
Компетенция 2
|
| Задания 1 и 2 уровня сложности (Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы).
| Задания 2 и 3 уровня сложности:
дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы); эссе, моделирование, кейс.
|
Рабочая тетрадь
|
| Разделяет социальные ценности, способствующие развитию гражданского общества (Шифр 2.2.3.) Компетенция 1
| Тема 5
Мировая славистика, русистика, советология, мировое россиеведение
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы).
| Задания 2 и 3 уровня сложности:
дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы); эссе, моделирование, кейс.
|
Рабочая тетрадь
| Формы контроля:
Устный опрос, проверка рабочей тетради
|
Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского. (Шифр 1.4.1.)
Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы).
| Задания 2 и 3 уровня сложности:
дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, деловая игра (заседание экспертной группы); эссе, моделирование, кейс.
|
Рабочая тетрадь
| Формы контроля:
Устный опрос, проверка рабочей тетради
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
|
|
| Лекции
| 12
| 40
| 8
| Практические/семинарские
| 20
|
| 8
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
+
|
| 8
| Общий объем часов по дисциплине
| 72
|
| 8
|
3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по очной форме обучения)
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| …
| Самостоятельная работа
| 1.
| Основания интерпретации образов своего, иного, чужого, врага
| 3
|
| 4
|
| 10
| 2.
| Историческое формирование образов России
| 3
|
| 4
|
| 10
| 3.
| Факторы и границы конструирования образа страны
| 2
|
| 4
|
| 10
| 4.
| Механизмы создания позитивного и негативного образов России
| 2
|
| 4
|
| 5
| 5.
| Мировая славистика, русистика, советология, мировое россиеведение
| 2
|
| 4
|
| 5
|
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Основания интерпретации образов своего, иного, чужого, врага
| В контексте курса важно изучении феномена чужого, основные концептуальные подходы в разработке феномена «чуждости« в современном знании. Для анализа выделяются следующие основания интерпретации прошлого: — этно-лингвистическое; — этико-вероисповедальное; — быто-технологическое; —пространственно-географическое.
| 1. Генезис образов чужого и своего. Факторы, влияющие на эти образы.
2. Этностереотипы и национальный характер, ксенофобия.
|
| 2.
| Историческое формирование образов России
| В данном разделе изучается комплекс проблем, связанных с восприятием в мире Киевской Руси, Московского вселенского царства, Романовской России, СССР, складывающихся на протяжении нескольких веков стереотипов о стране и населяющих её народов, появление основных моделей осмысления места и роли России в мировом пространстве.
| 1. Киевская Русь, Московия и Российская империя.
2.Советский Союз.
3. Новая Россия.
| Образ России 19 века по материалам сочинения А. де Кюстина.
1. Основные черты русского народа.
2. Характер управления.
3. Природные, географические и бытовые условия жизни в России.
4. Сравнительный анализ характеристик XIX и XX вв.
| 3.
| Факторы и границы конструирования образа страны
| В рамках данного раздела студенты знакомятся с
многообразием направлений реализации имиджа страны: имидж власти и её политики; образцы культуры, науки и образования; поведенческие стратегии соотечественников за рубежом; диаспора и «русский мир»; старо-новые мифы. Постулируется дискурсивный характер странового имидж-строительства.
| 1. Государственная политика и национальные интересы.
2. Старо-новые мифы о России. Роль культуры, городской среды и повседневности.
3. «Русский мир» и диаспора, соотечественники за рубежом.
| Восприятие России на Западе.
1. Исторические предпосылки.
2. Имиджевые проекты России (Церковная дипломатия, экономические проекты, медийные проекты).
3. Дискурсивный характер имидж-строительства.
| 4.
| Механизмы создания позитивного и негативного образов России
| В данном разделе рассматриваются причины, почему национальная элита озаботилась проблемой формирования позитивного образа России. Среди них: обретение национальной идентичности; определение стратегии внешнеполитического курса, в основе которой концепция многополярного мира, многовекторной дипломатии, защита национальных интересов и евразийская модель сотрудничества; информационные войны, развёрнутые против России западными СМИ.
| 1. Структуры информационной политики и пропаганды.
2. Рейтинги и бренды как способ представления образа России.
|
| 5.
| Мировая славистика, русистика, советология, мировое россиеведение
| В рамках данного раздела курса изучается традиция профессионального изучения Российской империи — СССР — РФ, которая в разные периоды в мире получала названия специальных гуманитарных дисциплин. Рассмотрению подлежат проблемы: влияние русской эмиграция на складывание научных школ изучения России; идеологические интервенции с целью нарушения научной автономии; организационное оформление центров, советов и ассоциаций по изучению России
и стран Восточной Европы и др.
| 1. Россика
2. Славистика
3. Кремлинология и советология.
4. Современное россиеведение.
|
|
Основные понятия Геополитика, стереотипы, политика, славистика, русистика, советология, бренды, русофобия, «Империя зла», «программа Бжезинского», «Русский мир», «Русское зарубежье», аккультурация, идентичность, имагология, идеология, имидж, кремлинология, лоббизм, пиар, ксенофобия, россика.
Календарно-тематический план
(по очной форме обучения)
Факультет ИСТОРИЧЕСКИЙ
Календарно-тематическое планирование по модулю: «Образ России в современном мире» Форма обучения: очная
Курс 4
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| Лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Педагогическое образование
| 1. Основания интерпретации образов своего, иного, чужого, врага
| 14
| 2
| 2
|
| 10
| 8 семестр
| 2. Историческое формирование образов России
| 16
| 2
| 4
|
| 10
| 8 семестр
| 3. Факторы и границы конструирования образа страны
| 16
| 2
| 4
|
| 10
| 8 семестр
| 4. Механизмы создания позитивного и негативного образов России
| 16
| 2
| 4
|
| 10
| 8 семестр
| 5. Мировая славистика, русистика, советология, мировое россиеведение
| 10
|
| 2
|
| 8
| 8 семестр
|
Организация самостоятельной работы студентов
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Факультет
Специальность/ направление: История / Педагогическое образование
Курс 4
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| Октябрь
| ноябрь
| декабрь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| Педагогическое образование
| 1.Основания интерпретации образов своего, иного, чужого, врага
| Рабочая тетрадь, реферирование, курсовая работа
|
|
|
| *
|
|
|
|
| 2.Историческое формирование образов России
| Рабочая тетрадь, реферирование, курсовая работа
|
|
|
|
| *
|
|
|
| 3. Факторы и границы конструирования образа страны
| Рабочая тетрадь, реферирование, курсовая работа
|
|
|
|
|
| *
|
|
| 4.Механизмы создания позитивного и негативного образов России
| Рабочая тетрадь, реферирование, курсовая работа
|
|
|
|
|
|
| *
|
| 5.Мировая славистика, русистика, советология, мировое россиеведение
| Рабочая тетрадь, реферирование, курсовая работа
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|