Скачать 103.45 Kb.
|
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» Выполнила: ШкваринаВера Евгеньевна Учитель «Изобразительного искусства» МБОУ СОШ №2, г.Долинск Южно – Сахалинск 2013 «Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, – рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью...» (А. В. Луначарский ) Hе секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность. Радикальная ломка традиционного уклада жизни в нашем обществе все чаще заслоняет исконно русские ценности и ценности народов, проживающих в разных регионах нашей страны с их поистине богатой культурой. Многие школьники перестают интересоваться культурой и искусством своей Родины, особенно родного края, искажая свое видение иностранной пропагандой. В связи с этим тема приобщения детей наших школ к национальной культуре и культуре национально-региональных народов становится чрезвычайно актуальной в моей педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к своему краю, его историческому прошлому, самобытной культуре, творчеству и искусству. Это искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности национальной культуры. Приобщая детей к народному искусству родного края, стараюсь развивать в них не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность, так как искусство коренных жителей Сахалина – это богатейшая сокровищница красоты, которая является неиссякаемым источником творческой фантазии. Курс «Искусство родного края» составлен на основе стандарта регионального компонента Сахалинской области по предмету краеведение. Данный курс включен в основную программу, разработанную в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, базисным учебным планом, авторской программой «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2007. Основой учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Сахалинской области, в том числе историко-этнографические и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев, а также декоративно-прикладного искусства. Цель курса: формирование личности обучающегося как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций. Задачи курса: - приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края; - формирование способности к восприятию самобытной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате – осознание её уникальной ценности и неповторимости; - воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество; - развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность. Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 3 модулями: 1.Прикладное искусство. Традициями национального прикладного искусства, виды искусства. Орнаментальное искусство малочисленных народов. Характер нивхского орнамента. Техника изготовления. Значение цвета. Художественная обработка кожи и меха. Техника пошива одежды и отделка. Использование орнамента в декоративно-прикладном искусстве в быту. 2.Обычай и ритуал в традиционной культуре. Религиозные верования коренных народностей Сахалина. Анимизм. Тотемизм. Магия. Шаманизм. Мифология. Музыка и музыкальные инструменты. Ритуальный характер танца. Атрибуты: маска, бубен. Народные игры нивхов. 3.Устное народное творчество. Фольклор и его жанры. Фольклорные мотивы. Своеобразие поэтики. Дидактическая направленность содержания. Сказки, виды сказок. Постоянные эпитеты, гипербола, сказочные формулы, вариативность народных сказок, понятие о «бродячем сюжете». Ритм, рифма. Фольклор коренных малочисленных народов Сахалина. Нивхские и орокские сказки о животных. Отражение культуры и быта нивхского народа в древних сказаниях. Фольклорные мотивы в творчестве В. Санги. «Человек ЫХ-мифа»: сочетание этнического и мифического. «Тынграй», «Изгин»: единство человека и природы. Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности. Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам. Развитие восприятия произведений искусства школьниками осуществляется по модели: «активный зритель, слушатель», развитие способности интерпретировать в рамках модели «функция -— исполнитель». Важным показателем является способность школьников включаться в сотворчество, основанное на развитии полифонического воображения, ассоциативного мышления и умения импровизировать. Контроль знаний и умений осуществляется через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оценивается в режиме стандартов основной программы. Содержание тем, включены в программу предмета «Изобразительное искусство»: 5 класс Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Традиции народной игрушки на Сахалине. Игрушка «Сахалинский сувенир» «Особенности орнамента сахалинских аборигенов». «Костюм коренных народов Сахалина». «Промыслы сахалинского края». Урок-конференция «Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник) Традиции коренных жителей Сахалина. «Праздник медведя» 6 класс Изобразительное искусство в жизни человека «Красота родной сахалинской природы – пейзаж». «Мир растений Сахалина». «Животные Сахалинской области». «Жизнь сахалинских аборигенов» «Мой город» (по памяти) 7 класс Изобразительное искусство и мир интересов человека «Как жили в моем крае 1000 лет назад» (исторический жанр) «Народные промыслы коренных жителей Сахалина» «Мифы и легенды о Сахалине» «Книга о родном крае» 8 класс Архитектура и монументальные виды искусства Жилища коренных жителей Сахалина. Самобытное искусство Сахалинского края. «Мой город» (творческие работы для выставки ко Дню города). 9 класс Изобразительное творчество и синтетические искусства Фольклор коренных малочисленных народов Сахалина. Самобытное искусство Сахалинского края Религиозные верования коренных народностей Сахалина. Анимизм. Тотемизм. Магия. Шаманизм. Мифология. Музыка и музыкальные инструменты. Ритуальный характер танца. Атрибуты: маска, бубен, амулеты и обереги. Интеграция краеведения и изобразительного искусства на ступени основного общего образования увеличит направленность на формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаям российского суперэтноса, чувства сопричастности с прошлым, настоящим и будущим своей родной земли. Этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования позволит сохранить этнические и исторические традиции в регионе, овладеть культурой мира и опытом содружества. Особенности учебного компонента. Региональный подход к содержанию образования значительно раздвигает рамки привычного урока «Изобразительного искусства», ограниченного программой того или иного автора и предполагает включение в содержание оптимально отобранного материала, свидетельствующего о взаимодействии искусства Сахалинского края и Дальнего Востока. Изучение искусства родного края и сопредельных территорий рекомендовано посредством постепенного погружения в содержание разделов «история», «биология», «география», «филология», «художественная культура». Содержание тем должны совпадать с временными и содержательными рамками программы «Изобразительного искусства» федерального стандарта основного общего образования. Учебные умения, навыки и способы деятельности. Примерная программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности. В результате изучения курса «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»: Обучающийся будет знать и понимать: — историю сахалинского края; — народную культуру и искусство сахалинских аборигенов, вошедшую в мировой художественный фонд; — основные направления и имена выдающихся представителей народного фольклора, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды; — виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу; уметь: — выделять характерные черты творческого наследия сахалинских мастеров, отражающие традиции художественной культуры региона; — показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности; — использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; — использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного города (села), его ярких представителях; — высказывать собственное суждение о творчестве представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства сахалинской области в процессе знакомства с их творчеством; — организации личного и коллективного досуга. Каждый ребенок от природы любознателен, творчески активен, изначально талантлив. Для меня очень важна организация художественно-творческой деятельности таким образом, чтобы каждый мой ученик смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. Еще Н.А. Сухомлинский, отмечая огромную роль рисования в ес тественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отно- шение к различным явлениям действительности, подчеркивал: «...детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой. То же самое происходит и в процессе восприятия ребенком произведений изобразительного искусства. Великому французскому энциклопедисту и просветителю Дени Дидро принадлежит изречение: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня. Чувство красоты необходимо воспитывать у детей еще с юных лет. Поэтому, изучая все лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, истории, техники и демонстрируя свое творчество, стараюсь научить детей рисовать хорошо, грамотно, легко, чтобы они умели мыслить образно, потому что рисунок, как правило, содержит больше информации, чем написанный текст. В силу своей образности он может пояснить идею гораздо быстрее и полнее, чем длинное объяснение. А также стараюсь не сводить духовный мир детей к насильному заучиванию предмета. Если я буду стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, «творцом», но, прежде всего человеком с многократными интересами, запросами, стремлениями. И я уверена, что только гуманностью, лаской, добротой можно воспитать хорошего человека. Я придерживаюсь сама такого правила общения и ему же учу своих воспитанников: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Я приучаю детей вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он может чувствовать. Учу их быть всегда добрыми, отзывчивыми, справедливыми. Жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости, творчества, бодрости - это одно из самых важных правил всей системы нашей воспитательной работы. И мне хочется, чтобы в нашей школе всегда жили счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Верю, что вместе с детьми преодолею многое. Только б они верили мне. Реализовать программу позволяет учебник «История Сахалинской области с древнейших времен до наших дней» / под общ. ред. М. С. Высокова. – Юж.-Сахалинск, 1995; Дополнительная литература для учителя и учащихся: Берг Л. С. История русских географических открытий. М., 1962; Браславец К. М. История в названиях на карте Сахалинской области. Юж.-Сахалинск, 1983; Костанов А. И. Освоение Сахалина русскими людьми. Юж.-Сахалинск, 1991; Краеведы ведут поиск. Юж.-Сахалинск, 1985; Островский А.Б. Мифология и верования нивхов. М., 1997.,278с. Чехов А. П. Остров Сахалин // Полное собрание сочинений и писем. Сочинения. Т. 14-15. М., 1978; Штернберг Л. Гиляки, орочи, гольды, негидальци, айны. Хабаровск, 1933. |
Национально-региональный компонент Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта.... | Обеспечение регионального содержания образования № п/п Утков П. Ю. Национально-региональный компонент содержания государственного образовательного стандарта в начальной школе. Экспериментальный... | ||
Программа основного общего образования по направлению «Технология» В 8 классе 1 ч. В неделю учебного предмета «Технология» перенесен для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой... | Введение. Предмет, цели и задачи курса Статус дисциплины: общепрофессиональный цикл, национально-региональный (вузовский) компонент | ||
Региональный (национально – региональный) компонент 20 В школе имеются кабинет психолога, медицинский и процедурный кабинеты, библиотека (книжный фонд составляет 33900 экземпляров, в том... | Региональный (национально – региональный) компонент 21 В школе имеются кабинет психолога, медицинский и процедурный кабинеты, библиотека (книжный фонд составляет 33900 экземпляров, в том... | ||
«Концепции современного естествознания» По циклу ен – общие математические и естественнонаучные дисциплины, национально-региональный компонент | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема выступления учителя изобразительного искусства Бутрименко Л. Б. на тему : «О формировании общекультурной компетенции обучающихся... | ||
Поэтические образы на занятиях изобразительного искусства Совершенно очевидно, что учитель изобразительного искусства должен владеть речью; вся его работа неразрывно связана с актерским мастерством... | Конспект (§ 13,15) Что такое кипение? Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта.... | ||
Конкурс «Преподаватель года 2012» Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта.... | Тема. Золотое кольцо России Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта.... | ||
Список литературы с 11. 12. 2012 по 25. 01. 2013 Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта.... | Конспект урока литературы в 7 классе по теме Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта.... | ||
Конспект №8, который учитель спрашивает на уроке Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность потребительских товаров и услуг» Дисциплина входит в национально-региональный (вузовский) компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является... |