Скачать 1.04 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Б3.Б.2. ПЕДАГОГИКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 050100 Педагогическое образование, профиль «Иностранный язык» Утверждено на заседании кафедры педагогики Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 25.09.2012 г.) Зав.кафедрой ____________ Рычкова Н.А. 1. Программа учебной дисциплины. 2.Автор-составитель: кандидат педагогических наук, доцент Панченко Т.В. 3.Рецензенты: д.п.н., профессор Н.А. Рычкова, д.п.н., проф. Зацепина М.Б. 4. Цель освоения дисциплины «Педагогика» - формирование общепрофессиональной компетентности путем развития теоретического мышления будущих бакалавров, ведущего к научному осмыслению объективной педагогической реальности. Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
5. Место дисциплины к структуре ООП ВПО. Дисциплина «Педагогика» относится к дисциплинам профессионального цикла для подготовки бакалавров по указанным направлениям и профилям. Предполагается логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП: «Психология», «Современные средства оценивания результатов обучения». Освоение дисциплины «Педагогика» предшествует учебной практике на старших курсах бакалавриата. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. ОК-7: готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; ОК-16: способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; ОПК-1: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивации к осуществлению профессиональной деятельности; ОПК-2: способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ОПК-4:способностью нести ответственность за свою профессиональную деятельность; ПК-1: способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; ПК-4: способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; ПК-5: способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; ПК-8: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; ПК-9: способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы; ПК-10: способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности; ПК-11: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования; ПК-12: способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности; ПК-13: способность использования в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1. Знать: научно-теоретические основы профессиональной педагогической деятельности; требования государственного образовательного стандарта к профессионально-значимым и личностным качествам педагога; методологию педагогической науки, структуру педагогики, взаимосвязи с другими науками; сущность педагогического процесса, его закономерности и организацию; особенности процессов воспитания, обучения и образования. 2. Уметь: анализировать и прогнозировать объективную информацию; выбирать различные методы исследования и осуществления педагогической деятельности; определять пути профессионально-личностного становления педагога, выявлять рациональные и гуманистически ориентированные средства педагогической деятельности. 3. Владеть: культурой учебного труда в вузе; основными навыками коммуникации полученного знания в пределах общекультурных и профессиональных компетенций; способностями к самостоятельному поиску и анализу научной информации, применении ее в квазипрофессиональной деятельности. 7.Объем дисциплины и виды учебной работы:
8.Содержание дисциплины. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
9. Содержание разделов дисциплины. 1. Педагогическая наука и педагогическая действительность. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Основные свойства педагогической науки (социальность, гуманитарность, открытость) и тенденции развития. 2. Методология педагогики, логика и методы педагогического исследования. Уровни методологии. Структура и категориально-понятийный аппарат педагогики. 3. Педагогический процесс. Педагогический процесс как основная категория педагогики: понятие, закономерности, социокультурные функции, сущностные характеристики (субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность) и принципы построения. Педагогический процесс как процесс решения профессиональных задач. Этапы педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Критерии эффективности педагогического процесса. 4. Воспитание. Воспитание как социокультурное явление и как педагогический процесс. Факторы воспитания. Теории воспитания. Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Воспитание толерантности. Воспитание личности в коллективе (структуры коллектива, интегративные характеристики, этапы и закономерности развития). 5. Обучение. Характеристика обучения как педагогического процесса. Дидактика как наука. Современные концепции обучения. Компетентностный подход в проектировании и реализации процесса обучения. Педагогические технологии в организации процесса обучения. Формы оценивания учебных достижений школьников. 6. Образование. Сущность образования. Современная образовательная парадигма и образовательные тенденции. Российская система образования. Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, многообразие образовательных программ. Характеристика открытой образовательной среды. Управление развитием образовательных систем. Педагогический мониторинг в управлении образованием. Инновационные образовательные процессы. Понятие новшества, нововведения и инноваций. Критерии инноваций. Инновационные образовательные системы. Современные образовательные технологии. Понятие образовательных технологий. Виды образовательных технологий. Технологии педагогического взаимодействия. Педагогическое взаимодействие и взаимодействие. Функции, принципы и виды педагогического взаимодействия. Диагностика социокультурной ситуации развития ребенка. Педагогическая диагностика. Технология исследования личности и коллектива. Управление образовательными системами. Понятие, функции, принципы управления педагогическими системами. Педагогический менеджмент. Внутришкольное управление. Аттестация, аккредитация, лицензирование образовательного учреждения. 10. Темы для самостоятельного изучения Подробные описания тем для самостоятельного изучения и заданий – в п. 15.2 «Темы для самостоятельного изучения».
|