Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс





НазваниеИнновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс
страница1/5
Дата публикации19.03.2015
Размер0.65 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > История > Образовательная программа
  1   2   3   4   5
Государственный университет—Высшая школа экономики

Кафедра общей социологии

Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»

Учебно-методический комплекс
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ХХ ВЕКА:

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КУРС

Программа учебного курса

Руководитель проекта Н.Е.Покровский

Авторский коллектив: В.Г.Николаев, Н.Е.Покровский, О.А.Симонова

Москва 2007


Авторы программы: д. соц. н., профессор Никита Евгеньевич Покровский, канд. соц. н., доцент Владимир Геннадьевич Николаев, канд. соц. н., доцент Ольга Александровна Симонова.

I. Пояснительная записка.

Аннотация

Курс является центральной частью блока, образуемого дисциплинами «История социологии» и «Современные социологические теории», и охватывает основные фигуры и направления, относящиеся к периоду с 10-х до конца 60-х годов ХХ века.

Курс предназначен для студентов, специализирующихся в области социологии. Его основная цель – познакомить студентов с основными идеями, теориями и направлениями в социологии ХХ века (в очерченных временных рамках), представить основные этапы и вехи в развитии социологии в этот период, сформировать у студентов через ознакомление с теоретической социологией в ее историческом развитии основы социологического мышления и профессиональной культуры. Программа предусматривает, помимо лекций, проведение семинарских занятий, самостоятельное чтение студентами классических и современных текстов, подготовку докладов, участие в дискуссиях, написание эссе, реферата и контрольной (тест) работы. Данная программа рассчитана приблизительно на три учебных модуля.
Требования к студентам:

данный курс рассчитан на студентов второго курса факультета социологии, поэтому студент должен иметь знания в области обществознания в объеме средней школы и знания по социальным наукам в объеме тех курсов, которые ему уже были прочитаны в университете. Предполагается, что студенты имеют необходимые навыки работы на персональном компьютере, навыки работы с литературой.
По окончании изучения социологии в объеме данной программы студент должен:

  • знать понятия, теории, основные произведения классиков социологии ХХ века;

  • уметь свободно читать, интерпретировать, комментировать, обсуждать тексты первоисточников, рекомендованных по данному курсу;

  • иметь представление о целостном контексте, тенденциях и основных вехах развития социологического знания в ХХ веке, о взаимодействии и взаимовлиянии разных теорий, школ и направлений социологической мысли;

  • обладать навыками поиска научной литературы по темам курса в библиотеках и электронных источниках, самостоятельной работы с первоисточниками, аналитической и обзорной литературой.


Формы контроля:

  • текущий контроль предполагает устную работу на семинарах, написание реферата и эссе, каждый вид работы оценивается по 10-ти балльной шкале;

  • итоговый контроль проводится в форме экзамена (тестирование с оценкой результатов по 10-ти балльной шкале):

  • W (работа на семинарах) = 0, 3; W (реферат) = 0, 2; W(эссе) = 0, 2; W(контрольная работа)= 0,3 .

  • итоговая оценка: от 0 до 3 – «неудовлетворительно», от 4 до 5 баллов -«удовлетворительно», от 6 до 7 баллов – «хорошо», от 8 до 10 баллов – «отлично».


II. Содержание программы
Тема 1. Классические истоки социологии ХХ века.

Что такое социологическая «классика»? Классическая социология XIX – начала ХХ вв., основные характеристики, тенденции развития и итоги, важнейшие представители.

Позитивистское течение в социологии. О. Конт и Г. Спенсер, их место в истории социологической науки и роль в утверждении позитивистских образцов социологического мышления. Холизм, системный подход, натурализм, «кабинетное теоретизирование» как характеристики позитивистской социологии. Веер тенденций в развитии позитивистской социологии: географическая школа, расово-антропологическая школа, биоорганическая школа, социал-дарвинизм. Ориентация на образцы естественнонаучного познания и поиск социологических «законов».

Социология Э. Дюркгейма. Принцип «социологизма». Общество как реальность sui generis. «Правила социологического метода» Дюркгейма.

Антипозитивизм и антинатурализм в методологии социальных наук на рубеже XIX-XX веков. Влияние неокантианства на социологию. «Науки о природе» и «науки о духе». Понимающая социология М. Вебера. Основные понятия веберовской социологии. Теория социального действия. Формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тённиса.

Критическое течение в социологии. Социальная теория Маркса. Связь социальных обследований с социальным реформизмом в англосаксонских странах.

Психологическое течение в социологии, его основные представители. Становление социальной психологии. Психоанализ З. Фрейда. Теория массового поведения Г. Лебона. Теория подражания Г. Тарда. Ранний интеракционизм (Ч.Х. Кули, У.А. Томас).

Состояние эмпирических исследований на начало ХХ в.: общая характеристика эмпирических социальных исследований в Англии, Франции, Германии, США.

Основные дилеммы в социологии начала ХХ в. «Номинализм» versus «реализм». Объективизм versus субъективизм. Ценностная нейтральность versus социальная критика. Кабинетная теория versus эмпирическое исследование. Историзм versus внеисторичность. Синхронический подход versus диахронический подход. Содержательная теория versus формальная теория. «Микро» versus «макро».

Первая мировая война как рубежное событие в развитии социологической мысли. Институционализация социологии на рубеже XIX-XX веков. Утверждение социологии как университетской дисциплины. Учреждение социологических журналов, национальных и международных социологических организаций. Перемещение основного центра развития социологического знания из Европы в США. Влияние европейских социально-научных традиций на американскую социологию.
Основная литература:

Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. С. 16-75.

Тема 2. Рождение символического интеракционизма: «социальный бихевиоризм» Джорджа Герберта Мида.

Ранние интеракционистские концепции в американской социологии и социальной психологии. Теория «зеркального Я» Чарльза Хортона Кули. Джордж Герберт Мид как основоположник символического интеракционизма. «Социальный бихевиоризм» Мида и его отличия от классического бихевиоризма. Философия прагматизма, ее значимость для развития символического интеракционизма.

Понятие «акта». Мидовская схема акта как альтернатива модели «стимул-реакция». Фазы акта («импульс», «перцепция», «манипуляция», «консуммация»); связь между ними. Социальная природа акта. Акт как взаимодействие «живой формы» со средой.

Понятийный язык Мида для анализа процесса взаимодействия. «Жест», «разговор жестами», «объект», «значение», «символ», «интерпретация». «Голосовой жест»: роль языка в организации взаимодействия. Общество как процесс взаимодействия. Два уровня взаимодействия: несимволический и символический. Социальная природа мышления, его трактовка как «внутреннего диалога» (Мид) и «репетиции в воображении» (Дж. Дьюи).

«Я» (self), его связь с взаимодействием и обществом. «Я» как процесс. Два аспекта (фазы) человеческого «Я»: «I» и «me». Социальная (ролевая) природа «Я». Генезис «Я»: принятие ролей и установок другого, других, обобщенного (генерализованного) другого. Установка «генерализованного другого» как установка сообщества. Концепция развития «Я» (социализации) Мида: имитация, спонтанная игра (play), организованная игра (game).

Концепция «множественного Я». Понимание социальности как «множественности перспектив». Принцип относительности в социально-психологической концепции Мида.

Развитие идей Мида в социологии и социальной психологии: чикагская (Г. Блумер) и айовская (М. Кун) версии символического интеракционизма.

Основная литература:

Мид Дж. Г. Я и организм / Пер. В.Г.Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 1997, № 4. С. 164-172 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Мид Дж. Г. Я и субъективное / Пер. В.Г.Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 1997, № 4. С. 172-181 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Мид Дж. Г. «I» и «me» / Пер. В.Г.Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 1997, № 4. С. 181-186 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Мид Дж. Г. «I» и «me» как фазы человеческого Я / Пер. В.Г.Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 1997, № 4. С. 186-195 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Мид Дж. От жеста к символу / Пер. А. Гараджи // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание МУБиУ, 1996. С. 213-221.

Мид Дж. Интернализованные другие и самость / Пер. А. Гараджи // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание МУБиУ, 1996. С. 222-224.

Мид Дж. Аз и Я / Пер. А. Гараджи // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание МУБиУ, 1996. С. 225-234.
Дополнительная литература:

Мид Дж. Психология пунитивного правосудия / Пер. Т. Новиковой // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание МУБиУ, 1996. С. 235-257.

Ионин Л.Г. Дж.Г. Мид – основоположник символического интеракционизма // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М.: КАНОН, 1998. Т. 3. С. 276-281.

Классики теоретической социологии ХХ века: Рабочая тетрадь / Автор-составитель В.Г. Николаев. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Козер Л. Мастера социологической мысли. М.: Норма, 2006. С. 239-274.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. С. 242-259.


Тема 3. Чикагская школа социологии: Роберт Эзра Парк.

Институциональный, интеллектуальный и социальный контексты формирования Чикагской школы. Феномен «научных школ» в социологии: существовала ли «реально» Чикагская школа или это всего лишь сконструированный «миф»? Предыстория Чикагской школы: ранняя американская социология; А. Смолл; Уильям Айзек Томас. Исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке» У.А. Томаса и Ф. Знанецкого. Качественные методы в этом исследования. Понятия «ситуации», «определения ситуации», «установки». Принцип учета «субъективной точки зрения». «Теорема Томаса».

Роберт Эзра Парк – интеллектуальный лидер Чикагской школы. Исследовательские программы Чикагской школы. Эмпирические исследования чикагцев, их тематика, связь с социальными проблемами, практическими запросами и социальной политикой. Общая «схема соотнесения» чикагских исследований («социально-экологический подход»), роль Парка в ее разработке. Ориентация Парка на синтез разных социологических традиций.

Социология как общая и специальная наука. Концепция человеческой природы, коллективного поведения и социального порядка. Человеческая экология и социальная психология как части социологии, их совмещение в социально-экологическом подходе. «Биотическое» и «культурное» в человеческой социальной организации. Четыре уровня социальной организации: экологический, экономический, политический, культурный.

Экологический порядок. «Паутина жизни». Понятия сообщества и естественного ареала. Принципы конкуренции, последовательности (сукцессии), господства как главные организующие силы на экологическом уровне. Человеческие сообщества и сообщества растений и животных: сходства и отличия. Культурный (моральный) порядок и его связь с коммуникацией. Цикл ассимиляции: конкуренция, конфликт, аккомодация, ассимиляция. «Соревновательная кооперация» и «консенсус» («согласие»).

Человек как организм и личность («персона»). Ролевая конституция «персоны». Концепция «маргинального человека»: связь маргинальности с культурным конфликтом.

Чикагская социология города. Город как «социальная лаборатория». Городское сообщество как «пространственная конфигурация» и «моральный порядок». Совмещение количественных и качественных методов в городских исследованиях. Теория городского «метаболизма» и концентрическая модель «роста города» (городских зон) Э.У. Бёрджесса. «Вторжения» и «сукцессии» в развитии города. Модель социального изменения.

Чикагские исследования городских сообществ («естественных ареалов» города), на примере исследования Харви Уоррена Зорбо «Золотой Берег и трущобы».

Чикагская социологическая традиция после Парка.
Основная литература:

Парк Р.Э. Экология человека / Пер. С.П. Баньковской // Теоретическая социология / Под ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 1. С. 374-390.

Парк Р.Э. Конкуренция / Пер. С.П. Баньковской // Теоретическая социология / Под ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 1. С. 390-400.

Парк Р.Э. Конфликт / Пер. С.П. Баньковской // Теоретическая социология / Под ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 1. С. 400-406.

Парк Р.Э. Аккомодация / Пер. С.П. Баньковской // Теоретическая социология / Под ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 1. С. 406-414.

Парк Р.Э. Ассимиляция / Пер. С.П. Баньковской // Теоретическая социология / Под ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 1. С. 415-421.

Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок / Пер. В.Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 2000, № 3. С. 136-150 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Бёрджесс Э. Рост города: введение в исследовательский проект / Пер. В.Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 2000, № 4. С. 122-136 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Парк Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек / Пер. В.Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 1998, № 2. С. 172-175 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Зорбо Х.У. Золотой Берег и трущобы (избранные главы) / Пер. В.Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 2004, № 3, с. 115-154; 2004, № 4, с. 140-175 (есть электронная версия в Хрестоматии).
Дополнительная литература:

Парк Р.Э. Физика и общество / Пер. В.Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 1997, № 4. С. 135-157 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Парк Р.Э. Человеческая миграция и маргинальный человек / Пер. В.Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 1998, № 3. С. 167-176 (есть электронная версия в Хрестоматии).

История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М.: КАНОН, 1998. Т. 3. С. 51-60, 103-139.

Классики теоретической социологии ХХ века: Рабочая тетрадь / Автор-составитель В.Г. Николаев. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Козер Л. Мастера социологической мысли. М.: Норма, 2006. С. 275-318.

Николаев В.Г. Чикагская школа социологии // История социологии XIX – первой половины ХХ века / Под ред. В.И. Добренькова. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 497-520.


Тема 4. Функционализм и структурализм в британской социальной антропологии первой половины ХХ века: Бронислав Малиновский и Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун.

Дюркгеймовская традиция в британской социальной антропологии. Социальная антропология и социология.

Функционализм Бронислава Малиновского. Культура как предмет исследования. Холизм в толковании культуры и его значимость для полевых исследований. Понятие «функции». Функциональный анализ и теория потребностей. Биологически и культурно детерминированные потребности. Двойственная детерминация человеческого поведения. Инструментальные и интегративные культурные императивы. Теория институтов; связь институционального анализа с функциональным; многофункциональный и интегративный характер институтов. Понятие хартии. Малиновский о роли эмпирических исследований в развитии социально-научного знания.

Натуралистический структурализм Альфреда Реджинальда Рэдклифф-Брауна как один из вариантов развития дюркгеймианской социологии. Социальная антропология как «сравнительная социология». Теория, метод и полевое исследование; их соотношение и взаимосвязь. Рэдклифф-Браун о роли понятий в построении теории. Социальная структура как «сеть социальных отношений». «Диадические отношения», модели их анализа. Место исследований систем родства в социологическом познании. Понятие «персоны»; связь «персоны» с социальной структурой. Анализ «социальных отношений» и «институтов» («социальных обычаев»). «Социальные ценности». Концепция религии и понятие ритуала: развитие дюркгеймовской социологии религии. Проект «естественной науки об обществе» как квинтэссенция рэдклифф-брауновской социологии. Структурный редукционизм.

Влияние раннего британского функционализма и структурализма на позднейшую социологию и социальную антропологию.


Основная литература:

Рэдклифф-Браун А.Р. Социальная структура / Пер. В.Г. Николаева // Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С. 257-275 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Рэдклифф-Браун А.Р. Сравнительный метод в социальной антропологии / Пер. В.Г. Николаева // Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С. 172-204 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Малиновский Б. Научная теория культуры (фрагменты из книги) / Пер. В.Г. Николаева // Культурология. Дайджест. М.: ИНИОН, 2001, № 1. С. 33-104 (есть электронная версия в Хрестоматии).
Дополнительная литература:

Николаев В.Г. Ранний функционализм и структурализм в британской социальной антропологии // История социологии XIX – первой половины ХХ века / Под ред. В.И. Добренькова. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 197-232.

Николаев В.Г. Сравнительная социология А.Р. Рэдклифф-Брауна // Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С. 297-408.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconПрограмма подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы...

Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconПрограмма подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы...

Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconПрограмма подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы...

Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Учебные материалы подготовлены в рамках Инновационной образовательной программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций...
Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconПрограмма подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы...
Для специальности 080500. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconПрограмма подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы...
Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины инновационная и инвестиционная...
Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123
Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconПсихогенетика
Обновлённый учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психологии» и утверждён учебно методического совета по...
Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230401. 62 информационные системы и технологии, очной формы...
Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций
Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями фгос впо по данному направлению подготовки,...
Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во...
Малышева Е. Н. Моделирование 3D объектов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 02. 03. 01 Математика...
Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины «стратегический менеджмент технологий и инноваций»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconМинистерство образования и науки государственное образовательное учреждение
Тонов м. Л. Алгебра и геометрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению...
Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconРоссийской федерации
Целью курса является формирование у студентов системы знаний в сфере истории развития инноваций, ключевых факторов осуществления...
Инновационная образовательная программа «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология»
Цель дисциплины – формирование и развитие компетенций, направленных на формирование у студентов знаний о развитии социальной психологии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск