ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1114
«Согласовано»
Методический совет школы
«___» _______________ 2013г.
| «Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №1114
____________ Ястребова А.П.
«___» _______________ 2013г.
|
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»
(срок реализации – 5 лет)
Автор программы: педагог дополнительного образования Симон Л.П.
г. Москва
2013 г.
Пояснительная записка. Программа «Эстрадный вокал» является дополнительной образовательной программой среднего (полного) общего образования художественно-эстетической направленности и реализуется на базе ГБОУ СОШ №1114 (срок реализации – 5 лет).
В связи с увеличением интереса подрастающего поколения к эстраде, современному джазу, року, поп музыке во внешкольной работе, помимо академического и народного пения, последнее время встала необходимость ввести занятия эстрадного пения, как индивидуального, так и ансамблевого. Музыкальное просвещение детей и подростков через создание условий для целостного восприятия и понимания ими музыки – современная тенденция, отражающая новизну программы.
Отличительная особенность программы «Эстрадный вокал» заключается в том, что она представляет собой единый музыкальный комплекс, основанный на целостности музыкального восприятия, переживания, исполнения и изучения музыкального произведения. Программа состоит из взаимопроникающих блоков: теоретического, исторического и практического, которые реализуются последовательно, синхронно или самостоятельно, в зависимости от задач, стоящих перед группой. Гуманистические подходы к реализации программы, которые проявляются в доброжелательной атмосфере на занятиях, эмоционально насыщенной обстановке творчества также является отличительной особенностью программы.
В программе используются формы и методы работы, обеспечивающие музыкальное просвещение детей и подростков 5–18 лет. На первом году обучения наполняемость группы – 10 – 15 человек. Программа предусматривает предварительный отбор, цель которого выявить наиболее одаренных детей для их дальнейшего музыкального эстетического развития. На прослушивании оценивается:
голос (тембр, сила, диапазон);
слух;
музыкальность;
эмоциональность исполнения;
внешность и индивидуальность.
Занятия в классе эстрадного вокала призваны удовлетворять потребности личности и общества, за пределами основных общеобразовательных учреждений.
В течение всего обучающего процесса совместно с педагогом эстрадного вокала работает педагог – хореограф по индивидуальной программе (2 часа в неделю – всего за год 72 часа). Педагог-хореограф проводит упражнения по укреплению мышц, работает над постановкой корпуса тела, разучивает общие танцевальные движения, шагов, поворотов, над музыкальном образом в движении, импровизации.
Основными мотивы, которыми руководствуются дети, занимающиеся эстрадным пением:
получение дополнительных углубленных знаний в области музыки;
возможность интересно, содержательно организовать свой досуг;
возможность творчески выразить себя индивидуально и в коллективе;
возможность предпрофессионального самоопределения.
Исходя из этого, вытекают следующие принципы программы. Музыкально-педагогические принципы:
Принцип единства художественного и технического развития пения.
Принцип постепенности к последовательности в овладении мастерства пения.
Принцип индивидуального подхода к обучающемуся – этот принцип надо подчеркнуть особо, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер и имеет жанровую многоплановость.
Принцип учета реальных способностей и условий обеспечения программ материальными, технологическими ресурсами.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности.
Принцип ориентации на потребности общества и личности обучающегося.
Принцип возможной корректировки программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде.
Цель программы:
Создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей через эстрадный вокал. Задачи Обучающие:
Сформировать вокальные навыки и эстрадно-исполнительские качества.
Сформировать навыки сольного исполнения с наиболее эффективным использованием приобретенных вокальных и слуховых навыков.
Научить детей работать в ансамбле.
Научить свободному ориентированию в работе с техникой (микрофонами, фонограммами и т.д.).
Научить организовывать самостоятельную работу, использовать современные технологии.
Развивающие:
Развить музыкальные умения и навыки: технические навыки сольного и коллективного, вокального пения, развить голосовые функции;
Развить музыкально-эстетический вкус и приобщить их к основам мировой музыкальной культуры,
Расширить общий кругозор, на основе исполнения лучших образцов отечественной и зарубежной песенной культуры.
Воспитывающие:
обогатить эмоциональный опыт обучающихся, развить эмоционально-волевые качества и коммуникативные навыки, способствующие социальной самореализации ребенка;
предоставить ребенку возможности общения – межличностного и специального профессионального;
- воспитать готовность презентовать итог деятельности как уникальный сотворческий продукт. Задачи индивидуального певческого развития учащихся будут решаться в процессе:
практических работ (упражнений, этюдов, импровизаций);
репетиционных работ и работ над концертными номерами;
участие в фестивалях, конкурсах, концертах.
Программный материал осваивается поэтапно, в зависимости от возраста, индивидуальных вокальных данных ученика.
Каждый учащийся в процессе обучения должен последовательно освоить технику эстрадного пения (дыхание, звукообразование, мышечная и голосовая раскрепощенность, координация голоса).
Обучение основано на организации самонаблюдения, самоанализа и индивидуального творчества ученика, что будет способствовать реализации возможностей и способностей ребенка.
Исполнение вокального произведения.
Задачи, поставленные перед детьми, постепенно усложняются.
Определение тематического материала по полугодиям и годам обучения, так же по его степени сложности планируется с каждым учеником индивидуально.
Поскольку обучающий период начинается с 6 – 12 – летнего возраста, то неизбежно возникновение некоторых физиологических (в основном у мальчиков) и психологических проблем, связанных с периодом взросления. Возникает проблема с «мутацией» - «ломкой» голоса у мальчиков. Как правило, это происходит в возрасте от 11 до 15 лет, когда голос мальчика превращается в голос мужчины. В такие моменты бдительность и профессионализм преподавателя выходит на первый план. Вовремя осознав наступления «мутации», педагог должен на некоторое время остановить занятия и дождаться наступления периода окончания «мутации», продолжать занятия далее. Данная проблема может проявить себя и в период взросления у девочек (10 – 13 лет), когда также могут возникать моменты неуверенности, сиплости. Обычно для девочек это менее болезненный этап и проходит он быстрее, чем у мальчиков с голосами студийцев. Он несет ответственность за этот этап.
Методика и технология обучения.
Варианты упражнений, попевок могут быть совершенно разнообразными, они должны использоваться на усмотрение педагога. Такая, несколько свободная форма в проведении вокальных занятий на начальном этапе должна все же содержать в себе некоторые ограничения, которые должен контролировать педагог: нельзя перегружать голосовой аппарат студийца (форсировать звук, так как в период роста ребенка это может привести к необратимым последствиям: узлы на связках, их разрыв и т.д.);
нецелесообразно на начальном этапе ставить перед студийцем серьезные вокальные задачи, например, правильно «округлять» звук, использовать другие приемы, характерные для профессиональных вокалистов. Такие задачи не совсем понятны детям. Они могут привести к неприятию самого предмета изучения, а в отдельных случаях к конфликту с педагогом. Гораздо важнее в этот период помочь ребенку найти свой собственный естественный голос, о существовании которого он, может быть, и не догадывается.
Результатом занятий по образовательной программе «Эстрадный вокал» является развитие творческой активности ребёнка (подростка), его самоопределение, творческое самовыражение.
У ребенка развивается познавательная активность, происходит обогащение эмоционального опыта обучающихся, развиваются эмоционально-волевые качества, коммуникативные навыки, экспрессия, способствующие социальной самореализации ребенка. Ребенок (подросток) осваивает различные виды музыкальной деятельности: слушание, исполнение, изучение; у него развиваются музыкальные умения и навыки: технические навыки сольного и коллективного, вокального музицирования, развиваются голосовые функции; приобретается опыт сценического исполнения. Развивается эстетическая потребность через приобщение к музыкальной культуре. Обучающийся активно участвует в подготовке и проведении праздника, дела, проекта, несет личную ответственность в общем деле.
Группа осознает себя как целостность, уникальный коллектив, действующий в пространстве Дома детского творчества и школы.
Обучающийся подросток применяет полученные знания и умения при анализе, обсуждении музыки, аргументирует собственное мнение по проблеме, общается на межличностные и специальные профессиональные темы; умеет организовывать самостоятельную работу, использовать современные технологи; стремится к расширению кругозора, обладает готовностью презентовать итог деятельности как уникальный сотворческий продукт.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: концертное выступление, музыкальный праздник, спектакль, сценический (исследовательский, комплексный) проект.
Способ проверки результатов: наблюдение, беседа с ребенком, родителями, заполнение карты развития, тестирование, контрольные теоретические и практические задания, самостоятельная работа, сценические выступления.
Оценивается уровень развития музыкальных способностей, сформированности музыкальных функций (в динамике); мелодического, ритмического слуха, диапазона голоса, координации движений.
Также оцениваются в целом результаты концертного выступления, качество выполнения заданий, усвоения полученных знаний, уровень самостоятельной работы, степень участия ребенка в творческих делах, богатство средств выразительности, умение самостоятельно сделать выбор, навык публичного выступления. Недельный план по программе
Разделы программы
| Год обучения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.Обучающий
| Техника вокала
| 1,5
| 1,5
| 1,5
| 0,25
| 0,75
| Развитие гармонического и мелодического слуха
| -
| -
| -
| 0,5
| -
| Ансамблевое пение
| -
| -
| -
| 0,25
| 0,5
| Исполнительская деятельность
| -
| -
| -
| 0,5
| 0,25
| 2. Развивающий
| Музыкально-образовательная работа
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| ВСЕГО
| 2,0
| 2,0
| 2,0
| 2,0
| 2,0
| |