Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации24.05.2014
Размер1.46 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Предметная (цикловая) комиссия педагогических дисциплин


ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Методические рекомендации к практическим занятиям

специальности 050704 «Дошкольное образование»

2006


ОДОБРЕНЫ
Предметной (цикловой) комиссией

«__» _____________ 20___ г.

Протокол № _____________
Председатель

_________________________

Составитель: Н.В.Плешкова



Составлены в соответствии

с рабочей программой учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства»


УТВЕРЖДЕНЫ
Научно-методическим советом

«__» _____________ 20___ г.

Протокол № _____________



Введение

Современная образовательная ситуация изменила взгляды на педагогическую деятельность. Для того чтобы она была эффективной необходимо рассмотреть её через призму полученных теоретико-практических знаний, умений и личностных качеств. При всем многообразии имеющихся систем обучения основными критериями их отбора и рассмотрения в данном учебно-методическом пособии выступают природосообразность, личностная ориентация и творческое развитие студентов. Эти позиции тесно взаимосвязаны и соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественного образования.

Особенность данного курса в том, что студент в практических упражнениях, педагогических ситуациях через собственный опыт приобретет представление о себе как о специалисте, сможет реально соотнести теоретическую готовность с личностными возможностями.

Цель данного курса: формирование основ педагогического мастерства, четкого и адекватного понимания особенностей собственной педагогической позиции и профессиональной компетентности с учетом личностных качеств.

Данная цель рассматривается через осуществление следующих задач:

1. Формирование знаний о специфике профессиональной педагогической деятельности и об этапах профессионального роста.

2. Развитие способности преобразовывать ситуацию исходя из целеполагания воспитательного образовательного процесса; развитие коммуникативных умений, культурного диалога, эмпатических способностей.

3. Побуждение студентов к самосовершенствованию, развитие интереса к практической деятельности, воспитание культуры поведения, внимательного отношения к детям и другим людям.

Логика построения данного курса обусловлена системой последовательной работы по овладению основами профессионального мастерства. От осознания сущности педагогического мастерства, осмысления своего идеала и выявления уровня подготовки (соотношение "Я - идеальное" и "Я - реальное"), к постижению путей и средств развития профессиональной позиции, овладению педагогической техникой и педагогическим общением.

Данная программа представлена в четырех разделах. Основные акценты сделаны на педагогическую технику, педагогическое общение, организацию работы с группой детей.

Данное содержание позволяет значительно обогатить субъектный опыт студентов. Первый раздел содержит основные понятия, раскрывает сущность и содержание учебной дисциплины. Содержание второго раздела учебно-методического пособия помогает будущим педагогам осознать место педагогического взаимодействия в профессиональной деятельности; роль личностных качеств в повышении воспитательного эффекта педагогического взаимодействия, способствует выстраиванию взаимодействия с детьми в системе «человек – человек». Третий раздел раскрывает значение мастерства педагога в управлении учебно-воспитательным процессом и проектировании программы саморазвития и самообразования.

Главная цель такого вида занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретических знаний применительно к особенностям изучаемой отрасли.

Отличительной особенностью предлагаемых практических занятий как формы работы является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных для обсуждения вопросов и проблем, через ответы на вопросы по ходу изучения информации.

Предлагаемые варианты занятий определены следующей схемой: тема, цель занятия, вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии, основное содержание информационного блока, вопросы для самоконтроля.

После информационно – практического занятия предлагаются задания для самостоятельной работы студентов. Они направлены на организацию внеаудиторной работы, т.к. приучают студента к выполнению определенного комплекса заданий вне наличия непосредственной обратной связи, корректирующих, контролирующих и оценивающих действий преподавателя. Со стороны преподавателей предусматривается отсроченный контроль во время специально отведенных и особым способом организованных действий.

Раздел 1
Урок: практический (2часа)

Тема: " Профессиональная компетентность. Понятие "готовность". Теоретическая и практическая готовность. Профессиональные знания и умения (В.А.Сластенин).
Цель: Сформировать представления о профессиональной компетентности.

Что должны знать студенты:

  • основные понятия, сущность и содержание темы;

  • теоретическую и практическую готовность и их характеристики;

  • пути становления, совершенствования педагогического мастерства в процессе профессионального самовоспитания.

Что должны уметь студенты:

  • характеризовать составляющие понятие готовность соответствующие умения, устанавливать их взаимосвязь;

  • анализировать собственное поведение в области воспитания и обучения учащихся, свои профессиональные качества;

Основные понятия: профессиональная компетентность, теоретическая готовность, практическая готовность.

