Конспект по использованию его на занятии по аппликации





Скачать 300.69 Kb.
НазваниеКонспект по использованию его на занятии по аппликации
страница1/3
Дата публикации20.09.2013
Размер300.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3


Методика преподавания изобразительной деятельности

Декоративная аппликация в детском саду.


План:

1. Влияние народного искусства на детское творчестве в декоративной аппликации.

2. Использование народного орнамента в воспитательно-образовательной работе детского сада.

3. Содержание и методика ознакомления детей с народным орнаментом. Обучение декоративной аппликации в детском саду.

• Задачи содержания декоративной аппликации:

• Средства выразительности, способы вырезания:

• методы и приемы (по возрастным группам)

4. Изготовить по одному образцу для каждой возрастной группы и составить краткий конспект по использованию его на занятии по аппликации.

1. Влияние народного искусства на детское творчестве в декоративной аппликации.

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера — смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритмчередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и др.

В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и др.). Задача педагога показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Красиво подобранная цветовая гамма узора является важнейшим средством эстетического воспитания ребенка, развития его умения воспринимать цвет и его гармонию. Следовательно, надо целенаправленно формировать у ребенка чувство цвета, умение подбирать яркий и мягкий колорит, используя не только спектральные цвета, но и многообразие полутонов и оттенков, плавность цветовых переходов.


2.Использование народного орнамента в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Народное декоративно-прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями. Это вызывает живой эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что, в свою очередь, содействует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей. Полноценное осуществление этой задачи зависит от умелой, целенаправленной организации учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Такая работа должна быть направлена на ознакомление детей с народным орнаментальным творчеством, обучение их воспроизведению мотивов орнамента в разных видах изобразительной деятельности, в том числе и аппликации, на занятиях, а также в самостоятельной художественной и оформительской деятельности. При этом воспитатель развивает умение дошкольников видеть, понимать и оценивать красоту произведений декоративного творчества, воспринимать содержание орнамента, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь с формой украшаемого предмета, традициями народного искусства. У детей формируется также чувство ритма, симметрии, гармонии, совершенствуется умение передавать соотношения между элементами по форме, величине, пространственному расположению на бумаге, цвету, что является показателем развития изобразительных способностей каждого ребенка.

Успешное проведение учебно-воспитательной работы на материале народного орнамента во многом определяется степенью художественной образованности воспитателя, знанием и пониманием им разных видов и форм народного искусства, законов и особенностей его развития. В связи с этим перед воспитателем стоят следующие задачи:

-познакомиться с художественным опытом народных мастеров, научиться творчески его осмысливать, создавать новое, отличать подлинные произведения от стилизаторских подделок, сувенирной продукции;

-изучить формы современного народного творчества, народных художественных промыслов, выявить художественные традиции искусства других народов;

-не следовать формально приемам народного искусства, что ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу;

-научиться отбирать образцы народного искусства, проверенные художественным вкусом народа, отвечающие задачам дошкольного воспитания, опираться на дидактический принцип «от близкого к далекому» при первоначальном ознакомлении детей с наиболее близким искусством своего народа, затем других национальностей, проживающих в данной местности (по мере усвоения знаний можно расширить область такого изучения);

-овладевать практическими умениями в создании наглядных пособий для занятий с детьми на основе народных образцов в разной технике рисования и аппликации;

-уметь применять полученные знания и навыки в организации работы с детьми на занятиях и в их самостоятельной художественной деятельности;

-планировать последовательность проведения занятий по ознакомлению детей с образцами декоративно-прикладного искусства того или иного народа и по отображению мотивов народных орнаментов в аппликации;

-искать пути практического применения полученных знаний, умений и навыков по аппликации в других формах и видах изобразительной деятельности.

