Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено





Скачать 146.48 Kb.
НазваниеВысшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено
Дата публикации04.03.2016
Размер146.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

БУИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ОДОБРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры приказом директора управления персоналом филиала

(протокол № 4 от 19.12.2014 г.) (№ 05-18/1 от 19.12.2014 г.)


Рабочая программа дисциплины
Б 1. Б.5 Культура речи и деловое общение
Направление подготовки:

080400.62 – Управление персоналом
Профиль подготовки: Управление персоналом организации
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Формы обучения – очная, заочная

Факультет – Социально-экономический
Разработчик – Кафедра управления персоналом


Буинск – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриат

3. Компетенции обучающегося

4. Структура и содержание дисциплины

5. Образовательные технологии

6. Формы и методы контроля

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

8. Материально-техническое обеспечение

1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины: научить студентов ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывая то, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет).
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

В соответствии с целями и задачами курса изучение дисциплины «Культура речи и деловое общение» базируется на знаниях, полученных в процессе изучения: «История», «Философия» и «Культурология». Знания, полученные при изучении курса «Культура речи и деловое общение» могут быть использованы в дальнейшем при изучении курсов: «Деловые коммуникации», «Языковые отношения и языковая политика», «Психология делового общения», «Организационная культура».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основы, орфографические принципы, грамматический строй и стилистику литературного языка.

Уметь: развивать коммуникативные способности, формировать психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнером по общению, стремиться найти свой стиль и приемы общения.

Владеть: культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, в том числе в речевых ситуациях, связанных с будущей профессией.

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общекультурными (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК-6


владению культурой мышления, способности к общению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения

ОК-7


способность отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения

ОК-12


умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3__ зачетных единицы, ____108___ часов

Аудиторные занятия - __36__ часов, самостоятельная работа - __72__ часов, зачет.

а) очная форма обучения

Наименование разделов/тем

Количество часов

всего

В том числе

лекции

Семинары/

практические занятия

Самостоятельная работа студентов

Тема 1.Речевое общение и его значение для человека

18

-

6

12

Тема 2.Культура речи. Нормативный аспект культуры речи

18

-

6

12

Тема 3. Коммуникативные качества речи

18

-

6

12

Тема 4. Коммуникативные качества речи

18

-

6

12

Тема 5. Мастерство публичного выступления

18

-

6

12

Тема 6. Официально-деловая письменная речь.

18

-

6

12

Итого

108

-

36

72


Общая трудоемкость дисциплины составляет __3__ зачетных единицы, ____108___ часов

Аудиторные занятия - __10__ часов, самостоятельная работа - __94__ часов, зачет. – 4 часа

б) заочная форма обучения

Наименование разделов/ тем

Количество часов

всего

В том числе

лекции

Семинары/

практические занятия

Самостоятельная работа студентов

Тема 1. Речевое общение и его значение для человека




2

-

16

Тема 2. Культура речи. Нормативный аспект культуры речи




-

2

16

Тема 3. Коммуникативные качества речи




-

-

16

Тема 4. Коммуникативные качества речи




-

2

16

Тема 5. Мастерство публичного выступления




2

-

16

Тема 6. Официально-деловая письменная речь.




-

2

14

Итого

108

4

6

94 + 4 зачет


4.2.Семинарские занятия
Тема 1. Речевое общение и его значение для человека

Вопросы для обсуждения

1.Основные единицы речевого общения

2. Принципы организации речевого взаимодействия

3. Этикет речевого общения. Обращение в русском речевом этикете Национальная специфика речевого этикета

3. Невербальные средства общения. Мимика. Жесты. Виды жестов.

4. Комплементы и их значения в деловом общении

Тема 2. Культура речи. Нормативный аспект культуры речи
Вопросы для обсуждения

1. Характеристика понятия «Культура речи»

2. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

4. Нормы современного литературного языка.
Тема 3. Коммуникативные качества речи

Вопросы для обсуждения

1. Точность речи. Тавтология. Паронимы. Омонимы. Иностранные слова.

2. Понятность речи. Просторечная лексика. Диалектизмы. Жаргонизмы. Арготизмы. Иностранные слова.

3. Чистота речи. Слова-сорняки. Словесная распущенность.
Тема 4. Коммуникативные качества речи

Вопросы для обсуждения

1. Нормы современного литературного языка

2. Точность речи.

3. Богатство и разнообразие речи. Синонимы. Многозначность. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Изобразительно-выразительные средства языка.

4. Выразительность речи. Выразительные средства языка. Фразеологизмы. Крылатые выражения. Пословицы и оговорки. Общие и специальные ИВС.

5. Изобразительно-выразительные средства языка.

Тема 5. Мастерство публичного выступления

Вопросы для обсуждения

1. Ораторское искусство.

2. Особенности публичного выступления

3. Оратор. Характеристика личности оратора. Знания, умения, навыки оратора.

4. Основные этапы подготовки к выступлению. Композиция выступления.

5. Общие принципы построения выступления

6. Жанровые группы речи. Информационная, развлекательная, воодушевляющая, сокровенная, судебная, убеждающая речь.

Тема 6. Официально-деловая письменная речь.

Вопросы для обсуждения

1. Особенности деловой письменной речи

2. Традиции русской официально-деловой письменной речи

3. Документ. Свойства, реквизиты, типы документов. Образцы деловых бумаг.

4. Язык и стиль документов. Языковые формулы официальных бумаг. Требования к оформлению документов. Сокращения в документах. Речевой этикет в документе.

4.4. Самостоятельная работа


Контрольные работы, рефераты по дисциплине.
1. Условия эффективной речевой коммуникации: постулаты Г. П. Грайса.

2.Организация речевого взаимодействия: принципы коммуникации Дж.

Н. Линча и Г. П. Грайса.

3.Деловое общение: кодекс, национальные особенности.

4.Опосредованные виды общения и их особенности.

5.Теория происхождения языка.

6.Этапы и формы развития письма.

7.История становления русского литературного языка.

8. Нелитературные формы существования русского языка (подробная

характеристика одной из форм).

9. Основные тенденции развития русского языка начала 21-го века.

10. Типы эволюции литературной нормы.

11. К вопросу о вариантах литературной языковой нормы.

12. Виды и причины языковых ошибок.

13. Особенности русского ударения.

14. Изобразительные и выразительные средства языка.

15. Заимствование в русском языке.

16. Языковые штампы и клише.

17. Лексический состав русского языка.

18. Использование выразительных средств языка в текстах научного

(публицистического) стиля.

19. История обращения в русской культуре.

20. Речевой этикет и проблемы стилистики.

21. Невербальные средства общения и речевой этикет.

22. Речевой этикет в историческом и этнокультурном аспекте.

23. Особенности этикета делового общения.

24. Влияние ситуации на языковые особенности разговорного стиля.

25. Проблема нормы в разговорном стиле.

26. Книжная и разговорная лексика: опыт сопоставительного анализа.

27. Новые тенденции в практике русского делового письма.

28. Особенности русской и зарубежной школ делового письма.

29. Как овладеть искусством делового письма.

30. Речевые коммуникации в деловых переговорах.

31. Использование технических средств в деловой коммуникации.

32. Языковой портрет личности (на примере телеведущих, культурных и

политических деятелей) по выбору.

33. Языковой облик газеты (журнала) по выбору.

34. Структура и тенденции развития электронных жанров.

35. Характеристики индивидуальных речевых типов.

36. Особенности подготовки публичных выступлений в разных жанрах.

37. Как повысить эффективность публичного выступления.

38. Развитие риторических традиций в России.

39. От риторики – к теории речевой коммуникации.

40. Искусство спора.
5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работа, лекции с элементами проблемного изложения, тестирование, дискуссии.
6. Формы и методы контроля результатов освоения дисциплины

Компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

владению культурой мышления, способности к общению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-6)

устный опрос

способность отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7)

письменная работа, тест

умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес (ОК - 12)

собеседование, тест, рефераты


Формы промежуточного и итогового контроля: зачет

Примерный перечень вопросов к зачету
1. Основные единицы речевого общения

  1. Язык как знаковая система

  2. Реквизиты, правила их оформления

  3. Метафора

  4. Эффективность речевой коммуникации

  5. Литературный язык — высшая форма национального языка

  6. реквизит Текст

  7. Метонимия

  8. Этикет речевого общения

  9. Функциональные стили современного литературного языка и их взаимодействие

  10. Реквизит «Приложение»

  11. Литота

  12. Доказательность и убедительность речи. Структура доказательства

  13. Функции языка

  14. .Реквизит «Подпись»

  15. . Гипербола

  16. Роль невербальных средств в общении.

  17. Просторечие

  18. Телефон как средство комуникации. Телефонный этикет

  19. Перефраз

  20. Мимика.

  21. Жаргон

  22. Интернет в процессе коммуникации

  23. Риторический вопрос

  24. Жесты. Национальный характер жестов

  25. Литературный язык. Особенности

  26. Виды служебных документов

  27. Вопрос-ответ

  28. Речевая ситуация.

  29. Признаки литературного языка

  30. реквизит «отметка об исполнителе»

  31. Повтор

  32. Речевое событие.

  33. Нормы современного литературного языка

  34. Распоряжение

  35. Градация

  36. Речевое взаимодействие.

  37. Функциональные стили языка

  38. Указание

  39. Литота

  40. Золотое правило общения.

  41. Официально-деловой стиль. Особенности

  42. Решение

  43. Метафора

  44. Принципы организации речевого взаимодействия

  45. Газетно-публицистический стиль. Признаки

  46. Приказ

  47. Метонимия

  48. Эффективность речевого взаимодействия.

  49. Публицистический стиль. Особенности.

  50. Акт

  51. Перефраз

  52. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации

  53. Разговорно-обиходный стиль

  54. Справка

  55. Гипербола

  56. Этикет речевого общения

  57. Художественый стиль. Особенности

  58. служебная записка. виды

  59. Метафора

  60. Этикетные речевые формулы

  61. Литературный язык. Основные признаки

  62. Заявление

  63. Метонимия

  64. Факторы, определяющие формирование речевого этикета:

  65. Нормы современного литературного языка

  66. письмо-запрос

  67. Сенекдоха

  68. Типичные ситуации речевого этикета

  69. Точность речи

  70. Оферта

  71. Метафора

  72. Обращение в русском речевом этикете

  73. Понятность речи

  74. рекламация

  75. Литота

  76. Структура доказательства

  77. Чистота речи

  78. Резюме

  79. Риторический вопрос

  80. Доказательность как логическое действие

  81. Научный стиль. Основные черты научного стиля

  82. Рекомендация

  83. Вопрос-ответ

  84. Логические ошибки. Логические аргументы и психологические доводы.

  85. Характеристика понятия «культура речи»

  86. Анкета

  87. Перефраз

  88. Виды жестов

  89. Выразительность речи

  90. Приказ

  91. Метафора

  92. Богатство и разнообразие речи

  93. Ораторское искусство как социальное явление. Особенности

  94. Анкета

  95. Градация

  96. Подготовка к выступлению. Этапы

  97. Стандартизация и унификация

  98. Реквизит Адрес

  99. Метафора

  100. Произнесение речи.

  101. Основные требования к содержанию официальных документов

  102. Служебные письма. Виды

  103. Метомения

  104. Характеристика личности оратора, его знания, умения и навыки.

  105. Методы изложения материала

  106. Приказ

  107. Синекдоха

  108. Публичная речь как особая форма речевой деятельности. Особенности

  109. Особенности официально-деловой письменной речи

  110. Реквизит Регистрационный номер документа

  111. Метафора

  112. Основные характеристики аудитории как социально-психологической общности людей.

  113. Типы документов

  114. Реквизит Адресат.

  115. Гипербола

  116. Разработка плана выступления. Виды планов.

  117. Язык и стиль документов

  118. Реквизит Эмблема.

  119. Градация

  120. Понятие «документ». Виды документов

  121. Новые тенденции в практике русского делового письма

  122. Реквизит Государственный герб Российской Федерации

  123. Метафора


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Зверева Е.Н. Русский язык и культура речи в профессиональной коммуникации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Зверева Е.Н., Хромов С.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2012.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14648.— ЭБС «IPRbooks».

  2. Крылова В.П. Русский язык и культура речи в таблицах [Электронный ресурс]: орфоэпические, грамматические и стилистические нормы русского литературного языка. Учебное пособие/ Крылова В.П., Мастюгина Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20027.— ЭБС «IPRbooks».

  3. Кузнецов И.Н. Деловое общение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 528 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10915.— ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная литература

  1. Голуб И.Б. Русская риторика и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Голуб И.Б., Неклюдов В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 328 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9074.— ЭБС «IPRbooks».

  2. Камнева Н.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Камнева Н.В., Шевченко Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2013.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13902.— ЭБС «IPRbooks».

  3. Невежина М.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Невежина М.В., Шарохина Е.В., Михайлова Е.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8576.— ЭБС «IPRbooks».

  4. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Штрекер Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15462.— ЭБС «IPRbooks».


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Лекционные занятия:

  • Лекционные аудитории (доска, мел, указка)

    1. Практические/семинарские занятия:

Аудитории, оснащенные мультимедийной аппаратурой (проектор, экран, колонки, компьютер/ноутбук).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconВысшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено
В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей основной образовательной...
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconВысшего профессионального образования «Академия социального образования»...
Цель дисциплины: приобретение студентами знаний теоретических основ современной психолого-педагогической коррекции, а также отработка...
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconВысшего профессионального образования «Академия социального образования»...
Цель курса: сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки, связанные с психологическими особенностями управленческого...
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconВысшего образования «академия социального образования» Социально-экономический факультет
Теоретические основы корпоративной социальной политики: определение, основные принципы, подходы
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconОтчет о результатах самообследования государственного бюджетного...
Московской области «Академия социального управления» за 2013 год составлен в соответствии с распоряжением ректора от 05. 02. 2014...
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconВысшего образования «академия социального образования» Социально-экономический факультет
Письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег — это
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено icon1. Понятие, предмет, метод, система права социального
Высшего профессионального образования «московская государственная юридическая академия»
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconГосударственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconНазвание темы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080300 Коммерция №231 гум/бак от...
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconУчреждением высшего профессионального образования
«Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова» (далее Академия) некоммерческая организация, осуществляющая...
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconПроблема природы сознания
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Высшего образования «академия социального образования» буинский филиал одобрено утверждено iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ставропольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного образования учреждения высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск