Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проектор по учебной работе,
профессор Маммаев С.Н.
_________________________
«______»______________2015г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _______________________ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА_____________________________
цикла С.1 _____________гуманитарный, социальный, экономический_________________
по специальности________________32.05.01 «Медико-профилактическое дело»_________
уровень высшего образования___________Специалитет______________________________
квалификация _________Врач по общей гигиене, по эпидемиологии___________________
факультет______________медико-профилактический________________________________
кафедра________________________Философии и истории____________________________
форма обучения____________________очная________________________________________
курс_________________________________________________________________________
семестр_________________________________________________________________________
всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах)____________2,25/81 ч. __________
лекции_________________________________________16 ч.
семинарские занятия _______________38 ч.
самостоятельная работа___________________________27 ч.
зачет___________________________________
всего__________________81 ч._________________
Махачкала 2015 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций примерной программы по специальности «Медико-профилактическое дело»
_____________________________________________________________________________ Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры философии и истории от «_31_»_августа__2015 г. Протокол № _1__
Заведующий кафедрой_____________________________________ (Кафаров Т.Э.)
Рабочая программа согласована
Директор НМБ ДГМА______________________________ (Бекеева А.В.)
УМО ________________________________________________ (Загирова Н.А.)
Декан ____________________________________________(Магомедов М.Г.)
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена и утверждена на заседании Совета факультета от «_____» ____________ 2015г. Протокол № _____
Председатель СФ____________________________________Магомедов М.Г.
Составители: Ассистент, к.и.н. Пирова Р.Н. Доцент, к.и.н. Азизова А.Н. Ассистент, к.и.н. Магомедов М.З.
Рецензент: Профессор кафедры Истории
России ДГУ, д.ю.н. Гарунова Н.Н. Доцент кафедры Истории
Отечества ДГТУ, к.и.н. Шамхалов Ш.Ш.
ПРЕДИСЛОВИЕ
«История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».
В. О. Ключевский
История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мыслей. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенное основание для скептического отношения к истории как науке.
История нередко используется для обоснования целей политической борьбы. Отдельные политики и политические партии переписывают историю заново, поэтому - это «политика опрокинутся в прошлое».
Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности.
Также утверждается, что в век НТП история тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук.
- В качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентативности (непредставленности) сохранившихся источников о реальных событиях.
Не обвинять прошлое, а объяснять.
Историк не может писать без эмоций, но он не имеет право на обман, утаивание и искажение истины.
Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем.
Как и в других науках в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методы обработки и анализа источников. Многие события, факты сегодня оцениваются иначе, чем 15-20 лет назад. Историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на-расширение наших знаний о прошлом.
Нельзя создавать новый мир, минуя, игнорируя прошлое - это знали люди во все времена.
М.Ломоносов писал: «история дает государям примеры правления, подданным - повиновения, воинам - мужества, судьям - правосудия, младым -старых разум, престарелым - твердость в советах...».
Настоящая рабочая программа является руководством и основой в преподавании предмета История Отечества на всех факультетах ДГМА.
Программа построена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Стоматология»; требованиями (федерального компонента) к образовательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по специальности «Стоматология» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденными Министерством Образования РФ 10.03.2000; Примерной программы дисциплины «История Отечества» для специальности «Стоматология», утвержденная Министерством Образования Российской Федерации 05.01.2003.
Настоящая рабочая программа предусматривает использование модульной технологии обучения с реализацией компетентностного подхода в преподавании Истории Отечества. Это позволит сформировать ключевые (базовые, универсальные) и профессиональные компетенции, т. е. готовность студентов использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, проблем возникающих в результате их профессиональной деятельности. Усвоение студентом базовых компетенций делает возможным на их основе формирование профессиональных компетенций специалиста с высокими морально-нравственными принципами. 1. Цели и задачи дисциплины Цель — расширение и углубление знаний студентов в области Отечественной и мировой истории, развитие аналитического мышления, навыков публичных выступлений и дискуссий.
Задачи:
- подготовка студентов к личностной ориентации в современном мире, к свободному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей;
- углубление и систематизация исторических знаний;
формирование аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность стержневых событий истории и отношения между ними;
обучение студентов самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
сущность, формы и функции исторического знания;
методы и источники изучения отечественной истории;
периодизацию отечественной истории;
- современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций;
общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности;
историю политических институтов российского общества;
историю общественно-политической мысли, взаимоотношения власти и общества в России;
важнейшие события и явления; имен исторических деятелей, определивших ход отечественной и мировой истории;
особенности экономического, социального и политического развития страны;
- программы преобразований страны на разных этапах развития, имена реформаторов.
Уметь:
анализировать исторические процессы на основе научной методологии;
владеть основами исторического мышления;
выражать и обосновывать историческими фактами свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;
- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы, в том числе из истории развития науки и техники (в частности, по своей специальности);
- извлекать знания из исторических источников и применять их для решения познавательных задач.
Владеть:
навыками научно-исследовательской работы;
навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;
навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;
навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;
способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.
Результатами обучения является формирование следующего набора компетенций:
а) общекультурные компетенции (ОК) :
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы, процессы; использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства (ОК-3),
способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
б) профессиональные компетенции (ПК):
готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
2. Место освоения дисциплины в структуре основной образовательной программы по специальности Для изучения дисциплины «История Отечества» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах. Знания, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы при изучении таких дисциплин как: история медицины, философия, социология, психология, экономическая теория и других социально-экономических дисциплин. 3.Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
№
| Виды учебной работы
| Всего часов
| Семестр
1
|
| Аудиторные занятия
| 72
| 72
|
| Лекции
| 24
| 24
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 48
| 48
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 36
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
| Общая трудоемкость часы
зач. ед.
| 108
3
| 108
|
3.1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
п/№
| Номер/индекс компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| Оценочные средства
| 1.
| ОК-1
| Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| Реферат, собеседование, коллоквиумы, тестирование – 001-009; 021-029.
| 2.
| ОК-3
| способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства
| Контрольные работы по ключевым понятиям; собеседование, тестирование – 010-018; 034-042.
| 3.
| ОК-5
| Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссий и полемики, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
| Реферат, коллоквиумы, собеседование, контрольные работы по ключевым понятиям, эссе, тестирование – 001-009; 043-055
| 4.
| ОК-7-
| стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
| Реферат, коллоквиумы, собеседование, контрольные работы по ключевым понятиям, тестирование – 054-059.
|
|
|
|
|
4. Структура и содержание дисциплины
|