Скачать 1.46 Mb.
|
Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2» Предметная (цикловая) комиссия педагогических дисциплин ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Методические рекомендации к практическим занятиям специальности 050704 «Дошкольное образование» 2006
Введение Современная образовательная ситуация изменила взгляды на педагогическую деятельность. Для того чтобы она была эффективной необходимо рассмотреть её через призму полученных теоретико-практических знаний, умений и личностных качеств. При всем многообразии имеющихся систем обучения основными критериями их отбора и рассмотрения в данном учебно-методическом пособии выступают природосообразность, личностная ориентация и творческое развитие студентов. Эти позиции тесно взаимосвязаны и соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественного образования. Особенность данного курса в том, что студент в практических упражнениях, педагогических ситуациях через собственный опыт приобретет представление о себе как о специалисте, сможет реально соотнести теоретическую готовность с личностными возможностями. Цель данного курса: формирование основ педагогического мастерства, четкого и адекватного понимания особенностей собственной педагогической позиции и профессиональной компетентности с учетом личностных качеств. Данная цель рассматривается через осуществление следующих задач: 1. Формирование знаний о специфике профессиональной педагогической деятельности и об этапах профессионального роста. 2. Развитие способности преобразовывать ситуацию исходя из целеполагания воспитательного образовательного процесса; развитие коммуникативных умений, культурного диалога, эмпатических способностей. 3. Побуждение студентов к самосовершенствованию, развитие интереса к практической деятельности, воспитание культуры поведения, внимательного отношения к детям и другим людям. Логика построения данного курса обусловлена системой последовательной работы по овладению основами профессионального мастерства. От осознания сущности педагогического мастерства, осмысления своего идеала и выявления уровня подготовки (соотношение "Я - идеальное" и "Я - реальное"), к постижению путей и средств развития профессиональной позиции, овладению педагогической техникой и педагогическим общением. Данная программа представлена в четырех разделах. Основные акценты сделаны на педагогическую технику, педагогическое общение, организацию работы с группой детей. Данное содержание позволяет значительно обогатить субъектный опыт студентов. Первый раздел содержит основные понятия, раскрывает сущность и содержание учебной дисциплины. Содержание второго раздела учебно-методического пособия помогает будущим педагогам осознать место педагогического взаимодействия в профессиональной деятельности; роль личностных качеств в повышении воспитательного эффекта педагогического взаимодействия, способствует выстраиванию взаимодействия с детьми в системе «человек – человек». Третий раздел раскрывает значение мастерства педагога в управлении учебно-воспитательным процессом и проектировании программы саморазвития и самообразования. Главная цель такого вида занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретических знаний применительно к особенностям изучаемой отрасли. Отличительной особенностью предлагаемых практических занятий как формы работы является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных для обсуждения вопросов и проблем, через ответы на вопросы по ходу изучения информации. Предлагаемые варианты занятий определены следующей схемой: тема, цель занятия, вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии, основное содержание информационного блока, вопросы для самоконтроля. После информационно – практического занятия предлагаются задания для самостоятельной работы студентов. Они направлены на организацию внеаудиторной работы, т.к. приучают студента к выполнению определенного комплекса заданий вне наличия непосредственной обратной связи, корректирующих, контролирующих и оценивающих действий преподавателя. Со стороны преподавателей предусматривается отсроченный контроль во время специально отведенных и особым способом организованных действий. Раздел 1 Урок: практический (2часа) Тема: " Профессиональная компетентность. Понятие "готовность". Теоретическая и практическая готовность. Профессиональные знания и умения (В.А.Сластенин). Цель: Сформировать представления о профессиональной компетентности. Что должны знать студенты:
Что должны уметь студенты:
Основные понятия: профессиональная компетентность, теоретическая готовность, практическая готовность. Содержание 1. Профессиональная компетентность Педагогическая профессия является по сути преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять нужно, быть компетентным. Профессиональная компетентность педагога - это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Содержание подготовки педагога представлено в квалификационной характеристике - нормативной модели компетентности педагога.
Квалификационная характеристика - свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.
(Учебными программами)
(Совокупность последовательно развертывающихся действий, основанных на теоретических знаниях). Структура профессиональной компетентности раскрывается через педагогические умения.
Умения: - педагогически мыслить и действовать. - умения анализировать факты и явления через теоретические знания, т.е. в этих умениях лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному. Он может быть на разных уровнях:
ВАЖНО! Довести процесс перехода до теоретического уровня. Мыслить - действовать - мыслить Это триада решения педагогической задачи, совпадение с компонентом педагогической деятельности и соответствующими им умениями. Таким образом, в результате модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности. Теоретическая готовность Совокупность психолого-педагогических и специальных знаний соединенных с умением педагогически мыслить. Педагогически мыслить, значит иметь УМЕНИЯ: Аналитические умения - это критерий педагогического мастерства, с помощью их извлекаются знания из практики, именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. а) расчленять педагогическое явление на составляющие элементы: - условия, - причины, - мотивы, - стимулы, - средства, -формы проявления; б) осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; в) находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности адекватные логике рассматриваемого явления; г) правильно диагностировать педагогическое явление; д) находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения; Прогностические умения: Управление социальными процессами предполагает конечный результат (предвосхищенную цель). Анализ педагогической ситуации есть основа для цели и путей решения. Успех предопределяется и способностью к антиципации (от лат. Предвосхищение). Состав прогностических умений: а) выдвижение педагогических целей и задач; б) отбор способов достижения педагогических целей; в) предвидение результата; г) определение этапов (стадий) педагогического процесса; д) распределение времени; е) планирование жизнедеятельности; Прогностические умения необходимы для:
Для этого необходимо овладеть методами:
Проективные умения включают: а) перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи; б) учет при определении задач и содержания интересов и потребностей детей, возможностей условий и опыта, личностных качеств; в) определение комплекса доминирующих задач и подчиненных; г) отбор видов деятельности; д) планирование индивидуальной работы; е) отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса; ж) планирование системы приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений; з) планирование развития среды, связей с родителями и общественностью; и) оперативное планирование; Рефлексивные умения: Способность разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки, деятельность. Это осмысление своих собственных действий. Практическая готовность
Мобилизационные - привлечение внимания, развитие интереса к деятельности. Информационные - навыки работы с печатными источниками, умения добывать информацию и умения интерпретировать, адаптировать информацию и т.д. Развивающие - Видеть "зону ближайшего развития", создание проблемных ситуаций, стимулирование познавательной деятельности и т.д. Ориентационные - направлены на формирование морально - ценностных установок и научного мировоззрения.
Перцептивные умения: а) умения понимать б) воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах партнера по общению в) проникать в личностную суть других людей, устанавливать инд. своеобразие г) определять тип ВНД, характер переживаний, состояния д) видеть главное в человеке Умения педагогического общения: - моделирование общения - построение партитуры общения - привлечение к себе внимания Вопросы для самоконтроля Задание 1.
Задание 2. Запишите десять основных качеств идеального педагога. Во всех ли записанных вами качествах встречаются пять компонентов педагогического мастерства?
Проанализируйте сформированность этих качеств у себя по 5 балльной шкале (5 баллов— качество устойчивое,… 1 - отсутствует совсем). Посмотрите, какой из компонентов педагогического мастерства вы оценили на 4, 5 баллов, на 3 балла, на 1, 2 балла. Можно ли из результатов, проделанной работы, сделать вывод? Какой? Урок: практический (2часа) раздел Тема: " Сущность педагогического мастерства. Понятия. Структура" Цель: Сформировать представления о педагогическом мастерстве, структуре, компонентах. Что должны знать студенты:
Что должны уметь студенты:
Основные понятия: педагогическое мастерство, профессиональная компетентность, теоретическая готовность, практическая готовность. Содержание 1. Что такое мастерство? Чем оно определяется? Чем оно питается? Возьмите слово за основу И на огонь поставьте слово. Возьмите мудрости щепоть, Наивности большой ломоть. Немного звезд, немного перца, Кусок трепещущего сердца, И на конфорке мастерства Прокипятите раз, и два, И много- много раз все это. Теперь пишите! Но сперва Родитесь все - таки поэтом! ( Кено, сов. Фр. поэт) В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела: учителей года, учителей-экспериментаторов, исследователей, творчески работающих учителей. Это специалисты высшей квалификации, высокой культуры, разрабатывающие авторские программы, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы, наиболее полно реализующие свой творческий потенциал, добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающих поколений. Каждый педагог должен стремиться совершенствовать свое профессиональное мастерство. Задание: 1.Запишите в столбик слова, возникающие по принципу свободных ассоциаций. 2. Используя эти ассоциации, дайте ваше определение изучаемому понятию. Первым следует назвать определение термина, предложенное С.И. Ожеговым и звучащее так: «Мастерство - это высокое искусство в какой- либо области». Если у сапожника, столяра, маляра, например, достижение результата связано только с его собственной деятельностью, то в педагогической деятельности результат получается как следствие взаимодействия педагога и ребенка. Далее авторские определения: * А.Дистервег считал, что истинное обучение должно соединять "знание дела (объекта), любовь к делу и учащемуся (субъекту), педагогические способности (субъективно-объективный метод)" *А.И. Щербаков: «Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя. * Н.Н. Тарасевич: «Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности». *Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка». * Ряд авторов: А.С.Макаренко, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин считают, что педагогическое мастерство определяют профессиональные знания, умения, навыки и комплекс личных свойств. * Другие: И.А.Зязюн, В.Н.Малиновская, А.Л.Смятских считают, что это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. Они считают мастер-педагог - это специалист высокой культуры, глубоко знающий предмет, разбирающийся в вопросах общей и детской психологии и владеющий методикой. * Такие педагоги как Ю.П.Азаров, В.Г.Куценко, А.И.Астахов определяют сущность педагогического мастерства как социально- психологическое, эмоциональное образование. По их мнению, педагогическое мастерство- это субъективное проявление учителя- воспитателя, удовлетворяющее эталонным требованиям. ??? 1. Какой вариант определения наиболее точно, с вашей точки зрения, раскрывает понятие «педагогическое мастерство», почему?
мастерства? 3. Какое из авторских определений совпало с вашей точкой зрения? Дополните свое определение. Рассмотрим сначала, из чего складываются основы и сущность педагогического мастерства. Сущность педагогического мастерства - это его, смысл, суть, содержание. Как мы видим нет единого мнения, что такое педагогическое мастерство. Одни считают, что это свойство, особенности личности, другие — что это знания, умения, навыки, третьи объединяют и то и другое вместе, четвертые — что это уровень осуществления профессиональной деятельности и т.д. Чаще всего все сходятся на том, что педагогическое мастерство это нечто общее и объединяющее: комплекс свойств личности, способности, знания, умения, навыки. Итак, можно определить, что сущность мастерства должна определяться через высокий уровень профессиональной деятельности, приводящей к должной результативности. Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина (авт. пособ. "Пед. маст. и пед. техн".) обобщают: Педагогическое мастерство- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность Компоненты педагогического мастерства
Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога- мастера - человеколюбие и умение общаться с людьми. Рассмотрим компоненты педагогического мастерства:
В содержании педагогической культуры можно выделить: - культуру педагогического мышления, - общения, - поведения и внешнего вида, - духовно нравственную культуру
дидактические \учебные, коммуникативные \способность общаться, перцептивные \проф. зоркость, наблюдательность, эмоциональные \ чувствовать, управлять и владеть собой \, прогностические \намечать перспективы, креативность и импровизацию \творчество, интуицию \предвидеть, эмпатию \способность к сопереживанию.
Московский педагог-исследователь И.П. Андриади предлагает другую структуру педагогического мастерства, беря за основу профессиональные нормы. К профессиональным нормам относит духовно-нравственную и интеллектуальную готовность, теоретическую и практическую готовность Педагогическое мастерство Духовно-нравственная и интеллектуальная готовность к творческому осмыслению социо- культурных ценностей общества Теоретическая и практическая готовность к творческому применению потенциала профессиональной деятельности Ценностные ориентации и приоритеты педагога, потребностей Культура педагога Общие знания, умения, навыки Психофизиологические и физические свойства личности, имеющие профессиональное значение Общие Профессиональные Общие Профессиональная Профессиональные знания, умения, навыки Самосознание педагога Общие профессиональные знания, умения, навыки Специальные профессиональные знания, умения, навыки Личностное Профессиональное Личностная и профессиональная концепция идеального «Я» педагога Задание: Сравните структуры педагогического мастерства, предложенные Л.К. Гребенкиной и И.П. Андриади, выберите ту, которая на ваш взгляд наиболее полно подходит для раскрытия составных частей педагогического мастерства. Литература: 1. В.А.Сластенин. Педагогика, М..,1998г, 2. Л.А.Байкова. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.М..,2001г. Урок: Практический (2 часа) |