Содержание

1. Профессиональная компетентность

Педагогическая профессия является по сути преобразующей и управляющей.

А для того чтобы управлять нужно, быть компетентным.

Профессиональная компетентность педагога - это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует ПРОФЕССИОНАЛИЗМ.

Содержание подготовки педагога представлено в квалификационной характеристике - нормативной модели компетентности педагога.

  • Знаете ли вы свою квалификационную характеристику?

Квалификационная характеристика - свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.

  • Чем определяются психолого-педагогические знания?

(Учебными программами)

  • Что представляют собой педагогические умения?

(Совокупность последовательно развертывающихся действий, основанных на теоретических знаниях).

Структура профессиональной компетентности раскрывается через педагогические умения.

  • Какие педагогические вы знаете и отмечаете в себе?

Умения:

- педагогически мыслить и действовать.

- умения анализировать факты и явления через теоретические знания, т.е. в

этих умениях лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному. Он может быть на разных уровнях:

  1. интуитивном

  2. эмпирическом

  3. теоретическом

ВАЖНО! Довести процесс перехода до теоретического уровня.

Мыслить - действовать - мыслить

Это триада решения педагогической задачи, совпадение с компонентом педагогической деятельности и соответствующими им умениями.

Таким образом, в результате модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности.

Теоретическая готовность

Совокупность психолого-педагогических и специальных знаний соединенных с умением педагогически мыслить. Педагогически мыслить, значит иметь

УМЕНИЯ:

Аналитические умения - это критерий педагогического мастерства, с помощью их извлекаются знания из практики, именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить.

а) расчленять педагогическое явление на составляющие элементы:

- условия,

- причины,

- мотивы,

- стимулы,

- средства,

-формы проявления;

б) осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;

в) находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности адекватные логике рассматриваемого явления;

г) правильно диагностировать педагогическое явление;

д) находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения;

Прогностические умения:

Управление социальными процессами предполагает конечный результат (предвосхищенную цель).

Анализ педагогической ситуации есть основа для цели и путей решения.

Успех предопределяется и способностью к антиципации (от лат. Предвосхищение).

Состав прогностических умений:

а) выдвижение педагогических целей и задач;

б) отбор способов достижения педагогических целей;

в) предвидение результата;

г) определение этапов (стадий) педагогического процесса;

д) распределение времени;

е) планирование жизнедеятельности;

Прогностические умения необходимы для:

  • прогнозирования развития коллектива;

  • развития личности;

  • прогнозирование педагогического процесса;

Для этого необходимо овладеть методами:

  • моделирования

  • выдвижение гипотез

  • мыслительный эксперимент

  • экстрополирование


Проективные умения включают:

а) перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;

б) учет при определении задач и содержания интересов и потребностей детей, возможностей условий и опыта, личностных качеств;

в) определение комплекса доминирующих задач и подчиненных;

г) отбор видов деятельности;

д) планирование индивидуальной работы;

е) отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса;

ж) планирование системы приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений;

з) планирование развития среды, связей с родителями и общественностью;

и) оперативное планирование;

Рефлексивные умения:

Способность разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки, деятельность. Это осмысление своих собственных действий.

Практическая готовность

  • Организаторские умения:

Мобилизационные - привлечение внимания, развитие интереса к деятельности.
Информационные - навыки работы с печатными источниками, умения добывать информацию и умения интерпретировать, адаптировать информацию и т.д.
Развивающие - Видеть "зону ближайшего развития", создание проблемных ситуаций, стимулирование познавательной деятельности и т.д.
Ориентационные - направлены на формирование морально - ценностных установок и научного мировоззрения.


  • Коммуникативные умения:

Перцептивные умения:

а) умения понимать

б) воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах партнера по общению

в) проникать в личностную суть других людей, устанавливать инд. своеобразие

г) определять тип ВНД, характер переживаний, состояния

д) видеть главное в человеке

Умения педагогического общения:

- моделирование общения

- построение партитуры общения

- привлечение к себе внимания

Вопросы для самоконтроля

Задание 1.

  1. Каждый ли педагог может стать мастером?

  2. Раскройте суть определения профессиональной готовности .

  3. Охарактеризуйте профессиональные качества педагога.

  4. Перечислите признаки культурного человека.

  5. Что такое базовая культура личности? Духовная культура?

  6. Что такое педагогическая культура? Пути формирования педагогической культуры?

  7. Охарактеризуйте компоненты гуманистической направленности.

  8. Каковы основные педагогические способности? Их значение?

  9. Какова роль эмпатии в педагогической деятельности.

  10. Охарактеризуйте систему профессиональных знаний и умений.

Задание 2. Запишите десять основных качеств идеального педагога. Во всех ли записанных вами качествах встречаются пять компонентов педагогического мастерства?

  • Потребность учить и воспитывать;

  • Одаренность, талантливость, незаурядность;

  • Гуманность;

  • Светлый ум;

  • Общительность;

  • Цельность;

  • Чистота натуры;

  • Душевная молодость;

  • Дар речи;

  • Знание предмета…

Проанализируйте сформированность этих качеств у себя по 5 балльной шкале (5 баллов— качество устойчивое,… 1 - отсутствует совсем). Посмотрите, какой из компонентов педагогического мастерства вы оценили на 4, 5 баллов, на 3 балла, на 1, 2 балла. Можно ли из результатов, проделанной работы, сделать вывод? Какой?

Урок: практический (2часа)

раздел

Тема: " Сущность педагогического мастерства. Понятия. Структура"

Цель: Сформировать представления о педагогическом мастерстве, структуре, компонентах.

Что должны знать студенты:

  • основные понятия, сущность и содержание темы;

  • элементы педагогического мастерства и их характеристики;

  • гуманистическую сущность педагогического мастерства;

  • пути становления, совершенствования педагогического мастерства в процессе профессионального самовоспитания.

Что должны уметь студенты:

  • характеризовать компоненты педагогического мастерства, устанавливать их взаимосвязь;

  • анализировать собственное поведение в области воспитания и обучения учащихся, свои профессиональные качества;

Основные понятия: педагогическое мастерство, профессиональная компетентность, теоретическая готовность, практическая готовность.

Содержание

1. Что такое мастерство? Чем оно определяется? Чем оно питается?

Возьмите слово за основу

И на огонь поставьте слово.

Возьмите мудрости щепоть,

Наивности большой ломоть.

Немного звезд, немного перца,

Кусок трепещущего сердца,

И на конфорке мастерства

Прокипятите раз, и два,

И много- много раз все это.

Теперь пишите! Но сперва

Родитесь все - таки поэтом! ( Кено, сов. Фр. поэт)
В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела: учителей года, учителей-экспериментаторов, исследователей, творчески работающих учителей. Это специалисты высшей квалификации, высокой культуры, разрабатывающие авторские программы, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы, наиболее полно реализующие свой творческий потенциал, добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающих поколений. Каждый педагог должен стремиться совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Задание:

1.Запишите в столбик слова, возникающие по принципу свободных ассоциаций.

2. Используя эти ассоциации, дайте ваше определение изучаемому понятию.

Первым следует назвать определение термина, предложенное С.И. Ожеговым и звучащее так: «Мастерство - это высокое искусство в какой- либо области». Если у сапожника, столяра, маляра, например, достижение результата связано только с его собственной деятельностью, то в педагогической деятельности результат получается как следствие взаимодействия педагога и ребенка.

Далее авторские определения:

* А.Дистервег считал, что истинное обучение должно соединять "знание дела (объекта), любовь к делу и учащемуся (субъекту), педагогические способности (субъективно-объективный метод)"

*А.И. Щербаков: «Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.

* Н.Н. Тарасевич: «Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности».

*Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка».

* Ряд авторов: А.С.Макаренко, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин считают, что педагогическое мастерство определяют профессиональные знания, умения, навыки и комплекс личных свойств.

* Другие: И.А.Зязюн, В.Н.Малиновская, А.Л.Смятских считают, что это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. Они считают мастер-педагог - это специалист высокой культуры, глубоко знающий предмет, разбирающийся в вопросах общей и детской психологии и владеющий методикой.

* Такие педагоги как Ю.П.Азаров, В.Г.Куценко, А.И.Астахов определяют сущность педагогического мастерства как социально- психологическое, эмоциональное образование. По их мнению, педагогическое мастерство- это субъективное проявление учителя- воспитателя, удовлетворяющее эталонным требованиям.

??? 1. Какой вариант определения наиболее точно, с вашей точки зрения,

раскрывает понятие «педагогическое мастерство», почему?

  1. Какова разница в подходе ученых к определению педагогического

мастерства?

3. Какое из авторских определений совпало с вашей точкой зрения?

Дополните свое определение.

Рассмотрим сначала, из чего складываются основы и сущность педагогического мастерства.

Сущность педагогического мастерства - это его, смысл, суть, содержание.

Как мы видим нет единого мнения, что такое педагогическое мастерство. Одни считают, что это свойство, особенности личности, другие — что это знания, умения, навыки, третьи объединяют и то и другое вместе, четвертые — что это уровень осуществления профессиональной деятельности и т.д.
Чаще всего все сходятся на том, что педагогическое мастерство это нечто общее и объединяющее:

комплекс свойств личности, способности, знания, умения, навыки.

Итак, можно определить, что сущность мастерства должна определяться через высокий уровень профессиональной деятельности, приводящей к должной результативности.
Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина (авт. пособ. "Пед. маст. и пед. техн".) обобщают: Педагогическое мастерство- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность

Компоненты педагогического мастерства





Высокий уровень общей и педагогической культуры

Гуманистическая направлен

ность

Профессиональ

ные качества

Система

профессиональных знаний,

умений

Творчество и

педагогические способности

  • Основа педагогического мастерства.

  • Условие педагогического творчества.

  • Условие эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.

  • Средство успешной самореализации педагога.

  • Человек– абсолютная ценность.

  • Идеалы.

  • Интересы.

  • Система ценностей.

  • Гуманистический стиль.

  • Гуманистические отношения.




  • Гражданственность.

  • Патриотизм.

  • Интеллигентность.

  • Духовно – нравственная культура.

  • Любовь к детям.

  • Трудолюбие и работоспособность.

  • Ответственность.

Технологическая компетентность.

Знания:

  • Философские.

  • Социальные.

  • Психолого-педагогические.

  • Дополнительные.

Умения:

  • Диагностические.

  • Коммуникативные.

  • Организаторские.

  • Исследовательские

  • Проектировочные.

  • Дидактические.

  • Конструктивные.

  • Перцептивные.

  • Экспрессивные.

  • Организаторские.

  • Творческие.

  • Эмоционально – ценностные и т.д.



Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога- мастера - человеколюбие и умение общаться с людьми.

Рассмотрим компоненты педагогического мастерства:


  • Общая культура педагога - не только компонент педагогического мастерства, но и своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Культура педагога- это средство педагогической деятельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества.

  • Педагогическая культура - это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высоко развитого педагогического мышления, знаний чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

В содержании педагогической культуры можно выделить:

- культуру педагогического мышления,

- общения,

- поведения и внешнего вида,

- духовно нравственную культуру

  • Гуманистическая направленность личности педагога - это его интересы, ценности идеалы. Каждый педагог должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Гуманистический стиль взаимоотношений рассматривается как показатель профессионального мастерства педагога.




  • Профессиональные знания и умения - это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Формируются на всех уровнях (методологическом, информационно - содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция - необходимой предпосылкой успешной работы педагога.




  • Профессиональные способности выделяют следующие:

дидактические \учебные,

коммуникативные \способность общаться,

перцептивные \проф. зоркость, наблюдательность,

эмоциональные \ чувствовать, управлять и владеть собой \,

прогностические \намечать перспективы,

креативность и импровизацию \творчество,

интуицию \предвидеть,

эмпатию \способность к сопереживанию.

  • Технологичность - мастерство владения технологиями, например, педагогическими \диагностическими, социальными, игровыми и т.д.\

Московский педагог-исследователь И.П. Андриади предлагает другую структуру педагогического мастерства, беря за основу профессиональные нормы. К профессиональным нормам относит духовно-нравственную и интеллектуальную готовность, теоретическую и практическую готовность

Педагогическое мастерство





Духовно-нравственная

и интеллектуальная готовность

к творческому осмыслению социо-

культурных ценностей общества

Теоретическая и практическая

готовность к творческому

применению потенциала

профессиональной деятельности





Ценностные ориентации и приоритеты педагога, потребностей


Культура

педагога


Общие знания,

умения, навыки

Психофизиологические и физические свойства личности, имеющие профессиональное значение





Общие

Профессиональные


Общие

Профессиональная

Профессиональные

знания, умения, навыки






Самосознание педагога

Общие

профессиональные знания, умения, навыки

Специальные

профессиональные знания, умения, навыки



Личностное

Профессиональное






Личностная и профессиональная концепция идеального «Я» педагога

Задание: Сравните структуры педагогического мастерства, предложенные Л.К. Гребенкиной и И.П. Андриади, выберите ту, которая на ваш взгляд наиболее полно подходит для раскрытия составных частей педагогического мастерства.
Литература:

1. В.А.Сластенин. Педагогика, М..,1998г,

2. Л.А.Байкова. Педагогическое мастерство

и педагогические технологии.М..,2001г.

Урок: Практический (2 часа)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск