Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв)





Скачать 77.93 Kb.
НазваниеСодержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв)
Дата публикации15.08.2014
Размер77.93 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
Содержание программы

Раздел 1. Стилистика и культура речи (13ч)

Введение. «Уметь говорить - искусство. Уметь слушать – культура» (Д.С.Лихачёв).

Уметь говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Главные признаки текста.
Место стилистики в системе наук языкознания.

Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства.
Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста.

Понятие о стилистике и культуре речи. Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика. Стилистика текста (теория слова).
Практическая стилистика.

Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц.

Нормативная стилистика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики. Сопоставление писателей-классиков и современных писателей.
Культура речи. Культура речи как предмет языкознания.

Определение культуры речи. Составные части культуры речи. Историческая, социальная, психологическая стилизация.

Тексты для детей и тексты, написанные от лица ребёнка.

Раздел 2. Стилистика и риторика (7ч)

О древней науке риторике.

Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи. Квинтилиан и три рода ораторской речи. Цицерон. Риторика Средневековья и европейского Возрождения. Разнообразные сочинения по риторике на Руси. Макарий и его «Риторика». Ф.Прокопович «О поэтическом искусстве», «Об искусстве риторики».
Книжнославянская письменная традиция.

Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого письменно-литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма.
Три стиля в российском языке.

Истоки возникновения теории «трёх стилей». Развитие теории трёх стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». Стилистические теории Ф.Прокоповича, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина.
Категория «высокого» и «низкого».

Общие категории «высокого» и «низкого» в литературе и в самой жизни.

Их современное содержание. Логическая грамматика (А.А.Потебня). Стилистическое расслоение языка. Основной источник «высокого» и «низкого» в русском языке. Идея «высокого» и «низкого» в других языках.
«Хороший», «дурной» и истинный вкус.

Истоки книжно-письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха Пушкина – начало современного русского литературного языка. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина.

Раздел 3. Стилистика и лексика (5ч)

Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика.

Разновидности языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Структурно-языковые отношения диалектизмов. Социальные диалекты. Просторечная речь. Пометы в толковых словарях. Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика.
Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления, термины, книжная, устарелая и разговорная лексика.

Общеупотребительная (межстилевая) лексика. Отличия литературной разговорной лексики от просторечной. Профессиональная речь. Книжная лексика. Применение книжной речи. Происхождение книжной лексики. Архаизмы. Историзмы. Пометы в толковых словарях.
Виды эмоционально-экспрессивной окраски в лексике.

Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально-экспрессивной лексики в толковых словарях.
Слово и сфера его употребления.

Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значения слов. Психологический и языковой механизм возникновения противоположного значения.
Внутренняя форма слова.

Цели и задачи обращения к внутренней форме слова. Способы связи звучания и морфологического состава слова с содержанием слова. Признаки внутренней формы слова.
Многозначность слова и возможности её использования в стилистических целях. Словообразование и словотворчество.

Структура многозначного слова. «Прозаическое» и «поэтическое» мышление. Набор схем, по которым образованы или могут быть образованы слова. Неологизмы. Словотворчество. Границы словотворчества.
Системные связи слов – синонимические, предметно-тематические, антонимические.

Синонимия и антонимия. Упорядоченность системы хранения слов. Тематические группы. Специальные словари.
Созвучия. «Забавные» и «коварные».

Сходства и различия звуковой формы слов. Полное совпадение в звуковом облике разных слов или форм. Неполное совпадение звучания разных слов. Рождение рифмы. Игра слов.
Раздел 4. Стилистика и фразеология (5ч)

Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение.

Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значения фразеологизмов. Форма фразеологизма. Роль устойчивых сочетаний в речи. Соотнесение устойчивых сочетаний и свободных словосочетаний. «Свободный» синтаксис и несвободный синтаксис некоторых народов.
Порядок слов и интонация фразы. Инверсия в прозе и стихотворной речи.

Порядок слов, его роль в речи. Интонация. Интонация начала и конца. Прямой и обратный порядок слов. Фразовое ударение. Логическое ударение. Инверсия в прозе и стихотворной речи. Сходства и различия в порядке слов в прозаической и поэтической речи. Обилие инверсий в стихотворной речи.
Период. Прозаическая строфа (абзац).

Понятие о периоде. Виды периодов. Абзац. Виды прозаической строфы. «Красная строка – своего рода знак препинания» (Л.В.Щерба).
Формы существования речи: диалог и монолог, устная и письменная речь.

Понятие о диалоге и монологе. Виды диалогов и монологов, их роль. Структура диалога и монолога. Формы существования речи.
Функции языка: общение, сообщение, побудительная, эстетическая.

Основные функции языка. Природа, строение языка.
Функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

Понятие о стиле. Время возникновения стилей. Основные признаки каждого функционального стиля. Назначение стиля. Сфера употребления. Языковые приметы. Культура стиля.
Раздел 5. Практическая стилистика (4 часа)

Работа по тексту – фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Методические рекомендации
Урок 2. Место стилистики в системе наук языкознания

Виды деятельности на уроке:

  1. Формулирование целей и задач стилистики в системе наук.

  2. Работа над стилистическим единством домашнего сочинения-миниатюры.


Домашнее задание: реферат. 1 группа – Задачи грамматической стилистики. 2 группа – Задачи функциональной стилистики. 3 группа – Задачи стилистики текста.
Урок 9 -10. Формирование коммуникативных единиц (Практикум)

Виды деятельности на уроке:

  1. Заседание клуба «Любители и почитатели русского языка».

Решаемые вопросы:

- Предложение и высказывание.

- Историческое развитие предложения.

- Формирование и воспроизведение коммуникативных единиц.

- Человек овладевает грамматикой, грамматика овладевает человеком.


  1. Обсуждение выступлений.

Отбор материала для альманаха.


  1. Работа в группах. «Игра всерьёз».

- Разыграйте ситуацию «На производстве». Ответьте на вопрос: «Какое лингвистическое объяснение можно было дать этому различию?»

1) Представьте себе экскурсию на производство. На каком предприятии могла бы прозвучать такая фраза:

«Свиная кожа идёт на изготовление ремней».

А на каком – такая:

«На изготовление ремней идёт свиная кожа».

2) Определите отношения, которые связывают отдельные предложения в текстах:

Приёмный пункт не работает: нет тары.

Нет тары – приёмный пункт не работает.

Чем выражены эти отношения?


  1. Работы со словарём.

В словаре С.И.Ожегова слово «гнездо» имеет следующие значения: 1) У птиц, насекомых и т.п.: место жилья и кладки яиц… 2) Выводок животных… 3) Группа молодых растений…4) Углубление, куда что-нибудь вставляется…5) Укрытое место для чего-нибудь…6) Группа однокоренных производных слов…

- Можно ли свести к какому-то из этих значений содержание слова «гнездо» в следующей цитате из «Записок на манжетах» М.Булгакова:

«В редакции, под винтовой лестницей, свил гнездо цех местных поэтов».

Как мы понимаем данную фразу и на основании чего устанавливаем значение конкретного слова в ней?
Домашнее задание: подготовиться к семинару по вопросам .

- Разработать основные положения для групп участников деловой игры.

- Подготовить бланки оценок работы.

- Продумать сценарий игры.

- Составить сценарий грамматического представления.
Список литературы

Для учителя:

  1. Булатова Л.Н., Касаткин Л.Л., Строганова Т.Ю. О русских народных говорах. – М.: Просвещение, 1975.

  2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983.

  3. Дивненко О.В. Эстетика: серия «Школьная тетрадь». – М.: Спектор -5, 1994.

  4. Каменская Р.А. Культурология: опыт использования активных форм обучения в преподавании дисциплины. – В.: НОУ ВПО ВИБ, 2004.

  5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1977.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 11-е изд. – М., 1975.

  7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М.: АСТ- ЛТД, 1998.

  8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.

  9. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М.: Знание, 1978.

  10. Словарь синонимов: справочное пособие/ под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Наука, 1975.

  11. Фразеологический словарь русского языка/ под ред. А.И. Молоткова. - М., 1979.



Для учащихся:

  1. Баранов В.Ф. А как у вас говорят? – М.: Просвещение, 1986.

  2. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса/ сост. В.А. Мызина. – М.: просвещение, 1976.

  3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1976.

  4. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.

  5. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. ( Познавательные задачи при обучении русскому языку). – М.: Просвещение, 1983.

  6. Колосов В.В. История русского языка в рассказах. – М.: Просвещение, 1982.

  7. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1976.

  8. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М.: Наука, 1973.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconК рабочей программе учебной дисциплины «Стилистика и культура речи»
Предмет «Стилистика и культура речи» вводится в соответствии с фгос спо в педагогическом колледже кбгу в качестве дисциплины цикла...
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconВопросы к экзамену по курсу «Стилистика и культура речи» для студентов 1 курса ииял
Культура речи как наука. Понятие языковой нормы. Типы норм. Речевая культура. Типы речевых культур
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconКонспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1
Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный...
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconВведение в дисциплину. Язык. Речь. Культура. Культура речи и культура общения
Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) icon1. Предмет, цели и задачи курса «Стилистика русского языка и культура речи»
Тема Предмет, цели и задачи курса «Стилистика русского языка и культура речи»
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconУрок 47 (8 класс)
Цели урока: уметь применять принципы классификации веществ (по составу); уметь определять место оксидов в общей классификации веществ;...
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconСодержание раздел Пояснительная записка с. 3 – 5 Раздел Организация...
Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И. А. Крым; Кузбасский институт...
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconУрок 1 (8 класс)
Цели урока: уметь определять роль и особенность науки, уметь перечислять методы, применяемые в химии и знать их особенности; уметь...
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: уметь давать определения «генетическая связь» и «генетический ряд»; уметь определять виды и разновидности генетических...
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconУрок 3 (8 класс)
Цели урока: уметь составлять схемы химических реакций; уметь определять реагенты и продукты в схеме реакций; уметь формулировать...
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconАннотация рабочей программы дисциплины (модуля) мировая культура и искусство
Дисциплина «Мировая культура и искусство» является дисциплиной профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного...
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconРеферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения»
Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится...
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Содержание программы Раздел Стилистика и культура речи (13ч) Введение. «Уметь говорить искусство. Уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачёв) iconУрок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока
Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск