Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации12.11.2013
Размер1.53 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа» Томского района

Программа

профильного элективного курса

«Дискуссионные вопросы истории России XX века»

для учащихся 11 классов

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Автор: Е.А.Мандрикова

учитель истории и обществознания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке. В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования - от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки - и овладение начальными навыками самостоятель­но научного исследования.

Наше государство обновляется, происходят крупные преобразования, духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Перемены эти совершаются в условиях широкого плюрализма мнений, столкновения разных идей и взглядов, острых споров и дебатов. Исходя из этого, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

Программа элективного курса « Дискуссионные вопросы истории России XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями концепции профильного обучения, общеобразовательным стандартом по истории России (профильный уровень).

Программа адресована учащимся старшей школы, интересующимся историческим прошлым России в связи с тенденциями современного развития нашей страны и мира. Работа в рамках курса дает возможность формирования у учащихся активной, самостоятельной позиции в отношении прошлого, настоящего и будущего России, способности принимать осмысленные решения и нести за них ответственность.

Данный курс рассматривает лишь некоторые сложные, узловые и дискуссионные события трех важнейших периодов истории России в XX веке: конца Российской Империи, Советского государства, перехода от СССР к Российской Федерации, а также основные проблемы этих периодов (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и лично­сти, основных тенденций постсоветского развития и др.) Бесспорно, что XX век в истории России не ограничивается только рассматриваемыми событиями, что дает возможности для расширения и продолжения курса.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элек­тивного курса поможет каждому ученику занять активную граж­данскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. В практическом плане, данный курс помогает расширению объема знаний выпускников по представленному периоду истории России, что очень важно для более успешной сдачи экзамена в форме ЕГЭ. Немаловажным аспектом является также то, что активная работа в рамках предлагаемого элективного курса также является своеобразным тренингом для выполнения заданий части С, так как формы проведения большинства занятий предполагают работу с большим количеством документальных, текстовых, статистических материалов, написание эссе, выполнение проблемных заданий.

Цель курса:

  1. Рассмотрение альтернатив развития страны на переломных, узловых этапах истории XX века.

  2. Формирование у учащихся понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира.

  3. Воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления, а также навыков исследовательской деятельности.

  4. Содействие становлению выпускника средней школы как духов­но-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально ак­тивной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данные цели курса реализуется посредством решения ряда за­дач:

  • обеспечить учащихся возможно более расширенными сведе­ниями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в XX веке;

  • способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей оте­чественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

  • повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов интерактивной деятельности;

  • формировать умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни и для решения познавательных и практических задач;

  • воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому сво­его и других народов.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

выпускник должен уметь:

- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

- выявлять историческую и методологическую обусловлен­ных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

- определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

- находить, систематизировать и анализировать историческую
информацию;

- выстраивать линии сравнения, выявлять взаимосвязи между событиями, классифицировать, обобщать, делать выводы;

- применять полученные знания и умения на практике, выполняя задания ЕГЭ высокого уровня сложности (анализ исторических документов, исторических версий и оценок, сравнение и т.д.)

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности к моделированию ситуаций. Необходимо также формирование навыка работы с фактическими материалами, анализа исторической литературы и исторических источников в ходе практических занятий. Так как в рамках курса используются альтернативные подходы к оценке проблем XX века, доступ к которым у учащихся ограничен, обсуждение этих вопросов на практических занятиях невозможно без лекционного материала, подготовленного учителем. Возможно использование также сети Internet, как богатейшего источника информации.

Контроль и диагностика полученных знаний и умений осуществляется на семинарских и практических занятиях, а также в форме тестирования на итоговых уроках. В качестве итогового контроля учащимся предлагается подготовка реферата, исследовательской работы, проекта, мультимедийной презентации.

Элективный курс рассчитан на 34 часа в 11 классе.
ПРОГРАММА КУРСА.

Т е м а 1. Проблемы модернизации в развитии России нача­ла ХХ века .

(2 часа)

Общая характеристика российской экономики в начале ХХ века. Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков. « Зави­симое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Ана­лиз возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Гер­манский путь» Н. X. Бунге. И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витге. Попытки внедрения «британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.

Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модерни­зации России начала XX века.

Процесс модернизации в советский период и его последствия.

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

(6 часов)

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками.

Идеологическая доктрина собы­тий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.

Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ле­нин.

Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков. Почему большевики смогли захватить власть? Утверждение Советской власти - альтернативы 1917-1918 гг.

Победа вооруженного восстания в Петрограде и Москве: государственный переворот или Великая социалистическая революция?

Тема 3. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?

(4 часа)

Гражданская война-трагедия русского народа... Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Ан­танты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? За что боролись в гражданской войне?

Причины победы «красных» и поражения «белых».

Две армии од­ного народа: праведники и мученики Гражданской войны.

Тема 4. Индустриализация страны: достижения и потери.

(4 часа)

Необходимость, цели, средства и источники . Альтернативные подходы к проведению индустриализации. На­чальный этап социалистической индустриализации. Индустриаль­ное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.

Альтернативные варианты проведения индустриализации со­ветского экономиста Г. А. Фельдмана

Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения. Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправле­ния.

«Незначительные жертвы» индустриализации - цена рывка.

Тема 5. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика?

(4 часа)

Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективи­зации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее по­следствия, судьбы крестьян. Голод 1923-1933 гг.

Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В. Чаянова.

Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н.Д. Кондратьева.

Тема 6. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны.

(3 часа)

Официальная историография о внезапности нападения Герма­нии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. Сценарий превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция « Гроза». Версия В. Суворова: «Германский фашизм - это ледокол Рево­люции». Моделирование превентивного удара по версии В. Суво­рова.

Анализ вероятности подобных сценариев.

Тема 7. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом).

(2 часа)

Вероятные версии причин победы советского народа во время Сталинградской битвы. Приказ № 227 «Ни шагу назад!» и его роль в хо­де Сталинградской битвы: он ли помог остановить врага? Разные оценки приказа № 227.

Психологическая готовность советских людей к борьбе с вра­гом.

Цена победы — большая кровь.

Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобо­да — главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоот­верженность нашего народа, его патриотизм - залог Победы.

Тема 8. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколо­тый надвое.

(4 часа)

Анализ ситуации в мире после войны. «Война невероятна, мир невозможен»: кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд современных отечественных историков на пробле­мы «холодной войны».

Истоки «холодной войны. Противники (создание военных бло­ков). Театры «военных действий». Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм — миф или реаль­ность?

Горячие точки «холодной войны». Можно ли было избежать «холодной войны»?

Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.

Тема 9. Альтернативы политического развития в 50-е годы.

(2часа)

Политические альтернативы после смерти И.В.Сталина. Причины победы Н.С.Хрущева в борьбе за власть.

Оценка политических изменений, произошедших в СССР в 50-е годы: «…две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха» (А.Ахматова) - началась ли?

Страна жаждала перемен. Реформы Н.С.Хрущева и их оценка.

Творческая интеллигенция и власть: «зима», «оттепель»… Придет ли весна?
Тема 10. Перестройка - объективная необходимость?

( 3 часа)

М.С.Горбачев. Первый этап перестроечных процессов - «построение социализма с человеческим лицом».

«Больше демократии - больше социализма». Оценка процессов гласности, демократизации, плюрализма. Почему активность «сверху» уступает активности «снизу»?

Отношение к Перестройке различных политических сил.

Нарастание дезинтеграционных процессов в СССР. М.С.Горбачев - «спаситель» или «могильщик» СССР?

КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



№ урока, тема

Кол-во часов

Формы проведения

Формы контроля

Т е м а 1. Проблемы модернизации в развитии России нача­ла ХХ века .

1. Общая характеристика российской экономики в начале ХХ века.
2. Ана­лиз возможностей быстрого экономического развития страны. Н. X. Бунге. И. Л. Вышнеградский, С. Ю. Витге.


2

1


1

Практикум, дискуссия

Лекция, дискуссия с элементами моделирования

Проблемные задания, обобщающая характеристика
Конспект, эссе

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

3. 1917 год: возможность исторического выбора.
4. Оценки событий 1917 года западными историками.
5. Взгляды на Октябрь современных российских историков.
6. Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков. Почему большевики смогли захватить власть?
7. Утверждение Советской власти - альтернативы 1917-1918 гг.
8. Победа вооруженного восстания в Петрограде и Москве: государственный переворот или Великая социалистическая революция?


6
1

1

1

1
1


1


Дискуссия , практикум
Лекция, работа с документами
Лекция, работа с документами


Самостоятельная работа, дискуссия

Практикум: индивидуальная и коллективная исследовательская работа.

Дискуссия с элементами моделирования


Проблемные задания

Конспект, обобщающая характеристика
Конспект, обобщающая характеристика


План-перечисление,

проблемные задания

Сообщения учащихся, таблицы

Мини-исследование общественного мнения

Тема 3. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?

9. Гражданская война-трагедия русского народа... Проблема периодизации Гражданской войны.

10. Три похода Ан­танты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны?
11. За что боролись в гражданской войне? Причины победы «красных» и поражения «белых».

12. Две армии од­ного народа: праведники и мученики Гражданской войны..



4
1


1

1


1

Лекция, практикум

Работа с документами, дискуссия

Практикум, дискуссия

Пресс-конференция, дискуссия


Конспект, таблица


Сообщения, проблемные задания


План-перечисление, проблемные задания

Сообщения, презентации,

эссе

Тема 4. Индустриализация страны: достижения и потери.

13.Индустриализация: необходимость, цели, средства и источники .
14. Индустриаль­ное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги индустриализации.
15. Альтернативные варианты проведения индустриализации со­ветского экономиста Г. А. Фельдмана
16. Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправле­ния. «Незначительные жертвы» индустриализации - цена рывка.

4
1

1

1


1




Практикум, дискуссия


Сообщения по основным вопросам, деловая игра.
Лекция, дискуссия с элементами моделирования

Практикум: работа со статистическим материалом



Таблица, проблемные задания


Сообщения, презентации,

таблица


Конспект


Таблица, проблемные задания, эссе

Тема 5. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика?

17. Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации.
18. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективи­зации. Сопротивление крестьян.
19. Итоги коллективизации и ее по­следствия, судьбы крестьян. Голод 1923-1933 гг.
20. Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В. Чаянова. Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария

Н.Д. Кондратьева.


4

1


1

1


1


Практикум, лекция

Работа с документами, дискуссия

Урок- суд, дискуссия

Лекция, урок-исследование

Конспект


Сообщения, проблемные задания


Таблица, проблемные задания, эссе

Обобщающая характеристика

Тема 6. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны

21. Официальная историография о внезапности нападения Герма­нии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.
22. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.
23. Сценарий превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция « Гроза». Версия В. Суворова: «Германский фашизм - это ледокол Рево­люции».

Анализ вероятности подобных сценариев.



3

1
1


1

Практикум, дискуссия

Дискуссия в форме «круглого стола»
Лекция, практикум

Обобщающая характеристика, выступления


Сообщения, выступления

Конспект, обобщающая характеристика, эссе


Тема 7. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом)

24. Вероятные версии причин победы советского народа во время Сталинградской битвы. Приказ № 227 «Ни шагу назад!» и его роль в хо­де Сталинградской битвы. Цена победы — большая кровь?
25. Не страх, а свобо­да — главная причина успеха.



2

1


1

Практикум, дискуссия

Урок-исследование

Обобщающая характеристика, выступления
Сообщения, выступления


Тема 8. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколо­тый надвое.

26. Анализ ситуации в мире после войны. «Война невероятна, мир невозможен»: кто развязал «холодную войну»?

27. Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной» войны.
28. Истоки «холодной войны. Противники (создание военных бло­ков). Театры «военных действий». Горячие точки «холодной войны».
29. Можно ли было избежать «холодной войны»? Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.


4

1

1

1
1


Урок-исследование


Лекция, дискуссия
Практикум
Деловая игра- обсуждение


Обобщающая характеристика, выступления, проблемные задания
Конспект, обобщающая характеристика
Таблица, проблемные задания, тестирование

Выступления, эссе

Тема 9. Альтернативы политического развития в 50-е годы.

30. Политические альтернативы после смерти И.В.Сталина. Причины победы Н.С.Хрущева в борьбе за власть.

31. Страна жаждала перемен. Реформы Н.С.Хрущева и их оценка. Творческая интеллигенция и власть: «зима», «оттепель»… Придет ли весна?


2

1

1

Лекция,

дискуссия


Урок-исследование


Обобщающая характеристика, выступления

Обобщающая характеристика, выступления, проблемные задания, развернутый план-характеристика


Тема 10. Перестройка - объективная необходимость?

32. М.С.Горбачев. Первый этап перестроечных процессов - «построение социализма с человеческим лицом».
33. «Больше демократии - больше социализма». Оценка процессов гласности, демократизации, плюрализма. Почему активность «сверху» уступает активности «снизу»?

34. Отношение к Перестройке различных политических сил.

Нарастание дезинтеграционных процессов в СССР. М.С.Горбачев - «спаситель» или «могильщик»

СССР.


3
1

1

1



Лабораторно-практическое занятие

Лекция,

дискуссия
Практикум, дискуссия




Таблица, обобщающая характеристика


Конспект, обобщающая характеристика
Выступления, эссе
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск