№
| Тема урока
| Кол-
во
часов
| Содержание урока
| Характеристика
деятельности учащихся
или виды
учебной
деятельности
| Планируемые результаты
освоения
материала
| Дом.
задание
| Зрительный ряд
| Дата проведения
|
План
| Факт
|
Изобразительное искусство России. Зарубежное изобразительное искусство
Изображение фигуры человека и образ человека – 9 часов
|
1
| Изображение фигуры человека в истории искусства
| 1
| Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека
| Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.
Варианты: коллективное создание фризов, изображение древних шествий, характерных для древних культур (по представлению, на основе аналитического рассмотрения и обсуждения памятников древнего искусства) – как композиция из индивидуально исполненных фигур в едином масштабе.
Альбомные листы и граф. материалы, полотно обоев, клей
| Знать об изображении человека в древних культурах Египта, Индии, Греции
| Найти изображения спортсменов и артистов балета
| Египет: рельеф «Зодчий Хесира», фрагменты фризовых изображений, античные изображения фигуры человека в росписи ваз и в скульптуре, Мирон, Полкилет
| 04.09
|
|
2
| Пропорции и строение фигуры человека
| 1
| Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека
| Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.
Карандаш, альбомные листы бумаги, для аппликации: вырезанные из тонированной бумаги части схемы фигуры
| Знать о конструкции фигуры человека и основных пропорциях, уметь выполнять схематические зарисовки
| Преобразовать схему в реалистический рисунок
| Учебные пособия и таблицы, учебные рисунки человека, изображение фигуры человека в древнегреческой вазописи, рисунки великих мастеров Возрождения
| 11.09
|
|
3
| Пропорции и строение фигуры человека.
| 1
| Схемы фигуры человека. Изображение фигуры человека в древнегреческой вазописи
| Изображение двух контрастных фигур: «Тяжелоатлет и гимнаст» или «Силач и балерина»…
| Изучать пропорции тела человека как одно из выразительных средств в искусстве
| Подумать, в чем состоит красота, выразительность движений тела человека
| Учебные пособия и таблицы, учебные рисунки человека
| 18.09
|
|
4
| Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики, скульптуры
| 1
| Пропорции и пропорциональные отношения. Представление о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях.
| Изображение бегущих фигур на полосе бумаги на тему «Эстафета», «Охота»
| Знать о пластике и выразительности фигуры человека
| Понаблюдать за играющими в спортивные игры детьми
| Учебные пособия и таблицы, изображение человека в древнегреческой вазописи
| 25.09
|
|
5
| Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства
| 1
| Пропорции и строение фигуры человека. Передача движений человека. Знакомство с рисунками великих мастеров эпохи Возрождения.
| Беседа: изучение истории искусства и развитие навыков восприятия
| Знать о способах выразительности пропорций и движения фигур.
| Дорисовать лица, волосы, одежду фигур. Принести пластилин
| Произведения А.Г.Веницианова, И.И.Шишкина, И.И. Левитана,М.А.Врубеля, В.А.Серова, Б.М.Кустодиева
| 02.10
|
|
6
| Лепка фигуры человека
| 1
| Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX –начала XX века
| Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса. Выразительность пропорций движений.
Пластилин или глина, проволока для каркаса
| Познакомить с изображением фигуры человека в истории скульптуры, с творчеством Микеланджело Буонаротти
| Уточнить пропорции, проработать
детали
| Скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О.Родена, В.Мухиной
| 09.10
|
|
7
| Набросок фигуры человека с натуры
| 1
| Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
| Выполнение набросков с натуры одетой фигуры человека – наброски одноклассников в разных движениях.
Карандаш, тушь, фломастер, перо, черная акварель (по выбору)
| Знать о наброске как виде искусства, особенностях и видах набросков
| Доработать один из вариантов
| Зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве
| 16.10
|
|
8
| Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили).
| 1
| Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века. Беседа о восприятии произведений искусства
| Беседа о восприятии произведений искусства. Выполнение 2-3 композиционных рисунков разных по характеру героев
| Уметь создавать характерный образ героя на литературной основе
| Поискать типажи и выразительные позы для своих героев
| Таблицы с изображением фигуры человека, поэтапное выполнения рисунка Примеры произведений зарубежного изобразительного искусства
| 23.10
|
|
9
| Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
| 1
| Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый – понимание красоты человека в античном искусстве; второй – духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.
| Обобщение темы четверти. Беседа. Знакомство с произведениями искусства указанных периодов
| Закреплять знания, умения и навыки по теме «Изображение фигуры человека»
| Принести художественные принадлежности
| Примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов
| 30.10
|
|
2. Поэзия повседневности – 7 часов
|
|
10
| Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
| 1
| Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре
| Изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.
Гуашь, акварель или материалы для графического рисунка, бумага.
| Познакомить с картиной мира и представлением о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов
| Закончить рисунок
| Фрагменты древнеегипетских фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи, фрески Помпеи, персидская миниатюра, японская гравюра
| 13.11
|
|
11
| Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр
| 1
| Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников
| Беседа о восприятии произведений искусства. Жанры изобразительного искусства.
| Знать понятия «жанр», о подвижности границ между жанрами
Познакомить с творчеством Рембрандта, К. Моне, П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Пикассо
| Подобрать иллюстративный материал по данной теме
| Сцены крестьянской жизни в картинах П.Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников 17 века: Ж.-Б.Жарден, А.Ватто, А.Веницианов, П.Федотов, О.Ренуар, Э.Дега, В.Перов, Б.Кустодиев
| 20.11
|
|
12
| Сюжет и содержание в картине
| 1
| Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
| Работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни, н-р, «Завтрак», «Ужин», «Утро», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т.п.
Гуашь или акварель, графические материалы, бумага
| Уметь понимать сюжет, тему и содержание в произведениях ИЗО
| Понаблюдать за людьми на улицах города
| Произведения с похожим сюжетом разных авторов: Яна Вермера, А.Пластова, З.Серебряковой, И.Левитана, К.Моне, А.Ватто, В.Борисова-Мусатова
| 2711
|
|