Скачать 306.99 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района РТ «Утверждено» введено приказом № __61___ от ___31августа____2011__ г. Директор школы _______ Габдуллина Р.К.. подпись РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ литературное чтение ДЛЯ 3 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год) Составитель: Шайхутова Сакина Мусовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории СОГЛАСОВАНО___31.08.11 __ Зам. директора по УВР _______________ Нурисламова Т.А. подпись СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО протокол от ___31.08__ 2011__ г. № _1_ Руководитель МО __________ Шайхутова С.М. подпись Калмаш 2011 Пояснительная записка. Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2009 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования, в соответствии Концепции и программы для начальных классов и авторской программы Климановой Л.Ф. Программа рассчитана на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 102 часа в год. Так как по учебному плану для национальных школ на литературное чтение отведено по два часа в неделю, что составляет 68 часов в год, некоторые часы на изучение отдельных тем были объединены. В учебно-методический комплект «Школа России» входят: 1. Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс. – М.: Просвещение, 2007. 2. Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 3 класс. – М.: Просвещение, 2005. – Серия «Успешный старт». 3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Уроки литературного чтения. Поурочные разработки» 3 класс. Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя. Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого. Художественно - эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства. Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральный слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка долен, проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни. Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе. Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя, на третьем году обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров. Отличительной особенностью программы литературоведческого чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту. Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе 5-8 классов. Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса. - Учащиеся к концу третьего года обучения должны знать и уметь: -выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно и осознавать потребность в выяснении их смысла; -пользоваться сносками и толковым словарем; -отвечать на вопросы по содержанию словами текста; -выделять опорные слова; -опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей, -уметь прогнозировать содержание текста; -осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; -формулировать тему небольшого текста; -работать с заголовками; -определять основную мысль произведения путем подбора пословиц из ряда той, которая наиболее точно выражает главную мысль; -находить основную мысль, сформулированную в тексте; -определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам. – самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; -выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно); – составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста); – отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста; – самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания; – использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию. Содержание курса. 3 класс (68 часов) Самое великое чудо на свете (2 часа) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Устное народное творчество ( 7 ч.) Русские народные песни. Небылицы. Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и серый волк». Поэтическая тетрадь. 1 ( 2 часа ) Ф.И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая..»); А.А.Фет («Мама! Глянь-ка из окошка..»); И.З.Суриков («Детство»; «Зима») . И.С.Никитин («Утро»; «Встреча зимы»); Великие русские писатели (5 часов) А.С.Пушкин («Уж небо осенью дышало..»;; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане..»); И.А.Крылов («Зеркало и Обезьяна»; «Ворона и Лисица»); М.Ю.Лермонтов («Утес»; «Осень»); Л.Н.Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка») Поэтическая тетрадь 2 (4 часа) Н.А.Некрасов («Славная осень!»; «Дедушка Мазай и зайцы»); К.Д.Бальмонт; («Золотое слово»); И.А.Бунин («Детство»; «Полевые цветы»). Литературные сказки (6 часов) В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»); В.М.Гаршин («Лягушка- путешественница»); А.К.Толстой («Звонче жаворонка пенье..»; «Где гнуться над омутом лозы..»; «Вот уж снег последний в поле тает..»); А.Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»). Были- небылицы. (6 часов) М.Горький («Случай с Евсейкой»); К.Г.Паустовский («Растрепанный воробей»); А.И.Куприн («Слон»). Поэтическая тетрадь 1 (3 часа) С.Черный («Слон», «Воробей»), А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны»), С.А Есенин («Черемуха») Люби живое. (14 часов) М.М.Пришвин («Моя Родина»); И.С.Соколов- Микитов («Листопадничек»); В.И.Белов («Рассказы про Мальку»); В.В.Бианки («Мышонок Пик»); Б.С.Житков («Про обезьянку»); В.Л.Дуров («Наша Жучка»), В.П. Астафьев («Капалуха»), В.Ю.Драгунский («Он живой и светится»). Поэтическая тетрадь 2 (2 часа) С.Я.Маршак (« Гроза днем»), А.Л.Барто («Разлука»), С.В.Михалков («Если»). Собирай по ягодке - наберешь кузовок. (10 часов) Б.В. Шергин («Собирай по ягодке..»); А.П.Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); Н.Н.Носов («Федина задача»; «Телефон»), М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»), В.Ю. Драгунский («Друг детства») По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».(5 часов) Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»); Г.Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»). Зарубежная литература ( 2ч.) Мифы и легенды древней Греции («Храбрый Персей»). Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»). 1 четверть – 17 часов 2 четверть – 15 часов 3 четверть – 20 часов 4 четверть – 16 часов Тематическое планирование
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литературное чтение / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2008г., Буп оу 2004 г.; и методическими... | Климанова Л. Ф. Родная речь: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Ji. Ф.... Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий 7-15 | ||
Рабочая программа на 2012-2013 учебный год предмет Учебник: Климанова Л. Ф,В. Г. Горецкий, М. В. Голованова Родная речь. 3 класс. Ч. 1 М.: Просвещение, 2007 | В. А. Осеева «Волшебное слово» Оборудование: учебник «Родная речь» 2 класс, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, карточки для учащихся с синквейном,... | ||
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Родная речь» – 3 класс, составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и составлена на основе требований Федерального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Родная речь" Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М., "Просвещение", ОАО "Московские учебники", 2005 г | Тема Методический аппарат книг для чтения Горецкий В. Г., Голованова Г. В., Климанова Л. Ф. “О новом цикле учебников по чтению “Родная речь” для начальной школы”. // Нач шк.... | ||
Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. «Родная речь: 3 класс.» Развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента... | Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «Рассказы... Учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Родная речь: учебник для 2 класса начальной школы.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: Учебник «Родная речь» для 4 класса четырёхлетней школы, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, презентация... | Климанова Л. Ф. и др. «Родная речь». 4 класс. Части 1 и 2» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования,... | ||
Литературное чтение Пояснительная записка Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009 | Литературное чтение Пояснительная записка Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009 | ||
Характеристика рабочих программ класс Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение, Просвещение, 2013 | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009 |