Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проектор по учебной работе,
профессор Маммаев С.Н.
________________________
«______»______________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _______________________ФИЛОСОФИИ______________________________________
цикла С.1 _____________гуманитарный, социальный, экономический_______________
по специальности________________33.05.01 «Фармация»___________________________
уровень высшего образования___________Специалитет_____________________________
квалификация ______________________Провизор__________________________________
факультет_____________________фармацевтический______________________________
кафедра________________________Философии и истории__________________________
форма обучения____________________очная______________________________________
курс______________________________2___________________________________________
семестр____________________________IV________________________________________
всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах)____________5/180 ч.________________
лекции_________________________________28 ч._________
семинарские занятия _____________________68 ч._________
самостоятельная работа__________________ 48 ч.__________
экзамен_____________________________36 ч.___________
всего_______________________________180 ч.___________
Махачкала 2015 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций примерной программы по специальности «Фармация»
_____________________________________________________________________________ Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры философии и истории от «_31_»_августа__2015 г. Протокол № _1__
Заведующий кафедрой_____________________________________ (Кафаров Т.Э.)
Рабочая программа согласована
Директор НМБ ДГМА___________________________________________ (Бекеева А.В.)
УМО ________________________________________________________ (Загирова Н.А.)
Декан _______________________________________________(Газимагомедова М.М.)
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена и утверждена на заседании Совета факультета от «______» __________ 2015г. Протокол № ____ Председатель СФ____________________________________Газимагомедова М.М.
Составители: Д.ф.н., зав.кафедрой, профессор Кафаров Т.Э. К.ф.н., доцент Халиков А.С. Рецензент: Д.ф.н., профессор Алиев Н.И.
Введение В процессе учебы в ДГМА студентам приходится изучать десятки учебных дисциплин. Абсолютное большинство из них, как и положено, медико-биологического и клинического характера. Но немаловажное значение имеет и изучение так называемых социогуманитарных дисциплин, в т.ч. и философии. Ведь объектом медицины является человек, его организм в норме и патологии. Но медицина акцентирует внимание на телесности, в то время как личность не сводится только к физиологии, а представляет собой био-социо-духовное образование. Поэтому эффективность современной медицины зависит не только от технической оснащённости, от конкретных знаний и навыков врачей, но и от понимания целостности человека, от учета этого фактора в повседневной лечебной практике. Именно философия, интегрируя знания о человеке, формирует целостный подход к его пониманию.
Не случайно, что с древнейших времен медицинские знания развивались в лоне философии, а все великие врачи древности и средневековья были одновременно философами. Именно такое сочетание считалось образцом совершенства: врач-философ подобен Богу. (Гиппократ).
Философия вооружает человека инструментом познания мира, общества и самого разума; это рациональный поиск способа жизни и ориентации в мире. Философия изучает как мир внешний, так и внутренний мир человека в их взаимосвязи. Кроме того, философия акцентирует внимание на смысло-жизненных проблемах человека и общества, выявляя ценностные основания бытия человека. Разумеется, сама философия меняется в процессе исторического развития цивилизации. Поскольку она внутренне самокритична, все подвергает сомнению, отрицает раз и навсегда данные догмы. Это вечный поиск мудрости, и он уже увенчался созданием оригинальных и уникальных философских систем и учений, которые вошли в духовную сокровищницу человечества.
Современная эпоха характеризуется не только глобальным кризисом, но и духовной депрессией, когда прежние мировоззренческие установки пришли в противоречие с радикально изменившейся действительностью. А философия нужнее всего в кризисные моменты. Как заметил Б.Рассел: «Философия учит нас как жить без уверенности и в то же время не быть парализованными неопределенностью».
Сегодня очевидно, что медицина – это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, и не только эмпирическая, но и теоретическая; это специфическая естественно-гуманитарная отрасль познания и производства клинических знаний, которые оформляются в конкретные умозаключения, гипотезы, теории. Конструирование здоровья людей – комплексная задача как медицины, так и философии.
Настоящая программа предусматривает использование модульной технологии обучения с реализацией компетентного подхода в преподавании философии. Это позволит сформировать основные (базовые, универсальные) и профессиональные компетенции, т.е. готовность студентов использовать усвоенные знания, умения и навыки для решения практических и теоретических проблем, возникающие при их профессиональной деятельности.
Мы надеемся, что изучение философии даст возможность нашим студентам, хотя бы в первом приближении, приобщиться к кладези мудрости человечества, поможет им в решении непростых задач, которые жизнь ставит перед мыслящим человеком, гражданином, специалистом. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель – формирование у будущего врача
- теоретических знаний о предмете философии, об основных философских проблемах, идеях и концепциях в их взаимосвязи и развитии;
- представлений о роли философии в осмыслении исторических типов рациональности, структуры, форм и методов научного познания, типов общенаучного и медицинского мышления;
- представлений о неразрывной связи философско-методологических, мировоззренческих, аксиологических проблем с содержательным развитием науки, биологии и медицины, о смысле медицины как феномена культуры;
- формирование у студентов многомерного, гибкого, не линейного мышления.
Задачами дисциплины являются:
- создание у студентов целостного мировоззрения о мире и месте человека в нем;
- формирование у студентов философского миропонимания и мироощущения; умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
- ознакомление студентов с основными сведениями о специфике дофилософских и философского мировоззрений, с особенностями философского знания, его структуры, функций, основных проблем, с основными взаимосвязями философии с частными науками;
- ознакомление студентов с основным содержанием и принципами современных философских школ и направлений, в их понимании природы мира и человека, структуры человеческой психики и сознания, роли науки и общества в бытии современного человека, становлении его личности, возвышении его культурного и духовного потенциала;
- формирование у студентов своей собственной философской позиции по важнейшим проблемам современной медицины, а также умения самостоятельно осмысливать сложнейшие ситуации в современной общественной жизни, использовать приемы ведения дискуссии, полемики, диалога.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
-структуру философского знания и специфику его основных разделов: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии, социальной философии;
- методы и приемы философского анализа проблем;
- формы и методы научного познания, их эволюцию;
- основные этапы развития мировой философской мысли, важнейшие школы и учения выдающихся философов;
- научные, философские и религиозные картины мира, их фундаментальные понятия и принципы;
- философские и религиозные концепции человека;
- о многообразии форм человеческого познания, истине и заблуждении;
- о роли культуры и науки в развитии цивилизации;
- философские основания и проблемы медицины.
Уметь:
- мыслить в соответствии с требованиями, правилами и законами формальной логики;
- ориентироваться в панораме мировой философской мысли;
- аргументировано отстаивать свою мировоззренческую позицию;
- аргументировано отстаивать свою научную и терапевтическую позицию; вести конструктивный диалог, осуществляемый в стиле доказательств и опровержений;
- применять методы и приемы философского анализа проблем в своей профессиональной деятельности.
Владеть:
- принципами современного философского и научного стилей мышления;
- основными моделями развития современного научного знания;
- навыками философской интерпретации научных и практических лечебных проблем;
- навыками работы с текстами по важнейшим философским проблемам медицины;
- навыками рациональной коммуникации;
- навыками рациональной коммуникации;
- навыками нравственной культуры, изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, морально-этической аргументации, ведения дискуссий.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п
| Название
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для
изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1.
| Логика
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Психология
педагогика
|
|
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
| 3.
| История
Отечества
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
| 4.
| История
медицины
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
| 5.
| Экономика
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
| 6.
| Общественное
здоровье и
здравоохранение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Психиатрия,
медицинская психология
|
|
|
|
|
|
| +
|
| +
|
| 8.
| Биология
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
| +
|
№ п/п
| Название
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для
изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
|
|
|
| 1.
| Логика
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| 2.
| Психология
педагогика
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
| 3.
| История
Отечества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| История
медицины
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
| 5.
| Экономика
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 6.
| Общественное
здоровье и
здравоохранение
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| 7.
| Психиатрия,
медицинская психология
|
|
| +
|
|
| +
| +
|
|
|
| 8.
| Биология
|
|
| +
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Философия» относится к базовой (обязательной) части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» для медицинского образования и изучается как модульная дисциплина «Философия».
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины должны быть сформированы при изучении
- программы общего среднего образования по обществознанию, всеобщей и Отечественной истории, географии, культурологии, иностранным языкам;
- в рамках вузовского образования – истории медицины, биологии и генетики, латинского и иностранных языков.
- является предшествующей для специальных философских дисциплин (напр., «история и философия науки», «философия медицины»). 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
способен и готов использовать на практике методы социогуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий (ОК-2);
способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной дискуссии, ведению диалога и полемики, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способен сформировать необходимые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь анализировать и синтезировать, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);
способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации к критическому восприятию инноваций.
способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну (ОК-8).
б) профессиональными (ПК):
способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК 1);
способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК 3);
способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную (ПК- 4);
способен и готов получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК 9).
3.1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
п/№
| Номер/индекс компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| Оценочные средства
| 1.
| ОК-1
| Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| Реферат, собеседование, коллоквиумы, тестирование – 001-009; 151-227.
| 2.
| ОК-2
| Способность и готовность к анализу мировоззренческих социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию
| Контрольные работы по ключевым понятиям; собеседование, тестирование – 001-066; 177-254.
| 3.
| ОК-5
| Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссий и полемики.., к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
| Реферат, коллоквиумы, собеседование, контрольные работы по ключевым понятиям, эссе, тестирование – 001-009; 131-165
| 4.
| ОК-6-
| способен сформировать необходимые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь анализировать и синтезировать, способен к творческой адаптации в реальной обстановке
| Реферат, коллоквиумы, собеседование, контрольные работы по ключевым понятиям, тестирование – 192-234.
| 5.
| ОК-8
| способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну
| Реферат, собеседование, коллоквиумы, тестирование – 227-254.
|
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|