Скачать 1.67 Mb.
|
Рассмотрено на заседании Утверждаю: педагогического совета 2.09.2013г Директор МОУ « Верхоянская СОШ» ___________ М.Н.Юмшанова ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ « Верхоянская СОШ им. М.Л. Новгородова» на 2013/2014 уч.год Общие положения Образовательная программа определяет содержание образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении Верхоянская средняя общеобразовательная школа микрошкола Детство (п.5 статья 14 Закона РФ «Об образовании»). 1. Образовательная программаразработана на основе государственных образовательных стандартов и образовательных учебных программ. 2. Образовательная программа школы определяет совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы. 3. Образовательная программа разработана на 1 год (2013-2014гг). Отдельные разделы образовательной программы, такие, как «образовательная программа начального общего образования» - на 1 год. Другие разделы корректируются по мере необходимости. По мере включения в образовательный процесс новых программ и учебников вносятся коррективы в раздел «Программно-методическое обеспечение образовательной программы». Структура образовательной программы: Раздел 1. Аналитическое обоснование программы Раздел 2. Цели и задачи образовательного процесса начальной школы. Раздел 3. Учебный план и его обоснование. Раздел 4. Особенности организации образовательного процесса и применяемые в нем технологии. Раздел 5. Программно-методическое обеспечение образовательной программы. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего основного образования и развития ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы на каждой ступени обучения. В 2013-2014 учебном году школа 1 ступени со 2 по 4 класс работает в режиме 6-дневной недели, а 1 «а», 1 «б» классы в режиме 5-дневной недели. Всего за учебный год выбыло __ учащихся, прибыло __ . Формы организации учебного процесса: Уроки Консультации Занятия по выбору (внеаудиторное занятие) Олимпиады, конкурсы Открытые уроки. Классы ФГОС: 1 «а» и 2 «а», 3 «а» обучаются по примерному плану для общеобразовательных учреждений РС (Я) с обучением на языке саха; 1 «б», 2 «б», 3 «б», 4 «б» по примерному учебному плану для общеобразовательных учреждений РС (Я) с русским (родным) языком обучения. 4 «а» по примерному учебному плану для образовательных учреждений (ОУ) РС (Я), реализующих программы общего образования в 2013 – 2014 году. Есть классы, обучающиеся по программе УМК «Гармония», УМК «Школа России» и УМК «Перспектива». Социокультурная среда и образовательный заказ Город Верхоянск находится в 68 км от административного центра п. Батагай Верхоянского района. Население составляет чуть более полутора тысяч человек. В городе имеется 1 средняя общеобразовательная школа, 1 музыкальная школа, 1 ДЮСШ, 2 детских сада, 1 ясли – сад, 1 амбулатория, 1 больница для стационарных больных, клуб, краеведческий музей, пищекомбинат, магазины. Г. Верхоянск известен как Полюс холода Северного полушария Земли. Средняя температура января составляет -48 С. Абсолютный минимум температуры был зафиксирован - 67,8 С. По данным 2011 года в г. Верхоянске проживает 1497 человек. Из них женского пола 800 (53 %), мужского пола 697 (47%). Население трудоспособного возраста 784 (52%). Из них женщин 424 (28 %), мужчин 360 (24 %). Нетрудоспособного 713 (9,6 %). Из них женщин 49 (3,3 %), мужчин 94 (6,3 %). Количество детей в городе, всего 230. Количество семей со средним доходом, ниже прожиточного минимума (прожиточный минимум 10.784 рублей), всего 215 (93,5 %). Количество общественных организаций 5. Количество семей, имеющие личные подсобные хозяйства 93 (40,4 %). Количество предприятий города, всего 19. Количество индивидуальных предпринимателей всего 18 (3 %). Анализ социо - культурной ситуации города по методике А. М. Цирульникова показал, что она близка к ситуации «школа в бывшем очаге культуры», т.е. культурно – исторические традиции еще живы, история местности, культуры, образования порой уникальны, но современный социокультурный фон беден. Воспитательный потенциал социума достаточно высок. Контингент учащихся – местный, по национальности якуты, представители малочисленных народов Севера, русские. Относительная сохранность традиционного уклада жизни, культуры и непосредственная близость детей к живой природе, возможность близкого взаимодействия с ней положительно влияют на духовное, нравственное, эстетическое развитие детей. Основными социальными факторами среды, воздействующими на становление ребенка, являются специфика социально-экономических и культурно-бытовых условий семьи и населения. Каждый из этих факторов порождает как положительные, так и отрицательные условия для развития личности, накладывает определенный отпечаток на весь образовательный процесс. Школа всегда была культурным центром. И сегодня в таких условиях она должна взять на себя роль социального гаранта ребенка и его родителей. Перед школой стоит задача максимально эффективно использовать воспитательный потенциал окружающей среды: природную и производственную составляющие, наличие учреждений дополнительного образования, наличие квалифицированных специалистов дополнительного образования, добрые традиции села, кадровую стабильность в педагогическом коллективе и т.д. На современном этапе развития общества государство ставит перед образованием задачу – воспитание творчески активной личности с устойчивой гражданской позицией, готовой к непрерывному саморазвитию, легко адаптирующейся в изменяющемся динамичном мире. Большая роль в решении этой задачи отводится дополнительному образованию. Развитие дополнительного образования в нашем городе поставлено на достаточно высоком уровне. Достижениями наших детей, особенно в культурно-эстетическом направлении, гордится вся школа, весь наслег. Танцевальные коллективы «Норгэдэй» и «Чуораанчык» успешно выступают на улусных конкурсах. Большинство детей учатся в детской музыкальной школе в классах хореографии, фольклора, вокала, музыкальных инструментов. Основная масса детей проводит лето на сенокосе с родителями, некоторые – на летней ферме сайылык, или в сенокосных звеньях с взрослыми, как и большинство сельских школьников. Летний отдых детей организован так, чтобы как можно больше и дольше охватить неорганизованных детей. Ежегодно успешно в 2 смены работает лагерь для младших школьников «Мастерок», «Лучик», где дети занимаются рукоделием, лепкой, спортом, поправкой здоровья. Создание для ребенка комфортной эмоциональной среды – развивающего общения и «ситуации успеха» - основная задача воспитательной работы. Педагогика поддержки, педагогика успеха и педагогика сотрудничества – передовые воспитательные технологии – используемые в работе. В школе создаются все необходимые условия, чтобы каждый ученик проявил себя в той или иной области, имел определённые успехи. Поддерживается стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых навыков и возможностей. Воспитательная система школы формирует у детей чувство патриотизма, гордости за свой коллектив, школу, город, республику, соответственно появляется ответственность за проделанную работу, результат. 1.Пояснительная записка Образовательная программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении – « Верхоянская средняя общеобразовательная школа им. М.Л. Новгородова, характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающим образовательные потребности, возможности и особенности развития учащихся начальной школы. Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Необходимость разработки программы связана с внедрением государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащихся. Главной ценностью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации, самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно – бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получения радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей учащихся – в программах обучения, стимулирующих развитие познавательного и творческого потенциала; общества и государства – в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые в будущем обеспечат становление интеллектуальной элиты. Цель Основной образовательной программы начального общего образования - создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, саморазвития, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного общего среднего и полного образования, раскрытие творческих возможностей личности через освоение фундаментальных основ начального образования. Задачи программы: - Создать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности. - Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. - Развивать коммуникативные навыки учеников начальной школы. - Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся. - Совершенствовать развивающую предметную среду. - Приобщать учеников к краеведческому наследию и родному краю. Структура программы 1. Пояснительная записка. 2.Планируемые результаты обучения. 3.Учебный план. 4.Программа формирования универсальных учебных действий (УУД.). 5.Программы учебных курсов, предметов, дисциплин. 7.Программа духовно-нравственного развития, воспитания. 8.Программа формирования здорового и безопасного образа жизни. 9.Программа коррекционной работы. 10.Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 1.Планируемые результаты освоения Основной образовательной программы: личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия(познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты- освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. В основе реализации Основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении; ориентацию на достижение цели основного результата образования -развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) 2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:
Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности: является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер; отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?) возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий; «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. 1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. 2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся. 3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании. 4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности. 5. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир личностные жизненное самоопределение нравственно-этическая ориентация смыслообразование нравственно-этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. |