Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято
на заседании кафедры
начальных классов
Протокол № ___ от « __»_____________20____г.
Руководитель кафедры _____________/____________
| Согласовано
с зам. директора
___________________/__________
« __»______________20____г.
| «Утверждаю»
Директор МАОУ «Гимназия № 4»
___________________/ ________________
« __»______________20____г.
|
|
|
Введена в действие
Приказ № ___ от «___»___________20____г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Система развивающего обучения Л.В. Занкова) Программа разработана на основе авторской программы Цирулик Н.А., Просняковой Т.Н. в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образовани, Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011г.
Разработчик программы учитель начальных классов
______________
Педстаж ____ года,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
| Предмет из образовательной области «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
| Кому адресована программа
| Программа «Технология » адресована обучающимся 1 класса четырёхлетней начальной школы
| Соответствие государственному образовательному стандарту
| Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования
| Цель программы Задачи программы:
| Формирование у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления ( на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включая целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
формирование мотивации успеха и достижении, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки
| Принципы, лежащие в основе построения программы
| Принципиальная особенность программы - практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
| Специфика программы
| Специфика программы состоит в том, что она строится на уникальной психологической и дидактической базе – предметно- практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.
| Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
| Определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками:
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры и быта, технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамотности, конструирование и моделирование.
| Требования к уровню подготовки:
-должны знать
-должны уметь
-должны формировать УУД
| Знать/понимать:
роль трудовой деятельности в жизни человека;
распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств компьютера;
правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером
Уметь:
выполнять инструкции при решении учебных задач;
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
получать необходимую информацию об объектах деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
создавать и изменять простые объекты с помощью компьютера, искать информацию с использованием простейших запросов
Формировать УУД:
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности
Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного
Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы
Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов)
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)
Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы), чертежных инструментов (линейка), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами
Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
Моделировать несложное изделие с разными конструктивными особенностями, используя разную технику ( в пределах изученного)
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектах: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности
Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу
Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию
| Виды и формы организации учебного процесса
| Формы организации урока: индивидуальная, групповая, коллективная
Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия
| Объём программы в часах и сроки обучения
| 33часа – 1 час в неделю
| Библиографический список:
-для учащихся
- для учителя
|
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки: учебник для 1 класса.- Самара: Корпорация «Федоров», 2011.
|
Тематическое планирование по системе Л.В. Занкова
Окружающий мир. 1 класс
Содержание курса
| Тематическое планирование
| Характеристика деятельности обучающихся
| Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры и быта – 17 часов
| Рукотворный мир как результат труда человека
| Человек – творец и созидатель, созидатель духовно – культурной и материальной среды
| Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.
Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.
Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.
Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов).
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)
Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
| Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда
| Ремесла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности; традиции и творчество мастера в создании предметной среды.
Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем столе материалов и инструментов.
Соблюдение при работе безопасных приемов труда.
| Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.
Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.
Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов).
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.
Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.
Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы
Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов).
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.
Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.
Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов).
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.
Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.
Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.
Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов).
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.
Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления
| Природа в художественно-практической деятельности человека
| Гармония предметного мира и природы, ее отражение в народном быту и творчестве.
Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике)
| Природа и техническая среда
| Человек – наблюдатель и изобретатель.
Машины и механизмы – помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций.
Проблемы экологии.
Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилевая гармония).
| Дом и семья. Самообслуживание
| Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность), хозяйственно – практическая помощь взрослым.
Коммуникативная культура ,предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки и т.п.)
| Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности - 7 часов
| Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком
| Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.
Подготовка материалов к работе.
Бережное использование и экономное расходование материалов.
| Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы), чертежных инструментов (линейка), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами.
Создавать мысленный образ конструкции с учетом
поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)
Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы), чертежных инструментов (линейка), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами.
Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы), чертежных инструментов (линейка), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами.
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
| Инструменты и приспособления для обработки материалов
| Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений.
| Общее представление о технологическом процессе
| Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инстру-ментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материала), последовательности практических действий и технологических операций
| Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и д.р.)
| Подбор материалов и инструментов.
Разметка (на глаз, по шаблону, трафарету).
Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.)
| Графические изображения в технике и технологии.
| Виды условных графических изображе-ний: рисунок, простей-ший чертеж, схема.
Линии чертежа.
Разметка с опорой на доступные графические изображения.
| Конструирование и моделирование - 9 часов
| Изделие и его конструкция
| Изделие, деталь изделия.
Конструкция изделия; виды конструкций и способы их сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями.
Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
| Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы), чертежных инструментов (линейка), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами.
Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.
Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию.
Моделировать несложное изделие с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного).
Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.
Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию.
Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу.
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления.
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектах: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.
| Элементарные представления о конструкции
| Конструкция изделия (разъемная, неразъемная, соединение подвижное и неподвижное).
| Конструирование и моделирование несложных объектов
| Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппликациях из геоме-трических фигур и пр.), простейших технических объектов (например, модели самолета и т.д.)
| Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 классе
«Система Л.В. Занкова»
Авторы: Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова.
Программа: Трудовое обучение. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010г.
Автор: Н.А. Цирулик
Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю
Основные блоки программы:
Содержание блока
| Количество часов
по программе
| Фактическое количество часов
| Природа в художественно- практической деятельности человека. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Инструменты и приспособления для обработки материалов
| 5
|
| Рукотворный мир как результат труда человека. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Инструменты и приспособления для обработки материалов
| 4
|
| Природа и техническая среда. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Инструменты и приспособления для обработки материалов
| 5
|
| Дом и семья. Самообслуживание. Инструменты и приспособления для обработки материалов
| 3
|
| Общее представление о технологическом процессе
| 1
|
| Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и д.р.)
| 5
|
| Графические изображения в технике и технологии
| 1
|
| Изделие и его конструкции
| 3
|
| Элементарные представления о конструкции
| 2
|
| Конструирование и моделирование несложных объектов
| 4
|
| Всего:
| 33
|
| |