Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио»





НазваниеПрограмма художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио»
страница1/7
Дата публикации06.09.2014
Размер0.56 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г. о. Власиха Московской области

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Методический совет Директор МОУ ДОД

МОУ ДОД ДШИ ДШИ «Гармония» «Гармония»

Протокол № 3 _______ Э.А. Янковский

от 10.06. 2013 г. «___»___________ 2013 г.

Рекомендовано

Педагогическим советом

МОУ ДОД ДШИ

«Гармония»

Протокол № 14

от 11.06. 2013 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности
по предмету

«СОЛЬФЕДЖИО»
на 2013-2014 учебный год

(для обучающихся 1-5 классов

музыкальных отделений школы)


Срок реализации программы - 5 лет
Составитель:

Пашнина М.Н.,

Смирнова Л.Д.

преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин
г.о. Власиха Московской области

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для занятий в 1-5 классе ДШИ «Гармония» г.о. Власиха по предмету «Сольфеджио». Программа опирается на требования, утвержденные Министерством культуры СССР в 1984, 1991 гг. Программа составлена на основе типовой программы по сольфеджио для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств,вечерних школ общего музыкального образования, утвержденной Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры ССС ( Москва, 1984 г.). Автор программы – Т. А. Калужская.

Отличительные особенности программы: данная рабочая программа является адаптированной  к условиям ДШИ «Гармония» г.о. Власиха, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контенгент обучающихся и особенности образовательного процесса данной школы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

*****

Предмет «сольфеджио» является одной из музыкально-теоретических дисциплин в Детской школе искусств наряду со слушанием музыки и музыкальной литературой. Изучение данного предмета помогает обучающимся в занятиях на инструменте, по музыкальной литературе, хору и другим предметам. Предмет «сольфеджио» способствует развитию музыкальных данных – слуха, памяти, чувства ритма, знакомит с теоретическими основами музыкального искусства и, вместе с тем, помогает выявлению и развитию творческих задатков учащихся.

Особенности данной программы состоят в отличиях в подаче материала и методах работы с обучающимися разных отделений. Это связано с психофизическими и эмоциональными особенностями учащихся. Так, на фортепианном отделении больше времени отводится интонированию и упражнениям на инструменте (фортепиано) – игра цифровок, гамм, мелодий из музыкальной литературы. Вокалистам предлагается больше слуховых и вокально-интонационных заданий. На оркестровом отделении предпочтительнее давать практические письменные и слуховые упражнения (в силу слабых вокальных данных учащихся).

Данная программа рассчитана на 5 лет обучения, для детей в возрасте с 9(10) лет. В соответствии с учебным планом на предмет «Сольфеджио» отводится 49,5 часов в год,  из расчёта  - 1,5 часа в неделю.

Цель программы – способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.

Задачи:

      Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;

      Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка;

      Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;

Выработка у обучающихся слуховых представлений.
Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:

     - вокально – интонационные навыки;

      - сольфеджирование и пение с листа;

      - воспитание чувства метроритма;

      - воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);

      - музыкальный диктант;

      - воспитание творческих навыков;

      - теоретические сведения

Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач педагога по сольфеджио является выработка у учащихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики обучающегося, а также для дальнейшей деятельности как музыканта – как профессионала, так и любителя.

     Необходимость освоения обучающимися сложного комплекса знаний и приобретение ими целого ряда навыков, определённых программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, творческой инициативы, любви к своей работе.

    Большую роль играет планирование учебного процесса в целом, а также тщательная подготовка каждого урока, подбор музыкального материала.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Вокально-интонационные навыки

Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-интонационные упражнения (пения гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух.

Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые обучающиеся получают на уроках сольфеджио.

При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато). Как и при сольфеджировании большую роль играет тональная настройка.

На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме и по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада, в разбивку и составленных из них мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и т.д.

Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада можно использовать элементы существующих современных систем начального музыкального образования, как, например, показ ступеней по болгарской столбице, ручными знаками из венгерской системы относительной сольмизации, а также и некоторые другие приемы (числовой показ ступеней пальцами рук, пение ступеней по таблицам, карточки с римскими цифрами, обозначающими порядковый номер ступени и т.д.)

В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувство строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании.

Параллельно с ладовыми упражнениями следует ситематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука. 

Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки  из музыкальной литературы, а также упражнения, составленные педагогом.

 


Сольфеджирование и пение с листа

Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.


Работа в этом направлении должна вестись в течении всех лет обучения. При сольфеджиоровании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (в начале – выученных на слух мелодий, а в дальнейшем – незнакомых мелодий,  песен). При этом  педагог должен обращать внимание на правильность и четкость дирижерского жеста обучающегося С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, обращать внимание на посадку обучающихся при пении. Преподаватель должен ориентироваться на голосовой диапазон обучающихся младших классов («до» первой октавы – «ми» второй октавы). В старших классах его можно расширить. Встречаются обучающиеся с ограниченным голосовым диапазоном. Следует систематически работать над его расширением, не перегружая голосовой аппарат.  В отдельных случаях целесообразно менять тональность исполняемого произведения, транспонируя его в соответствии с голосовым диапазоном обучающегося.

На уроках сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения (a capella); не рекомендуется дублировать мелодию. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах, при потере ощущения лада, можно поддержать пение ученика гармоническим сопровождением. Однако, наряду с пением без сопровождения необходимо использовать (особенно в младших классах) пение песен с текстовым и фортепианным сопровождением.

Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует вводить элементы двухголосных примеров.

  Пение с листа – один из важнейших практических навыков. Это пение по нотам незнакомой мелодии. Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у обучающегося значительного слухового опыта, ощущение метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной  записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность.

В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (научить обучающихся мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).

В процессе развития навыка пения с листа следует добиваться осмысленного и выразительного пения. Нельзя допускать механического пения от ноты к ноте, следует обучать ученика все время смотреть по нотному тексту как бы вперед и петь без остановок, не теряя ощущения конкретной тональности.

Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. В младших классах обучающиеся это делают совместно с преподавателем, в старших – самостоятельно. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические и другие особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации (проговаривания названий звуков в ритме).

При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. Примерная форма настройки: педагог играет в данной тональности свободную гармоническую последовательность (несколько аккордов, утверждающих данную тональность).

Музыкальные примеры пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые обучающимися мелодические и ритмичесике обороты. Очень важны художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие.

Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в младших классах следует проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к индивидуальному пению.

Важным и полезным приемом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.

Воспитание чувства метроритма

Воспитание чувства метроритма столь же необходимо как и развитие ладово-интонационных навыков. Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно  у детей, связано с двигательной реакцией. Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть – «шаг», восьмые – «бег»).

Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторное (простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, исполненного педагогом; простукивание ритмического рисунка, записанного на доске; специальных карточках, по нотной записи; проговаривая ритмического рисунка слогами с тактированием или без него; ритмическое остинато,  аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение  несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом, на ударном инструменте и т.д.).

Все упражнений предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам составлять варианты таких упражнений и продумывать новые. Необходимо помнить, что каждая ритмическая фигура, оборот должны быть прежде всего восприняты эмоционально, затем практически проработаны, и лишь затем дано их теоретическое обоснование.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, но следует делать его самостоятельно. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для обучающегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.

Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых, выученных мелодий, упражнений, а также при слушании музыки.

Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)

Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха обучающегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить обучающегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создает необходимую  слуховую базу для изучения и осознания для разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).

Систематическая работа по анализу на слух дает возможность обучающемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение она имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой обучающихся, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте.

Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:

  • целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;

  • анализ отдельных элементов музыкального языка.

Целостный анализ

Основная задача этого вида анализа – научить обучающихся слушать музыкальные произведения.

При прослушивании  одноголосной мелодии они должны не только эмоционально воспринять ее, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику ее построения и развития (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т.д.), узнать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и т.д. и дать всему словесное объяснение.

При анализе многоголосной музыки обучающиеся должны услышать в ней пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).

Решающую роль при этом играем подбор музыкального материала. Музыкальные произведения, особенно вначале, должны быть небольшими по объему, доступными по содержанию, разнообразными по характеру, стилистическими особенностями.  Это могут быть примеры из музыкальной литературы.

Желательно максимально использовать произведения, исполняемые обучающимися в инструментальных классах.  Одним из обязательных условия для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение музыкальных произведений педагогом. Возможно также использование озвученных пособий и примеров в аудио- записи. Целостным анализом необходимо заниматься на протяжении всех лет обучения, но особенно важным является в 1-3 классах, т.е. до начала занятий по музыкальной литературе.
Анализ элементов музыкального языка

Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и осознание) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального произведения: анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм, отдельных ступеней лада,  мелодических оборотов; ритмических оборотов; интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании, отзвука, в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательностях; аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом виде.

Следует помнить, что этот раздел работы, несмотря на свое значение, не должен превалировать на уроках сольфеджио, а определение на слух интервалов и аккордов не может быть целью.

В качестве материала для анализа на слух элементов музыкального языка могут быть использованы как примеры из художественной литературы, так и сочиненные педагогом специальные слуховые упражнения (мелодия с характерными интонационными оборотами, последовательности интервалов и аккордов и т.д.). Желательно, чтобы они были организованы метроритмически, музыкально исполнены.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconОбразовательные программы дополнительного образования детей художественно-эстетической...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Баяндаевская детская школа искусств» (далее...
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая образовательная программа художественно эстетической направленности по предмету «Специальный инструмент. Гитара шестиструнная»...
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconВоспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного...
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы...
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconВоспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного...
Методические пособия 1 и 2, выданные на семинаре в мае 2011 г. (Правила международных соревнований по прыжкам на лыжах и лыжному...
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconРеализуемые основные и дополнительные образовательные программы
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Фортепиано» (5 и 7 лет обучения)
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconПрограмма художественно-эстетической направленности «общее фортепиано»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской...
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconПояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой...
Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности....
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» icon"Зарубежные вокальные школы" cтудентки IV курса отделения эстрадного...
Библиотечный фонд отдела организации и координации мероприятий художественно-эстетической направленности
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» icon"Зарубежные вокальные школы" cтудентки IV курса отделения эстрадного...
Библиотечный фонд отдела организации и координации мероприятий художественно-эстетической направленности
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Индивидуальный образовательный маршрут к программе дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Обучение...
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Положение о дополнительных общеобразовательных программах художественно-эстетической направленности гбоу спо сызранского колледжа...
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconПрограмма художественно-эстетической направленности (изобразительное...
Цель: познакомить с путешествием зернышка от поля до стола (как получается хлеб)
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconПоложение о городском контрольном уроке по сольфеджио
Цель: Создание условий для выявления и поддержки талантливых детей; активизация интереса учащихся к предмету сольфеджио
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconОтчет о самообследовании гбоудод г. Москвы «дмш имени А. П. Бородина»
В школе созданы все необходимые условия для осуществления образовательного процесса и реализации общеобразовательных программ дополнительного...
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» iconПрограммы художественно-эстетической направленности «Познаю мир»...
Учебные пособия: (являются собственностью педагога, библиотека в учреждении отсутствует)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск