Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства»





Скачать 103.45 Kb.
НазваниеКонтрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства»
Дата публикации12.04.2015
Размер103.45 Kb.
ТипКонтрольная работа
100-bal.ru > Культура > Контрольная работа


Контрольная работа на тему:

«Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства»

Выполнила: ШкваринаВера Евгеньевна

Учитель «Изобразительного искусства»

МБОУ СОШ №2, г.Долинск

Южно – Сахалинск

2013

«Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, – рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью...»

(А. В. Луначарский )
Hе секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

Радикальная ломка традиционного уклада жизни в нашем обществе все чаще заслоняет исконно русские ценности и ценности народов, проживающих в разных регионах нашей страны с их поистине богатой культурой.

Многие школьники перестают интересоваться культурой и искусством своей Родины, особенно родного края, искажая свое видение иностранной пропагандой.

В связи с этим тема приобщения детей наших школ к национальной культуре и культуре национально-региональных народов становится чрезвычайно актуальной в моей педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к своему краю, его историческому прошлому, самобытной культуре, творчеству и искусству.

Это искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности национальной культуры.

Приобщая детей к народному искусству родного края, стараюсь развивать в них не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность, так как искусство коренных жителей Сахалина – это богатейшая сокровищница красоты, которая является неиссякаемым источником творческой фантазии.

Курс «Искусство родного края» составлен на основе стандарта регионального компонента Сахалинской области по предмету краеведение.

Данный курс включен в основную программу, разработанную в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, базисным учебным планом, авторской программой «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2007.

Основой учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Сахалинской области, в том числе историко-этнографические и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев, а также декоративно-прикладного искусства.

Цель курса: формирование личности обучающегося как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.

Задачи курса:

- приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;

- формирование способности к восприятию самобытной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате – осознание её уникальной ценности и неповторимости;

- воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество;

- развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.

Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 3 модулями:

1.Прикладное искусство. Традициями национального прикладного искусства, виды искусства. Орнаментальное искусство малочисленных народов. Характер нивхского орнамента. Техника изготовления. Значение цвета. Художественная обработка кожи и меха. Техника пошива одежды и отделка. Использование орнамента в декоративно-прикладном искусстве в быту.

2.Обычай и ритуал в традиционной культуре. Религиозные верования коренных народностей Сахалина. Анимизм. Тотемизм. Магия. Шаманизм. Мифология. Музыка и музыкальные инструменты. Ритуальный характер танца. Атрибуты: маска, бубен.

Народные игры нивхов.

3.Устное народное творчество. Фольклор и его жанры. Фольклорные мотивы. Своеобразие поэтики. Дидактическая направленность содержания. Сказки, виды сказок. Постоянные эпитеты, гипербола, сказочные формулы, вариативность народных сказок, понятие о «бродячем сюжете». Ритм, рифма. Фольклор коренных малочисленных народов Сахалина. Нивхские и орокские сказки о животных. Отражение культуры и быта нивхского народа в древних сказаниях. Фольклорные мотивы в творчестве В. Санги. «Человек ЫХ-мифа»: сочетание этнического и мифического. «Тынграй», «Изгин»: единство человека и природы.

Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.

Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.

Развитие восприятия произведений искусства школьниками осуществляется по модели: «активный зритель, слушатель», развитие способности интерпретировать в рамках модели «функция -— исполнитель». Важным показателем является способность школьников включаться в сотворчество, основанное на развитии полифонического воображения, ассоциативного мышления и умения импровизировать.

Контроль знаний и умений осуществляется через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оценивается в режиме стандартов основной программы.

Содержание тем, включены в программу предмета «Изобразительное искусство»:

5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Традиции народной игрушки на Сахалине. Игрушка «Сахалинский сувенир»

«Особенности орнамента сахалинских аборигенов».

«Костюм коренных народов Сахалина».

«Промыслы сахалинского края». Урок-конференция

«Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник)

Традиции коренных жителей Сахалина. «Праздник медведя»

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека

«Красота родной сахалинской природы – пейзаж».

«Мир растений Сахалина».

«Животные Сахалинской области».

«Жизнь сахалинских аборигенов»

«Мой город» (по памяти)

7 класс

Изобразительное искусство и мир интересов человека
«Как жили в моем крае 1000 лет назад» (исторический жанр)

«Народные промыслы коренных жителей Сахалина»

«Мифы и легенды о Сахалине»

«Книга о родном крае»

8 класс

Архитектура и монументальные виды искусства
Жилища коренных жителей Сахалина.

Самобытное искусство Сахалинского края.

«Мой город» (творческие работы для выставки ко Дню города).

9 класс

Изобразительное творчество и синтетические искусства
Фольклор коренных малочисленных народов Сахалина.

Самобытное искусство Сахалинского края

Религиозные верования коренных народностей Сахалина. Анимизм. Тотемизм. Магия. Шаманизм. Мифология. Музыка и музыкальные инструменты. Ритуальный характер танца.

Атрибуты: маска, бубен, амулеты и обереги.

Интеграция краеведения и изобразительного искусства на ступени основного общего образования увеличит направленность на формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаям российского суперэтноса, чувства сопричастности с прошлым, настоящим и будущим своей родной земли.

Этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования позволит сохранить этнические и исторические традиции в регионе, овладеть культурой мира и опытом содружества.

Особенности учебного компонента. Региональный подход к содержанию образования значительно раздвигает рамки привычного урока «Изобразительного искусства», ограниченного программой того или иного автора и предполагает включение в содержание оптимально отобранного материала, свидетельствующего о взаимодействии искусства Сахалинского края и Дальнего Востока. Изучение искусства родного края и сопредельных территорий рекомендовано посредством постепенного погружения в содержание разделов «история», «биология», «география», «филология», «художественная культура».

Содержание тем должны совпадать с временными и содержательными рамками программы «Изобразительного искусства» федерального стандарта основного общего образования.

Учебные умения, навыки и способы деятельности. Примерная программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности.

В результате изучения курса «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»:

Обучающийся будет знать и понимать:

— историю сахалинского края;

— народную культуру и искусство сахалинских аборигенов, вошедшую в мировой художественный фонд;

— основные направления и имена выдающихся представителей народного фольклора, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды;

— виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;

уметь:

— выделять характерные черты творческого наследия сахалинских мастеров, отражающие традиции художественной культуры региона;

— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного города (села), его ярких представителях;

— высказывать собственное суждение о творчестве представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства сахалинской области в процессе знакомства с их творчеством;

— организации личного и коллективного досуга.

Каждый ребенок от природы любознателен, творчески активен, изначально талантлив. Для меня очень важна организация художественно-творческой деятельности таким образом, чтобы каждый мой ученик смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Еще Н.А. Сухомлинский, отмечая огромную роль рисования в ес
тественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отно-
шение к различным явлениям действительности, подчеркивал:
«...детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной
жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из
окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как
творцы красоты, наслаждаются этой красотой. То же самое
происходит и в процессе восприятия ребенком произведений
изобразительного искусства.

Великому французскому энциклопедисту и просветителю Дени Дидро принадлежит изречение: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.

Чувство красоты необходимо воспитывать у детей еще с юных лет. Поэтому, изучая все лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, истории, техники и демонстрируя свое творчество, стараюсь научить детей рисовать хорошо, грамотно, легко, чтобы они умели мыслить образно, потому что рисунок, как правило, содержит больше информации, чем написанный текст. В силу своей образности он может пояснить идею гораздо быстрее и полнее, чем длинное объяснение.

А также стараюсь не сводить духовный мир детей к насильному заучиванию предмета. Если я буду стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, «творцом», но, прежде всего человеком с многократными интересами, запросами, стремлениями. И я уверена, что только гуманностью, лаской, добротой можно воспитать хорошего человека. Я придерживаюсь сама такого правила общения и ему же учу своих воспитанников: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Я приучаю детей вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он может чувствовать. Учу их быть всегда добрыми, отзывчивыми, справедливыми. Жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости, творчества, бодрости - это одно из самых важных правил всей системы нашей воспитательной работы.

И мне хочется, чтобы в нашей школе всегда жили счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Верю, что вместе с детьми преодолею многое. Только б они верили мне.
Реализовать программу позволяет учебник «История Сахалинской области с древнейших времен до наших дней» / под общ. ред. М. С. Высокова. – Юж.-Сахалинск, 1995;

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

Берг Л. С. История русских географических открытий. М., 1962;

Браславец К. М. История в названиях на карте Сахалинской области. Юж.-Сахалинск, 1983;

Костанов А. И. Освоение Сахалина русскими людьми. Юж.-Сахалинск, 1991;

Краеведы ведут поиск. Юж.-Сахалинск, 1985;

Островский А.Б. Мифология и верования нивхов. М., 1997.,278с.

Чехов А. П. Остров Сахалин // Полное собрание сочинений и писем. Сочинения. Т. 14-15. М., 1978;

Штернберг Л. Гиляки, орочи, гольды, негидальци, айны. Хабаровск, 1933.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconНационально-региональный компонент
Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта....
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconОбеспечение регионального содержания образования № п/п
Утков П. Ю. Национально-региональный компонент содержания государственного образовательного стандарта в начальной школе. Экспериментальный...
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconПрограмма основного общего образования по направлению «Технология»
В 8 классе 1 ч. В неделю учебного предмета «Технология» перенесен для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой...
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconВведение. Предмет, цели и задачи курса
Статус дисциплины: общепрофессиональный цикл, национально-региональный (вузовский) компонент
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconРегиональный (национально – региональный) компонент 20
В школе имеются кабинет психолога, медицинский и процедурный кабинеты, библиотека (книжный фонд составляет 33900 экземпляров, в том...
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconРегиональный (национально – региональный) компонент 21
В школе имеются кабинет психолога, медицинский и процедурный кабинеты, библиотека (книжный фонд составляет 33900 экземпляров, в том...
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» icon«Концепции современного естествознания»
По циклу ен – общие математические и естественнонаучные дисциплины, национально-региональный компонент
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема выступления учителя изобразительного искусства Бутрименко Л. Б. на тему : «О формировании общекультурной компетенции обучающихся...
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconПоэтические образы на занятиях изобразительного искусства
Совершенно очевидно, что учитель изобразительного искусства должен владеть речью; вся его работа неразрывно связана с актерским мастерством...
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconКонспект (§ 13,15) Что такое кипение?
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта....
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconКонкурс «Преподаватель года 2012»
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта....
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconТема. Золотое кольцо России
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта....
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconСписок литературы с 11. 12. 2012 по 25. 01. 2013
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта....
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconКонспект урока литературы в 7 классе по теме
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта....
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconКонспект №8, который учитель спрашивает на уроке
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта....
Контрольная работа на тему: «Национально-региональный компонент содержания курса «Изобразительного искусства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность потребительских товаров и услуг»
Дисциплина входит в национально-региональный (вузовский) компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск