Скачать 272.64 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ЯЗЫКА Направление подготовки 035700 - ЛИНГВИСТИКА Профиль подготовки Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная, очно-заочная
Москва 2012 Составитель: к.и.н., доцент Горохова Анна Владимировна Кафедра «Методики преподавания иностранных языков». Программа «История языка» предназначена для студентов 2 и 3 курса по профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к экзамену. Рецензент: заведующая кафедрой теории и методики преподавания иностранных языков Лёвина Т.В. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины "История языка" являются:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «История языка» относится к профессиональному циклу дисциплин. Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «История языка», является образование, социальная сфера, культура. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: – обучение, – воспитание, – развитие, – просвещение. Профильной для данной дисциплины является педагогическая и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности: – изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; – организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области; – использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий; – осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. в области культурно-просветительской деятельности: – изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-росветительской деятельности; – организация культурного пространства; – разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; – популяризация художественных знаний в широких слоях общества. – обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы. Для освоения дисциплины «История языка» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения "Практического курса первого иностранного языка", «Древних языков и культур», «Истории», «Теоретической фонетики» и «Основ языкознания». Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Лексикология», «История и культура страны первого иностранного языка», «Теоретическая грамматика, прохождения практики, подготовки компетентного и высококвалифицированного специалиста. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате дисциплины "История языка" . Общекультурные компетенции (ОК): обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3); осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5); владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7); Профессиональные компетенции (ПК): умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38); владеет основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-39); владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-41); обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-42); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: базовые понятия и концепции истории английского языка; основные направления и школы языкознания о развитии языка; базовую терминологию; основные методы лингвистических исследований. уметь: наблюдать определенные языковые явления и устанавливать между ними исторические связи; научно обосновывать то или иное языковое явление; анализировать лингвистическую литературу; теоретически понимать основные лингвистические термины, процессы и закономерности развития английского языка; анализировать языковые процессы, происходящие в обществе; ориентироваться в основных проблемах современного языкознания изучающего историю развития английского языка. владеть: соответствующим понятийным аппаратом дисциплины; навыком работы с лингвистической литературой; навыком сравнительно-исторического метода. 4. Структура и содержание дисциплины "История языка" Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа. Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
Очно-заочная форма обучения (4 года для лиц, имеющих ВПО)
Содержание дисциплины 1. Общие сведения о германских языках. Основные положения отечественного языкознания о развитии языка. Сравнительно-исторический метод. Современные германские языки, их распространение и классификация. Древнейшие сведения о германских племенах. Древнегерманские языки, их классификация и важнейшие письменные памятники. Особенности развития фонетической системы древнегерманских языков. Западногерманское удлинение согласных. Особенности развития морфологической системы древнегерманских языков. Проблема периодизации истории английского языка. 2. Язык древнеанглийского периода. Основные исторические события на острове Британия с начала н.э. до нормандского завоевания. Кельтские племена на острове Британия и на континенте. Господство римлян в Британии. Переселение германских племен на остров Британия и возникновение англосаксонских государств. Разложение родового строя и образование английской народности. Скандинавы и борьба с ними англосаксов. Письменность английского языка древнего периода. Фонетический строй. Система гласных. Система согласных. Соответствие гласных и согласных английского языка древнего периода гласным и согласным готского языка. Изменение системы гласных английского языка древнейшего периода. Переднеязычная перегласовка (палатальный умлаут). Сужение гласных перед носовым согласным. Удлинение гласных при выпадении последующего согласного. Преломление. Удлинение гласных перед группами согласных. Влияние начальных среднеязычных согласных [k’], [j], [sk’]. Делабиализация у долгого и краткого . Монофтонгизация. Изменение системы согласных английского языка древнего периода. Появление звонких позиционных вариантов глухих щелевых фонем в звонком окружении. Выпадение согласных. Палатализация заднеязычных согласных. Упрощение групп начальных согласных. Грамматический строй. Морфологический строй языка древнеанглийского периода. Состав слова в древнегерманских языках. Система имени существительного в языке древнеанглийского периода. Грамматические категории имени существительного. Деление на основы. Склонение существительных. Склонение существительных с основой на -а-, -о-, -u-, -i-. Существительные с основой на согласный. Склонение существительных с основой на -n-, -r-, -s- > -r-. Склонение существительных с корневыми основами. Система имен прилагательных в древнеанглийском языке. Образование форм степеней сравнения. Наречия. Числительные. Местоимения. Система глагола. Глаголы с чередованием корневого гласного (сильные глаголы). Спряжение глаголов с чередованием. Глаголы с суффиксацией (слабые глаголы). Двухосновные глаголы с суффиксацией. Глаголы с суффиксацией II и III классов. Спряжение глаголов с суффиксацией. Претерито-презентные глаголы. Супплетивные глаголы. Зарождение аналитических глагольных форм. Особенности порядка слов в английском языке древнего периода. Семантика древнеанглийских падежей. Вопросительные и отрицательные предложения. Косвенная речь. Построение сложных предложений. Словарный состав английского языка древнего периода и его развитие. Общие сведения о словарном составе древнеанглийского языка. Пополнение словарного состава английского языка древнего периода. Словопроизводство путем аффиксации. Образование новых слов путем словосложения. Заимствования в английском языке древнего периода. Кальки с латинского и греческого языков. Поэтическая лексика. 3. Язык среднеанглийского периода. Основные исторические события этого периода. Нормандское завоевание и дальнейшее развитие феодализма. Развитие ремесла, торговли, рост городов. Создание предпосылок для возникновения английской нации. Создание предпосылок для образования национального английского языка. Среднеанглийские местные диалекты, их географическое распространение и основные письменные памятники. Борьба английского языка с французским. Возникновение лондонского диалекта. Постепенное становление лондонского диалекта как национального английского языка в связи с процессом складывания английской нации. Фонетический строй. Орфография среднеанглийского периода. Особенности написания долгих гласных. Замена буквы u буквой о. Использование буквы h в составе диграфа. Прочие изменения в системе орфографии. Система орфографии Орма. Изменение системы гласных в среднеанглийский период. Образование нейтральных гласных в неударных слогах. Удлинение кратких гласных в открытых слогах. Сокращение долгих гласных в закрытом слоге перед группой согласных Сужение гласных. Возникновение краткого a. Возникновение новых дифтонгов. Изменение системы согласных в среднеанглийский период. Завершение образования шипящих. Утрата фонемы [х] и ее среднеязычного варианта [х']. Изменение места ударения в словах французского происхождения. Грамматический строй. Завершение распада именной классификации по основам. Унификация выражения форм числа. Утрата грамматического рода. Унификация склонения имен прилагательных. Исчезновение согласования. Изменение степеней сравнения. Возникновение аналитических форм степеней сравнения. Изменения в системе личных местоимений. Переход к двухпадежной системе склонения. Появление новых личных местоимений. Изменения в системе указательных местоимений. Появление новых местоимений. Становление артикля. Наречие. Образование наречий с помощью суффиксов. Расширение употреблений суффикса -s. Изменения в системе глаголов с суффиксацией. Изменения в системе претерито-презентных глаголов. Редукция личных окончаний глагола. Развитие форм перфекта, будущего времени и пассива. Зарождение форм Continuous. Развитие новых тенденции в структуре предложения в XII-XV веках. Изменение способов выражения синтаксических отношений. Развитие словарного состава английского языка среднего периода. Изменения словарного состава английского языка в связи с изменениями жизни в Англии в XII-XV веках. Изменения в системе словопроизводства. Система словосложения. Появление корневого способа словообразования. Скрещивание языков и проблема ассимиляции заимствований. Скандинавские и французские заимствования и их роль в пополнении словарного состава английского языка. Фонетические особенности слов, заимствованных из нормандского и парижского диалектов. Образование парных синонимов. Возникновение этимологических дублетов.
5. Образовательные технологии Классические технологии: информационные и обзорные лекции, семинары беседы, тренинги. Технологии проблемного обучения: проблемная лекция. Игровые технологии: деловые и ролевые игры. Технологии проектного обучения: исследовательские, творческие и информационные проекты. Интерактивные технологии: лекции «обратной связи», семинары-дискуссии, семинары-дебаты. Информационно-коммуникационные образовательные технологии: лекции-визуализации, практические занятия-презентации. Учебная работа студентов организуется на основе комплексных методических рекомендаций, включающих планы семинарских занятий, перечни вопросов для самостоятельной подготовки с рекомендуемой научной литературой, рекомендации по подготовке рефератов и учебно-исследовательских проектов, описание основных типов контрольных мероприятий. Их выполнение обеспечивается открытым доступом к университетскому библиотечному фонду (учебники, практические пособия и атласы по дисциплине), фондам научных библиотек (РГБ, ГПИБ, Библиотека иностранной литературы и др.) и сети Интернет. Часть дисциплины обеспечена материалами кафедральной электронной библиотеки. Одной из важнейших составных частей работы студентов при изучении дисциплины «История языка» являются рефераты, темы которых формулируются учащимися самостоятельно, но с ориентацией на проблематику курса. Другой формой контроля за процессом освоения содержания дисциплины являются задания и вопросы для самостоятельной работы студентов. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. |
Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий утверждаю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания... | Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий утверждаю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания... | ||
Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий утверждаю Стилистика» предназначена для студентов 3-4 курса по направлению подготовки «Лингвистика». В программе представлен тематический план... | Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий Особое внимание уделено методическим указаниям для студентов, изучающих данную дисциплину, и преподавателей, читающих курс «Современные... | ||
Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий «Лингвистика» и изучающих английский язык программе представлены тематический план изучения дисциплины вопросы для подготовки к экзамену,... | Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий «Лингвистика». В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы... | ||
Факультет лингвистики и инновационых социальных технологий «Лингвистика» и изучающих английский язык программе представлены тематический план изучения дисциплины, вопросы для подготовки к... | Ноу впо институт государственного управления, права и инновационных... Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности | ||
Факультет «Информационных систем и инновационных технологий в управлении» «утверждаю» ... | Фгбоу впо «ргутиС» Факультет сервисных технологий Кафедра технологий... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Технологий в сервисе и туризме | ||
Факультет информационный технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы... | Факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | ||
Факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | «московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы... | ||
Отделение инновационных арт-технологий основные сведения об отделении Отделение инновационных арт-технологий (инарт) имеет три ступени обучения. Каждая ступень длится 3 года | Учебно-методический комплекс по модулю «астрономия» (б кв ) Факультет... ... |