Скачать 77.93 Kb.
|
Содержание программы Раздел 1. Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить - искусство. Уметь слушать – культура» (Д.С.Лихачёв). Уметь говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Главные признаки текста. Место стилистики в системе наук языкознания. Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства. Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста. Понятие о стилистике и культуре речи. Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика. Стилистика текста (теория слова). Практическая стилистика. Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц. Нормативная стилистика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики. Сопоставление писателей-классиков и современных писателей. Культура речи. Культура речи как предмет языкознания. Определение культуры речи. Составные части культуры речи. Историческая, социальная, психологическая стилизация. Тексты для детей и тексты, написанные от лица ребёнка. Раздел 2. Стилистика и риторика (7ч) О древней науке риторике. Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи. Квинтилиан и три рода ораторской речи. Цицерон. Риторика Средневековья и европейского Возрождения. Разнообразные сочинения по риторике на Руси. Макарий и его «Риторика». Ф.Прокопович «О поэтическом искусстве», «Об искусстве риторики». Книжнославянская письменная традиция. Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого письменно-литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма. Три стиля в российском языке. Истоки возникновения теории «трёх стилей». Развитие теории трёх стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». Стилистические теории Ф.Прокоповича, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина. Категория «высокого» и «низкого». Общие категории «высокого» и «низкого» в литературе и в самой жизни. Их современное содержание. Логическая грамматика (А.А.Потебня). Стилистическое расслоение языка. Основной источник «высокого» и «низкого» в русском языке. Идея «высокого» и «низкого» в других языках. «Хороший», «дурной» и истинный вкус. Истоки книжно-письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха Пушкина – начало современного русского литературного языка. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина. Раздел 3. Стилистика и лексика (5ч) Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика. Разновидности языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Структурно-языковые отношения диалектизмов. Социальные диалекты. Просторечная речь. Пометы в толковых словарях. Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления, термины, книжная, устарелая и разговорная лексика. Общеупотребительная (межстилевая) лексика. Отличия литературной разговорной лексики от просторечной. Профессиональная речь. Книжная лексика. Применение книжной речи. Происхождение книжной лексики. Архаизмы. Историзмы. Пометы в толковых словарях. Виды эмоционально-экспрессивной окраски в лексике. Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально-экспрессивной лексики в толковых словарях. Слово и сфера его употребления. Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значения слов. Психологический и языковой механизм возникновения противоположного значения. Внутренняя форма слова. Цели и задачи обращения к внутренней форме слова. Способы связи звучания и морфологического состава слова с содержанием слова. Признаки внутренней формы слова. Многозначность слова и возможности её использования в стилистических целях. Словообразование и словотворчество. Структура многозначного слова. «Прозаическое» и «поэтическое» мышление. Набор схем, по которым образованы или могут быть образованы слова. Неологизмы. Словотворчество. Границы словотворчества. Системные связи слов – синонимические, предметно-тематические, антонимические. Синонимия и антонимия. Упорядоченность системы хранения слов. Тематические группы. Специальные словари. Созвучия. «Забавные» и «коварные». Сходства и различия звуковой формы слов. Полное совпадение в звуковом облике разных слов или форм. Неполное совпадение звучания разных слов. Рождение рифмы. Игра слов. Раздел 4. Стилистика и фразеология (5ч) Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение. Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значения фразеологизмов. Форма фразеологизма. Роль устойчивых сочетаний в речи. Соотнесение устойчивых сочетаний и свободных словосочетаний. «Свободный» синтаксис и несвободный синтаксис некоторых народов. Порядок слов и интонация фразы. Инверсия в прозе и стихотворной речи. Порядок слов, его роль в речи. Интонация. Интонация начала и конца. Прямой и обратный порядок слов. Фразовое ударение. Логическое ударение. Инверсия в прозе и стихотворной речи. Сходства и различия в порядке слов в прозаической и поэтической речи. Обилие инверсий в стихотворной речи. Период. Прозаическая строфа (абзац). Понятие о периоде. Виды периодов. Абзац. Виды прозаической строфы. «Красная строка – своего рода знак препинания» (Л.В.Щерба). Формы существования речи: диалог и монолог, устная и письменная речь. Понятие о диалоге и монологе. Виды диалогов и монологов, их роль. Структура диалога и монолога. Формы существования речи. Функции языка: общение, сообщение, побудительная, эстетическая. Основные функции языка. Природа, строение языка. Функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный. Понятие о стиле. Время возникновения стилей. Основные признаки каждого функционального стиля. Назначение стиля. Сфера употребления. Языковые приметы. Культура стиля. Раздел 5. Практическая стилистика (4 часа) Работа по тексту – фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Методические рекомендации Урок 2. Место стилистики в системе наук языкознания Виды деятельности на уроке:
Домашнее задание: реферат. 1 группа – Задачи грамматической стилистики. 2 группа – Задачи функциональной стилистики. 3 группа – Задачи стилистики текста. Урок 9 -10. Формирование коммуникативных единиц (Практикум) Виды деятельности на уроке:
Решаемые вопросы: - Предложение и высказывание. - Историческое развитие предложения. - Формирование и воспроизведение коммуникативных единиц. - Человек овладевает грамматикой, грамматика овладевает человеком.
Отбор материала для альманаха.
- Разыграйте ситуацию «На производстве». Ответьте на вопрос: «Какое лингвистическое объяснение можно было дать этому различию?» 1) Представьте себе экскурсию на производство. На каком предприятии могла бы прозвучать такая фраза: «Свиная кожа идёт на изготовление ремней». А на каком – такая: «На изготовление ремней идёт свиная кожа». 2) Определите отношения, которые связывают отдельные предложения в текстах: Приёмный пункт не работает: нет тары. Нет тары – приёмный пункт не работает. Чем выражены эти отношения?
В словаре С.И.Ожегова слово «гнездо» имеет следующие значения: 1) У птиц, насекомых и т.п.: место жилья и кладки яиц… 2) Выводок животных… 3) Группа молодых растений…4) Углубление, куда что-нибудь вставляется…5) Укрытое место для чего-нибудь…6) Группа однокоренных производных слов… - Можно ли свести к какому-то из этих значений содержание слова «гнездо» в следующей цитате из «Записок на манжетах» М.Булгакова: «В редакции, под винтовой лестницей, свил гнездо цех местных поэтов». Как мы понимаем данную фразу и на основании чего устанавливаем значение конкретного слова в ней? Домашнее задание: подготовиться к семинару по вопросам . - Разработать основные положения для групп участников деловой игры. - Подготовить бланки оценок работы. - Продумать сценарий игры. - Составить сценарий грамматического представления. Список литературы Для учителя:
Для учащихся:
|
К рабочей программе учебной дисциплины «Стилистика и культура речи» Предмет «Стилистика и культура речи» вводится в соответствии с фгос спо в педагогическом колледже кбгу в качестве дисциплины цикла... | Вопросы к экзамену по курсу «Стилистика и культура речи» для студентов 1 курса ииял Культура речи как наука. Понятие языковой нормы. Типы норм. Речевая культура. Типы речевых культур | ||
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Конспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1 Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный... | ||
Введение в дисциплину. Язык. Речь. Культура. Культура речи и культура общения Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл | Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | ||
1. Предмет, цели и задачи курса «Стилистика русского языка и культура речи» Тема Предмет, цели и задачи курса «Стилистика русского языка и культура речи» | Урок 47 (8 класс) Цели урока: уметь применять принципы классификации веществ (по составу); уметь определять место оксидов в общей классификации веществ;... | ||
Содержание раздел Пояснительная записка с. 3 – 5 Раздел Организация... Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И. А. Крым; Кузбасский институт... | Урок 1 (8 класс) Цели урока: уметь определять роль и особенность науки, уметь перечислять методы, применяемые в химии и знать их особенности; уметь... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: уметь давать определения «генетическая связь» и «генетический ряд»; уметь определять виды и разновидности генетических... | Урок 3 (8 класс) Цели урока: уметь составлять схемы химических реакций; уметь определять реагенты и продукты в схеме реакций; уметь формулировать... | ||
Аннотация рабочей программы дисциплины (модуля) мировая культура и искусство Дисциплина «Мировая культура и искусство» является дисциплиной профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного... | Реферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения» Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их... |