3. Содержание и методика ознакомления детей с народным орнаментом. Обучение декоративной аппликации в детском саду.
Задачи содержания декоративной аппликации
Композиция узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступными детям. В связи с этим занятия декоративным рисованием и аппликацией способствуют развитию художественного вкуса. Вначале, в 3,5—4 года, дети овладевают самыми простыми навыками декоративной деятельности: ритмическое повторение элементов (украсили салфеточку, варежку, кукле платье), затем чередование простых элементов (лепестков — приманивание всем ворсом кисти к бумаге, точек, полосок и т. п.).

На занятиях по аппликации дети располагают в определенном порядке готовые изображения, однородные по форме, а затем и разные по форме, величине, цвету.

С возрастом задачи усложняются. Дети 4—5 лет закрепляют навыки ритмичного расположения элементов узора, учатся симметричному расположению узора на бумаге, имеющей форму квадрата (салфеточка, платочек), круга (тарелочка, блюдечко). Чтобы выполнить такой узор, ребенок должен уметь охватить весь лист бумаги, найти углы, края, середину, а для этого надо знать, что такое углы, середина и т.д. В процессе создания узора нужно учить ребенка сопоставлять одинаковые части. Усложняются и элементы, из которых строится узор: включаются ягоды, цветы, листья. Это не какие-то определенные цветы и ягоды, а придуманные самими детьми или взятые ими из произведений декоративно-прикладного искусства,

В средней и старшей группах усложняются и форма предметов, на которых детей учат делать узор, и элементы, из которых он составляется. Включаются дуги, разнообразнее становятся цветы, листья, узор выполняется не только всей кистью, но и кончиком ворса. Все узоры, которые составляют дети старшей группы, как правило, симметричны.

В подготовительной к школе группе детей учат составлять симметричные и асимметричные узоры. Значительно усложняются элементы узора. Вводятся спирали, завитки, волнистые линии. Обогащается цветовая гамма узора. Вместе с тем ставится задача научить детей выполнять узор в определенной цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства: дымковской, хохломской, городецкой росписи, в теплых или холодных тонах и т. п. Знакомство детей с разными цветами и обучение получению оттенков позволяет им использовать. При составлении узоров не только основные цвета, но и оттенки. От составления ритмичных узоров с повторяющимися элементами детей переводят к составлению симметричных, а затем и асимметричных композиций.

В обучении декоративному творчеству широко используются произведения декоративного искусства. При рассматривании их внимание детей обращается на красоту, изящество, вкус, с которым они выполнены. Детей учат выделять входящие в узор (элементы, отмечать их расположение, сочетания цветов и особенности композиции, т. е. учат видеть и выделять выразительные средства декоративного искусства.
Средства выразительности.

Средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей. Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать работу ребенка своеобразной, выразительной.

Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.
Способы вырезания
Вырезание деталей изображения

Вырезать детали и изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. При вырезании надо стараться не защипывать бумагу. (Чаще всего это бывает от тупых ножниц.) Прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами. Отрезая бумагу по прямой линии, опустить ее вниз, одновременно продвигая ножницы вверх. При вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а левой рукой бумага направляется по намеченным линиям изображения (рис.). Очень мелкие детали, дополняющие аппликации, следует вырезать небольшими ножницами.

Для того чтобы прорезать отверстие в бумаге, нужно сначала проколоть острым концом ножниц небольшое отверстие, а затем уже вырезать нужное изображение. Сделать это можно и по-другому: сначала надрезают бумагу, а затем вырезают серединку. После наклеивания линия надреза не будет видна.



Рис.. Прямые и круговые линии можно вырезать т, к. показано на рисунке.
Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги.

Все окружающее нас имеет симметричное или несимметричное строение. Симметрия — закономерное расположение форм и красок, при этом одна сторона является зеркальным отражением другой.

К симметричным формам можно отнести листья, цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды, силуэты бабочек, ваз, посуды, платьев и т. д. Это определение весьма условно, так как в природе ни у одного дерева, ни одна его половина не повторяет в точности другую. Такое упрощение называется стилизацией. Вначале целесообразно выполнить несколько заданий, в которых предусмотрена передача отдельных изображений, имеющих симметричное строение, из одноцветной бумаги. Такие изображения будут носить силуэтный характер. Несмотря на это, они дают представление о способе изобразительной техники, развивают умение видеть и передавать форму изображения, соотношение высоты и ширины, сходство и различие изображений, близких по форме, правильно определять на глаз пропорции.
Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз.

Из бумаги, сложенной в несколько раз, или, как условно называют, гармошкой, получаются интересные и полезные вырезки. Их можно использовать как украшения помещений детского сада, костюмов. Прием" вырезания из бумаги, сложенной в несколько раз, используют, когда надо получить много одинаковых изображений, например для разных орнаментов, наглядных пособий, дидактических игр, атрибутов к подвижным или творческим играм.

Если изображения имеют симметричное строение, рисуют половины изображений от линии сгиба. Например, на одной линии сгиба рисуют половину изображения елочки — получится целый еловый лес (рис. 2).



Рис.3 Сложив бумагу гармошкой, можно вырезать «хоровод» из елочек.
Вырезание из изображения части и подклеивание под нее подкладки.

Этот прием вырезания придаст аппликации выразительность и живописность. Делают это следующим образом. Готовят форму какого-либо изображения (цветка, листочка, вазы и т. п.), из этой формы вырезают определенную частичку и подклеивают под нее подкладку, таким образом, подчеркивают форму самого изображения.

Методы и приемы (по возрастным группам).
Младшая группа.

При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии.

В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов.

При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения.

До занятия можно рассматривать с детьми также иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. При рассматривании иллюстраций внимание детей необходимо направлять на то, что требуется в процессе работы.

На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.

Во второй младшей группе иногда используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам предмет (при условии, что он знаком детям). Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать.

Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям.

Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов, которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть каждый элемент на клеенку вверх нецветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанный элемент, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой, прижать ладонью, промокнуть лишний клей.

На последующих занятиях вместо воспитателя осуществлять показ приемов наклеивания может ребенок, вызванный к мольберту. Это повышает интерес детей к этапам работы и к качеству се выполнения, способствует активному усвоению приемов. В тех случаях, когда большинство детей усвоило приемы наклеивания, целесообразно опускать наглядный показ, заменив его словесным напоминанием или, что еще лучше, вопросом к детям.

В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconКонспект урока «Страна аппликации»
Задание для самостоятельной работы: Выполнение графического рисунка способом «графической аппликации» или «лоскутное одеяло»
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать у учащихся новые понятия об аппликации: способы соединения деталей аппликации с изделием (основой), виды аппликации
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconКонспект занятия в подготовительной группе по аппликации тема: «бабочки»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект по использованию его на занятии по аппликации icon841а – 27. 11. 09 (на практич занятии) 841э –26. 11. 09 (на практич...
Охватывают такие вопросы, как определение амплитуд скорости, ускорения и энергии, периода механических колебаний, силы тока, напряжения,...
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить студентов со спецификой аппликации из природного материала: терминологией, видами аппликации, технологией...
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconКонспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в подготовительной группе
Мкдоу детский сад №8 Л. С. Ефимова
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconКонспект занятия по аппликации из ткани
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской...
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, сегодня у нас на нашем занятии много гостей, чтобы нам эффективно потрудиться на данном занятии, необходимо настроиться на...
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconТема: Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по объемной аппликации
Формировать представления о передаче впечатления с помощью определенных художественных средств
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconКонспект занятия по аппликации во второй младшей группе. Тема: «Ночь за окном»
Использование народного орнамента в воспитательно-образовательной работе детского сада
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconКонспект комплексного занятия по аппликации на тему "В гости к дереву" в средней группе
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconОб уроке/занятии
Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconКонспект занятия «Разговор о правильном питании»
...
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
...
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционной техники для детей 4-5 лет
Конспект по использованию его на занятии по аппликации iconКонспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному...
Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск