Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории





НазваниеРабочая программа основного общего образования по истории учитель истории
страница1/12
Дата публикации16.03.2015
Размер2.32 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

Учитель истории:

Овсяникова Вера Ивановна.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования/Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год.

Примерная программа по истории составлена на основе феде­рального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учеб­ных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализа­ции единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и прояв­ления творческой инициативы учителей.

Материал, который подлежит изучению, но не включается в тре­бования к уровню подготовки выпускников, выделен в тексте примерной программы курсивом.

Примерная программа выполняет две основные функции.

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участни­кам образовательного процесса получить представление о целях, со­держании, общей стратегии обучения, воспитания и развития уча­щихся средствами данного учебного предмета.

  • Организационно-планирующая функция предусматривает выде­ление этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характе­ристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематиче­ского планирования курса, содержательного наполнения промежу­точной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использо­ваться в качестве рабочей программы при тематическом планирова­нии курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного пример­ной программой (15,7% от общего объема учебных часов). Принци­пы построения вариативной части курса определяются либо автора­ми учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить и собст­венный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных программой; после­довательность изучения этого материала и пути формирования сис­темы знаний, умений и способов деятельности, развития и социали­зации учащихся.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распре­делением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последо­вательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего обра­зования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и миро­вым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В про­цессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окра­шенные образы различных исторических эпох, складывается пред­ставление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общест­венных процессов, ориентации в динамично развивающемся инфор­мационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования являет­ся частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт основного общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо от­дельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» — как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено

­лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные зада­чи пропедевтического образования. С учетом этого примерная про­грамма исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изу­чает история» в V классе.

Соотношение содержания исторического образования на ступе­нях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного об­щего образования, учащиеся приобретают исторические знания, при­веденные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени от­ражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, ис­торически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования позволяет система­тизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человече­ства, составить представление о различных моделях изучения истори­ческого прошлого, развить навыки работы с различными типами ис­торической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, ис­пользование потенциала исторической науки для социализации под­ростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценност­ных ориентаций.

Основные содержательные линии примерной программы в V— IX классах реализуются в рамках двух курсов — «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сба­лансированного распределения учебного материала. С учетом психо­лого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредмет­ной интеграции примерная программа устанавливает примерное рас­пределение учебного времени в рамках трех этапов (V—VI, VII—VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.


Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент), ч

Разделы примерной программы

История России

Всеобщая история







Что изучает история — не менее 10 ч

V


VI

136

История России (с древности до XV в.) — 34 часа

История Древнего мира – 68 часов

История Средних веков - 34 часа

VII - VIII

136

История России

(XVI — начало XX в). – 85 часов

История Нового времени

(XVI — начало XX в.) –

51 часов

IX

68

Новейшая и современная

история Рос­сии —

44 часа

Новейшая и совре­менная история — 24 часа

ЦЕЛИ

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим прин­ципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с ис­торически сложившимися культурными, религиозными, этнона- циональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультур­ном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Примерная программа предусматривает формирование у уча­щихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной де­ятельности изучение истории способствует закреплению умения раз­делять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причин­но-следственные связи, определять структуру объекта познания, зна­чимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает уме­ние различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбиниро­вать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагаю­щих стандартного применения одного из них, мотивированно отказы­ваться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Историческое образование играет важную роль в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информацион­но-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый ана­лиз текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказыва­ния, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информа­цию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты. На уроках истории учащиеся мо­гут овладеть монологической и диалогической речью, умениями всту­пать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Ин­тернет-ресурсы и другие базы данных; в соответствии с комму­никативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выби­рать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (поста­новка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), умению оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достиже­ниями, чертами своей личности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения истории обучающийся должен знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформи­ровавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с ве­ком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопро­сы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения наро­дов, границы государств, города, места значительных историче­ских событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участни­ках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на осно­ве текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов ис­торических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по за­данному признаку; объяснять смысл изученных исторических по­нятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических собы­тий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения со­бытий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведе­ния;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, националь­ной и религиозной принадлежности.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 5 КЛАСС 68 ЧАСОВ

Предметная линия учебников А.А. Вагасина – О.С. Сороко-Цюпы 5 – 9 классы. – Москва: «Просвещение», 2010 г.. Программа разработана с учетом Примерной программы по истории и Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В связи с тем, что обучение ведется мною по УМК А.А. Вагасина – О.С. Сороко-Цюпы

Цели курса:

осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо со­временному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитив­ный след в истории человечества;

формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса:

Формировать историческое мышление:

дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

чем отличается Древний мир от мира современного.
Умения:

пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллю­страции;

сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

умение спорить и отстаивать свои взгляды;

умение оперировать историческими датами;

умение читать карту;

умение анализировать исторические источники.

Обучающиеся должны уметь:

Объяснять смысл терминов «до н. э.», «н. э.».

Называть имена: наиболее известных пра­вителей; основателей мировых религий; представителей и памятники культуры древнего мира.

Показывать на исторической карте место­положение древнейших цивилизаций и государств.

Описывать условия существования, основ­ные занятия, образ жизни людей в древности.

Составлять описание и объяснять назначе­ние памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.

Называть характерные, существенные чер­ты: политического строя в государствах древ­ности; положения основных групп населения в
древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); религиозных верований людей в древнем мире.

Объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия

Настенные исторические карты, атлас по истории Древнего мира.

Картины, аппликации, альбомы, диафильмы

CD – диск «история Древнего мира, 5 класс» 1С Образовательная коллекция




Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Жизнь первобытных людей

7

3

Древний Восток

Древний Египет

8

4

Западная Азия в древности

8

5

Индия и Китай в древности

5

6

Древняя Греция


21

7

Древний Рим


18




Итого

68
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по истории 5 9 классы Авторы: Шамахова Екатерина Валентиновна
Рабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по курсу «История России. XX век» для 9 класса...
Примерной программы по истории основного (общего) образования по истории мо РФ 2004 г. В планировании учтено прохождение обязательного...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по истории, 6 класс учителя истории и обществознания...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной Программы основного общего образования...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по истории 7 класс
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconПояснительная записка рабочая программа по Всеобщей истории и истории...
Всеобщей истории и истории России составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе федерального...
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа учебного курса по истории в 7 классе. 70 часов
Учебная программа по истории для 7 класса составлена на основе Федерального Компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по истории для 6 11 классов Учитель: Круглова Любовь Алексеевна
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по Новой истории 1500-1800 гг разработана на основе...
Государственного образовательного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по Всеобщей истории. «Новейшая история» 9 класс
Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по истории и Примерной программы основного общего...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по истории Средних веков 6 класс на 2013-2014 уч год. Учитель Игнатюк И. А
Рабочая программа по истории средних веков предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Курс истории на ступени...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших...
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования 2004...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе федерального...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории мо РФ 2004 года, Программы общеобразовательных...
Рабочая программа основного общего образования по истории учитель истории iconРабочая программа по истории для 9 класса количество часов: 70 часов...
Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск