Скачать 3.81 Mb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Калининграда гимназия № 32 УТВЕРЖДАЮ Белякова В.Н. Директор МАОУ гимназии № 32 г. Калининграда «__23_» апреля 2013 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА среднего (полного) общего образования (III ступень) МАОУ гимназии № 32 Г. Калининграда Принята на заседании Педагогического Совета МАОУ гимназии № 32 г. Калининграда Протокол № __ от 23_.04.2013 Калининград 2013 г.
Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования. Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на социальный заказ - максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования МАОУ гимназии №32 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к структуре основной образовательной программы (ООП) и определяет содержание, организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования. Программа направлена на воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу С(П)ОО гимназии. Программа ориентирована: - на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника гимназии»):
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:
Основная образовательная программа С(П)ОО гимназии формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития подростков 15—17 лет. В старшем подростковом возрасте (15–17 лет) ведущую роль играет учебно-профессиональная деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Подростковый кризис пятнадцатилетних связан с развитием самосознания личности, когда подросток от развития по социальному проекту переходит к саморазвитию, что влияет на характер учебной деятельности и на социальную ситуацию развития в целом. У старших подростков сохраняет своё значение учебная деятельность по саморазвитию и самообразованию. ООП среднего (полного) общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с ООП основного общего образования, с другой стороны, предлагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 15 до 17 лет. Программа адресована: Целевое назначение программы:
Задачи программы Для достижения целей ООП среднего (полного) общего образования будет решен целый ряд педагогических и образовательных задач:
Сроки реализации программы Для реализации ООП среднего (полного) общего школьного образования определяется нормативный срок – 2 года (15-17 лет): 10-11 классы. Особенности реализации программы В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Основная образовательная программа С(П)ОО гимназии формируется с учётом особенностей завершающей ступени общего образования как фундамента последующего профессионального образования и обучения или профессиональной деятельности. Старшая школа — особый этап в жизни подростка, юноши, связанный:
ООП С(П)ОО гимназии является основой для:
Виды деятельности учащихся старшей ступени гимназии при освоении ООП С(П)ОО гимназии :
Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования гимназии- это программа действий всех участников образовательного процесса по достижению запланированных настоящей программой результатов. Условия образовательной деятельности в МАОУ гимназии №32 Образовательная программа среднего (полного) общего образования МАОУ гимназии №32 г. Калининграда создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Обучение на ступени среднего (полного) общего образования организовано по шестидневной учебной неделе. Обучение на ступени основного общего образования организовано по кабинетной системе. МАОУ гимназия №32 обладает всеми необходимыми ресурсами для оказания качественных образовательных услуг: педагогическими, материально-техническими, управленческими. В гимназии действует комплексная служба сопровождения УВП, цель которой - создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития учащихся в ситуациях школьного взаимодействия, обеспечение оптимальных условий пребывания учащихся. Гимназия работает в одну (первую) смену, что соответствует нормам здоровьесбережения, позволяет организовать занятия учащихся по интересам во второй половине дня. В режиме школы полного дня на III ступени обучения широко развернута система дополнительного образования, обеспечивается полная занятость обучающихся во второй половине дня. Система дополнительного образования является составной частью образовательной программы гимназии, интегрирующей в себе программы базисного учебного плана с программами внеурочных занятий учащихся. В соответствие с выявленным социальным запросом образовательный процесс в гимназии рассматривается как совокупность учебного процесса, дополнительного образования, социальных практик и исследовательской деятельности учащихся. Доминирующим видом познавательной деятельности рассматривается поисковая, исследовательская, основным результатом которой является освоение учащимися способов деятельности. Сама технология формирования ООП ООО МАОУ гимназии № 32 заключается в создании механизма реализации педагогического потенциала образовательной системы гимназии, механизма интеграции всех ее составляющих и характеризуется следующими чертами:
Технология формирования основной образовательной программы основного общего образования, призванная обеспечить достижение запланированных результатов образования (ФГОС), определяет тип отношений между учителем и учащимся (педагогика сотрудничества), вариативность (признание права ученика на полный или частичный выбор изучаемого содержания и уровня его освоения), реализация дифференцированного подхода и индивидуализация обучения. Системно-деятельностный подход – концептуальная основа образовательной программы среднего (полного) общего образования МАОУ гимназии № 32. Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований стандарта, обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства:
Реализация образовательных программ по предметам, рабочих программ учителей основана на совокупности нескольких технологий. Эффективное использование данных технологий позволяет педагогам в полном объеме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Обучение на III ступени является профильным, ведется по программам повышенной сложности, предусматривает организацию активных форм творческой, самостоятельной деятельности учащихся, выполнение ими работ исследовательского характера. Учебные программы основного образования имеют логическое продолжение в программах дополнительного образования. Основной задачей дополнительного образования в гимназии является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся; развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей; вовлечение их в разнообразную творческую деятельность (интеллектуальные турниры, марафоны, олимпиады, клубную деятельность, конференции, научные общества, ансамбли, студии, спортивные секции и пр.). Учебный план гимназии имеет очень яркую черту индивидуализации образовательного процесса— это индивидуальные образовательные программы учащихся (согласно Положению об индивидуальной образовательной программе учащегося МАОУ гимназии № 32), индивидуальные образовательные траектории на основе интеграции основоного и дополнительного образования, дополнительное время на консультационную работу с тьюторами. Таким образом, образовательная программа гимназии включает в себя индивидуальные образовательные программы учащихся и позволяет конструировать индивидуальные образовательные траектории для максимального обеспечения образовательных заказов учащихся и их семей. Профильное гимназическое обучение Концепция универсального гимназического образования подразумевает обучение по программам повышенного уровня содержания, не столько за счет увеличения количества часов, сколько за счет инновационных технологий и блочно-модульной подачи материала. Гимназия как общеобразовательное учреждение осуществляет билингвальное обучение в области иностранных языков. Участие в реализации экспериментальной программы «Оксфордское качество» позволяет осуществлять интенсивное изучение английского языка. Углубленное преподавание немецкого языка осуществляется на основе программ и УМК, рекомендованных Институтом Гете (Германия), поскольку гимназия входит в программу «Школы PASH». Факультативно преподаются иностранные языка: шведский, польский, испанский. Реализация профильного обучения по предметам математического и естественно-научного цикла осуществляется на основе совместной образовательной деятельности с МФТИ (ЗФТШ), БФУ им. Канта. Углубленное и профильное обучение Концепция универсального гимназического образования подразумевает углубленное обучение по программам повышенного уровня содержания, не столько за счет увеличения количества часов, сколько за счет инновационных технологий и блочно-модульной подачи материала. Образовательная программа гимназии № 32 с самого начала строилась как программа многопрофильного общеобразовательного учреждения. В пределах каждого профиля предусматривается возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Структура профильного обучения формируется из трех типов курсов: базовых общеобразовательных, профильных, элективных и факультативных. Концепция профильного обучения на старшей ступени гимназии исходит из следующих основных принципов-условий:
В каждом профиле система дополнительного образования (спецкурсы, факультативы, Научное общество) позволяет учащимся получить более узкую специализацию. Таким образом, обеспечивается принцип вариативности и дифференциации общего среднего образования в пределах единого образовательного пространства гимназии. Показателем успешности нашей модели профильного обучения является успешная сдача ЕГЭ выпускниками гимназии и стабильно высокий процент поступления в вуз по выбранному профилю. К числу сильных сторон образовательного учреждения также следует отнести достаточно высокую теоретическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной научно - методической поддержки усилий учителей в совершенствовании образовательной деятельности, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, высокий уровень образовательной подготовки выпускников школы. В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии образовательного учреждения:
МАОУ гимназия №32 старается соответствовать стремительно меняющейся жизни темпом своих внутренних перемен. Основной плюс этого - самостоятельный, свободный, быстрый в решениях, деятельный выпускник школы, которого отличает целеустремлённость, коммуникабельность, работоспособность. Он умеет трудиться, умеет принимать решения и нести ответственность за них. Это - деловой, общественно активный молодой человек, способный адаптироваться к различным социальным условиям. Понимание необходимости происходящих перемен в российском образовании нашло свое отражение в разработке Основной образовательной программы гимназии, поиске подходов к ее реализации. |