Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником





Скачать 476.5 Kb.
НазваниеРабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником
страница1/5
Дата публикации25.10.2014
Размер476.5 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка

8 класс
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником для общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9 классы», авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Е.Кашекова

При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразования.

Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод сравнения (впервые).

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Ведущей подсистемой в 8 классах является тема «Традиция и современность в музыке», которая раскрывается в разделах – «Традиция в музыке», «Сказочно-мифологические сюжеты в музыке», «В поисках истины и красоты». Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся вечные темы искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение в искусстве. Современность трактуется двояко - и как новое в искусстве, и как вечная актуальность высоких традиций.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

- хоровое и сольное пение.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке. Вместе с тем в программе критически осмысливаются образцы современной популярной музыки, произведения рок-культуры, музыка кино и мюзиклов, авторская песня.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (А.Н.Островский «Снегурочка», «Былина о Садко»,М.Файзи «Галиябану», А.Пушкина «Евгений Онегин» и другие произведения),

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (Художественная культура Волжской булгарии, Казанского края, Смутное время в России в начале XVII века, старообрядческий раскол XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);

- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);

- татарским,русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),

- географией (города,районы Татарстана,границы, столицы, города Руси и европейских государств).

Программа рассчитана для 8 класса на 17 часов


Содержание программы

8класс

Раздел I. Традиция в музыке (3 часа)

Условность деления музыки на «старую» и «новую». Настоящая музыка не бывает «старой». Различие понятий «современной» и «модной» музыки. С.Я.Маршак «Тебя забыли? То расплата за то, что в моде был когда-то». Живая сила традиции.

Слушание музыки: В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Л.В.Бетховен «К Элизе»; Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля»; Andrea Bocelli «Sogno»; М.Музафаров Концерт для скрипки с оркестром,

Разучивание песен А.Островского «Песня остается с человеком», Р.Салахов «Татарстан-минем туган ил», Ю.Чичкова «Наша школьная страна».

Раздел II. Сказочно-мифологические темы в музыке (4 часа)

Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов». Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок». Опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Опера Н.Жиганова «Алтынчач»,Балет Ф.Яруллина «Шурале». Бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса»

Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»;Н.Жиганов вступление и ария Алтынчач из оперы «Алтынчач».; Ф.Яруллин Кызлар биюе из балета «Шурале». Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса...»

Разучивание песен Я.Дубравина «Песня о земной красоте»,И.Давлетшин «Яшәргә икән, яшәргә”, Г.Зарипова “Туган авылым”,Г.Гладкова «Расскажи, Снегурочка, где была?».
Раздел III. В поисках истины и красоты (9 часов)



Образы разных искусств-живописи, архитектуры, музыки, литературы- предстоют перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.Верование и мифы древних булгар,идейные моменты в поэме кул Гали “Кыйссаи Йосыф”.Ислам и его значение на развитие культуры,поэзия К.Мухамедъяра “Дар мужьям.», « Лучи солнца», также художественная культура Казанского края.

Слушание музыки: Д.Бортнянский гимн «Достойно есть», И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»;Ю.Виноградов кантата «Соловей и родник»; А.Леман «Голоса времен» для солистов, чтецов, хора и струнного оркестра,П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков увертюра «Светлый праздник»; татарские народные песни « Уел», «Казан сөлгесе”;Ф.Лист «Обручение», И.Ф.Стравинский «Весна священная»,А.Шёнберг вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро»,Б.Бриттен «Гимн Деве», М.Равель «Античный менуэт»

Разучивание т.н.п. «Һаваларда йолдыз», «Ай был-былым» , «Ах, җырларым” сл..А. Ерикея, муз.А.Ключарёва.,р.н.п.” Ой,то не вечер, то не вечер”, “Птица счастья” муз. А.Пахмутовой , сл. Н. Добранравова.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 8-9 классов заключаются:

- в умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5, 6, 7, 8 классов);

- в умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

- в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;

- в осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

- в понимании концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;

- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, электромузыкальные инструменты, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).

Примерная тематика сообщений, рефератов, творческих работ учащихся:

1. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»: история создания, герои, сюжет

2. Балет Ф. Яруллина « Шурале»: история создания, герои, сюжет

3. Опера К.В.Глюка «Орфей и Эвридика»: история, создания, герои, сюжет

4. Какие праздники у татар?

5. Какие обычаи ?

7. И.С.Баха «Страсти по Матфею»: история создания и сюжет

8. Опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин»: история создания, герои, сюжет

9. История создания Л.Бетховеном «Лунной» сонаты

10. История создания Л.Бетховеном «Патетической» сонаты

11. Увертюра Л.Бетховена «Эгмонт»: история создания, герой, сюжет

12. Джаз: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители

13. Рок-музыка: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители

14. Популярные песни советских лет и их авторы
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/
СD 1 «М.В.Глинка, М.А.Балакирев, А.С.Даргомыжский»,

СD 2 «А.К.Глазунов»

CD 4 «С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский»,

CD 5. «А.П.Бородин, М.П.Мусоргский и В.С.Калинников»,

CD 6 «А.К.Глазунов, П.И.Чайковский»,

CD 7 «А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, А.К.Глазунов»,

CD 8 «С. И.Танеев, Н. А.Римский-Корсаков

СD опера Н. Жиганова «Алтынчач»

CD ,балет Ф. Яруллина « Шурале»

CD «Шедевры мировой классики»
Учебно-методический комплект
1. Искусство 8-9 класс. Е.Д.Критская, И.Е.Кашекова, Г.П.Сергеева Москва «.Просвещение»,2009

2. С.Гурарий. Диалоги о татарской музыке.Казань Татарское книжное издательство, 1984.

3. Тэтчелл Д. Детская музыкальная энциклопедия; Пер с англ. В. Сазонова.- М.: ООО « Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ» ,2003.-63 с.

4. Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия (2 аудиокассеты) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2002.
Дополнительная литература для учащихся:


        1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка

        2. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», .

        3. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

        4. Дж.Тэтчелл Детская музыкальная энциклопедия. Перевод с английского В. Сазанова –М.:ООО «Издательство Астрель»,2003.

        5. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

        6. Раимова С. А. Татарские композиторы. К.:Татарское кн,изд-во,1992.


Дополнительная литература для учителя:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

4. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка

5. С.Гурарий Диалоги о татарской музыке. К.:Татарское кн.изд-во, 1984

6. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

8. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

9. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

10. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

.

Контроль осуществляется в следующих видах:

входной, текущий, тематический, итоговый, тестирования
Формы контроля:

- самостоятельная работа,

- устный опрос,

- взаимоопрос,

- тест,

- музыкальные викторины- (Угадай-ка,срез знаний)

Промежуточная аттестация проводится в форме теста.

Нормы оценок:

Устный ответ:

Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение музыкальных понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

При оценке выполнения самостоятельной работы, музыкальной викторины (Угадай-ка, срез знаний) рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Оценка тестирования:
«5» – 85-100% выполнения

«4» - 60-85% выполнения

«3» - 35-60% выполнения

«2» - менее 35% выполнения

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconРабочая программа по искусству для 8 класса составлена на основе...
Примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником для общеобразовательных...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconРабочая программа по Искусству(музыка) для 8 класса составлена на...
Примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником для общеобразовательных...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconРабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы...
Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconПояснительная записка примерные программы по изобразительному искусству...
Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconРабочая программа По изобразительному искусству, 6 класс Варик Людмилы Сергеевны
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерные программы по изобразительному искусству для 8 – 9 классов составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании...
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconДанная рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству 2004 год
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconДанная рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству 2004 год
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconРабочая программа по изобразительному искусству в 5-7 классах мбоу «Ратчинская оош»
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconРабочая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса составлена...
России, академика рао б. М. Неменского и коллектива авторов: Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских, утверждённой и рекомендованной...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 и 8–9 классов составлены на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconРабочая программа по искусству изо составлена на основе федерального...
Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника...
Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником  iconРабочая программа по геометрии составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск