Скачать 4.92 Mb.
|
Научный руководитель кандидат педагогических наук М.В. Короткова Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 400 с. В методическом пособии содержатся разработки различных вариантов уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI в.: уроки-суды, лабораторные исследования, научно-практические конференции, диспуты и дискуссии, а также варианты контроля и опроса учащихся на итоговых уроках. Приведенные в пособии тексты источников сопровождаются творческими вопросами и познавательными заданиями, которые помогут сделать процесс изучения истории более увлекательным и интересным для учащихся. Адресовано учителям истории; будет интересно студентам исторических факультетов педагогических вузов. © Набатова О.Г., 2001 © «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001 © Серийное оформление обложки. «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001 Оглавление Введение 4 Тема: «Вводный урок» 6 Тема: «Восточные славяне в древности» 23 Тема: «Образование государства у восточных славян» 34 Тема: «Принятие Русью христианства» 43 Тема: «Первые русские князья» 65 Тема: «Киевская Русь в конце X — первой половине XI в.» 111 Тема: «"Русская Правда" — первый свод законов Киевской Руси» 122 Тема: «Переход Руси к политической раздробленности» 130 Тема: «Русские княжества периода раздробленности» 142 Тема: «Культура Руси в IX — начале XIII в.» 189 Тема: «Первое столкновение с монголо-татарами» 212 Тема: «Нашествие Батыя» 230 Тема: «Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских феодалов» 248 Тема: «Русь под властью монголов» 261 Тема: «Возвышение Москвы» 272 Тема: «Куликовская битва» 288 Тема: «Житие Сергия Радонежского» ЗО9 Тема: «Русь и Литва в конце XIV — начале XV в.» 319 Тема: «Феодальная война второй четверти XV в.» 325 Тема: «Эпоха Ивана III» 333 Тема: «Русское государство в конце XV — начале XVI в.» 365 Тема: «Культура Руси XIII—XV вв.» 371 Литература 395 Введение В пособии «Конспекты по истории России с древнейших времен до начала XVI века» предлагаются различные варианты уроков по ключевым темам данного курса. Основное внимание в пособии уделено лабораторным и практическим занятиям. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу школьников с различными видами материалов — таблицами, схемами, картами, иллюстративным рядом, видеозаписями, текстами и тестами. Лабораторные занятия ориентируют учителя на организацию работы с источниками, что полностью соответствует наметившейся в последние годы тенденции учить школьников истории прежде всего на документальных материалах. Эта идея адекватна и самому материалу курса отечественной истории, располагающему богатым запасом источников — летописей, законов, житий, сказаний и др. Особое место в «Конспектах» занимают источники и выдержки из работ историков, отражающие различные взгляды на одни и те же события и явления. В пособии приводятся выдержки из работ известных историков в определенном методическом контексте. Учитель здесь также может найти и различные пути использования источников на уроке. В рекомендациях иногда документ становится дополнительным средством подготовки рассказа педагога или сообщения ученика, тогда он играет иллюстративную роль и освобождает учителя от дополнительного поиска необходимого отрывка по хрестоматиям. В других случаях документ приводится как средство организации самостоятельной деятельности учащихся: предполагается его анализ в групповой работе, нахождение ключа при решении проблемных задач, оценка достоверности источника и самого описания событий в нем, аргументация позиции в споре выдержками из него, стилизация роли в игровой ситуации. В пособии достаточно места уделено нетрадиционным вариантам изучения тем курса отечественной истории — играм, конференциям, дискуссиям, экскурсиям, интегрированным урокам (с музыкой и литературой), предлагаются варианты организации деятельности учащихся на основе групповой работы. Все это создает для учителя определенный методический выбор и серьезную основу для его творчества. «Конспекты» являются примерными разработками, на основе которых учитель может моделировать интересные уроки. Кроме того, «Конспекты» содержат большой дополнительный материал для подготовки к занятиям, разнообразие неиспользованных ранее таблиц и схем, разноуровневые задания учащимся. В пособии обобщен опыт преподавания курса передовыми учителями, разработки современных методистов и мнения историков по ключевым проблемам. Короткова М.В., кандидат педагогических наук 1 тема. ВВОДНЫЙ УРОК Первый вариант изучения темы* Урок — практическое занятие. План 1. Исторические источники. 2. Вспомогательные исторические дисциплины. 3. Языковая семья. Основные термины и понятия: исторический источник, вспомогательные исторические дисциплины, палеография, археология, хронология, геральдика, ономастика, нумизматика, сфрагистика, метрология, генеалогия, языковая семья. Ход урока Вводное слово учителя В начале урока учитель сообщает учащимся о том, что на занятии они познакомятся с новыми понятиями и терминами: с различными типами исторических источников, вспомогательными историческими дисциплинами, понятиями «языковая семья» и «языковая группа». Перед учащимися ставится следующая задача: в процессе изучения новой темы, актуализируя знания, полученные на уроках истории в предшествующие годы, подобрать примеры различных типов исторических источников и объяснить, какие * В данной разработке использованы материалы кн.: Петрова Н.Г, Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса. М., 1994. вспомогательные исторические дисциплины занимаются их изучением. 1.1. Учитель начинает урок с того, что вводит понятие «исторический источник» и вместе с учениками составляет на доске схему № 1 «Классификация исторических источников». Он предлагает различные типы источников, а учащиеся подбирают примеры. Результаты деятельности фиксируются на доске и в тетрадях учащихся. Схема 1. Классификация исторических источников Исторические источники Лингвистические: данные языка Письменные Устные – фольклор: былины, сказания, пословицы, поговорки, народные песни и др. Вещественные: орудия труда, остатки жилища, предметы быта, оружие, украшения Актового характера: юридические нормы, постановления, договоры, законы и др. Описательного характера: летописи, дневники, письма, описания, жития и др. 1.2. Далее учитель должен закрепить полученные знания, для этой цели могут быть использованы предложенные ниже задания. Вопросы и задания учащимся 1. Определите на слух, к какому типу исторических источников относятся приведенные ниже тексты документов. №1 «В лето 6635 (1127). По повелению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде... В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам 2 ночи и 4 дня. Того же лета... на осень побил мороз всю рожь, и был голод на всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны». № 2. Грамота 1257—1259 гг. «Я, князь Александр, и сын мой Дмитрий с посадником с Михаилом, и с тысяцким Жирославом, и всеми новгородцами, заключаем мир с немецким послом Шивордом, и с Любецким послом Гидриком, и с готским послом Останом. Отныне новгородцы гостят на немецком берегу, а немцы гостят на новгородском без пакостей...» № 3. Берестяная грамота «От Бориса к Настасии. Как придет эта грамота, так тотчас пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубаху забыл». № 4. «Слово о погибели земли Русской» «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» № 5. Жалованная грамота великого князя Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю. 1125—1137 гг. «Я, великий князь Всеволод, дал святому Георгию Терпужский погост Ляховичи с землею, и с людьми, и с лошадьми, и лес, и борти, и ловища на Ловати... А то дал святому Георгию во веки...» № 6. Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра «...Сей князь Александр родился от отца милосердного, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. ... И красив он был как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую». № 7. Берестяная грамота «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения...» №8 «В лето 6635 (1127). Не было мира... ни с суздальцами, ни со смолянами, ни с половчанами, ни с киевлянами. И стоила все лето осьминка великая по семь резан. В лето 6669 (1161). Стояла все лето жара, и сгорело все жито, а осенью убил всю пшеницу мороз... О, великая скорбь была в людях и нужда». № 9. Былина «Алеша Попович и Тугарин» «Гой вы еси, удалы добры молодцы! Видел я Тугарина Змеевича, В вышину ли он, Тугарин, трех сажень, Промежду глаз калена стрела, Конь под ним, как лютый зверь». 2. Выделите из приведенного перечня исторические источники и разделите их на группы. Занесите результаты работы в таблицу № 1 «Исторические источники». Учитель вычерчивает графы таблицы на доске, а школьники в своих тетрадях. Затем учитель раздает карточки с предложенным ниже перечнем, и учащиеся самостоятельно выполняют задание. Возможно параллельное выполнение задания одним из учащихся у доски. После самостоятельной работы необходимо организовать проверку, вызвав одного-двух учащихся, чтобы своевременно выявить ошибки, допущенные при работе. В конце работы учитель должен сделать вывод о том, что исторический источник связан с деятельностью человека, а учащиеся должны записать его в свои рабочие тетради. Карточка Рисунок в пещере: скелет человека; потухший вулкан; рассказ участника минувшей войны; кости доисторического животного; письмо, написанное на глиняной табличке; древний храм; высохшее русло реки; текст закона на камне; монета; черепки посуды; разрушенная крепость; название города; пуговица; берестяная грамота. 2.1. Учитель вводит понятие «вспомогательная историческая дисциплина», предварительно поставив перед учащимися вопросы: «Каким образом ученые получают различные исторические сведения?» или «Какие науки занимаются изучением исторических источников?» Затем учителем на доске, а школьниками в тетрадях вычерчиваются графы таблицы № 2 «Вспомогательные исторические дисциплины», которая заполняется по ходу объяснения материала учителем. При составлении таблицы внимание учащихся акцентируется на наводящих вопросах и использовании знаний, полученных из курсов истории Древнего мира и Средних веков. Таблица 1. Исторические источники
Таблица 2. Вспомогательные исторические дисциплины
2.1. Полученные знания учитель закрепляет с помощью приведенных ниже заданий. |
7 классе "Б" (кл рук-ль: Короткова Т. В.) Тема урока: "Музыка "легкая"... Чепуштанова Ольга Сергеевна, Короткова Татьяна Викторовна, зам директора по увр ткаченко Ирина Александровна, зам директора по дополнительному... | Учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: Короткова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Кимктяиж мгпу | ||
Реферат по теме «Жевательная резинка вредна или полезна» Учитель начальных классов моу «сош №7» г. Тынды Амурской области Короткова Ирина Викторовна | Звукоизобразительная лексика в айнском языке короткова И. А Выяснить осмысление морфемного состава слова и мотивировку его значения на основе сближения с созвучными словами, отличными от него... | ||
Классный час «Экологическая безопасность родного края»- отв кл рук Природоохранительную работу учащихся в нашей школе возглавляет совет «Охрана природы». В его составе председатель Набатова Е. В.,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы программы: д и н., проф. А. Б. Давидсон, д и н., проф. И. Б. Орлов, к и н., доцент Короткова С. А | ||
Анализ работы методического объединения учителей естественных и общественных... Короткова А. П., учитель химии и биологии I квалификационной категории со стажем работы 33 года | Программа кружка «Школьный пресс центр» Составитель: Короткова Елена... Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.... | ||
Литература по направлениям (составлено по источнику: Менеджмент организации:... Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджмента: учебник для магистров / под ред. И. Я. Лукасевича, Г. А. Титоренко.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физика: Параграфы: 73-74 – конспект; 81-82 конспект; 84 – конспект; 85 – конспект | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В окно «Конспект» можно перейти из стартового окна, выбрав в меню для любого предмета пункт Конспект, или из окна урока, щелкнув... | Конспект выступлений Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации... | ||
Как составить творческий опорный конспект? Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации... | Конспект по нескольким источникам, посвящённый одной теме Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации... | ||
Лекции или книги. Как это правильно делать? Как правильно создать... Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации... | Конспект беседы для учащихся(7 9 класс) Тема: «Вредные привычки» Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации... |