УТВЕРЖДЕНО и ВВЕДЕНО в действие приказом директора МОУ Адельшинская СОШ” Чистопольского муниципального района, от 1.09.2008г. № 71
Директор школы И.А.Хамидуллина
Рассмотрен на заседании ШМО
Протокол от “28” августа 2008 года
Учебная программа
факультативного курса
«Культура, быт и традиции народов Поволжья»
для учащихся 5 класса
МОУ «Адельшинская средняя
общеобразовательная школа»
Автор: Елена Степановна Лапазина МОУ Шенталинская СОШ №1, учитель истории обществознания Самарская область, Шентала
Элективный курс " Культура, быт и традиции народов Поволжья" | Изучение темы «Культура. Быт и традиции народов Поволжья» имеет большое значение для социализации школьников, формирование гражданского сознания, национального самосознания подростков. Подъем национального самосознания, стремление народов России к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранению родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев являются реальностью сегодняшнего дня. Обострение межэтнических отношений, доходящее порой до кровавых конфликтов, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней. Особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся уважения к истории, традициям, культуре и языку представителей национальных меньшинств, терпимого отношения к лицам других национальностей (толерантности). При работе по данной программе возможно широкое использование сети Интернет. Современные информационные технологии позволяют привлечь максимальное количество новейшего и хорошо сконструированного материала, оптимизируют поиск информации, делают процесс обучения более привлекательным. Структура блока уроков предполагает выделение достаточного времени для организации самостоятельной работы учащихся индивидуально и в малых группах.
Учебная программа факультативного курса
« КУЛЬТУРА, БЫТ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»
объём различных форм учебной работы
всего аудиторных занятий 35 часов
в том числе:
лекции 3 часа
практические занятия 32 часа
форма контроля: защита мини- проектов, зачет
Пояснительная записка.
Предлагаемый факультативный курс ориентирован на углубление предметных знаний и соответствующих компетентностей по основным курсам «История» и «Обществознание». Курс предназначен преимущественно учащимся, профилирующимся в гуманитарном и социально- политическом направлениях. Однако он может быть востребован и учащимися других профилей как возможность для повышения компетентности в сфере построения социальных отношений.
Изучение темы «Культура. Быт и традиции народов Поволжья» имеет большое значение для социализации школьников, формирование гражданского сознания, национального самосознания подростков.
Подъем национального самосознания, стремление народов России к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранению родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев являются реальностью сегодняшнего дня. Обострение межэтнических отношений, доходящее порой до кровавых конфликтов, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней. Особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся уважения к истории, традициям, культуре и языку представителей национальных меньшинств, терпимого отношения к лицам других национальностей (толерантности).
При работе по данной программе возможно широкое использование сети Интернет. Современные информационные технологии позволяют привлечь максимальное количество новейшего и хорошо сконструированного материала, оптимизируют поиск информации, делают процесс обучения более привлекательным.
Структура блока уроков предполагает выделение достаточного времени для организации самостоятельной работы учащихся индивидуально и в малых группах.
Из разнообразных форм работы рекомендуются ознакомительные беседы с представителями различных этнических групп, посещение национальных обществ « Нур», « Масторава» и других.
Планируемые результаты обучения
Знания:
Основные понятия: народ, этнос, национальное самосознание, консолидация, этнокультурная среда, ассимиляция, миграция, фольклор, обряды, народные верования.
Персоналии: Муса Джалиль, Камиль Якуб, Стихван Шавлы, Николай Тиханов.
Умения:
1. Искать и отбирать необходимую информацию на сайтах в сети Интернет, самостоятельно работать с текстом, анализировать и систематизировать собранный материал.
2. Сравнивать традиции и обычаи народов Поволжья, находить общие черты и выявлять различия.
3. Ученик должен сформировать ценности, убедится:
- сформировать основные демократические ценности: толерантность, активная гражданская позиция.
Программа
Введение. Общее представление об этносах и особенностях этнических групп.
Понятие «народ» («этнос») Этническая карта России и Поволжья. Различия народов пол численности, степени консолидации, характеру расселения, языку, устойчивости этнических связей. Значение религии в жизни народов. Культурно- бытовые особенности этносов. Понятие «этническая культура». Материальная и духовная культура народов.
Тема 1. Этапы формирования и расселения русского народа в Поволжье. Различные гипотезы о предках русского народа. Расселение. Формирование древнерусской народности. С общеславянским самосознанием.
Основные этапы заселения русскими Поволжья. Этнические контакты с народами, разнящимися по происхождению, языку, культуре.
Взаимопроникновение культур.
Тема 2. Хозяйственная деятельность.
Системы земледелия, виды земледельческих орудий. Различные формы обрядов, связанных с посевом и уборкой урожая. Особенности скотоводства. Ритуальные праздники, посвященные домашнему скоту и его покровителям.
Изготовление одежды, обуви, домашней утвари. Виды посуды.
Национальная одежда. Основные этапы русской национальной одежды и современная мода.
Ремесло. Народное искусство.
Тема 3. Быт и семейные нравы русского народа.
Жилище. Домашнее хозяйство. Особенности приготовления пищи. Национальные блюда, напитки, лакомства. Прием гостей, семейные праздники, братчины.
Личная гигиена: мужские и женские прически, косметика, представление
о чистоте. Русская баня.
Семейная жизнь. Русская свадьба. Семейные нравы. Обряды, связанные с рождением ребенка. Крещение. Похороны.
Тема 4. Религии русского народа. Язычество. Христианство и языческий мир. Христианские праздники и обряды. Народные представления о домовом, лешем, русалках и ведьмах.
Тема 5. Происхождение и материальная культура татарского народа. Основные версии происхождения татарского народа. Роль тюркоязычных и финно-угорских племен в складывании татарского этноса.
Булгарская народность, сформированная в домонгольский период – этническая основа татар Среднего Поволжья.
Основные традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство, ремесла.
Пища татар, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы.
Тема 6. Духовная культура татарского народа. Религия. Письменность, Язык
Семейно- общественная жизнь татар Поволжья. Праздники для встреч родственников. Сватовство. Похищение невесты. Свадьба. Традиционный праздник плуга - сабантуй.
Мусульманские праздники. Фольклор. Современные обряды татар.
Тема 7. Происхождение, материальная и духовная культура мордовского народа.
Древние предки мордвы - финно-угорские племена, тесные связи тюркоязычными племенами и их культурой.
Расселение в Поволжье, основные занятия. Пища мордвы, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы.
Общественно- семейная жизнь. Обрядовые верования, традиции. Фольклор.
Тема 8. Особенности развития чувашского этноса. Формирование чувашского этноса. Религия. Язык. Расселение чуваш в Поволжье. Основное традиционное занятие- пашенное земледелие. Подсобный характер земледелия. Распространение ремесел.
Пища чуваш, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы. Семейно- общественная жизнь чуваш в Поволжье. Праздники. Сохранении пережитков языческих верований.
Тема 9. Особенности некоторых диаспор проживающих в Поволжье.
Российские немцы: история расселения. Образование АССР немцев Поволжья(1924-1941гг.). Репрессии, депортация, ущемление национальной культуры. Проблема возвращения этнических немцев на историческую Родину
Еврейская диаспора в Поволжье. Культурная жизнь. Изучение родного языка. Национально- культурные центры.
Цыгане - происхождение, быт и национальный характер.
Заключение. Лучшие народные традиции и современная культура. Широкое использовании ценного культурного наследия в общественной жизни (массовые народные праздники, ритуалы, обряды) Повышение роли самосознания народов. Рост интереса к традициям национальной культуры.
Учебно-тематический план.
Модули
| лекции
| практика
| Учебные
задачи
| Формы
работы
| Средства
обучения
| 1.Организационно-
психологический
|
| 1
| Формирование
мотивации и планирование деятельности учащихся в рамках блока
| Тренинг «карусель» по проблеме: «Мы разные, но мы Россия»
инструктаж
|
| 2. Вводное повторение
|
| 1
| Актуализация знаний необходимых для изучения нового материала
| Беседа, позволяющая выявить насколько учащиеся владеют основными понятиями по теме.
|
| 3. Изучение нового материала
| 2
|
| Изучение нового материала
| Лекция на тему
«Общее представление об этносах
и особенности этнических групп»
|
| 4. Тренинг-минимум
|
| 1
| Закрепление изученного материала
| Работа в группах
| Конспект лекции
| 5. Изучение нового материала
( дополнительного
объема)
|
| 6
| Углубление знаний учащихся по теме.
| Доклады учащихся по темам
« Народы Поволжья»
| Дополнительная литература
| 6.Дифференцированно - развивающее закрепление
|
| 14
| Продвижение учащихся в зону ближайшего развития
| Семинар- практикум
| Интернет-ресурсы
Экскурсия в музей Чувашева М.И.
| 7. Повторение- обобщение
|
| 6
| Повторить и обобщить полученные знания
| Защита мини- проектов
| Электронная презентация
| 8. Контроль
|
| 2
| Проверить уровень усвоения знаний и навыков
| Зачет
|
| 9. Коррекция
|
| 1
| Ликвидация пробелов
| Индивидуальная работа учащихся
|
| итого
| 2
| 32
|
|
|
| Перед началом работы учащиеся делятся на 5 групп, каждая из которых должна будет подготовить проект, связанный с особенностями развития, той или иной нации. На уроках повторения и обобщения, данные проекты должны быть защищены. Полученные на презентации знания учащиеся должны показать на зачетном занятии.
На зачет также выносятся вопросы такого порядка как:
1. Как следует строить свои отношения с людьми другой национальности,
как относиться к ним? Как вести себя с ними?
2.Можно ли жить без межнациональных конфликтов?
3. Можно ли сказать, что у нас в Поволжье национальный вопрос успешно решен?
4.Сформулируйте основные причины, вызывающие межнациональную напряженность или конфликты.
5. Каковы пути решения межнациональных конфликтов?
Список ресурсов и литературы.
1. Народы мира. Историко-этнографический справочник, Москва, «Советская энциклопедия», 1988г.
2. Самарская область (география и история, экономика и культура) Учебное пособие, Самара 1996г.
3. В.В. Николаев «История предков чувашей. 30 в до н.э.-15в н.э., хроники событий». Чебоксары, 2005 год.
4. В.П. Тимашев « Наша история» ООО « Офорт» 2005 г.
5. «Этносы Самарского края». Самара 2003г.
6. Артур Моро « Степан Эрьзя». Саранск 1997г.
7. Использование материалов Музея М.И. Чувашева в с. Старая Шентала.
8. Использование материалов Музея Шенталинской СОШ № 1.
9. www.ssu.samara.ru
10. www.rusinf.ru/mordva
11. www.tatarlar/ru
12. www.volga-astrakhan.ru
13. ruwiki/com/artikle.
|
Факультативный курс
«Введение в ономастику»
Пояснительная записка
Ономастика – наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Лингвистическая по своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами.
Имена собственные живо реагируют на происходящие в обществе изменения, поэтому могут служить хронологизаторами текстов, а также исторических и археологических памятников. В силу особой консервативности имен собственных они переживают эпоху, в которую они были созданы, сохраняя свидетельства более древнего состояния языка, и содержат большую языковую и внеязыковую информацию, получить которую можно только лингвистическими методами.
Имена людей – часть истории народа, памятники культуры, свидетельства определенной эпохи, способные вбирать в себя и консервировать явления, актуальные для какого-либо исторического момента.
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-х классов.
Цель курса: расширить кругозор учащихся, стимулировать познавательную активность учащихся, способствовать формированию и развитию общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей, способствовать профессиональному самоопределению.
Элективный курс рассчитан на 17 часов. Много внимания в нем уделяется самостоятельной работе детей, результатом этой работы могут стать собственные их исследования в области лингвистики.
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Введение в ономастику»
Тема №1.
Введение: имя как часть русской нации.
Антропонимика – раздел ономастики.
Отражение в именах быта, верований, чаяний, фантазии, художественного творчества народов, их исторические контакты.
Культурно-исторические условия появления и употребления имен.
Тема №2.
История имени.
Древнерусские имена и замена их христианскими
Правила выбора имени
Социальный аспект наречия.
Выбор имени: исторические, социальные, географические, эстетические факторы и традиции.
Популярность тех или иных имён.
Тема №3.
Обозначение имени.
Происхождение и значение личных имен (наиболее распространенных)
Споры среди лингвистов о первоначальном смысле некоторых имен.
Тема №4.
История отчеств.
Социальная функция трехчленного словосочетания для русских людей: имя + отчество + фамилия. Роль каждого компонента этой «формулы». История появления отчеств у русских людей.
Споры вокруг отчества.
Способы образования отчеств.
Тема №5.
История фамилий.
Процесс появления и распространения фамилий.
Сословные распри вокруг фамилий.
Прозвище как прообраз фамилии.
Тема №6.
Значение имени и борьба за его красоту и универсальность.
Обогащение состава имен, включение в их состав народных вариантов, грамотное их написание, употребление в именно-словах забытых имен и имен народов нашей страны.
Объем различных форм
учебной работы. Всего аудиторных занятий
| 17 часов
| в том числе:
лекции
|
5 часов
| практические занятия
| 3 часа
| самостоятельная работа
| 2 часа
| проектная деятельность
| 5 часов
| формы контроля
|
| (защита проектов, рефератов в форме «зачет-незачет»)
| 2 часа
| СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. М, 1979 г.
Веселовский С.Б. Ономастикон. М, 1974 г.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах
Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М, 1993 г.
Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. М., 1966 г.
Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.,1978 г.
Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1978 г.
Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М., 1981 г.
Успенский Л.В. Ты и твоё имя. М., 1972 г.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. М., 1986 г.
|
|