Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002





Скачать 126.21 Kb.
НазваниеПримерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002
Дата публикации01.10.2014
Размер126.21 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Культура > Примерная программа
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ГИМНАСТИКА
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ШКОЛ И ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

МОСКВА 2002

Одобрена Научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ.
Составитель: С. Г. Федотова,

заведующая хореографическим отделением Детской школы искусств № 6 г. Москвы.

Рецензенты: Л. С. Черкасова,

проректор по научной работе Московской государственной академии хореографии.

Т. Н. Алёшкина,

заведующая хореографическим отделением Детской школы искусств N° 2 им. С. И. Мамонтова г. Москвы.

Программа создана на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре Правительства Москвы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа создана автором на основе опыта работы с детьми на хореографическом отделении ДШИ № 6 г. Москвы.

Дети, поступающие на хореографическое отделение, как правило, не имеют какой-либо подготовки в области культуры движения, страдают недостатками физического сложения тела, не имеют ярко выраженных профессиональных данных, необходимых для занятия хореографией.

Эти факторы создают значительные дополнительные трудности при освоении учащимися материала специальных танцевальных дисциплин, тормозят процесс обучения и развития творческого начала ребенка. В связи с этим педагоги-хореографы, испытывая острый недостаток учебного времени, вынуждены часть урока отводить специально для занятий гимнастикой. Гимнастические упражнения, отвечающие задачам хореографического обучения, позволяют ускорить исправление физических недостатков и развитие профессиональных данных детей.

В этой ситуации очень важное значение приобретает введение в учебный процесс предмета «Коррегирующая гимнастика».

Цель предмета — преобразовать личность ребенка, его внутренний духовный мир и внешний облик.

Задачи предмета: физическое, психологическое, профессиональное и духовное развитие ребенка.

Главная задача педагога — создать условия для вовлечения ученика в процесс активного труда и развития у него разносторонних качеств, в том числе и профессиональных данных.

В соответствии с учебным планом ДШИ № 6 обучение предмету «Коррегирующая гимнастика» рассчитано на 3 года. В практические задачи данного курса входит:

  1. формирование осанки;

  2. корректировка физических недостатков строения тела;

  3. тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  4. развитие мышечно-связочного аппарата и профессиональных данных;

  5. воспитание психологических качеств личности;

  6. развитие танцевально-ритмической координации и выразительности. Все перечисленные задачи курса тесно связаны между собой. Результаты их освоения взаимообусловлены, имеют взаимозависимый характер. Например, формирование осанки, корректировка отдельных недостатков в физическом строении тела и другие задачи находятся в прямой зависимости от постановки дыхательной системы у конкретного ученика, от его умений, навыков использования правил дыхания. В свою очередь, выработка правильного дыхания зависит от осанки, психологических качеств личности, развития мышечно-связочного аппарата и др.

При разработке содержания программы по годам обучения использовались рекомендации медицинских исследований в спортивной и художественной гимнастике, проведенные в детских группах и группах юниоров.
Краткие методические рекомендации

Занятия коррегирующей гимнастикой рекомендуется начинать в 1 классе школы искусств с детьми семилетнего возраста и проводить их по 2 часа в неделю с продолжительностью учебного часа, равного 45 минутам.

Первые годы обучения в детской школе искусств совпадают по времени с бурным развитием всего организма ребенка. У детей формируется скелет, мышечная система, развиваются внутренние органы. Это обстоятельство накладывает на преподавателя особую ответственность при определении объема учебной нагрузки учащихся на каждом уроке.

Структура всех уроков имеет единую форму. Урок делится на три части: подготовительную часть, основную часть и заключительную часть. Однако это не ограничивает вариативности проведения занятий. Они могут отличаться дозировкой частей урока и движений, амплитудой и темпом исполнения движений. Каждый урок начинается и заканчивается поклоном.

В первый и второй годы обучения гимнастике, когда у ребенка семи-восьми лет еще не окреп позвоночный столб и слабо развиты мышцы и связочный аппарат, упражнения основной части урока исполняются на полу (лежа и сидя). В дальнейшем можно чередовать исходное положение с другими упражнениям: лежа на полу, сидя на полу, стоя лицом к станку, стоя на середине зала и др.

Особое внимание необходимо уделить осознанному исполнению учащимися движений. Они должны знать и понимать, что делают, зачем надо делать так, а не иначе. Сознательное исполнение ускорит выработку мышечных ощущений (напряжение, расслабление), а также закрепление теоретического понимания и практического умения, что положительным образом скажется на качестве исполнения изучаемого материала.

Важная роль отводится музыкальному оформлению урока. Многие педагоги и концертмейстеры относятся к звучащей на уроках музыке как к положительному фону, помогающему дисциплинировать учащихся, сосредоточить их внимание. Действительно, устанавливая единый для всех темп и ритм исполнения движений, музыка несет функцию организатора. Однако этим ее влияние не ограничивается, возможности ее воздействия на детские личности гораздо шире и объемнее. Музыка, являясь импульсом к движению, дает эмоциональный заряд, помогает повысить работоспособность, вырабатывает характер, четкость и законченность исполнения, то есть несет художественно-воспитательную функцию. В связи с этим высокие требования предъявляются к концертмейстеру, предлагающему и исполняющему соответствующие учебным задачам музыкальные произведения.

В процессе обучения необходимо ознакомить учащихся со строением тела и некоторыми анатомическими терминами. Учитывая большую нагрузку на мышечно-связочный аппарат, целесообразно научить их простейшим приемам массажа.

В конце каждой учебной четверти рекомендуется проводить контрольные уроки.

На уроках гимнастики осуществляется комплексное, методически направленное воздействие на личность ребенка, которое помогает ему достичь чувства раскрепощенности и комфорта в окружающем мире.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения

Задачи

  1. Ознакомление учащихся с элементарными знаниями анатомии человека и системой дыхания.

  2. Развитие сознательного управления своим телом.

  3. Исправление отдельных недостатков в физическом строении тела.

  4. Овладение первоначальными навыками координации движений.

  5. Освоение рисунка построений для развития ориентировки в пространстве.


Подготовительная часть урока

  1. Бытовой шаг.

  2. Танцевальный шаг (с носка стопы).

  3. Шаги на пятках.

  4. Шаги на полупальцах с вытянутыми коленями.

  5. Шаги с подъемом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении.

  6. Легкий бег с пальцев вытянутой стопы.

  7. Бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении.

  8. Бег с подниманием вперед ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении.


Основная часть урока

  1. Исходное положение лежа на спине.

  2. Лежа на спине: напряжение брюшных и тазобедренных мышц с вытягиванием ног в коленях и стопах по первой прямой позиции.

  1. Исходное положение сидя на полу.

  2. Сидя на полу: напряжение брюшных и тазобедренных мышц с вытягиванием ног в коленях и стопах по первой прямой позиции.

  3. Лежа на спине: поочередное сокращение стопы правой и левой ноги, затем одновременное сокращение стоп по первой прямой позиции.

  4. Лежа на спине: «лягушка».

  5. Лежа на спине: медленный подъем ног на 45°, опускание вытянутых ног (отдельно каждой ноги), затем двух вместе по первой прямой позиции.

  6. Сидя на полу: подъем — опускание правого и левого плеча поочередно, затем вместе.

  7. Сидя на полу: повороты головы направо и налево.

  8. Сидя на полу: наклоны головы к правому и левому плечу вперед иназад, затем круговые движения головы.

  9. Лежа на спине: приведение ног в положение первой выворотной позиции.

  10. Сидя на полу: наклоны корпуса к ногам по первой прямой, затем по первой выворотной позиции.

  11. Исходное положение лежа на животе.

  12. Лежа на животе: приведение ног в положение первой выворотной позиции.

  13. Лежа на животе: «лягушка».

  14. Лежа на животе: подъем корпуса с опорой на руки, затем без опоры.

  15. Лежа на животе: подъем ног назад поочередно, двух ног в положение «лодочка», затем раскачивание в этом положении с включением корпуса и рук.

  16. Лежа на спине: подтягивание к груди согнутой в колене ноги (каждой поочередно), затем двух ног одновременно в положение «калачик».

  17. Раскачивание вперед — назад в положении «калачик».

  18. «Мостик» из положения лежа на спине.


Заключительная часть урока

  1. Подскоки по первой прямой позиции с вытягиванием стоп: на месте, с продвижением вперед, назад и из стороны в сторону.

  2. Перескоки с ноги на ногу на месте и в продвижении с положением стопы на щиколотке, затем у колена.

  3. Медленное поднимание рук вперед — вверх, в сторону — вверх с одновременным отведением ноги на носок назад и в сторону.


Второй год обучения

Задачи

1. Дальнейшее развитие двигательных функций ног в выворотном положении: вытянутости стопы и колена, уровня высоты поднимаемой ноги (танцевального шага).

2. Расширение комплекса упражнений на развитие гибкости корпуса.

3. Развитие выносливости и силы ног за счет изменения характера движения, увеличения количества движений в упражнениях и ускорения темпа исполняемых движений.

  1. Выработка умения распределять движение во времени и пространстве.

  2. Изучение приемов правильного дыхания.


Подготовительная часть урока

  1. Комбинирование различных видов шагов, изученных на первом году обучения.

  2. Комбинирование различных видов бега, изученных на первом году обучения.

3. Мелкий бег на полупальцах.

4. Выбрасывание вытянутых ног вперед и назад на 45° — на месте и с продвижением вперед и назад.
Основная часть урока

  1. Сидя на полу: поочередное, затем одновременное сокращение стоп в выворотном положении.

  2. Сидя на полу: поочередные, затем одновременные круговые движения стоп в выворотном положении.

  3. Лежа на спине: медленный поочередный, затем одновременный подъем ног в выворотном положении на 45°, затем на 90° с опусканием в исходное положение.

  4. Лежа на спине: резкие броски ног в выворотном положении вперед на 45°, затем на 90°.

  5. Лежа на спине: поочередное сокращение стоп в выворотном положении ноги, поднятой на 45°, затем на 90°.

  6. Сидя на полу: наклоны корпуса в сторону.

  7. Лежа на спине: отведение ноги в выворотном положении в сторону на 45°, затем на 90°.

  8. Лежа на спине: медленный подъем ноги на 90° и отведение ноги в сторону. Возвращение ноги по полу до исходного положения.

  9. Подтягивание к груди согнутой в колене ноги, затем разворот ноги в тазобедренном суставе до пола.

  10. Лежа на животе: медленный поочередный, затем одновременный подъем ног назад в выворотном положении.

  11. Лежа на животе: резкие броски ног назад в выворотном положении.

  12. Лежа на животе: подъем корпуса с помощником, удерживающим ноги в выворотном положении и с отведением рук в стороны, затем переводом их на затылок.

  13. Лежа на животе: «кольцо».

  14. Лежа на животе: «качалка» с положением рук на затылке. 15.Сидя на полу: прямой шпагат с правой и левой ноги; поперечный' шпагат с помощником.


Заключительная часть урока

  1. «Мостик» с помощником.

  2. Прыжки по первой прямой позиции на месте и с продвижением вперед — назад и вправо — влево.

  3. Прыжки с хлопками.

  4. Короткие комбинации на подскоки по линиям и по кругу.

  5. Спокойная передача, броски и ловля мяча.

  6. Резкий подъем рук вперед — вверх, в сторону — вверх с одновременным подъемом на полупальцы.

  7. Медленное кругообразное движение рук: вперед, вверх, в сторону, вниз, затем в обратном направлении с подъемом на полупальцы и опусканием в исходное положение.


Третий год обучения

Задачи

  1. Закрепление пройденного ранее.

  2. Расширение комплекса упражнений на развитие шага (высоты поднимаемой ноги) и прыжка.

  3. Развитие дыхания, силы и выносливости за счет увеличения количества исполняемого движения (до 32-х подряд).

  4. Развитие ловкости и танцевально-ритмической координации в упражнениях с предметами (мячи, скакалки и др.).

  5. Освоение приемов вращений.


Подготовительная часть урока

  1. Комбинирование различных видов шагов с бегом.

  2. Комбинирование различных видов бега с подскоками.


Основная часть урока

  1. Повторение ранее пройденных движений лежа на полу и стоя с убыстрением темпа исполнения, удлинением комбинаций движений, увеличением количества отрабатываемого в упражнении движения.

  2. Наклоны корпуса: вперед, назад, вправо, влево, круговые движения.

  3. Круговые движения рук: кистью, локтем, всей рукой.

  4. Круговые движения плеч (руки опущены вниз) — поочередные и одновременные.

  5. Различные растяжки и шпагаты.

  6. Переворот через голову — «кувырок».

  7. Переворот на руках — «колесо».

  8. Поворот на одной ноге на 360°.

  9. Прыжки (до 32-х подряд):

  • по первой прямой и первой выворотной позициям;

  • на одной ноге;

  • трамплинные;

  • с поворотом на 180°, затем на 360°;

  • поочередно с хлопками.


Заключительная часть урока.

  1. Упражнения с различными предметами: передача, броски, ловля и др.

  2. Небольшие танцевально-гимнастические этюды, составленные из пройденных движений.

  3. Различные port de bras и движения на восстановление дыхания.

  4. Обсуждение правил исполнения движений, результатов урока.

  5. Простейшие приемы массажа ног, спины, рук.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconПримерная программа для детских хореографических школ и хореографических...
Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconПо предмету «Ритмика» образовательной программы
Программа разработана Константиновой С. Ю. на основе примерной программы для детских хореографических школ и хореографических отделений...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconРабочая программа по предмету «Танец» образовательной программы
Программа разработана на основе примерной программы для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств,...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических школ и хореографических отделений детских...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических школ и хореографических отделений детских...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconПрограмма «Беседы о хореографическом искусстве» Отделение «Хореографическое...
Программа разработана на основе примерной программы для хореографических отделений детских школ искусств 2002 года
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconШвыдкой михаил Ефимович
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconЗакон города москвы
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconЗачем ребёнку нужны танцы?
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconТема: "Танцы народов мира"
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение г. Москва средняя...
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconАннотация к рабочей программе «Музыкальный инструмент. Фортепиано»
Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств. Музыкальный инструмент. Фортепиано» (Москва, 2006г.) и «Примерной...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconГлавное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconИсследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе?
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconКонспект занятия по художественному движению для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств москва 2002 iconСитуационные задачи к разделу IV стимулирование сбыта в практике...
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск